Другие маяки и знаки

Маяк Дуэ

 

 

           Маяка Дуэ давно уже нет, но он был первым маяком на острове Сахалин и третьим маяком, устаноленным на Дальнем Востоке России.

           Маяк Дуэ, как указано в «Описании маяков, башен и знаков по берегам Восточного океана», был установлен «на западном берегу острова Сахалин, при крутом склоне горы между мысами Дуэ и Хойдже (ныне Ходжи)» в Татарском проливе.

           Маяк Дуэ открыл действие в 1863 году и прекратил действие в 1886 году после ввода в действие маяка Жонкиер.

           Маяк Дуэ был предназначен для указания мореплавателям места первого на Сахалине русского поселения – поста Дуэ (ныне посёлок), в то время административного центра Сахалина и где производилась впервые «ломка каменного угля» для нужд всего российского Дальнего Востока, в том числе и для кораблей военного флота.

           Точные географические координаты места установки маяка определить не просто из – за недостаточной точности их вычисления в средине 19 века. Широта места установки маяка Дуэ в ежегодно издававшихся книгах «Описание маяков…» указывалась постоянная – 50º 50' 00" N. Если соотнести место установки маяка на карте издания 1885 года, выкопировку из которой поместил И.Самарин в своей книге «Маяки Сахалина» на стр.6 с современной навигационной морской картой, то эта координата может быть принята и сейчас. Долгота места установки маяка в изданиях «Описания маяков…» разных лет менялась от 142º  05' 53" N до 142º  09' 30" N. На современной карте эта координата, как представляется, будет 142º  06' 14" N.

           Следует также учесть, что на современных морских навигационных картах и в лоции мыс Ходжи есть, а мыса Дуэ нет. На указанной выше карте издания 1885 года  в книге И.Самарина указано: «м.Жонкiеръ (Дуэ)». Название «Дуэ» ранее и теперь имеет река, на берегу которой был устроен пост Дуэ, а теперь расположен посёлок Дуэ.

           Название «Дуэ» нанёс на карту в 1787 году выдающийся французский мореплаватель Жан Лаперуз (граф Жан Франсуа де Гало Лаперуз, 1741 – 1788) по названию города Дуэ (Douai) на севере Франции в департаменте Нор, на реке Скарп. Мало вероятно, что Лаперуз дал одному и тому же мысу два названия. Очевидно, из – за малого масштаба его карты переписчики – копировальщики напутали, что имело место и с другим названием в том же районе.

           Существует версия, что у Лаперуза и его спутников с названием французского города ассоциировалось нивхское название «Руи», которое в переводе означает «водоворот, сильное течение». Так называл себя могущественный нивхский род, проживавший здесь. Его стойбище    в районе нынешнего Александровска – Сахалинского называлось      Руи-во.

           Дуэ – первое русское поселение на острове Сахалин основал 16 (28) июля 1856 года, тогда ещё капитан – лейтенант, впоследствии выдающийся русский мореплаватель адмирал  Николай Матвеевич Чихачёв (1830 – 1917), которому поручили организацию разработки каменного угля для кораблей флота. Название «пост Дуэ» закрепилось в 1858 году.

           Город Александровск – Сахалинский, расположенный в расстоянии 8,5 км к северу от посёлка Дуэ,  был основан в 1862 году и до 1926 года назывался «пост Александровский». 

           В 1862 году было предложено установить в порту Дуэ маяк. В 1863 году это предложение было реализовано и маяк открыл действие.

           Маяк представлял собой 4-гранную призматическую деревянную белую 2-этажную башню с серым фонарным сооружением высотой 43,5 фута (13,27 м). Он был установлен на высоте, как первоначально полагали, 334,3 фута (102,0 м) над уровнем моря в малую воду. При нивелировке в 1880 году, оказалось, что маяк установлен на 14 футов (4,20 м) ниже, чем считали ранее – на высоте 320,3 фута (97,80 м) от уровня моря.

           Маяк светил белым светом только в морском секторе. Его видимость ограничивалась мысами Ходжи и Жонкиер. На маяке был установлен отражательный (катоптрический) осветительный аппарат из 5-и аграндовых масляных  ламп с рефлекторами (отражателями). Первоначально этот аппарат предназначался для плавучего маяка на подходе к Николаевску на Амуре, от установки которого отказались. Аппарат имел недостаточную для берегового маяка силу света.

           Смотрителем маяка был младший офицер. Маячная прислуга состояла из унтер - офицера  и 6-и человек рядового состава Сибирского флотского экипажа, которые размещались в отдельном доме около маяка. Смотритель с семьёй из-за отсутствия места в этом доме жил в посту Дуэ в расстоянии около 0,5 км от маяка.

           Маяк освещался в период навигации, как правило, с 15 апреля по 16 ноября.

           В 1867 году на маяке установили 9 новых ламп, специально для него изготовленных.

           В 1870 году заведующий маяками и лоцией в портах Восточного океана поручик корпуса флотских штурманов Якимов осмотрел маяк и пришёл к выводу, что маяк требует большого ремонта, который не может быть выполнен из – за недостатка мастеровых и средств у Строительной части в портах Восточного океана. Гидрографический департамент Морского министерства обратил на это внимание главного командира портов Восточного океана.

           В 1871 году на маяке заменили все 9 ламп на новые, предназначавшиеся для ещё строившегося маяка Скрыплёва. Старые лампы отправили в Николаевск на Амуре для исправления. Было отпущено 300 рублей на окончание постройки дома для смотрителя маяка и 200 рублей на покупку и содержание лошади на маяке для перевозки дров из леса, который был далеко от маяка, и воды. На маяк отправили стёкла для фонарного сооружения и ворсу для конопатки башни и фонарного сооружения. Вместо старой гилякской лодки на маяк был отправлен исправный 4-вёсельный вельбот с принадлежностью.

           По отзывам командиров военных кораблей освещение маяка в конце 1871 года было превосходно, огонь маяка был виден более чем за 20 миль (37 км). Но с установкой новых ламп объём фонарного сооружения оказался мал. Казарма и кухня маячной прислуги были тесными для 7 человек, баня требовала ремонта.

           Для команды маяка в 1871 году была составлена   библиотека из книг от штаба главного командира портов Восточного океана и от библиотеки Сибирского флотского экипажа. В основном это были сочинения известного русского народного писателя и просветителя Александра Фомича Погосского (1816 – 1874).

           В 1876 году смотрителем маяка был прапорщик Иванов. Была построена новая баня вместо пришедшей в ветхость. Использование Сахалина в качестве места всероссийской ссылки и каторги привело к значительному скоплению ссыльно – каторжных поселенцев вокруг поста Дуэ – их число достигло 2 000 человек. В результате 22 ноября 1876 года и 6 января 1877 года был взломан маячный склад (магазин) и совершена  незначительная кража. На маяк были отправлены 2 ружья с патронами и тёплая постовая одежда для постоянного караула при складе из числа рядовых маячной команды. Было признано необходимым в навигацию 1879 года обнести маяк забором.

           В связи с отменой крепостного права с начала 70-х годов 19 века на маяках России была произведена давно назревшая замена военнослужащих на вольнонаёмный персонал. Только на Сахалине из – за его уголовного населения маячные команды продолжали формироваться из матросов и унтер – офицеров Сибирского флотского экипажа.

           В 1878 году всё положенное для годового содержания маяка и его служителей было доставлено на шхуне «Тунгуз» - судне Гидрографической части портов. Комиссия из офицеров шхуны произвела осмотр зданий маяка и признала необходимым для дальнейшего существования маяка выполнить следующее:

подвести под маяк фундамент, стены проконопатить и обшить тёсом, сделать новые балкон, рамы фонарного сооружения и крыльцо;

в доме смотрителя исправить печи, полы, окна и двери, а само здание обратить в помещение для маячных служителей, так как казарма пришла в ветхость и по числу людей крайне мала;

для смотрителя построить новый дом.

К исходу осени по распоряжению смотрителя маяка на отпущенные 100 рублей под башню маяка уже подводили фундамент из деревянных столбов, стены проконопачивались и готовились под обшивку тёсом, Балкон, рамы и крыльцо смотритель собирался переделать на новые в течении зимы.

           Из – за совершенной непригодности казармы предполагалось взамен её построить новую, для чего в Строительной части портов составили смету.

           В 1879 году был выполнен капитальный ремонт всех зданий маяка, но из – за недостатка средств забор остался недостроенным. Общая длина забора должна была быть 184 сажени (392 м). Увеличение количества ссыльно – каторжных в посту Дуэ привело к увеличению побегов и разбоев. Был закончен ремонт башни маяка, дома для смотрителя, казармы и конюшни. Во вновь построенной бане поставили печь и   крышу перекрыли на 2 ската. Все работы были освидетельствованы комиссией из офицеров шхуны «Ермак» Гидрографической части порта.

           Из – за отсутствия на маяке Дуэ сарая для хранения штатного вельбота в средине лета он был похищен партией бежавших ссыльных, но впоследствии доставлен в Дуэ гиляками вместе с бежавшими заключёнными (гиляки – устаревшее название народа, носящего теперь название «нивхи» - от самоназвания «нибх» или «нибах» - то есть «люди»).

           В 1879 году в Николаевске на Амуре были получены с Балтики для маяков Дуэ и Клостер – Кампский (ныне – маяк Орлова) новые колокола весом каждый     6 пудов 23 фунта (107,7 кг), которые предполагалось отправить на маяки в навигацию 1880 года. В 1879 году на маяке Дуэ было установлено и испытано артиллерийское орудие – единорог, стрелявшее ядрами весом 10 фунтов (4,1 кг), для сигналов во время туманов  судам «выстрел на выстрел».

           В 1880 году осветительные припасы на маяк Дуэ были доставлены шхуной «Ермак» в мае. Для ревизии и организации ремонта маяка прибыл распорядитель работ по лоции прапорщик Иванов 15-ый, который прожил на маяке часть лета. Был установлен колокол, который был необходим для грузовых барж поста, работавших во время тумана при погрузке и выгрузке судов, приходивших на открытый Дуэский (ныне – Макарьевский) рейд. Во время тумана производился звон редкими ударами в колокол. Если были услышаны с судна удары колокола, свистки или другие сигналы, то в ответ били в колокол «рынду», то есть  тройным ударом. «Склянки» били в колокол двойным ударом. На маяке установили 4 новые лампы и 3 рефлектора.

           Установка забора вокруг маяка вновь не была выполнена, так как единственное лицо, способное выполнить эту работу  и принявшее её на себя за цену 2 000 рублей – начальник поста Дуэ майор Громкау в начале лета был назначен на пост св.Ольги. Приехавший вместо него майор Лохвицкий отклонил этот подряд из – за позднего времени и новизны самого места. 

           Смотрителем маяка Дуэ в 1880 году был В.А.Чехов.

           В 1881 году не удалось построить новую казарму из – за позднего времени получения разрешения. Работа была отложена на лето 1882 года. Начальник острова Сахалин обещал построить казарму посредством ссыльно – каторжных и не дорого.

           В 1882 году начальник Гидрографической части на клипере «Абрек» испытал сигналы пушки и колокола, нашёл их слабыми и предложил заменить.

           Для доставки на маяк воды из постовой ложбины, а также провизии и осветительных припасов с судов по дороге, идущей на протяжении 1,5 верст (1,6 км) по скату горы, при маяке завели лошадь. Для её прокорма около маяка были хорошие сенокосные луга.

           Вновь назначенному смотрителю Кошелеву было вменено в обязанность производить метеорологические наблюдения, для чего он практиковался на Владивостокской метеостанции. Метеоинструменты были установлены на маяке в июне 1882 года и проверены. Это было проявление серьёзного намерения государства по созданию и сгущению сети метеостанций на территории России, особенно в труднодоступных районах морских побережий, где располагаются   маяки, с использованием инфраструктуры маяков и квалифицированных кадров смотрителей маяков. Таким образом сокращались расходы на создание и  содержание сети метеостанций. Эта система была развалена по решению Совмина ССР в угоду ведомственным интересам Госкомгидромета СССР в начале 50-х годов 20 века. В Госкомгидромет СССР была передана  часть жилых и служебных зданий и помещений маяков, а так же часть территории маяков. В результате, в одном городке стали существовать два независимых юридически друг от друга, но прочно связанные «по жизни» коллектива. Поскольку это оказалось дорогим «удовольствием», метеостанции при маяках, в числе других, стали ликвидировать под «вопли» о снижении плотности сети и уменьшение объёма данных для прогнозирования.

           В 1883 году была начата и в 1884 году была закончена постройка казармы маячной команды.

           В 1885 году была увеличена численность маячной команды с 6 до 9 человек из – за попыток разграбления маячных кладовых ссыльно – каторжными.

           Маяк обветшал и требовалось строительство нового маяка. Кроме того, местным горным инженером было указано, что на прежнем месте маяк строить нельзя, так как «подземные работы каменноугольных копей идут под зданиями маяка». В конце 1885 года был построен маяк Жонкиер, а в 1886 году он был введён в действие – «открыл    освещение». Расстояние между маяками было около 8 км (4,3 мили).

           1886 год был последним годом действия маяка Дуэ. В 1887 году маяк уже был исключён из числа действующих маяков. Первый на Острове Сахалин и третий на Дальневосточном побережье России маяк Дуэ действовал 23 года.

 

Ю.Шухин

 

6 августа 2015 года

          


 

 

Автоматический светящий навигационный знак Новокурильский

Историко - техническая справка

           Автоматический светящий навигационный знак Новокурильский (далее – навигационный знак Новокурильский) установлен на мысе Черепаха, являющемся восточным входным мысом бухты Новокурильская. Бухта Новокурильская расположена в северо – западной части острова Уруп, со стороны Охотского моря. Остров Уруп является четвёртым по величине островом Большой Курильской гряды.

           Название навигационному знаку присвоено по названию бухты, вход в которую он обеспечивает.

           Навигационный знак Новокурильский расположен в расстоянии 150 м от береговой черты на высоте 23,0 м над уровнем моря.

           Географические координаты знака Новокурильский: 

широта 46°  13,52' N,   долгота 150° 20,18' Е.

           Штатный номер навигационного знака Новокурильский по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» -  2485. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней -  М 8050.5.

           Навигационный знак Новокурильский предназначен для обеспечения мореплавания у северо – западной оконечности острова Уруп и на подходе к Новокурильской бухте.

           Навигационный знак Новокурильский находится на территории Курильского городского округа Сахалинской губернии.

           Бухта Новокурильская является одним из всего лишь трёх мест острова Уруп, удобных для якорной стоянки у его берегов. Она защищена от всех ветров, кроме северных и северо – восточных.

           Мыс Черепаха – высокий, скалистый, обрывистый, поросший травой. Мыс окаймлён грядой камней, уходящей от него на расстояние до 4 кабельтовых  - до 750 м.                                                                                                                                                                                               

           Остров Уруп на протяжении последних десятилетий до недавнего времени в качестве постоянно проживающего населения имел только малочисленный персонал двух маяков: маяка Ван дер Линда на юго – западной оконечности острова и маяка Кастрикум – на северо – восточной его оконечности. Между маяками расстояние по прямой 115 км при полном отсутствии в настоящее время дорог.

           Нынешнее название острова «Уруп» было дано коренными местными жителями – айнами. В переводе оно означает «Лосось». Эта рыба в изобилии водится в местных речках.

           Остров Уруп и некоторые другие острова Большой Курильской гряды открыл для европейцев в 1643 году выдающийся голландский мореплаватель Мартен Герритсен де Фриз (Мартен Герриц де Фрис, де Фри, Maarten Gerriszoon de Vries, 1589 – 1646). 20 (30) июня 1643 года он высадился на   юго – западном побережье острова и присвоил названия нескольким географическим объектам, которые в последствии были переименованы.

            Первым русским исследователем, пришедшем на остров Уруп, был также  выдающийся мореплаватель капитан 1 ранга Мартын Петрович Шпанберг (Martin Spanberg, датчанин на русской службе, сподвижник Витуса Беринга, 1696 – 1761), командовавший отдельным отрядом в составе 2-ой  Камчатской экспедиции (1733 – 1743). Будучи командиром бригантины «Архангел Михаил» (длина 18,0 м, ширина 4,3 м, осадка 1,7 м, экипаж более 60 человек), он составил первую карту Курильских островов.    

           Описание острова Уруп было сделано  в 1787 году участниками кругосветной экспедиции великого французского мореплавателя Жана Франсуа де Гало графа Лаперуза (Jean Francois de Galaup, conte de Laperouse, 1741 – 1787).

           Первое русское поселение на острове Уруп возникло в 1766 году в бухте Алеутка на восточном, тихоокеанском его берегу и просуществовало до 1806 года. В 2 км от навигационного знака Новокурильский на берегу бухты в период освоения Россией Курильских островов Русско – Американской компанией ещё во второй половине XVIII века был основан посёлок Компанейск. В период с 1760 по 1806 год остров носил название «остров Александра». В начале XIX века японцы вытеснили русских с острова и обживали это поселение, о чем свидетельствуют остатки разрушенных молов, которые упоминаются в лоции.

           По первому русско – японскому Симодскому договору о территориальном разграничении Курильских островов от 7 (19) февраля 1855 года граница была установлена по проливу Фриза. Остров Уруп и другие острова к северу от пролива признавались владением России. Остров Итуруп и другие острова к югу от пролива – владением Японии. Но уже 7 (19) февраля 1875 года по Санкт-Петербургскому договору Россия в обмен на южную, японскую часть Сахалина отдала все принадлежавшие ей Курильские острова. Японцы дали острову Уруп название «Раккошима», что в переводе означает «Остров каланов».

           После войны в селении Компанейское была размещена мотострелковая бригада. Но после её передислокации и расформирования в процессе сокращения численности Вооружённых Сил посёлок был оставлен и разрушился.

           Остров Уруп в Японии и в СССР считали не заслуживающим внимания в экономическом отношении. Сейчас, как пишет К.Дюкарев, в южной части острова Уруп начата добыча золота, хотя геологи его нашли ещё в 1969 году. Запасы месторождения, получившего название «Купол», уже оцениваются не менее чем в 100 тонн рудного золота. Разведана жила длиной 360 метров с содержанием золота до 14 грамм на 1 тонну руды, а в некоторых местах от 50 до 500 грамм на 1 тонну.  

           Впервые об установке и вводе в действие светящего навигационного знака Мисима при входе в бухту Мисима на острове Компанейский было объявлено в Извещении мореплавателям 17 июня 1947 года – такие названия носили в то время бухта Новокурильская и остров Уруп. О переименовании бухты Мисима в «Новокурильскую» было объявлено в Извещении мореплавателям 17 октября 1949 года. Соответственно был переименован и навигационный знак.

           Навигационный знак Мисима, в последствии Новокурильский, представлял собой 3-гранную деревянную не обшитую досками и не окрашенную пирамиду высотой 3,10 м. Стойки знака из брёвен диаметром 25 см были заглублены в грунт. Знак был установлен в расстоянии 100 м от береговой черты на высоте 17 м над уровнем моря. На знаке был установлен ацетиленовый светооптический аппарат марки Ф-200. Он светил белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 1 сек + темн.4 сек – период       5 сек – 12 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 7 миль –    13 км.

           Из-за непригодности навигационного знака для дальнейшей эксплуатации в средине августа 1977 года специализированная экспедиционная подрядная организация 635 Военно – морское строительство Дальвоенморстроя (в/ч 34363), созданная в соответствии с постановлением Совета Министров СССР 1949 года, развернула работы по строительству автоматического светящего навигационного знака на мысе Черепаха. Строительством руководил майор-инженер В.И.Самоныкин, производителем работ был Павлов. Навигационный знак был построен по типовому проекту шифр ТР-7/2, разработанному Военморпроектом № 26, г.Ленинград, в августе 1952 года.

Главный инженер проекта Голубев

Групповой инженер            Гастищев

Проектировали                    Закута и Рябов.

           Строительная экспедиция с грузом весом более 100 тонн была доставлена из Петропавловска на Камчатке на транспортном судне «Поной» и гидрографическом судне ГС-198. Из-за отсутствия причала была произведена рейдовая разгрузка судов. Знак был построен и принят в эксплуатацию в ноябре 1977 года. Стоимость строительства знака в условиях необорудованного побережья и оплаты работ по фактически произведённым затратам составила 202,0 тыс. рублей.

           Построенный и действующий до сих пор навигационный знак Новокурильский представляет собой 8-гранную призматическую башню, сложенную из бутового камня и оштукатуренную снаружи и внутри. Размер башни в плане 2,90 х 2,90 м. Высота башни от планировочной отметки до верхней площадки 8,0 м. Внутреннее помещение, предназначенное для установки стального трапа с поручнем шириной 0,60 м, имеет размер        1,70 х 1,70 м. Толщина стен 0,60 м. 8-угольная в плане верхняя железобетонная площадка имеет размер 3,60 х 3,60 м. Площадка огорожена стальными перилами высотой 1,0 м. Ограждённая площадка имеет размер 2,90 х 2,90 м. Для выхода из башни на площадку предусмотрен лаз размером в плане 0,85 х 0,85 м, накрытый колпаком высотой 0,95 м из листовой стали. Колпак служит также подфонарным столиком для установленного на нём светооптического аппарата. Для входа в башню устроен дверной проём размером 0,90 х 2,0 (h) м, а для освещения внутреннего помещения башни дневным светом – два оконных проёма размером 0,30 х 0,75 (h) м. Окна и дверь деревянные. При входе в башню устроено бетонное крыльцо со ступенями размеров 1,84 х 1,50 х 0,73(h) м. Штатная окраска башни – три горизонтальные полосы шириной в 1/3 высоты башни: верхняя и нижняя красные и средняя белая.

           12 января 1978 года Извещением мореплавателям объявлено об установке дневного ориентира – каменной башни в 8 метрах к северо – востоку от существующего знака, а 19 мая 1978 года после выполнения работ по монтажу светооптического аппарата объявлено об упразднении прежнего деревянного знака и вводе в действие нового знака.

           Ныне установленный на автоматическом светящем знаке Новокурильский светооптический аппарат марки ЭМ-300 с электролампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт светит в секторе 234° - 88° белым проблесковым огнём: свет 1,5 сек + темн.3,5 сек – период    5 сек. Дальность видимости огня 9 миль – 17,5 км.

           Автоматический светящий навигационный знак Новокурильский находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

Ю.Шухин

18 января 2017 года

 

 


 

 

 

Знак Силина

 

Историко – техническая справка

 

           Светящий навигационный знак Силина установлен на юго-восточном берегу полуострова, ограждающего с запада бухту Валентина, в расстоянии 3,8 кабельтова (700 м) к юго-западу от мыса Силина, который является юго-западным входным мысом бухты Валентина на северо-западном берегу Японского моря.

           Штатный номер знака Силина по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - № 595. Международный номер знака по издаваемому Великобританией описанию огней – № М 7579.5.

           Знак Силина предназначен для обеспечения мореплавания у побережья Приморья и на подходе к бухте Валентина.

            Берег в месте установки знака представляет собой красноватую гранитную скалу высотой около 100 м, отвесно обрывающуюся к морю. Мыс окаймлён скальными обломкам и камнями. Знак установлен на высоте 102,70 м над уровнем моря в расстоянии 90 м от берегового обрыва.             

Географические координаты знака Силина:

долгота 43º 06,0' N , широта 134º 18,5' E.

           Знак Силина установлен на территории Лазовского района Приморского края.

           Знак Силина находится в расстоянии  4,5 км от ближайшего населённого пункта – посёлка Валентин. Ближайшие маяки с постоянным персоналом находятся: на юго-западе -  маяк Островной в расстоянии 31,2 мили (58 км) и на северо-востоке - маяк Дальний в расстоянии 24 мили (44,5 км).

                      Мыс Силина был описан и нанесён на карту в 1860 году экспедицией под командованием подполковника корпуса флотских штурманов Василия Матвеевича Бабкина (1813 – 1876) на шхуне «Восток». Тогда же мыс был назван по фамилии участника экспедиции поручика корпуса топографов Силина. Знак назван по названию мыса, близь которого он установлен. Лежащая рядом бухта тогда же была названа «бухтой святого Валентина». Ныне – бухта Валентина. Экспедиционная парусно – моторная шхуна «Восток» была построена в Англии в 1851 году и в 1957 году куплена Е.В.Путятиным. Водоизмещение шхуны было 210 тонн.

           Навигационный огонь на мысе Силина, судя по данным Извещения мореплавателям ГС ТОФ от 5 июля 1946 года № 108, действовал ещё с 30-х годов XX века. Ранее он был белый группо – прблесковый с характеристикой: свет 10 сек + темн. 10 сек + свет 10 сек + темн. 30 сек – период 60 сек и  с дальностью видимости 20 миль (37 км). Там же находился морской радиомаяк, об упразднении которого было объявлено 1 июля 1946 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ  № 104.

           В 1946 году силами Гидрографической службы флота была произведена реконструкция огня Силина. Была установлена стальная 4-гранная пирамидальная решетчатая башня высотой 2,57 м, окрашенная свинцовым суриком в оранжево-красный цвет. Башня не имела щитов дневной видимости и поэтому в светлое время суток не наблюдалась. В Извещении мореплавателям ГС ТОФ от 5 июля 1946 года сообщалось об изменении характеристики навигационного огня Силина, которая стала проблесковой: свет 1 сек + темн. 5 сек – период 6 сек, то есть 10 проблесков в минуту, и  дальности видимости – она стала 12 миль (22 км).

           На башне бал установлен ацетиленовый маячный фонарь марки Ф-300. Рядом с башней был установлен сначала шкаф, а позднее – деревянная будка, для ацетиленовых баллонов.

           В 1962 году навигационный огонь Силина был переведён на электропитание, для чего в фонаре ацетиленовая горелка была заменена на лампоменятель и рядом с башней был установлен  ветроэлектрогенератор марки ВЭ-2м с аккумуляторной батареей марки  5-НКМ-100. В 1972 году была произведена замена ветроэлектрогенератора на новый марки АВЭС-0,1/12.

           В 1981 году для электропитания маячного аппарата была введена в действие изотопная энергетическая установка марки ИЭУ-2, которая после выработки ресурса была заменена в 2005 году на химический источник тока – батареи.

           Сейчас светящий навигационный знак Силина находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

 

 

Ю.Шухин

 

15 июня 2018 года            

          

 

 


 

 

 

 

Маяк Смирнова

 

Историко – техническая справка

 

           Автоматический световой и радиомаяк Смирнова установлен в расстоянии 6,3 мили (12 км) к NNE от мыса Тавухин на юго-западном берегу Олюторского залива Берингова моря. Мыс Тавухин является южной оконечностью полуострова Говена, отделяющего Олюторский залив от залива Корфа.

           Штатный номер маяка Смирнова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 3494. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 8129.

           Маяк предназначен для обеспечения мореплавания в Олюторском заливе.

           Поскольку установка маяка на мысе Тавухин была бы полезна для обеспечения плавания судов с южного направления, но из-за гористого характера берега не решала в полной мере обеспечение плавания судов с западного и восточного направлений, было принято решение об установке на южной  оконечности полуострова Говена двух маяков: одгого на мысе Говена – к западу от мыса Тавухин и другого к NNE от мыса Тавухин. Маяк на мысе Говена был построен в 1953 году.

Географические координаты маяка Смирнова:

широта 59º 54,3' N, долгота 166º 23,9' E

           Объяснений причины присвоения маяку названия «Смирнова» не нашёл. Представляется, что маяк был назван в честь Героя Советского Союза адмирала флота Николая Ивановича Смирнова (1917 – 1992), который с 1969 года по 1974 год был командующим Тихоокеанским флотом, а затем до 1988 года был 1-ым заместителем Главнокомандующего ВМФ.

           Маяк Смирнова установлен в расстоянии 50 м от берегового обрыва на высоте 54 м над уровнем моря. Грунт на месте установки маяка – дресва.

           Проект строительства маяка Смирнова был выпущен в 1979 году. Был привязан типовой проект автоматического светового и радиомаяка высотой 17 м шифр Б-6-2/73, выпущенный в 1973 году проектной организацией в/ч 54034. Главный инженер организации В.И.Манойлин, главный инженер проекта Г.И.Кирсанов, руководитель проектной группы М.Борунов,  инженеры Зудин, Шафранская, Мухин, Панов.

           Из-за отсутствия достаточных финансовых средств для осуществления строительства маяка  в отдалённом и труднодоступном районе побережья развёртывание работ откладывалось. Только 26 июня 1989 года теплоходом  «Еруслан» к месту работ была доставлена из Петропавловска на Камчатке строительная экспедиция подрядной строительной организации в/ч 74360 Строительного управления флота. Работами руководили подполковник-инженер В.М.Николаев и старший лейтенант-инженер О.М.Галуза. Была произведена в условиях постоянного волнения моря рейдовая разгрузка и доставка на не оборудованный причалом берег с форсированием прибойной полосы нескольких сотен тонн строительных материалов, оборудования и техники. Обустроились на голом месте. В течении строительного сезона до наступления периода холодов и штормов были построены павильон и нижняя часть высотой 7 м монолитной железобетонной башни маяка при проектной высоте 17 м.

           В следующем, 1990 году строительную экспедицию доставили на объект до 15  июля. Были выполнены все предусмотренные проектом работы и 18 октября 1990 года башня,  павильон и две радиомачты были приняты в эксплуатацию. Стоимость строительства маяка составила 1 098,0 тыс. рублей. Строительная экспедиция была снята с объекта в ноябре вертолётом.

           Из-за переноса поставки радиоизотопного теплоэлектрического генератора марки ИЭУ-1 на более поздний срок на маяке временно установили фонарь марки ЭМ-300 с электропитанием от батарей марки «Знак». 26 декабря 1990 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 90 часть II об установке маяка Смирнова.  Маяк светил белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 0,5 сек + темн. 4,5 сек – период 5 сек, то есть 12 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 9 миль (17 км).

           Маяк Смирнова представляет собой монолитную железобетонную башню высотой 17 м, состоящую из 8-гранного призматического ствола высотой 12,45 м, установленного на 4-гранный призматический цоколь высотой 4,55 м. Ствол имеет размер в плане 5,08 х 5,08 м, а цоколь – 5,20 х 5,20 м. В башне 4 этажа, в том числе один жилой, утеплённый и отапливаемый, для временного пребывания двух специалистов на период периодического обслуживания технических средств и ремонта объектов.

           Башня окрашена 5-ю красными и 4-мя белыми горизонтальными полосами.

           На расстоянии 3,00 м от маяка построен павильон из шлакобетонных блоков для  радиоизотопного теплоэлектрического генератора. Он имеет размер в плане 5,28 х 3,98 м, общую площадь 14 кв.м, высоту помещения 2,75 м, толщину стен 39 см.

           Для Т-образной антенны радиомаяка установлены две стальные мачты-опоры высотой по 30 м.

           От места выгрузки на берег до маяка идёт тропа длиной около 500 м. Дорог и причала нет.  

           В 1991 году был установлен и введён в действие автоматический радиомаяк марки «Агат-1» с электропитанием от батарей «Знак», о чём было объявлено в Извещении мореплавателям № 41/91 часть II. Он имел опознавательный сигнал «СН», работал на частоте 309,5 кгц и имел дальность действия 50 миль (93 км).

           В 1993 году на маяк был доставлен радиоизотопный теплоэлектрический генератор марки ИЭУ-1М и автоматический маячный светооптический аппарат марки АСА-500 с фонарём. Была изменена характеристика огня маяка. Огонь остался белым проблесковым, но стал: свет 1 сек + темн. 7 сек – период 8 сек. Дальность действия маяка была увеличена до 18 миль (33 км). Об этом было объявлено в Извещениях мореплавателям 1995 года     № 92/95 и 1996 года № 83/96.

           В 2002 году в Извещении мореплавателям № 5638/02 было объявлено о сокращении времени работы маяка в соответствии потребностями мореплавателей – маяк начал работать не круглогодично, а с 30 июня по 15 декабря.

           С 2003 года маяк Смирнова не действует, являясь дневным ориентиром – несветящим навигационным знаком. Об этом было объявлено в Извещениях мореплавателям 2003 года № 6157/2003 и 2004 года № 4211/2004.

           Маяк Смирнова находится в ведении  Гидрографической службы флота.

 

Ю.Шухин

 

26 июля 2018 года

 


 

 

 

Маяк Сопочный

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Сопочный был установлен на мысе Сопочный, на  тихоокеанском, юго-восточном берегу Камчатки. Мыс Сопочный расположен в 15 милях (28 км) к северо-востоку от мыса Лопатка – южной оконечности Камчатки.

           Маяк Сопочный не существует с 1971 года. Его штатный номер в книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья СССР» издания 1970 года был № 3105.

Географические координаты маяка Сопочный:

широта 51º 03,3' N, долгота 156º 56,7' E.

           Маяк Сопочный был расположен на территории Елизовского района Камчатского края.

           Маяк был установлен в годы Второй мировой войны для советских, американских и канадских судов, которые везли грузы по ленд-лизу  в дальневосточные порты СССР. Маяк Сопочный был предназначен для уточнения определения места судами перед предстоявшим им проходом через Первый Курильский пролив между мысом Лопатка на Камчатке и островом Шумшу – самым северным островом  Большой Курильской гряды. На принадлежавшем тогда Японии острове Шумшу была размещена большая группировка японских войск. США вели с Японией боевые действия на всём Тихом океане. Япония с СССР открыто не воевала, но, будучи союзницей Германии, препятствовала указанным перевозкам. Первый Курильский пролив был единственным проливом между Тихим океаном и Охотским морем, контролировавшимся СССР.

           Мыс Сопочный - обрывистый и крутой, поросший травой и кустарником.

           Маяк Сопочный был построен в конце 1943 года. О его вводе в действие было объявлено 15 февраля 1944 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 48.

           Маяк был установлен на высоте 124 м над уровнем моря в расстоянии 90 м от края берегового обрыва.

           Маяк представлял собой деревянную трёхгранную решетчатую пирамидальную башню высотой 20,00 м. Расстояние между стойками из круглого леса диаметром 20 см в основании башни было 3,85 м. Стойки были опёрты на бетонные фундаментные подушки размером в плане 1,10 х 1,10 м и высотой 0,35 м, заложенные на глубину 1,45 м от планировочной поверхности. Подъём на верхнюю площадку башни осуществлялся по вертикальному трапу.   На верхней площадке башни были установлены основной и резервный маячные аппараты. Огонь основного аппарата был белый проблесковый круговой: свет 0,7 сек + тёмн. 5,3 сек – период 6 сек, то есть огонь маяка имел 10 проблесков в минуту. Дальность видимости маяка была 25 миль (46 км). Источником света была электрическая лампа. Поэтому маяк имел определение «электромаяк» в то время, когда большинство маяков имело керосиновое или ацетиленовое освещение. Резервный ацетиленовый огонь имел такую же характеристику, но дальность видимости его была 8 миль (15 км).

           Личный состав маяка состоял из матросов и старшин срочной службы.  Даже в 1951 году начальником маяка был старший матрос Демченко. Для размещения маячной команды в том же 1943 году был построен деревянный жилой дом общей площадью 38 кв. м с пристроенным каркасно-обшивным сараем площадью 14 кв. м. Дом имел размер в плане 6,65 х 6,20 м, высоту помещений 2,70 м. В доме были жилая комната, камбуз и кладовая. Стены имели толщину 20 см. Фундаментом были деревянные стулья, заглубленные в грунт на 1 м. Пол в доме был деревянный, стены внутри дома оштукатурены, чердачное перекрытие деревянное, крыша чердачная, кровля тесовая. Отопление печное, кухонная плита на дровах. Освещение в доме было керосиновое, несмотря на то, что маяк освещался электричеством.  Воду брали из ручья, который зимой промерзал до дна.  Уборная была вне дома. Бани не было.

           Для обеспечения действия маяка было построено маячное техническое здание, конструкция и размер которого были как и у жилого дома. В здании размещалось вахтенное помещение, были установлены два бензоэлектрических генератора и хранилось маячное имущество. Отопление здания было печное, освещение – керосиновое.

           Расстояние от маячного технического здания до маяка было 38 м, а до жилого дома – в противоположную сторону около 1700 м. Это было неудобно, а зимой – опасно.

           Условия жизни и работы на маяке были исключительно тяжёлые. Петропавловск-Камчатский  находился к северо-востоку в расстоянии 145 миль (269 км) хода морем. Посёлок Северо-Курильск на острове Шумшу – к югу в расстоянии 63 мили (117 км) морем, в том числе через пролив. Ближайший посёлок Озёрная находился в расстоянии 115 км по тропе, так как дорог нет. Зимой можно было добраться на нартах, а летом – на лошадях с вьюком. На шлюпке к берегу можно было подойти только при ветре с берега и силой до 4 баллов. При ветре с моря высадка была невозможна. Средств связи и возможностей для связи маяк не имел.

           В 1949 году башня маяка была разрушена штормом при скорости ветра до 55 м/сек. Сохранилась нижняя секция башни высотой 6,25 м от планировочной поверхности. По её верхней обвязке в 1950 году был сделан настил из досок, на который установили деревянную 4-гранную пирамидальную красную башенку высотой 2,65 м, укреплённую растяжками. Общая высота башни маяка стала 8,90 м.

           На верхней площадке был установлен маячный фонарь марки Ф-500 с поясной линзой Л-500. Диаметр линзы был 500 мм, её высота 590 мм, фокусное расстояние 250 мм. В фонаре была установлена электролампа марки ММ-9 мощностью 500 ватт и силой света 980 свечей. Осевая сила света фонаря была 20 000 свечей. Маяк стал светить белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 0,8 сек + темн. 3 сек – период 3,8 сек. Характеристика огня маяка задавалась проблесковым аппаратом марки «Пинч». Дальность видимости огня уменьшилась до 20 миль (37 км).

           Электропитание маяка осуществлялось двумя бензоагрегатами марки АЛ-6/3 с двигателями марки Л-6/3 мощностью по 6 л.с. и генераторами постоянного тока марки ПН-28,5 мощностью по 3 квт через 22 аккумуляторные батареи марки СТЭ-144.

           6 декабря 1955 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ о новой, изофазной  характеристике огня маяка: свет 3 сек + темн. 3 сек – период 6 сек. Дальность видимости огня не изменилась.

           В 1960 году начальником маяка был Узлов.

           1 августа 1963 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 184 ГС ТОФ часть II об упразднении маяка и резервного огня при нём и установке автоматического светящего навигационного знака. Личный состав маяка был снят.

           В качестве светящего навигационного знака было использовано маячное техническое здание, на крыше которого была установлена 3-гранная деревянная пирамидальная башня с красным щитом высотой 2,90 м. Характеристика огня сохранилась, но дальность видимости огня стала 10 миль (18 км). 

           13 октября 1971 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 71 часть II о разрушении светящего навигационного знака Сопочный ураганом. Конструкции здания пришли в негодность, ремонту или восстановлению не подлежали.

           В 1972 году было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 35 часть II о упразднении светящего навигационного знака Сопочный.

           Мыс Сопочный ограждался маяком и знаком в течении 28 лет. В последующие годы на мысе средства навигационного оборудования не устанавливались.

 

Ю.Шухин

 

9 июля 2018 года     

          


 

Задний маяк створа Залива Советская Гавань

 

Маяки створа Залива Советская Гавань

 

Историко – техническая справка

 

           Передний и задний автоматические маяки створа Залива Советская Гавань установлены на правом берегу устья реки Советская при её впадении в вершину бухты Юго – Западная залива Советская Гавань.

           Штатные номера маяков по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года: переднего маяка - № 850, заднего маяка - № 851. Международные номера маяков по издаваемому Великобританией описанию огней: переднего маяка - № М 7639, заднего маяка - № М 7639.1.

           Залив Советская Гавань вдаётся на 9,5 км в западный берег Татарского пролива между мысом Путятина и мысом Милютина, расстояние между которыми 2,4 км. Залив состоит из трёх больших бухт: Юго – Западной, Западной и Северной, в каждый из которых  имеется несколько небольших бухт.

           Порт Советская Гавань расположен в Юго – Западной бухте и состоит из морского торгового порта и морского рыбного порта.

           Створ маяков Залива Советская Гавань ведёт вдоль средины Юго – Западной бухты от входа к вершине и обеспечивает подход судов к причалам торгового и рыбного портов.

Географические координаты маяков створа:

переднего маяка: широта 48º 57,856'  и долгота 140º 13,606',

заднего маяка: широта 48º 57,499' и долгота 140º 13,081'.

Направление створа 44,6º – 224,6º. Расстояние между маяками створа 922 м. 

           Залив Советская Гавань был открыт  16 (4) июля 1853 года лейтенантом Николаем Константиновичем Бошняком (1830 – 1899) - участником Амурской экспедиции под руководством в то время капитана 1 ранга Геннадия Ивановича Невельского (1813 – 1876), позднее получившего чин адмирала, и назван Императорской Гаванью (Гаванью императора Николая I). 16 (4) августа 1853 года Г.И.Невельской основал на берегу залива «Военный его императорского высочества генерал – адмирала великого князя Константина пост». Начальником  поста назначил Н.К.Бошняка. После затопления фрегата «Паллада» в ходе Крымской кампании в 1856 году пост был снят.

           Освоение и заселение района залива шло медленно. Построенный местным промышленником  лесоперерабатывающий завод с паровой машиной и заготовленную древесину купил в 1907 году для фирмы «Восточное лесопромышленное общество» австалийский предприниматель Слэй Гарольд Крофтон. Вскоре им были построены на берегу бухты Окоча контора и жилые дома. К 1912 году возникли поселения на берегах бухт Маячная и Курикша (ранее – Японская)  и селение получило название «село Знаменское». К 1919 году в заливе были созданы 4 российских рыбных промысла в бухтах Лососина, Ольга и Северная (ранее – Александра) и на полуострове Меншикова. Продолжала работать австралийская концессия в бухте Окоча.

           19 февраля 1923 года постановлением ВЦИК заливу было присвоено название «Советская Гавань». В 1930 году село Знаменское стало рабочим посёлком Советская Гавань, который 18 апреля 1941 года был преобразован в город Советская Гавань. Он был закрытым населённым пунктом. Только в 1993 году в порт Советская Гавань пришло первое иностранное судно.

           Маяки створа находятся на территории города Советская Гавань Хабаровского края.

           Впервые об установке огней (светящих навигационных знаков) Входного створа залива Советская гавань было объявлено 20 декабря 1949 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 520. Деревянные башни знаков имели 4-гранную пирамидальную форму. Башня переднего знака имела высоту 4,0 м, а заднего – 8,80 м. Знаки были установлены на высоте соответственно 58 м и 77 м над уровнем моря. Направление створа было 44º - 224º. Расстояние между знаками – 466 м. Передний знак имел красный проблесковый огонь с характеристикой: свет 1 сек + темн. 2 сек – период 3 сек, то есть 20 проблесков в минуту. Задний знак имел красный постоянный огонь. Дальность видимости огней знаков была 7 миль (13 км). Из-за недостаточной высоты башен и дальности видимости огней мореплавателей предупреждали, что знаки с моря не видны.  

           Новые бутобетонные знаки начали строить в 1958 году. Строительство осуществляла подрядная специализированная организация в/ч 72010 (636 ВСУ) Строительного управления Тихоокеанского флота. Работами руководили инженер-подполковник П.Г.Тростин и прораб С.Фокин. Для строительства башен применили типовой проект каменных навигационных знаков шифр ТР-7/2, разработанный в Военморпроекте № 26 в 1952 году. Главным инженером проекта был Голубев, групповым инженером – Гастищев, проектировали инженеры Закута и Рябов.

           Башня переднего створного маяка высотой 15,0 м была установлена на высоте 35,0 м над уровнем моря, а заднего створного маяка высотой 10,0 м – на высоте 76,0 м. Башни маяков были построены на линии существующего створа и 24 сентября 1959 года Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 381 часть I были объявлены дневными ориентирами – несветящими навигационными знаками, так как маячные аппараты к этому времени ещё не были установлены. 5 ноября 1959 года обе башни знаков были приняты в эксплуатацию. Стоимость строительства маяков створа составила 44,6 тыс. рублей в сметных ценах того времени

           После монтажа светооптических маячных аппаратов 25 апреля 1960 года Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 175 часть I было объявлено об упразднении прежних знаков створа, а Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 177 часть I было объявлено об установке и вводе в действие новых знаков. В 1964 году эти знаки были переименованы в  маяки.

           Башня переднего створного маяка высотой 15,0 м построена из бутобетона. Она состоит из бутового фундамента, возвышающегося над спланированной поверхностью на 0,90 м, установленного на него 4-гранного пирамидального цоколя высотой 4,30 м и 8-гранного призматического ствола высотой 9,80 м, перекрытого железобетонной плитой верхней площадки размером в плане 4,20 х 4,20 м. Цоколь в основании в плане имеет размер 4,20 х 4,20 м, а ствол – 3,30 х 3,30 м. Толщина стенки ствола 0,80 м. Внутри башни находится помещение размером в плане 1,70 х 1,70 м для размещения стального трапа. В нижней части этого помещения предусмотрены две ниши  размером 0,86 х 2,00 (h) м для баллонов с ацетиленом. В одной из граней ствола башни сделан входной дверной проём и 4 оконных проёма. Стальной трап с поручнем имеет ширину 0,60 м, наклон 84º и наибольшую длину одного марша 3,65 м. Для выхода на верхнюю площадку башни устроен люк размером в плане 0,85 х 0,85 м с железным колпаком высотой 1,00 м, который используется также для установки маячного аппарата.

           Башня заднего створного маяка высотой 10,0 м имеет ту же конструкцию, но их  размеры отличаются. Фундамент возвышается над спланированной поверхностью на 0,73 м. Установленный на него 4-гранный пирамидальный цоколь имеет  высоту 2,42 м, а 8-гранный призматический ствол - высоту 6,85 м.  Железобетонная плита верхней площадки имеет размер в плане 3,50 х 3,50 м. Цоколь в основании в плане имеет размер 3,20 х 3,20 м, а ствол – 2,90 х 2,90 м. Толщина стенки ствола 0,60 м. В одной из граней ствола башни сделан входной дверной проём и 3 оконных проёма.

           Обе башни окрашены в белый цвет с чёрной вертикальной полосой на грани, обращённой в сторону моря.

           Основными источниками света были электрические маячные аппараты марки      ФС-35, а резервными – ацетиленовые аппараты марки АМСУ-350.

           Огни переднего и заднего маяков  первоначально были красные затмевающиеся с характеристикой: свет 2 сек + темн. 1 сек – период 3 сек – 20 проблесков в минуту. Дальность видимости  огней – 15 миль (28 км). Огни работали синхронно. Резервный огонь переднего маяка был красный проблесковый и  имел характеристику: свет 1 сек + темн. 2 сек – период 3 сек – 20 проблесков в минуту.  Резервный огонь заднего маяка  был красный постоянный. Дальность видимости резервного огня переднего маяка была 9 миль (17 км) и заднего – 8 миль (15 км).

           Электропитание маячных аппаратов осуществляется до сих пор по построенной одновременно с маяками воздушной ЛЭП длиной 800 м, подключённой к местной электросети и электрокабелем, проложенным между маяками.  

           В 1984 году на маяках были установлены в качестве основных электрогазосветные автоматические маячные аппараты марки АГМА с дуговыми неоновыми цилиндрическими лампами марки ДНЕСГ-500-1. Огни маяков остались красными с прежними характеристиками, но светить стали в секторе 120º по направлению створа. В качестве резервных установлены маячные аппараты марки ЭМС-350 с электролампами марки ПЖ 220-500.

           В 1959 году начальником створных огней был Пономаренко, в 1981 году начальником маяков был Леснухин.

           Маяки створа Залива Советская Гавань находятся в ведении Гидрографической службы ТОФ.

          

Ю.Шухин

 

19 сентября 2018 года

          

Задний маяк створа Залива Советская Гавань


 

 

 

 

 

Маяк Сухина

 

Историко – техническая справка

 

           Автоматический маяк Сухина установлен на мысе Сухина на юго-восточном берегу острова Симушир Большой Курильской гряды.

           Штатный номер маяка Сухина по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 2495. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 8049.5.

           Маяк предназначен для обеспечения плавания вдоль восточного берега острова Симушир и подхода к проливу Буссоль со стороны Тихого океана судов, следующих в Охотское море.

           Маяк, имеющий высоту 17,00 м, установлен на высоте 106,50 м над уровнем моря в расстоянии 43,00 м от края почти вертикального берегового обрыва.

Географические координаты маяка Сухина:

широта 46º 49,5' N, долгота 151º 52,3' E.

           Остров Симушир имеет длину с NE на SW 59 км, ширину от 4 до 15 км, площадь 345 кв.км, длину береговой линии 160 км. Он входит в Курильский городской округ Сахалинской области.

           Впервые  всю цепь Курильских островов нанёс на карту капитан 1 ранга Мартын Петрович Шпанберг (1696 – 1761) в 1738 году во время своего плавания вдоль Курил в Японию в период Второй Камчатской экспедиции Витуса Ионассена Беринга (1681 – 1741). Он участвовал и в Первой Камчатской экспедиции.

           Исторически местными жителями были айны. Во второй половине XVII – первой половине  XVIII века на острове жили русские, участвовавшие в освоении Камчатки. Но в средине века они ушли, внеся значительный вклад в культуру и быт айнов. Периодически на остров попадали японцы. Со средины  XIX века остров был включён в состав Российской империи, но по Санкт-Петербургскому договору в 1875 году Курильские острова были переданы Японии в обмен на Сахалин. После Второй мировой войны Курильские острова были включены в состав СССР. В 80-е годы прошлого века на севере острова в бухте Броутона велось строительства пункта базирования кораблей ВМФ, но в 1994 году работы были прекращены, все жители были вывезены. Сейчас остров Симушир не обитаем.

           Пролив Буссоль отделяет остров Симушир от лежащих к юго-западу в расстоянии 37 миль островов Чёрные Братья и от лежащего к западу в расстоянии 41 миля острова Броутона. Учитывая важное значение пролива Буссоль для морского транспортного и рыбопромыслового флотов, планировалось построить  маяк на мысе Роллин – южной оконечности острова Симушир. Но отсутствие участка берега, соответствующего требованиям для установки маяка, и недоступность берега для высадки строительной экспедиции с техникой и материалами заставили искать другое место. Мыс Сухина, расположенный в расстоянии 6,7 мили (12,5 км) к северо-востоку от мыса Роллин, был признан допустимым для размещения маяка, хотя установленный на нём маяк удалялся от пролива Буссоль и часть его сектора действия в проливе закрывалась берегом. 

           Для маяка Сухина был принят типовой проект автоматического светового и радиомаяка высотой 17 метров шифр Б-6-2/73, выпущенный Государственным проектным институтом в/ч 54034 в 1973 году. Над проектом работали: главный инженер организации В.И.Манойлин, главный инженер проекта Г.И.Кирсанов, руководитель проектной группы  М.А.Борунов, инженеры  Зенкович, Зудин, Мухин, Панов, Шафранская. Кроме башни предполагалось построить павильон для размещения источников электропитания и две стальные мачты–опоры для Т-образной антенны радиомаяка.

           Строительство маяка осуществила подрядная специализированная экспедиционная строительная организация в/ч 74360 (41 ГГС) Дальвоенморстроя. Работами руководили майор-инженер В.Т.Фатеев и старший лейтенант-инженер Воротилин. Экспедиция в составе 11 человек вышла из Петропавловска 1 августа 1980 года на гидрографическом судне «Лот». С наступлением зимы экспедиция была снята. За время работы башня была построена на высоту 7,00 м, был построен павильон и забетонированы фундаменты для мачт. В 1981 году экспедиция была развёрнута 18 мая и в течении лета все строительные работы были окончены. 12 октября 1981 года башня маяка, павильон и две мачты были приняты в эксплуатацию.

           11 января 1982 года после установки  маячного светооптического аппарата и источника электропитания было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 15 часть I об установке автоматического маяка Сухина на мысе Сухина. Радиомаяк при этом маяке было решено не устанавливать. Маяк светил белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 1,5 сек + темн. 10,5 сек – период 12 сек – 5 проблесков в минуту с дальностью действия только 9 миль (16,5 км).

           Башня маяка  представляет собой 8-гранный призматический железобетонный ствол высотой 12,45 м, установленный на квадратном цоколе высотой 4,55 м. В башне 4 этажа, один из которых утеплён для обеспечения временного пребывания на маяке специалистов по техническому обслуживанию. Подъём с этажа на этаж и на верхнюю площадку - по стальным вертикальным трапам. Фундамент заложен на глубину 3,00 м от планировочной отметки. Ствол башни окрашен белыми и красными горизонтальными полосами шириной 60 см в штатный цвет. Цоколь башни красного цвета.

           Для размещения изотопной энергетической установки, которая должна обеспечивать маяк электроэнергией, был построен павильон из шлакобетонных блоков размером в плане 5,00 х 3,70 м, общей площадью 14 кв.м, с толщиной стен 25 см и высотой помещения 3,00 м.

           Стоимость строительства маяка Сухина составила 321 тыс.рублей в действовавших тогда ценах .

           В связи с задержкой поставки штатного оборудования первоначально на маяке установили маячный аппарат ЭМ-300 с электропитанием от батарей «Знак». Поэтому дальность видимости огня маяка не соответствовала проекту. 

           В конце 1983 года на маяк доставили штатное оборудование: автоматический светооптический аппарат марки АСА-500М с электролампой марки ММ 32-100 мощностью 100 вт и изотопную энергетическую установку марки ИЭУ-2. С июля 1984 года маяк стал действовать с проектной дальностью видимости огня 15 миль (28 км), о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ  № 300.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы ТОФ.

 

Ю.Шухин

 

11 октября 2018 года

           

             

 

 

 

 

 


 

Вид с острова Матуа через бухту Двойная на остров Топорковый, на холме которого установлен маяк Топорковый

 

Маяк Топорковый

 

Историко – техническая справка

 

           Автоматический маяк Топорковый установлен на вершине острова Топорковый Большой Курильской гряды. Остров Топорковый находится в расстоянии 6 кабельтовых (1,1 км) к востоку от самого загадочного острова Курил – острова Матуа с действующим вулканом Сарычева.

           Штатный номер маяка Топорковый по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 2500. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней -  № М 8048.

           Маяк Топорковый предназначен для обеспечения мореплавания в проливах Головнина и Надежды и на подходе к ним со стороны Тихого океана. Район острова Топорковый, как предупреждает лоция,  представляет опасность для мореплавания из-за туманов, которые в период с мая по сентябрь в течении месяца бывают от 16 до 26 дней, а в отдельные годы – и до 31 дня в месяц.

           Остров Топорковый имеет размер в направлении NW – SE - 1,50 км и в направлении     NE - SW – 1,00 км. Его площадь около 1 кв.км. Берега невысокие, с востока обрывистые. Вокруг острова находятся рифы и камни, некоторые осыхающие. Остров порос травой. Деревьев нет. Издалека остров имеет вид холма, на вершине которого на высоте 70,90 м над уровнем моря установлен маяк, имеющий высоту 8 метров. От маяка до береговой черты 350 м.

           При извержении вулкана Сарычева на острове Матуа в 1946 году вулканические бомбы летели на остров Топорковый – на расстояние в 7 км. Последнее извержение этого вулкана было в 2009 году.

           Остров Топорковый находится на территории Курильского городского округа Сахалинской области. Остров необитаем.

           Первую карту Курильских островов составил в 1726 году якутский казачий голова А.Ф.Шестаков. На карте Курильских островов в первом географическом атласе Российской империи, составленном Академией наук в 1745 году, остров носил название «Барай». После передачи Курильских островов Японии в 1875 году в обмен на южный Сахалин японцы присваивали острову названия «Иваку» и «Банзио-ива».

           Русское название «Топорковый» остров получил после 1945 года, как полагают, из-за гнездящихся на острове в большом количестве птиц – топорков, хотя встречались другие версии написания названия острова: остров Топоркова, остров Топорков.

           Сведений об установке японцами на острове средств навигационного оборудования в 1905 – 1945 годах  в отечественных источниках я не нашёл, хотя при том большом размахе строительства Японией  фортификационных сооружений на острове Матуа и соответствующем объёме перевозки грузов судами, такие объекты должны были бы быть.

           Впервые светящий навигационный знак на острове был построен силами Гидрографической службы флота под руководством Амеличева. 9 июля 1947 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 236 об установке навигационного огня Топоркова на острове Топоркова. Это была 4-гранная стальная пирамида высотой 3,00 м обшитая на высоту 2,35 м стальным листом. Внизу она имела размер в плане       1,00 х 1,00 м, вверху – 0,40 х 0,40 м. Пирамида   была заглублена на 1,00 м и пригружена камнем. Она была окрашена свинцовым суриком в оранжево – красный цвет. 

           На пирамиде был установлен ацетиленовый аппарат марки Ф-200, который светил белым проблесковым огнём с характером: свет 0,5 сек + темн. 4,5 сек – период 5 сек – 12 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 12 миль (22 км).

           В связи ростом интенсивности мореплавания в районе Курильских островов в начале 70-х годов было принято решение об установке на острове Топорковый автоматического светового и радио маяка. Для строительства башни был применён типовой проект шифр ТП-50к, разработанный Военморпроектом № 31 (в/ч 31072), г.Владивосток в 1969 году. Главный  инженер организации Лях, главный инженер проекта Наседкин, начальник отдела Баринов, групповой инженер Матовников, проектировал Свенцицкий.

          Попытка развернуть строительство маяка была принята в 1977 году, но строительная экспедиция подрядной специализированной строительной организации      в/ч 34363 (635 ВМС) из-за неблагоприятных погодных условий не смогла высадиться на остров. 

           1 августа 1980 года на гидрографическом судне «Лот» из Петропавловска на Камчатке вышла и благополучно высадилась строительная экспедиция другой подрядной организации Строительного управления ТОФ – в/ч 51182 (41 ГГС) в составе 8 человек. Работами руководили майор-инженер В.Т.Фатеев и прораб В.П.Горбатовский.  Были выполнены основные объёмы работ по строительству башни маяка, павильона,  фундаментов и анкеров двух радиомачт.

           На следующий год экспедиция была развёрнута уже 23 мая 1981 года. Все работы были закончены и объекты маяка были приняты в эксплуатацию 29 июня 1981 года.

           17 августа 1981 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ  № 230 часть I об установке автоматического маяка Топорковый на вершине острова Топорковый и упразднении светящего знака Топорковый.

           Маяк представляет собой 8-гранную бетонную призматическую красную башню высотой 8,00 м с белой горизонтальной полосой посредине. Размер башни в плане 3,50 х 3,50 м. Толщина стен 40 см. В башне 3 этажа высотой от пола до потолка 2,60 м каждый. Фундамент башни в виде монолитной железобетонной плиты толщиной 35 см заложен на глубине 2,10 м от планировочной отметки. Башня имеет подвальное помещение высотой 2,0 м для размещения батарей. Толщина бетонных стен подвала 60 см. Для подъёма в башне установлены стальные вертикальные трапы. Для освещения внутренних помещений башни в дневное время на каждом этаже установлен иллюминатор. Перекрытия в башне монолитные железобетонные. Выход из башни на верхнюю площадку – через люк в стальном колпаке. Колпак  служит и опорой для светооптического аппарата. Второй этаж башни утеплён и предназначен для кратковременного проживания двух маячных специалистов.

           На башне установлен аппарат марки ЭМ-300 с электролампой   марки ММ 12-23 мощностью 23 вт. Маяк светит белым проблесковым огнём с характером: свет 1,5 сек + темн. 3,5 сек – период 5 сек – 12 проблесков в минуту. Дальность видимости огня 9 миль (17 км). Первоначально электропитание маяка осуществлялось от батарей, которые заменялись радиоизотопными энергетическими установками по мере получения их от промышленности.

           20 августа 1986 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 140 часть I об открытии действия радиомаяка при маяке Топорковый. Был установлен автоматический навигационный радиомаяк марки «Агат-3». Его опознавательный сигнал был  «ТК». Радиомаяк работал на частоте 324,5 кгц с дальностью действия 50 миль (93 км) до 2002 года. Для подвески Т-образной антенны радиомаяка были установлены 2 стальные мачты-опоры высотой по 30 м.

           Для размещения радиоизотопных энергетических установок электропитания маяка построен бетонный павильон размером в плане 5,00 х 3,70 м, общей площадью 12 квм и с высотой помещения 2,50 м.

           Автоматический маяк Топорковый находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

Ю.Шухин

 

15 ноября 2018 года

          

   

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида