Эльтнлет маяк

 

 

 

 

Маяк Эльтнлет

 

Историко – техническая справка

 

 

           Маяк Эльтнлет 3 класса установлен на острове Карагинский, на холме Эльтнлет, на расстоянии 4,2 мили (8 км) к северу от мыса Крашенинникова – южной оконечности этого острова. Остров расположен в центральной части Карагинского залива Берингова моря. От восточного берега Камчатки он отделён проливом Литке шириной от 21 до 72 км.

           Штатный номер маяка Эльтнлет по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 3497.  Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М8120.2.        

           Маяк Эльтнлет предназначен для обеспечения плавания судов в Карагинском заливе и на подходах к  острову Карагинский.

Географические координаты маяка Эльтнлет:

широта 58º 31,0' N, долгота  163º 31,1' E,

           Маяк расположен на территории Карагинского района Камчатского края. Ближайший населённый пункт – посёлок Оссора на материке на расстоянии 55 км. Постоянного населения на острове нет и никогда не было из-за неблагоприятных, тяжёлых  климатических условий.

           Маяк Эльтнлет высотой 10 м установлен на вершине холма Эльтнлет на высоте  65,8 м над уровнем моря и на расстоянии 400 м от береговой черты.

           Остров Карагинский имеет длину 101 км, ширину 27 км и площадь 1936 кв. км. Растительность на острове тундровая: кедровый стланик, ольха, рябина, берёза.

           Залив, остров, бухта – носят название «Карагинские» по названию впадающей в залив против острова реки Карага. Это же название носит село на берегу устья реки, возникшее ещё в XVIII веке. Полагают, что это название имеет местное происхождение. В основе – понятия языка местных жителей – каряков. Есть два варианта толкования. От понятия «корангынын» - «оленье место» или от  понятия «караги» - базальтовые скалы и камни на берегу Камчатки.

           Точное время открытия острова Карагинский неизвестно, но, как указывает «Справочник по истории географических названий на побережье СССР» издания ГУНиО МО, 1976 год, около 1700 года остров посещал якутский казачий десятник Иван Осипов Голыгин с товарищами.

           В 1732 году остров открыла для России  Вторая Камчатская экспедиция капитан-командора Витуса Ионассена Беринга (1681 – 1741).

           Первой исследовала, описала и картографировала остров в 1827 году экспедиция на шлюпе «Сенявин» под командованием капитан-лейтенанта Фёдора Петровича Литке (1797 – 1882). Тогда же в его честь был назван пролив. Экспедиция  описала и дала названия:.

           - северной оконечности острова – мыс Голенищева в честь капитана 2 ранга Аркадия Васильевича Голенищева (1790 - 1869), который в 1817 году был назначен помощником начальника Камчатка, а с 1826 года по 1835 год был начальником Камчатки,

           - южной оконечности острова, расположенной на расстоянии 8 км от маяка, - мыс Крашенинникова, в честь географа, этнографа и путешественника, академика  Степана Петровича Крашенинникова (1711 – 1755) – автора книги «Описание земли Камчатской».

           С конца XVIII века до конца  XIX века на острове в сезон промысла жили китобои – браконьеры. К началу XX века китов не стало и промысел пришёл в упадок. Китобои ушли. В конце 40-х годов XX века на острове создали рыбокомбинат и при нём посёлок. В 1964 году рыбокомбинат и посёлок закрыли.

           История маяка Эльтнлет связана со строительством секторного радиомаяка ВРМ-5 Карагинский и маяка Карагинский.

           Систему из четырёх секторных радиомаяков типа ВРМ-5 с дальностью действия 1000 км Тихоокеанский флот начал создавать в начале 60-х годов. Радиомаяки устанавливали: ВРМ-5 Посьета – в заливе Петра Великого, ВРМ-5 Терпения – на Сахалине, ВРМ-5 Шумшу – на острове Шумшу и ВРМ-5 Карагинский  - на южной оконечности острова Карагинский. Каждый радиомаяк состоял из трёх или пяти стальных мачт-антенн высотой 120 м, установленных на расстоянии около 2,5 км  одна  от другой, а также технических и жилых зданий.

           Работы по  строительству ВРМ-5 Карагинский были начаты в 1962 году. Радиомаяк располагался на расстоянии 2,2 мили (4 км) к NNE от места, где позднее был построен маяк Эльтнлет. Строительство вела специализированная экспедиционная строительная организация в/ч 34363 Строительного управления флота. Работами руководили майоры-инженеры Башкетов, Матвиенко, С.С.Болбас, А.П.Кобринский, прораб Юрчаков. Из-за суровых климатических условий на зимний период работы прекращали и всех людей вывозили в Петропавловск.

           6 июня 1969 года задолго до ввода в действие ВРМ-5 было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 56 часть II об установке и открытии действия маяка Карагинский. Маяк представлял собой светооптический аппарат марки ЭМ-500, установленный на надстройке жёлтого  2-этажного 16-квартирного жилого дома на высоте 7,80 м от планировочной поверхности грунта и 41,00 м – от уровня моря. Маяк имел белый группо-проблесковый огонь с характеристикой: свет 3 сек + темн. 3 сек + свет 3 сек + темн. 6 сек – период 15 сек. Дальность видимости огня была 17 миль (31 км).

           30 июля 1969 года при маяка был установлен и открыл действие радиомаяк Карагинский. Его опознавательный сигнал был «КЙ» по азбуке Морзе. Радиомаяк марки КРМ-50 работал на частоте 350 кгц и на волне длиной 857,1 м. Дальность действия радиомаяка была 100 миль (185 км).

           9 июня 1976 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 33 часть II об открытии действия секторного радиомаяка ВРМ-5 Карагинский и об упразднении радиомаяка Карагинский.

           Строительство маяка Эльтнлет было начато летом 1972 года по типовому проекту шифр ТГ-108/60-2. Проект разработал Государственный проектный институт № 1 ВМФ в 1960 году. Над проектом работали: начальник отдела Закусин, групповой инженер Голохвастова, инженеры Шимкин и Рулёва.  Строительство вела та же специализированная экспедиционная строительная организация в/ч 34363 Строительного управления флота. Работами руководили майор-инженер В.И.Самоныкин и прораб Юрчаков. Стоимость строительства маяка составила 220,8 тыс. рублей.

           9 октября 1973 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 74 часть II об установке на холме Эльтнлет в качестве несветящего навигационного знака 8-гранной железобетонной призматической башни высотой 10 м с белыми и красными горизонтальными полосами. Из-за несогласованности не был исполнен заказ на поставку  проектного фонарного сооружения. Отсутствие фонарного сооружения, в свою очередь, не позволило установить проектный светооптический аппарат. Только в 1977 году на башне был установлен автоматический светооптический аппарат марки АСА-500 с фонарём, что позволило обойтись без фонарного сооружения.

           14 октября 1977 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 72 часть II об установке и вводе в действие маяка Эльтнлет и об упразднении маяка Карагинский. Маяк Эльтнлет имеет два белых и красный сектора освещения. Красный сектор освещения от 161º до 190º направлен в сторону рифа и предназначен для его ограждения. Риф тянется на 9 миль (16,5 км) к SSE от мыса Крашенинникова и весь покрыт зарослями морской капусты. В зарослях морской капусты не образуются буруны, поэтому  даже при зыби с моря  риф  не виден. Дальность видимости красного огня 15 миль (28 км).   

           В секторах освещения от 50º до 161º и от 284º до 20º белый огонь виден на расстоянии 22 мили (41 км). В двух секторах: от 20º до 50º и от 190º до 284º огонь маяка закрывается берегом. Огонь маяка группо-проблесковый: свет 0,5 сек + темн. 3,5 сек + свет 0,5 сек + темн. 10,5 сек – период 15 сек.

           Башня маяка 8-гранная призматическая монолитная железобетонная. Она имеет размер в плане 4,90 х 4,90 м и толщину стен 55 см. Внутри башни маршевая лестница из сборных бетонных ступеней по стальным косоурам. На верхней монолитной железобетонной площадке башни установлен автоматический светооптический аппарат марки АСА-500 с фонарём и электролампой марки ММ 110-1000 мощностью 1 квт. Электропитание маяка осуществляется по кабелю длиной 3 км от дизель-электрических агрегатов, установленных в  маячно-техническом здании радиомаяка  ВРМ-5. Личный состав маяка проживает в жилом доме ВРМ-5.

           Секторный радиомаяк ВРМ-5 Карагинский был упразднён в 1990 году и на его базе был  снова установлен радиомаяк Карагинский уже марки КРМ-100, об открытии действия которого было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 59 часть II. Радиомаяк сохранил опознавательный сигнал «КЙ» по азбуке Морзе, работает на частоте 294,5 кгц с дальностью действия 150 миль (278 км).

           Маяк Эльтнлет находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

Ю.Шухин

 

16 марта 2019 года

          

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида