Шпанберга маяк

 

 

 

 

 

Маяк Шпанберга

 

Историко – техническая справка

 

 

           Маяк Шпанберга 3 класса установлен на мысе Краб – северо-восточной оконечности острова Шикотан – северного и самого крупного из островов Малой Курильской гряды. Остров лежит на границе Тихого океана и Охотского моря. Мыс Краб омывается водами Тихого океана.          

           Штатный номер маяка Шпанберга по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 2445.  Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М8054.        

           Маяк Шпанберга  предназначен для обеспечения плавания судов на подходах к острову Шикотан со стороны Тихого океана и со стороны Южно-Курильского пролива.

Географические координаты маяка Шпанберга:

широта 43º 50,2' N, долгота  146º 55,0' E,

           Маяк расположен на территории Южно-Курильского городского округа Сахалинской области.

           Острова Малой Курильской гряды - два больших острова – Шикотан  и Зелёный, 4 малых острова, семь больших скал и три архипелага мелких островов и скал являются поднявшимися над водами океана вершинами подводного хребта Витязя, который расположен параллельно Большой Курильской гряде к юго-востоку от неё по краю Курило-Камчатского глубоководного жёлоба, имеющего наибольшую глубину 9717 м.

           Остров Шикотан имеет длину с северо-востока на юго-запад 27 км, наибольшую ширину  13 км и площадь 253 кв. км. Остров гористый, изрезанный долинами речек, покрыт смешанным редколесьем и лугами. Берега острова изрезаны бухтами, высокие, скалистые и обрывистые, окаймлены скалами и камнями.  В 2010 году население острова было 2820 человек.

           Маяк Шпанберга высотой 18,80 м установлены на плоской ровной площадке на оконечности мыса Краб на высоте 50 м над уровнем океана на расстоянии 15 м от края берегового обрыва и 25 м от береговой черты. Территория маячного городка имеет форму 5-гранника размером в плане 80 х 70 м, которая  по периметру была обнесена грунтовой насыпью высотой 1,00 м и длиной 295 м. Насыпь разрушается и от неё остались только фрагменты небольшой высоты. Мыс Краб имеет ширину основания 380 м и выступает в океан на 230 м.

           На расстоянии 6,6 кабельтова (1,2 км) на северо-запад от мыса Краб  находится легендарный мыс Край Света. Скалистый мыс Край Света имеет высоту около 40 м, ширину у основания 250 м и выступает в океан на 800 м. Название мысам в 1946 году дал руководитель Курильской комплексной экспедиции Юрий Константинович Ефремов          (1913 – 1999). Мыса Шпанберга, о котором пишут некоторые туристы, на острове нет.

           Название острова Шикотан, как полагают, принадлежит коренному народу - айнам и в переводе означает «большое поселение» («ши» - большой, «котан» - поселение). Японцы называли остров «Сикотан». Русские для себя открыли остров в 1739 году, когда  Южный отряд Второй Камчатской экспедиции под командованием капитана  1 ранга Мартына Петровича Шпанберга (1696 – 1761) в 1739 году на бригантине «Архангел Михаил» и дубель-шлюпке «Надежда» под управлением лейтенанта Вильяма Вальтона (? – 1743) обследовал и нанёс остров на карту, дав ему название «Фигурный».

           В 1796 году выдающийся британский мореплаватель Вильям Роберт Броутон (1762 – 1821) присвоил острову имя Шпанберга. В конце XVIII -  начале XIX века при описании Курильской гряды остров называли «Двадцатый» - считали с севера на юг. 19 (7) февраля 1855 года по «Симодскому трактату» южные Курильские острова, включая Шикотан, были отданы Японии. В 1883 году японцы свезли на Шикотан всех айнов  со всех своих Курильских островов. 6 августа 1945 года там жили 1038 айнов.

           1 сентября 1945 года минный заградитель «Гижига» и два тральщика высадили на остров стрелковый батальон в составе 830 человек. Японская полевая бригада в составе 4800 человек в соответствии с обращением императора к армии без боя капитулировала.        

           2 февраля 1946 года остров Шикотан был включён в состав образованной Южно-Сахалинской области Хабаровского края.

           Историк и краевед Игорь Анатольевич Самарин в книге «Маяки Сахалина и Курильских островов» пишет: «Для строительства маяка на острове Шикотан был использован проект маяка, разработанный Японией для строительства на мысе Тонгари (ныне мыс Юрлова) в южной части острова Матуа. Этот остров расположен в средней части Большой Курильской гряды. Проект не был реализован из-за возражения командования войсками на острове.

           Первоначально предполагалось установить маяк на мысе Думнова – северной оконечности острова Шикотан. Но впоследствии было принято решение об установке маяка на восточной оконечности острова – на мысе Краб.

           Маяк был построен в сентябре 1943 года. Он стал последним маяком, построенным японцами на Курильских островах из оставшейся не реализованной из-за войны большой программы маячного строительства». При маяке был установлен радиомаяк.

          23 ноября 1945 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ  № 89 о возобновлении действия электромаяка Шпанберга с японским светооптическим аппаратом. Он светил белым проблесковым огнём с дальностью видимости 21,5 мили (40 км). Оптическая система опиралась на поплавок, помещённый в чашу с ртутью. Для создания проблесковой характеристики огня оптическая система вращалась с помощью механизма, приводившегося в движение перемещавшимся в трубе башни маяка грузом на тросе. Этот светооптический аппарат работал на маяке до 1993 года. Источниками света служили как электрическая лампа, так и керосино-калильная лампа.

           6 августа 1948 года было восстановлено действие радиомаяка Шпанберга при маяке Шпанберга. Он получил опознавательный сигнал «СО» по азбуке Морзе, работал на волне длиной 960 м с частотой 312,5 кгц и имел дальность действия 100 миль (185 км).

           Маячный городок состоит из башни маяка с пристроенным к нему маячным техническим зданием, здания радиомаяка и стальной радиобашни, склада маячного имущества и  четырёх 2-квартирных жилых домов. Все постройки из монолитного железобетона и все соединены закрытым переходом. Они размещены очень компактно, в прямоугольнике размером 65 х 55 м с минимальными расстояниями между зданиями в 5 – 10 м.

           Маяк Шпанберга представляет собой цилиндрическую монолитную железобетонную башню высотой 14,30 м с балконом на высоте 11,80 м. На башне установлено фонарное сооружение высотой 4,50 м. Общая высота маяка 18,80 м. Наружный диаметр башни 4,20 м. Толщина стен 45 см. Внутри башни установлена вертикальная железобетонная труба с внутренним диаметром 100 см и толщиной стенки 15 см и винтовая лестница из железобетонных ступеней шириной 100 см.

           Фонарное сооружение состоит из остеклённой части и купола. Цоколем служит возвышающаяся над балконом часть стены башни высотой 2,50 м. Штормовое остекление двухярусное из 12 прямоугольных выпуклых стёкол в каждом ярусе.

           Башня примыкает к двухэтажному монолитному железобетонному маячному техническому зданию высотой 6,60 м. Раньше вся башня была белого цвета. Сейчас указанное здание и башня снизу на высоту здания  окрашены в чёрный цвет. Здание имеет размер в плане 5,70 х 5,75 м, общую площадь 78 кв. м и высоту помещений  в 1 этаже – 2,00 м и во 2 этаже – 3,20 м.

          Для размещения радиомаяка Японией было построено в составе маячного городка монолитное железобетонное здание. Размер здания в плане 15,20 х 9,25 м, общая площадь 104 кв. м и высота помещений 4,60 м.

           В здании специалистами Гидрографической службы ТОФ был установлен отечественный радиомаяк в составе: передатчик марки РМС-3Б производства Мастерских штурманских приборов и приёмник марки РСР-10 производства завода № 210. Для электропитания радиомаяка использовали доставшийся от Японии дизельэлектрический агрегат с двигателем марки SL-15 и генератором марки MOG мощностью 7,5 квт и установленный в июле 1948 года бензоэлектрический агрегат с двигателем марки VE 4-1 Висконсин (США) и генератором марки G-3001 мощностью 5 квт. Оба агрегата предназначались для зарядки двух питавших радиомаяк аккумуляторных батарей: японской батареи марки SL-412 ёмкостью 1728 амперчасов и отечественной батареи марки 6-СТЭ-144 ёмкостью 512 амперчасов. Питание радиомаяка осуществлялось постоянным током с напряжением 24 в.

           Радиомаяк работал на Т-образную антенну с длиной полотна 41,5 м и высотой подвеса 21 м, для которой были установлены японцами две типовые стальные решетчатые башни высотой по 21 м, которые они устанавливали на всех радиомаяках. Расстояние между мачтами было 46,5 м. Одна мачта в начале 50-х годов разрушилась и антенну стали крепить за башню маяка.

           Здание радиомаяка имеет плоскую совмещённую крышу, оборудованную для сбора воды. Освещение в здании было керосиновое. Здание было оборудовано уборной с выгребом. Отопление здания осуществлялось, как принято в Японии, переносной жаровней с горящими угольями, устанавливаемой в помещении непосредственно рядом с работающим маячником.

           Для персонала маяка были построены четыре 2-квартирных жилых дома из монолитного железобетона. Дома имеют необычную конфигурацию и различаются по размерам и планировке. Два дома имеют общую площадь по 84 кв. м, размер в плане 15,10 х 6,60 м. Один дом имеет общую площадь 77 кв. м, размер в плане 14,20 х 6,60 м. Ещё один дом имеет общую площадь 53 кв. м и размер в плане 10,20 х 8,00м. Во всех домах высота помещений 2,70 м и толщина стен 15 см. Деревянные полы в домах подняты над грунтом на высоту 90 см. Подвесной потолок отстоит от железобетонной плиты перекрытия также на 90 см. В домах не было принятой у нас системы отопления. Жильцы обогревались переносными жаровнями с горящими углями.  Освещение было керосиновое, вода собиралась с крыш. В каждой квартире была уборная с выгребом.

           Для маячного имущества было построено монолитное железобетонное здание склада общей площадью 38 кв. м. Его размер в плане 6,80 х 6,80 м, высота помещений 3,50 м. У здания плоская совмещённая крыша. Освещение было  керосиновое.

           После перехода маяка в ведение Гидрографической службы флота вместо жаровень с углями было установлено 15 временных дровяных печек, которые впоследствии были заменены кирпичными отопительными дровяными печами.

           Водоснабжение маяка осуществляется из колодца с монолитной железобетонной обделкой глубиной 9 м, который был устроен ёщё в период строительства маяка.

           В сентябре 1958 года действовавший радиомаяк был заменен на радиомаяк марки КРМ-50.

           В 1966 и 1969 годах выработавшие моторесурс электроагрегаты были заменены на два дизель-электрических  агрегата марки ДГ-6.

           В 1975 году действовавший радиомаяк был заменён на радиомаяк марки КРМ-100, который, в свою очередь, в 1990 году был заменён на радиомаяк марки КРМ-300.

           В третьем квартале 1993 года японский светооптический аппарат, работавший с 1943 года, был заменён на отечественный автоматический светооптический маячный аппарат марки АСА-500, что не повлияло на характеристику огня маяка. Аппарат был изготовлен на Изюмском оптико-механическом заводе в Харьковской области УССР.

           В 00.23 по местному (Сахалинскому) времени 5 октября 1994 года произошло  одно из сильнейших в столетии  Шикотанское землетрясение. В Европе было ещё 4 октября, поэтому землетрясение считают этим числом. Эпицентр находился на расстоянии 120 км к юго-востоку от острова в океане на глубине 20 км. Сила землетрясения – его магнитуда оценивается 8,1 – 8,3 балла по шкале Рихтера. На острове погибло 11 человек, тяжело ранено 32 человека и легко ранено 210 человек. Было разрушено много кирпичных и шлакобетонных домов. Устойчивее оказались деревянные и панельные здания. На поверхности земли появились трещины, произошли оползни и обвалы. Остров погрузился в море на 60 см.

           В бухте Димитрова на юго-восточном берегу острова, обращённом в сторону эпицентра, волна цунами достигла высоты 10 м, а в посёлках Малокурильское и Крабозаводское, расположенных на противоположной стороне острова, волна цунами имела высоту 5 – 6 метров. Она выбросила на берег сейнеры. Врытые в землю танки были перенесены волной на 200 – 250 метров.

           Через несколько дней на маяк приехала комиссия для оценки повреждений и принятия мер по восстановлению нормальной работы. Значительные повреждения получил маяк. Был сорван с анкерных болтов и разбит новый светооптический аппарат. Были разбиты 5 штормовых стёкол фонарного сооружения из 24. Маяк 39 суток не работал, затем стал работать резервным огнём с дальностью видимости 9 миль (17 км) вместо штатной дальности 21 миля (39 км). Но, разрушений и трещин в монолитных железобетонных конструкциях башни маяка и маячных здание не было обнаружено. Были разрушены все кирпичные отопительные печи отечественной постройки – японцы печей не делали. Были разрушены все деревянные участки крытых переходов между домами, но монолитные железобетонные участки не пострадали. Местами отвалилась штукатурка стен и потолков. Был разбит дизель-электрический агрегат мощностью 20 квт. Треснули три стальные цистерны с дизельным топливом ёмкостью по 25 куб. м каждая и топливо ушло в грунт.

           В 1995 году были установлены новые светооптический аппарат марки АСА-500  и дизель- электрический агрегат. Было восстановлено остекление фонарного сооружения и построены из пиломатериалов разрушенные участки переходов между домами.

           Начальником маяка в 1981 году был Прядко.

           Маяк Шпанберга находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

Ю.Шухин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 марта 2019 года 

 

          

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида