Чихачёва маяк

 

 

 

 

 

Маяк Чихачёва

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Чихачёва  3 класса установлен на острове Чихачёва, который лежит на восточной стороне входа в залив Ольги. Этот залив вдаётся в северо-западный берег Японского моря.

           Штатный номер маяка Чихачёва по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 660. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7588.

           Маяк предназначен для обеспечения мореплавания на подходе к бухте Ольги.

           Маяк расположен на вершине острова Чихачёва в его юго-восточной части на высоте 101,6 м над уровнем моря в расстоянии 25 м от берегового обрыва и 55 м от береговой черты.

Географические координаты маяка Чирикова:

широта 43º 40,6' N, долгота 135º 16,7' E

           Маяк расположен на территории Ольгинского района Приморского края.

           Остров Чихачёва расположен в расстоянии около 800 м от материка – от мыса Шкота. Он  имеет размер около 800 х 600 м, площадь 0,153 кв. км,  по большей части скалистые обрывистые берега.

           Из-за исключительно неблагоприятных условий для постоянного проживания людей на острове, маячный городок построен на мысе Шкота, на материке.

           Ближайший населённый пункт – посёлок городского типа Ольга с Ольгинским морским портом. Расстояние до него морем 3,5 мили (6,5 км)

           Залив и остров, носящие названия Ольги и Чихачёва, впервые были нанесены на карту в июле 1856 года  офицерами английского 3-мачтового 17-пушечного винтового пароходо-фрегата «Хорнет». В ходе происходившей тогда Крымской войной 1853-1856 годов, корабль имел задание уничтожать российские корабли на Дальнем Востоке. Капитан Чарльз Форсайт дал заливу название «Порт-Майкл» в честь адмирала сэра Майкла Сеймура, который в это время был на борту. Остров получил название «Брайдон» по фамилии одного из английских офицеров.

           Независимо от англичан залив и остров нанесли на карту русские моряки с колёсного 8-пушечного пароходо-корвета «Америка». Вечером 26 (14) июля 1857 года корабль, имевший на борту главу направлявшейся в Китай дипломатической миссии вице-адмирала графа Ефима Васильевича Путятина (1803 – 1883), вошёл в ранее неизвестный русским морякам залив, который Е.В.Путятин назвал заливом святой Ольги.  Офицеры корабля  назвали открытый ими остров  в честь своего командира капитан-лейтенанта Николая Матвеевича Чихачёва (1830 – 1917), который впоследствии стал адмиралом, генерал-адъютантом, управляющим Морским министерством.

           Маяк получил своё название по названию острова, на котором он расположен.

           Мыс Шкота, расположенный против острова Чихачёва на расстоянии около 800 м и на котором теперь находится маячный городок маяка Чихачёва, тогда же был назван в честь старшего офицера пароходо-корвета «Америка» капитан-лейтенанта Николая Яковлевича  Шкота (1829 – 1870).

           О необходимости первоочередной установки маяка на острове Чихачёва директор Гидрографического департамента адмирал Семён Ильич Зеленой (1812 – 1892) заявил ещё  в отчёте департамента за 1863 год. Маяк на острове Чихачёва  был назван в числе пяти важнейших,  подлежащих первоочередной установке дальневосточных маяков, куда были включены ещё маяки: на мысе Муравьёва для входа в Императорскую гавань, на острове Скрыплёва для входа в порт Владивосток, на мысе Поворотный для входа в залив Петра Великого и на мысе Гамова для входа в залив Посьета.

           Впервые маяк на острове Чихачёва начали строить в 1912 году, когда был установлен колокол для туманной сигнализации, подвешенный на деревянной раме с навесом. Это была корабельная рында, никаких надписей не имевшая. Его вес – 50 кг. Рядом был заложен жилой дом для маячника - звонаря. В 1913 году 1-квартирный деревянный каркасно-засыпной жилой дом был  построен. В доме было 2 жилые комнаты, кухня и кладовая. Дом имел размер в плане 6,00 х 6,00 м, общую площадь 35 кв. м и высоту помещений 3,15 м. После установки наутофона 30 мая 1959 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 206 часть I было объявлено об упразднении колокола, но он был оставлен на маяке как реликвия под присмотром персонала.

           Для планировавшегося к установке маячного огня фирме «Л.Нюман – Гельсингфорс» было заказано чугунное фонарное сооружение шведской системы с ацетиленовым светооптическим аппаратом 6 разряда.

           В 1914 году были построены ледник, склад маячного имущества и колодец.

           В 1915 году на самом краю обрыва был построен 8-угольный призматический бетонный белый цоколь высотой 1,35 м. Но фонарное сооружение к этому сроку доставлено не было, маячный фонарь был установлен на цоколь и маяк открыл действие. Он светил белым затмевающимся огнём с характеристикой: свет 2,8 сек + темн. 0,6 сек – период 3,4 сек – 17-18 проблесков в минуту. Сила света маяка была менее 100 свечей, дальность видимости огня – 7 миль (13 км). Маяк светил в секторе от 26º до 339º в сторону моря круглый год.

           Конструкции фонарного сооружения марки F-3600 частично были завезены позднее.  Оно должно было быть диаметром 1,93 м, с высотой центра огня над цоколем 1,70 м и с высотой наклонного штормового остекления 600 мм. Его вес - 1,85 тонны. Но на место установки доставили только 8 нижних чугунных секций и рамы остекления. Вероятно, в связи с начавшимися революционными событиями  крышу, штормовые стёкла и другие детали не привезли и  сборку сооружения не начинали. И в 1949 году эти секции ещё лежали на острове.

           В период Гражданской войны маяк не работал. О возобновлении работы маяка с прежней характеристикой огня  было объявлено в Извещении мореплавателям УБЕКО РСФСР № 66 от 15 ноября 1921 года на основании соответствующего извещения Великобритании № 113.

           В 1928 году на существующем цоколе был установлен новый ацетиленовый фонарь, который имел силу света 500 свечей и дальность видимости огня 18 миль (33 км). Изменилась характеристика огня: свет 1 сек + темн. 4 сек – период 5 сек – 12 проблесков в минуту.

           В 1932 году 7-ой Отдельный военный строительный участок Инженерного отдела Тихоокеанского флота (7 ОВСУ ИО ТОФ) приступил к строительству каменного здания сирены, которое позднее стало маяком. Работами руководили: начальник участка С.В.Суздалев, прорабы Смирнов, Серов и Кудинов. В 1936 году здание сирены было построено. Оно сложено из местного строительного материала - бутового камня и имеет размер в плане 16,70 х 8,55 м со встроенной башней размером в плане 3,40 х 3,40 м для установки рупора - излучателя сирены. Стены здания имеют толщину 75 см. Помещения имеют высоту  3,95 м. У здания деревянная чердачная крыша и сначала была тесовая кровля. Общая площадь здания 104 кв. м. Полы бетонные, отопление печное.

           После монтажа было объявлено в Извещениях мореплавателям ГС ТОФ 1937 года № 130 и ГС ВМФ № 583 от 4 сентября 1937 года об установке при маяке Чихачёва и открытии действия сирены, которая давала звуковой сигнал продолжительностью 6 сек через каждые 50 сек.

           В 1937 году были построены на острове и введены в эксплуатацию баня, бетонный резервуар для воды, кладовая, коровник, птичник и метеоплощадка. Было начато, но не закончено строительство каменного склада ГСМ в таре.

           15 апреля 1946 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ об установке на существующем цоколе вращающегося навигационного прожектора марки  П-60-2. Маяк стал светить белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 1,8 сек + темн. 13,2 сек – период 15 сек – 4 проблеска в минуту. Прожектор вращался со скоростью 4 оборотов в минуту. Дальность видимости белого огня маяка была 24 мили (44 км).  Прожектор имел стеклянный параболический рефлектор диаметром 600 мм с фокусным расстоянием 250 мм.

           Летом 1950 года были начаты строительство маячного городка на мысе Шкота и реконструкция маяка Чихачёва на острове. Выполнение работ было возложено на 521 Отдельный строительный участок Строительного управления флота (521 ОСУ). Строительством руководили майор Растохин, инженер-капитан Металлов, старший инженер-лейтенант Сопов, инженер-лейтенант Востриков, прораб Берлов, нормировщик Ариканов и десятник  Грушин.

           22 октября 1951 года были приняты в эксплуатацию 4-квартирный жилой дом,  склад продовольствия и маячного имущества и склад на 5 тонн ГСМ в таре.

           Жилой дом маяка имеет размер в плане 31,40 м х 11,70 м, общую площадь 266 кв. м и высоту помещений 3,00 м. Стены дома выложены из бута и имеют толщину 90 см. В каждой квартире 3 жилые комнаты, кухня с плитой и кладовая. Отопление печное, освещение электрическое. Вода – из водоразборной колонки самотёчного водопровода, уборная – во дворе.

           Склад продовольствия и маячного имущества имеет размер в плане 16,70 х 6,10 м, общую площадь 75 кв. м и высоту помещений 3,00 м. Стены выложены из бутового камня и имеют толщину 50 см. Склад не отапливается и не освещается.

           Склад ГСМ в таре выложен из бутового камня и обвалован. Перекрытие – монолитное железобетонное. Размер здания в плане без обваловки 9,10 х 5,40 м, общая площадь 32 кв. м и высота помещения 2,80 м.

           30 сентября 1952 года были приняты в эксплуатацию: 2-квартирный жилой дом для метеостанции, вышка излучателей наутофона и подъёмник. Была проложена подводная кабельная ЛЭП через пролив к зданию сирены на острове, которое перестраивали в маяк. ЛЭП не была принята из-за неготовности маячного технического здания на мысе Шкота.

           Жилой  дом метеостанции имеет размер в плане 16,80 х 12,60 м, общую площадь 133 кв. м и высоту помещений 3,00 м. В двух квартирах по 3 жилые комнаты и кухни с плитами. Стены дома выложены из бутового камня и имеют толщину 90 см. Отопление печное, освещение электрическое, вода из водоразборной колонки, канализации нет.

           Вышка излучателей наутофона высотой 5,70 м установлена рядом с колоколом на юго-восточной оконечности острова Чихачёва на расстоянии 10 м от края берегового обрыва. Она состоит из бетонного фундамента высотой 1,00 м и стальной 4-гранной решетчатой башни размером в плане 0,90 х 0,90 м высотой 4,70 м. Верхняя площадка имеет ограждение высотой 1,20 м.

           Узкоколейный рельсовый подъёмник длиной 70 м с лебёдкой и вагонеткой был предназначен для подъёма грузов, доставленных шлюпками с судов на берег,  от береговой черты в маячный городок на высоту 12 м от уровня моря.

           30 ноября 1953 года были приняты в эксплуатацию маячное техническое здание, подводная кабельная ЛЭП через пролив к зданию сирены на острове, самотёчный водопровод и объекты благоустройства.

           Кирпичное маячное техническое здание построено по индивидуальному проекту. Оно имеет размер в плане 18,82 х 12,92 м, общую площадь 197 кв. м, стены толщиной 64 см  и высоту помещений 3,90 м. Чердачное перекрытие выполнено из сборных железобетонных плит по стальным балкам. В здании было установлено оборудование наутофона, три дизель-электрических генератора мощностью по 15 квт каждый, две аккумуляторные батареи марки С-8 общей ёмкостью 288 ампер-часов, два отопительных водогрейных котла «Стребеля», а также размещены маячные мастерские.

           Подводная кабельная ЛЭП состояла из двух бронированных кабелей длиной по 1200 м каждый, проложенных от маячного технического здания на мысе Шкота до здания сирены на острове Чихачёва. Кабель марки СК 3х35 был предназначен для обеспечения работы наутофона. Кабель марки СК 3х70 был предназначен для обеспечения работы светового маяка.

           29 декабря 1953 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 545 об установке и открытии действия наутофона. Наутофон марки 3/Р5 производства предприятия «Механик Газелан», Берлин, ГДР кругового действия. Тон звукового сигнала был 495 гц. Три излучателя располагались на высоте 100 м над уровнем моря на расстоянии 10 м от береговой черты. Потребляемая мощность каждого излучателя была 1,1 квт. После выработки ресурса и полного износа наутофон был выведен из действия в 1983 году и упразднён, о чём было объявлено 5 августа 1985 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 214. 

           Самотёчный водопровод длиной 383 м из чугунных труб диаметром 100 м был уложен с перепадом высот 17 м, что обеспечивало достаточный напор. Начинался водопровод  из водосборного кирпичного колодца с чугунной крышкой, имел на трассе ещё два смотровых колодца, железобетонный водоразборный колодец диаметром 1,25 м с ручным насосом марки «Allweiler» (Германия) около жилого дома и заканчивался в маячном техническом здании пробочным краном.

           Из-за сложного рельефа территории маячного городка пришлось выполнить большой объём планировочных работ.  Для подъёма людей от береговой черты с места выгрузки шлюпок в маячный городок рядом с подъёмником была сделана бетонная лестница длиной 60 м.

           22 августа 1954 года было принято в эксплуатацию после реконструкции белое здание сирены с установленным на нём фонарным сооружением, которое стало маяком, действующим и сейчас. Встроенная в здание 4-гранная призматическая башня, предназначавшаяся для рупора сирены, была надстроена на 4,10 м. Она имела высоту 5,70 м, стала - высотой 9,80 м. В плане её размер 3,40 х 3,40 м при толщине кирпичных стен надстройки 64 см.

           На монолитном железобетонном перекрытии башни было установлено 12-гранное призматическое фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту ТГ-8          (12-ФС-2840). Проект был разработан Военморпроектом № 26, г. Ленинград в 1951 году. Над проектом работали главный инженер ВМП Маречкин, главный инженер проекта Голубев, групповой инженер В.Зенкович, инженеры Куберский и Сафонов.   

           Сооружение имело высоту 5,55 м, вес 5,0 тонн, три яруса вертикального штормового остекления высотой 1,90 м. Штормовые стёкла были зеркальные плоские прямоугольные толщиной 10 мм. В сооружении была установлена поясная цилиндрическая линза Л-500 с фокусным расстоянием 250 мм.

           17 августа 1954 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 380 об изменении огня маяка после его реконструкции. Огонь стал белый групповой затмевающийся с характеристикой: свет 9 сек + темн. 3 сек + свет 9 сек + темн. 9 сек – период 30 сек – 4 длительных проблеска в минуту. Дальность видимости огня маяка увеличилась до 26 миль (48 км). 

           Стоимость строительства отдельных объектов в размере фактически произведенных затрат (не в сметных ценах!) :

- здание сирены,  реконструкция                            - 258,2 тыс. руб

- маячное техническое здание                                 - 392,0 тыс. руб

- 4-квартирный жилой дом                                      - 420,0 тыс. руб

- 2-квартирный жилой дом метеостанции             - 240,0 тыс. руб

- подводная кабельная ЛЭП                                    - 260,0 тыс. руб

- самотёчный водопровод                                        -   20,5 тыс. руб

- вышка наутофона                                                   -   10,0 тыс. руб

- подъёмник                                                               -   20,0 тыс. руб

- склад ГСМ                                                               -   41,0 тыс. руб

- планировка и благоустройство участка                -   50,0 тыс. руб

           В мае 1960 года вышла из строя подводная кабельная ЛЭП, питавшая маяк и наутофон. В августе 1961 года силами персонала маяка через пролив был натянут стальной трос диаметром 5 мм с подвешенным к нему кабелем и действие маяка и наутофона в штатном режиме было восстановлено.

           На 1964 год было запланировано строительство воздушной ЛЭП через пролив. Опоры были изготовлены во Владивостоке. Но нужный для подвески кабель поставлен не был. Работы не начинали.

           В 1966 году была уложена новая подводная кабельная ЛЭП. Она была выполнена из двух кабелей. Для маяка проложили кабель марки СК-6 3х50 длиной 1040 м. Для наутофона проложили кабель марки СКВ-6 3х35 также длиной 1040 м. Траншею в скальном дне пролива для укладки кабеля прокладывали с помощью взрывов. Сначала пытались использовать заряды весом по 300 кг. Увидев их незначительный эффект стали применять заряды весом по 1100 кг. Несмотря на принятые меры предосторожности была повреждена значительная часть остекления зданий маячного городка. Новая подводная кабельная ЛЭП была принята в эксплуатацию 22 ноября 1966 года.

           В 1967 году был установлен новый светооптический аппарат марки ЭМН-500, что повлекло за собой изменение характеристики по-прежнему белого проблескового маячного огня – она стала: свет 3 сек + темн. 4,5 сек – период 7,5 сек – 8 проблесков в минуту. Дальность видимости огня маяка уменьшилась и стала 23 мили (42 км). В этом же году штормом был повреждён подводный кабель в месте пересечения им береговой черты, но был восстановлен. В последующие годы такие повреждения происходили неоднократно, что приводило к перерывам в работе маяка.

           В 1974 году для перехода через пролив была построена воздушная ЛЭП на железобетонных опорах длиной 1390 м. На тросе был подвешен кабель НРШМ 3х35.

           В 1992 году через 38 лет после установки фонарное сооружение из-за значительной коррозии стало непригодным для дальнейшей эксплуатации и было разобрано. На открытой верхней площадке маяка был установлен предназначенный для таких случаев автоматический светооптический аппарат марки АСА-500 с фонарём и электролампой марки ММ 110-500 мощностью 500 вт. Характеристика и дальность видимости огня маяка не изменились.

           Начальниками маяка были: 1949 год мичман Пахомкин, 1951 – 1955 годы – старшина Ф.Т.Переверзев, 1980 год – Мельников, 1993 год – Черкасов.

           Маяк Чихачёва находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

 

 

 

 

14 февраля 2019 года

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида