Чирикова маяк

 

 

 

 

 

 

 

Маяк Чирикова

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Чирикова 2 класса установлен на мысе Чирикова, который является южным входным мысом бухты Нагаева. Эта бухта вдаётся на 16 км в северный берег Тауйской губы в северной части Охотского моря. В то же время мыс Чирикова является западной оконечностью полуострова  Старицкого, который прикрывает бухту Нагаева от ветров с юга и с востока. В вершине бухты Нагаева находится порт Магадан.

           Штатный номер маяка Чирикова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 2980. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 8011.

           Маяк предназначен для обеспечения мореплавания в северной части Тауйской губы и в бухте Нагаева на подходе к порту Магадан.

Географические координаты маяка Чирикова:

широта 59º 29,1' N, долгота 150º 30,1' E

           Маяк расположен на территории городского округа Магадан Магаданской области.

           Ближайший населённый пункт – город Магадан. Расстояние до него морем 9 миль (17 км) -  добраться можно морем – летом на судне или катере, зимой – по льду. Подход катеров с осадкой до 2-х метров к мысу Чирикова возможен только с северной стороны мыса на расстояние до 400 м из-за камней и только в тихую погоду. При накате выгрузка со шлюпки на берег невозможна.  Можно добраться до маяка из Магадана и по суше – по тропе протяжённостью 18 км пешком или на лошади. Тропа идёт по местности заросшей кедровым стлаником, ольшаником и травой среди каменистых россыпей.

           Маяк расположен на крутом северном склоне скалистого гребня, который образует  мыс Чирикова. Белая башня маяка с фонарным сооружением высотой 14,91 м установлена на высоте 73,80 м над уровнем моря в расстоянии 9 м от гребня и 125 м к востоку от оконечности мыса.

           Маяк получил своё название по названию мыса, на котором он установлен. Мыс был назван в честь выдающегося русского мореплавателя капитан-командора Алексея Ильича Чирикова (1703 – 1748), который был помощником Витуса  Беринга  в его Первой (1725 – 1730) и Второй (1733 – 1741) Камчатских экспедициях, исследовавших северную часть Тихого океана, включая северо – западное побережье Северной Америки. Именем А.И.Чирикова названы 7 географических объектов.

           Полуостров, на котором расположен маяк Чирикова, носит имя знаменитого гидрографа контр-адмирала Константина Степановича Старицкого (1839 – 1909), который в 1865 – 1871 годах  исследовал дальневосточные моря России. Он был членом Русского географического и Русского технического обществ, вице-председателем Астрономического общества. Полуостров протянулся с запада на восток на 30 км и с севера на юг – на 12 км. Имя К.С.Станицкого полуостров стал носить с 1875 года. До этого он назывался «Миеканский полуостров» - от местного эвенкийского названия.

           Бухта, при входе в которую установлен маяк носит имя ещё одного выдающегося русского гидрографа и картографа адмирала Алексея Ивановича Нагаева (1704 – 1781). Он составил первый морской атлас и лоцию Балтийского моря, создал карты  Ладожского озера, Каспийского моря и устья реки Колыма, а также первые карты Берингова моря. Бухта ранее носила название Волок и Миекан – эвенкийское, отсюда – Магадан. В 1912 году Гидрографическая экспедиция Восточного океана под командованием генерал-майора Михаила Ефимовича Жданко (1855 – 1921) дала изученной ею бухте имя Нагаева.

           Впервые маяк на мысе Чирикова был установлен в 1936 году. Об этом было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 128 от 1936 года и в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 37 от 1937 года.  Маяк представлял собой прямоугольный белый  щит с чёрной вертикальной полосой посредине, установленный на деревянном столбе высотой 4,00 м. На столбе был установлен маячный ацетиленовый белый проблесковый огонь с характеристикой: свет 0,5 сек + темн.4,5 сек – период 5 сек – 12 проблесков в минуту. Дальность видимости огня маяка был 13 миль (24 км). Маяк был установлен на высоте 32 м над уровнем моря.

           Во время Великой Отечественной войны в связи с ростом объёмов перевозок грузов морским транспортом через порт Магадан усилилась потребность в значительном улучшении системы навигационного оборудования северной части Охотского моря, в том числе в установке  радиомаяка на подходе к порту.  В 1943 – 1944 годах  наряду со строительством маяков Спафарьева и Завьялова Магаданской строительной конторой Дальстроя Севера НКВД СССР был реконструирован маяк Чирикова. Работами руководили Гордон и десятники Гетманцев и Штак. Была построена новая башня маяка. О вводе в действие маяка после реконструкции было объявлено 15 февраля 1944 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 46. О вводе в действие радиомаяка Чирикова было объявлено 7 декабря 1944 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 49. Маяк и радиомаяк находились в ведении местных органов НКВД СССР, а потом МВД СССР. Гидрографическая служба ТОФ приняла маяк и радиомаяк в своё ведение 21 апреля 1947 года.

           Маяк представлял собой 3-гранную пирамидальную деревянную башню без обшивки высотой 9,85 м, на которой был установлен вращающийся навигационный прожектор марки П-60-2, выпущенный в 1940 году Московским прожекторным заводом  им. Л.М.Кагановича, с прожекторной электролампой  мощностью 2 квт. Маяк светил зелёным проблесковым огнём с характеристикой: свет 0,7 сек + темн. 5,3 сек – период 6 сек – 10 проблесков в минуту. Прожектор вращался со скоростью 10 оборотов в минуту. Дальность видимости зелёного огня маяка была 20 миль (37 км).  Прожектор имел стеклянный параболический рефлектор диаметром 600 мм с фокусным расстоянием 250 мм. В прожекторе был установлен зелёный светофильтр. Осевая сила света прожектора была 2 250 000 свечей.

           Башня маяка была установлена на высоте около 63 м над уровнем моря. Ранее ошибочно указывалась высота 121,55 м. Она была уточнена в 1961 году.

           Для электрогенераторов маяка было построено деревянное рубленное здание агрегатной  на бутовом фундаменте размером в плане 6,35 х 7,80 м общей площадью 57 кв. м и высотой помещений 2,40 м. В здании были установлены бензоэлектрические агрегаты с двигателями марки Л-6/3 мощностью 6 л.с. и с генераторами (динамомашинами) марки ПН-285 мощностью 3 квт. Здание имело печное отопление и керосиновое освещение.

           Рядом с маяком был построен его дублёр – 3-гранная деревянная пирамида высотой 3,70 м, на которой был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-300 с пирофиллитовой 20-литровой горелкой. Дублёр  имел зелёный проблесковый огонь с характеристикой: свет 1 сек + темн. 5 сек – период 6 сек – 10 проблесков в минуту, как и у маяка. Дальность видимости огня была 8 миль (15 км). Для обеспечения работы дублёра были установлены проблесковый аппарат марки К-130 и регулятор давления марки Т-130, изготовленные на Заводе штурманских приборов в г. Ленинград.

           Круговой радиомаяк Чирикова марки РМС-3 работал на частоте 300,5 кгц при длине волны 998 м. Его опознавательный сигнал был «ЧИ». Дальность действия радиомаяка была 50 миль. Радиомаяк работал по вызову.  Для размещения радиомаяка, источников его электропитания и обслуживающего личного состава было построено деревянное рубленное здание на бутовом ленточном фундаменте размером в плане 13,20 х 7,00 м, общей площадью 67 кв. м с высотой помещений 2,60 м. Половину здания занимали аппаратура радиомаяка и пять аккумуляторов марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 640 ампер-часов. Зарядка аккумуляторов осуществлялась от электрогенераторов, установленных в агрегатной, находившейся на расстоянии 17 м. На другой половине здания были размещены жилое помещение и камбуз. Отопление здания было печное, освещение – керосиновое.  В послевоенный период личный состав маяка состоял из матросов и старшин срочной службы. Так как в тот период дров на маяке для отопления не хватало – леса нет, а завоз дров производился в недостаточном количестве, личный состав жил не в специально построенном жилом доме, а в здании радиомаяка. Воду брали из колодца. Уборная   была во дворе.

           С питьевой водой персонал маяка всегда испытывал трудности. Дебита колодца было недостаточно для  обеспечения всех потребностей. Сбор воды с крыш не был организован. Зимой растапливали  снег.

           Для Т-образной антенны радиомаяка  были установлены 2 деревянные мачты-опоры высотой по 25 м на расстоянии 50 м одна от другой.

           Для предупреждения мореплавателей во время тумана и очень плохой видимости на самой оконечности мыса в расстоянии 9 м от берегового обрыва был установлен колокол. При подаче сигнала производили три удара каждые три минуты.  Колокол был подвешен к горизонтальному стальному стержню диаметром 60 мм, который лежал на двух деревянных стойках, закопанных в грунт. Расстояние между стойками 1,70 м, высота стоек от поверхности грунта 1,90 м. На колоколе была надпись: «Звон сей отлит в лета от рождества Христова 1900 г. из меди. Высочайше пожертвован Николаем II для церквей, сооружённых Сибирской железной дорогой. Санкт-Петербург, завод Орлова, 50 пудов 10 фунтов (860 кг)». Колокол имел высоту 90 см и диаметр нижней части 92 см.  Колокол был упразднён в 1971 году. По имеющимся сведениям, в 1992 году колокол был отдан в Тобольскую епархию РПЦ.

           Для персонала маяка было построено деревянное рубленное общежитие, состоявшее из трёх комнат и одной кухни с пристроенной баней. Здание имело размер в плане 15,35 х 7,05 м, общую площадь 72 кв. м и высоту помещений 2,85 м. В здании было печное отопление и керосиновое освещение. Здание не эксплуатировалось.          

           В маячном городке были построены деревянные рубленные: склад продовольствия размером в плане 7,00 х 6,00 м, общей площадью 36 кв. м и с высотой  помещений 2,70 м и склад маячного имущества размером в плане  6,00 х 5,00 м, общей площадью 26 кв. м и с высотой помещений 2,45 м. Здания не отапливались и не освещались.

           Для облегчения доставки грузов на маяк от места разгрузки шлюпок у береговой черты был построен узкоколейный рельсовый подъёмник длиной 140 м с электрической лебёдкой, которую установили в здание агрегатной маяка.

           В связи с заменой прожектора на новый светооптический аппарат 28 июня 1954 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 294 об изменении огня маяка Чирикова на белый проблесковый с прежней характеристикой, но дальность видимости огня была увеличена до 25 миль (46 км).

           В 1956 – 1959 годах в связи с негодным для дальнейшей эксплуатации состоянием основных деревянных зданий и сооружений была произведена реконструкция маяка, которую выполнила специализированная экспедиционная строительная организация в/ч 72010 Дальвоенморстроя. Работами руководили инженер-подполковник П.Г.Тростин, инженер-капитан И.И.Тютюнник, прораб Ю.К. Сержантов. 16 декабря 1958 года построенные объекты маяка Чирикова были приняты в эксплуатацию. Все эти объекты находятся в эксплуатации до сих пор.

           27 мая 1959 года было объявлено об установке и открытии действия после реконструкции маяка Чирикова, наутофона при маяке и радиомаяка Чирикова в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 119 часть II.

           Маяк Чирикова теперь представляет собой 8-гранную белую призматическую башню с фонарным сооружением высотой 14,91 м. Огонь маяка – белый проблесковый с характеристикой: свет 1,5 сек + темн. 6 сек – период 7,5 сек – 8 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была объявлена 19 миль (35 км), высота огня над уровнем моря – 73,80 м. Огонь маяка частично закрывается скалой, поэтому маяк виден только в секторе от 126º до 50º. В качестве источника резервного огня был установлен ацетиленовый светооптический аппарат марки АМ-500 с 45-литровой горелкой. Он имеет характеристику основного огня, но дальность видимости только 10 миль (18 км).

           Излучатели наутофона марки 3/Р5-52 производства ГДР были установлены в 120 метрах к западу от маяка на 4-гранной решетчатой башне высотой 6,00 м. При неисправности наутофона предполагалось использовать колокол, который был упразднён в 1971 году, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ   № 231 часть II.  Наутофон был упразднён в 1997 году.

           Радиомаяк марки КРМ-50 был установлен в новом маячном техническом здании в 100 метрах к WNW от маяка.

           Маяк стал работать весь год без перерывов для обеспечения круглогодичной навигации в порту Магадан.

           Все новые объекты маяка построены на крутом скалистом склоне. Район установки маяка имеет показатель сейсмичности 7 баллов. Эти условия потребовали принятия специальных инженерных решений при привязке типовых объектов и, тем не менее, привели к отдельным повреждениям, ликвидированным в процессе эксплуатации. 

           8-гранная кирпичная призматическая маячная башня высотой 10,00 м была построена по типовому проекту шифр ТГ-108, который был разработан в Государственном проектном институте № 1 ВМС в 1954 году.  Над проектом работали: зам. начальника ГПИ № 1 Ласси, главный инженер проекта Голубев, групповой инженер Квятковский, инженеры Лубянский и Мядзель. Башня имеет размер в плане 5,00 х 5,00 м, толщину стен 64 см. Внутри башни сделана маршевая лестница из сборных бетонных ступеней по косоурам для подъёма в подфонарное помещение, откуда стальная винтовая лестница ведёт в фонарное сооружение. Башня оштукатурена.

           На верхней железобетонной площадке башни установлено 12-гранное фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТГ-103 тип II (ФС-12-2880). Проект разработали в Государственном проектном институте № 1 ВМС в 1954 году.  Над проектом работали: главный инженер проекта Голубев, групповой инженер Фёдоров и конструктор Яковлев. Высота сооружения до верха малого купола 4,91 м, вес сооружения 3737 кг. Двухярусное остекление высотой 1600 мм состоит из 24 плоских прямоугольных зеркальных стёкол толщиной 10 мм шириной 817 мм и высотой 374 и 1174 мм, которые весят соответственно 8 и 25 кг. 

           Для обеспечения действия маяка было построено маячное техническое здание по типовому проекту шифр ТР-3/1к, который был разработан в Государственном проектном институте № 1 ВМС также в 1954 году.  Над проектом работали: главный инженер ГПИ № 1 Маречкин, главный инженер проекта Голубев, групповой инженер Квятковский и инженер Мядзель. Одноэтажное кирпичное здание имеет размер в плане 15,64 х 15,64 м. Его общая площадь 205 кв. м, высота помещений 3,20 м. В здании размещены приборы управления маячным огнём, аппаратура радиомаяка и оборудование наутофона. Для электропитания потребителей маяка были установлены три дизель-электрических агрегата марки ДГ-12 мощностью по 12 квт. Для отопления здания был  установлен водогрейный котелок ВНИИСТО. Маячный городок был переведён с керосинового на электрическое освещение. Для Т-образной антенны радиомаяка были установлены две стальные мачты-опоры высотой по 20 метров.

           Из-за сложных геологических условий произошла осадка обращённого в сторону моря угла здания с образованием трещин в стенах. В 1967 – 1969 годах был произведено укрепление фундамента, установлены контрфорсы и сделана рубашка из монолитного железобетона на получившие трещины наружные и внутренние стены здания.

           Для персонала маяка первоначально предполагалось построить два 2-квартирных жилых дома, но из-за ограниченности пригодной для строительства территории было принято решение построить один 4-квартирный 2-этажный кирпичный дом с подвалом. В каждой квартире по 3 жилые комнаты, кухня с плитой и кладовая. Отопление печное. Дом имеет размер в плане 18,04 х 9,90 м, его общая площадь 271 кв. м, высота помещений 2,85 м. 

           Построили также кирпичную баню размером в плане 5,75 х 5,80 м, общей площадью 18 кв. м и с высотой помещений 3,00 м.

           Были построены два железобетонных резервуара для сбора дождевой воды с крыш ёмкостью по 50 куб. м – один для питьевой воды около жилого дома, другой для технической воды – для дизель-электрических агрегатов и системы отопления около маячного технического здания.

           Кроме того, был построен кирпичный склад ГСМ в таре размером в плане 6,50 х 5,50 м, общей площадью 25 кв. м и с высотой помещения 2,50 м, а также наружные бетонная лестница длиной 30 м и деревянная лестница длиной 145 м. Были установлены стальные цистерны для дизельного топлива.

           С декабря 1963 года радиомаяк стал работать в режиме радиодевиационной установки по запросу, о чём было объявлено 17 декабря 1963 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 263 часть II. С 1971 года и до сих пор радиомаяк марки КРМ-50 продолжает работать только в качестве радиодевиационной установки. В качестве кругового морского радиомаяка в 1971 году был установлен радиомаяк марки КРМ-100, который в 1988 году был заменён на радиомаяк марки КРМ-300. Он был упразднён в 2004 году.

           21 – 23 октября 1972 года циклоническим штормом маяку были нанесены серьёзные повреждения. Во всех зданиях были выдавлены оконные стёкла. Со зданий частично была сорвана кровля. Были разрушены пешеходные деревянные мостки и рельсовый подъёмник. 25 – 27 ноября 1973 года ураганным ветром была повреждена кровля 2-этажного жилого дома. Персонал маяка её отремонтировал.

           В 1978 году в фонарном сооружении маяка был установлен светооптический аппарат марки АСА-500 без фонаря с электролампой марки ММ 110-500 мощностью 500 вт, который светит до сих пор. Дальность видимости и характеристика огня не изменились.

           Начальниками маяка были:  в 1952 году – старший матрос Астафьев, в 1964 году – Тепляшин, в 1980 году – Ю.Марковский, с 2005 года – Н.Беляев.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы ТОФ.

 

8 февраля 2019 года

 

Ю.Шухин

 

 

 

 


 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида