Чибуйный маяк

 

 

 

Маяк Чибуйный

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Чибуйный 2 класса установлен на мысе Чибуйный, который является северо-западной оконечностью острова Шумшу – самого северного из островов Большой Курильской гряды. Остров отделён от мыса Лопатка полуострова Камчатка Первым Курильским проливом, имеющим  ширину в самой узкой части 6,2 мили (11,8 км). Мыс Чибуйный является также северо-восточным мысом северного входа во Второй Курильский пролив, отделяющий остров Шумшу от острова Парамушир и имеющий наименьшую ширину 1 миля (1,8 км).

           Маяк Чибуйный имеет штатный  № 2525 по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 8042.

Географические координаты маяка Чибуйный:

широта 50º 46,01' N, долгота 156º 11,91' E.

           Маяк Чибуйный предназначен для обеспечения подхода из Охотского моря к северному входу во Второй Курильский пролив и следования по проливу в Северо-Курильский залив в портовый пункт Северо-Курильск и в залив Козыревского – в посёлок Байково. Длина пролива 30 км.

           Маяк Чибуйный расположен на территории Северо-Курильского городского округа Сахалинской области. Остров Шумшу имеет длину около 30 км, ширину – 20 км и площадь 388 кв.км.

           Первыми русскими, попавшими на остров Шумшу, были казаки отряда Ивана Козырева и Данилы Анцифёрова, которые пришли с Камчатки в 1711 году. В 1855 году по Симодскому договору с Японией Курильские острова были объявлены владениями России. Но уже через 20 лет, в 1875 году по Петербургскому договору острова перешли к Японии. И только через 70 лет, в 1945 году они были возвращены в состав СССР.

           С началом Второй мировой войны Япония в августе 1940 года начала усиленно осуществлять на острове Шумшу военное строительство, связанное с её войной с США. К концу 1943 года были построены 2 аэродрома, военно-морская база Катаока (ныне пос. Байково), 34 артиллерийских и 24 пулемётных бетонных ДОТа, подземные казармы, госпиталь, склады, электростанции, 120 км дорог. В море на расстоянии 100 – 200 м от береговой черты на  десантоопасных участках сделали бетонные надолбы против плавсредст с десантниками. Гарнизон острова состоял из более 15 тыс. военнослужащих.

           Несмотря на объявленную 15 августа 1945 года императором Японии капитуляцию, гарнизон  острова Шумшу оружие не сложил. Советское командование приняло решение о штурме острова. На подготовку десанта были отведены 1 сутки. Десант начал высаживаться утром 18 августа. Тяжёлые бои шли до 23 августа, когда гарнизон капитулировал. В плен было взято более 12 тыс. военнослужащих Японии. Считается, что это была последняя крупная битва Второй мировой войны.

           Сейчас на острове Шумшу населения, кроме персонала маяков Чибуйный и Курбатова, нет. Остров после цунами 5 ноября 1952 года постепенно стал необитаем. Маяк Курбатова находится на расстоянии 12,2 мили (22,6 км) по прямой от маяка Чибуйный.

           Мыс Чибуйный высокий, скалистый, тёмно-серого цвета. Он окаймлён осыхающими рифами и камнями. Подход к нему с моря и высадка на берег невозможны, поэтому снабжение маяка с моря производиться не может. Оно осуществляется через пос. Байково, где есть причал, по грунтовой дороге длиной 5 км. Вода доставляется из источника на расстояние 1,5 км.

           Маяк высотой 10 м установлен на расстоянии 43 м от берегового обрыва на высоте 92,6 м над уровнем моря.

           Маяк получил название по названию мыса, на котором он установлен.

           Впервые светящий навигационный знак – огонь Имай на мысе Имай-саки – японское название мыса Чибуйный – был установлен и введён в действие 23 ноября 1945 года после возвращения Курильских островов СССР, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 86.  7 июля 1948 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 249, что «огонь Имай»  переименован в «огонь Чибуйный».

           Трёхгранная деревянная пирамидальная башня  знака высотой 3,50 м была установлена на расстоянии 50 м от берегового обрыва на высоте 93,5 м над уровнем моря. На башне был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-140. Огонь знака был белый проблесковый круговой с характеристикой: свет 0,7 сек + темн. 3,3 сек – период 4 сек – 15 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 7 миль (13 км).

           В 1953 году к строительству маяка Чибуйный приступила строительная организация в/ч 42817 Строительного управления флота. Работами руководили подполковник-инженер Лишинер, капитан технической службы Калмыков и инженер-лейтенант Шапиро.  18 октября 1954 года были приняты в эксплуатацию 2-квартирный жилой дом, баня, склады маячного имущества, продовольствия и ГСМ в таре, а 26 октября 1956 года – башня маяка и  маячное техническое здание.   

           26 ноября 1956 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ  № 153 часть II об установке и вводе в действие маяка Чибуйный и наутофона при нём. Маяк представлял собой башню с фонарным сооружением высотой 15,55 м. Башня окрашена тремя белыми и двумя красными горизонтальными полосами. У маяка был белый проблесковый круговой огонь с характеристикой: свет 1,5 сек +  4,5 сек – период 6 сек – 10 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 20 миль (37 км). В фонарном сооружении была установлена цилиндрическая линза марки Л-500 отечественного производства с фокусным расстоянием 250 мм. Внутри линзы находилась электролампа марки ММ-9 мощностью 500 вт. В качестве резервного огня был установлен на верхней площадке маяка фонарь марки Ф-300 с 5-литровой ацетиленовой горелкой. Он имел ту же характеристику, что и основной огонь, но его дальность видимости была  8 миль (15 км).

           Наутофон марки 3/Р5-52 производства ГДР подавал сигнал, состоявший из трёх отдельных звуков, с периодом 28 сек.

           8-гранная пирамидальная бутобетонная башня маяка высотой 10 м построена по типовому проекту шифр ТГ-73 тип I, который был разработан Военморпроектом № 26 в апреле 1951 года. В работе принимали участие: главный инженер ВМП Маречкин, главный инженер проекта Голубев, начальник отдела Ласси, групповой инженер Гастищев, инженеры Мядзель, Сдобликов, Закута и Матюнин.

           Фонарное сооружение было изготовлено по типовому проекту шифр ТГ-8    12-ФС-2840, разработанному  Военморпроектом № 26,  г. Ленинград в декабре 1951 года. В проектировании принимали участие: главный инженер  организации Маречкин, начальник отдела Ласси, главный инженер проекта Голубев, групповой инженер В.Зенькович, инженеры Куберский и Сафонов.  

           Маячная башня имеет основание с наружным размером в плане 5,56 х 5,56 м и толщиной стен 1,10 м. Внутри башни на всю её высоту предусмотрено цилиндрическое помещение диаметром 3,35 м для винтовой лестницы. Ниже карниза башня имеет наружный размер в плане 4,14 х 4,14 м и толщину стен 0,40 м. Винтовая лестница шириной 0,77 м выполнена из бетонных ступеней, заделанных одним концом в стену. Снаружи в стене сделаны две ниши с дверцами для установки трёх баллонов с ацетиленом в каждой для резервного огня. Верхняя 8-гранная железобетонная площадка имеет размер 5,63х 5,63 м. В верхней части башни находится подфонарное помещение, имеющее высоту 2,40 м. Из этого помещения наклонный стальной трап ведёт в фонарное сооружение.

           12-гранное призматическое фонарное сооружение  имеет диаметр вписанного круга 2,84 м. Трёхярусное штормовое остекление высотой 1,90 м состоит из прямоугольных плоских зеркальных стёкол толщиной 10 мм. Высота фонарного сооружения 5,55 м. Вес сооружения 5 тонн.

           14 ноября 1958 года было объявлено в Извещении мореплавателям  ГС ТОФ № 216 часть II об установке радиомаяка Чибуйный при маяке Чибуйный. Радиомаяк марки  КРМ-50 работал на основной частоте 300,5 кгц с длиной волны 1000 м и на запасных частотах 499 кгц и 360 кгц с длиной волны соответственно 612 м и 833 м. Опознавательный сигнал был «ЧН». Радиомаяк  использовался и как радиодевиационная установка. 

           В маячном техническом здании размещаются  приборы управления световым маяком, аппаратура радиомаяка и оборудование наутофона, а также дизель-электрические агрегаты. Здание построено по типовому проекту шифр ТГ-51-1, разработанному Военморпроектом № 26. Оно сложено из шлакобетонных блоков, имеет чердачную крышу и железную кровлю. Здание имеет размер в плане 14,55 х 12,55 м, общую площадь  139 кв.м, высоту помещений 3,40 м. Отопление печное. Рядом со зданием установлены две стальные мачты-опоры высотой по 25 м для Т-образной антенны радиомаяка. На расстоянии 50 м от здания и 30 м от берегового обрыва была установлена стальная башня-опора излучателей наутофона высотой 6 м. В здании были установлены два дизель-электрических агрегата мощностью по 15 квт каждый.

           Для персонала маяка был построен рубленный из бруса 2-квартирный жилой дом. В каждой квартире было три жилые комнаты, кухня и кладовая. Размер дома в плане 13,90 х 9,60 м, общая площадь 124 кв.м, высота помещений 3,40 м. Отопление дома печное, освещение электрическое, вода привозная, надворная уборная.

           Для персонала маяка была построена также баня из шлакобетонных блоков. Её размер в плане  5,45 х 5,45 м, общая площадь 17,60 кв. м и высота помещений 2,80 м.

           В маячном городке были построены: склад маячного имущества и продовольствия рубленный из бруса размером в плане 16,00 х 6,00 м, общей площадью 87 кв. м и с высотой помещений 2,50 м, а также склад ГСМ в таре из шлакобетонных блоков размером в плане  6,57 х 5,46 м, общей площадью 25 кв. м и с высотой помещения 2,50 м. Для сбора талой воды для противопожарных и технических нужд был построен железобетонный резервуар ёмкостью 25 куб.м. Территория маячного городка была огорожена штахетным забором длиной 120 м.

           В 1965 – 1968 годах специализированная подрядная организация в/ч 34353      (ВМС-635) выполнила реконструкцию маяка. Работами руководили майор-инженер Башкетов и старший лейтенант-инженер М.Радуль. В 1967 году была установлена новая стальная опора для излучателей наутофона высотой 7,70 м. Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 136 1967 года было объявлено о вводе в действие нового наутофона марки LIEJ-300 производства Швеции. Была выполнена реконструкция маячного технического здания. В нём были установлены три новых дизель-электрических агрегата марки ДГА-12, приборы управления новым светооптическим аппаратом ЭМН-500, который был установлен на башне, аппаратура радиомаяка и оборудование нового наутофона.

           Была произведена перепланировка жилого дом. Вместо двух 3-комнатных квартир с кухнями сделали четыре 1-комнатные квартиры с кухнями.

           17 января 1968 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 16 часть II о том, что световой маяк, радиомаяк и наутофон  после реконструкции  введены в действие.

           25 сентября 1978 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 57 об упразднении наутофона и вводе в действие при маяке звукосигнальной динамической установки марки УЗД мощностью 50 вт с сектором действия 270º.  Она была упразднена в 1993 году.   

           В 1982 году была произведено бурение водозаборной скважины, однако воды обнаружено не было.

           В 1984 году в качестве радиодевиационной установки были смонтированы две радиостанции марки Р-104М.

           29 августа 1988 года был принят в эксплуатацию 4-квартирный рубленный из бруса жилой дом, строительство которого было начато в 1986 году. Он был построен вместо пришедшего в аварийное состояние 4-квартирного жилого дома постройки 1954 года. Работы выполнила специализированная организация в/ч 34363 Строительного управления флота. Работами руководили майор-инженер В.М.Николаев, старший лейтенант-инженер В.М.Галуза и прораб П.А.Новиков. В доме две 2- комнатные и две 1-комнатные квартиры с кухнями и совмещёнными санузлами. Была сделана наружная канализация. Дом соединён с маячным техническим зданием крытым переходом.  Были установлены стальные ёмкости для дизельного топлива.                      

           В 1988 году из-за значительного повреждения коррозией было демонтировано  фонарное сооружение  и вместо светооптического аппарата марки ЭМН-500 был установлен автоматический аппарат марки АСА-500 с фонарём и электролампой марки КГММ 110-1000. Высота маяка уменьшилась до 10 м. Дальность видимости огня маяка возросла до 22 миль (41 км). В качестве резервного огня установлен фонарь марки       ЭМ-300 с электролампой марки ММ 12-23. Дальность видимости и характеристика огня сохранились.

           В 1991 году был установлен новый радиомаяк марки КРМ-300, который с 1999 года не действует. В 1999 году повреждённый землетрясением светооптический аппарат марки АСА-500 был заменён на аппарат той же марки.

           Начальниками маяка были: в 1963 году – Блохин, в 1981 году – Чухняков,  в 1989 году – В.Озеров.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

 

Ю.Шухин

 

14 декабря 2018 года                                                                               

              

Знак Чибуйный. 1951 год                             

           

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида