Чайво маяк

 

 

 

Маяк Чайво

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Чайво 3 класса установлен в центральной части восточного берега острова Сахалин, на расстоянии 1,8 мили (3,3 км) к NNE от мыса Айяш – южной оконечности северной песчаной косы, отделяющей залив, а по сути – лагуну, Чайво от Охотского моря. Мыс Айяш является северным входным мысом пролива Клейе, соединяющего море и залив Чайво.

           Маяк получил название по названию залива, на входе в который он установлен.

           Штатный номер маяка  Чайво  по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 2745. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7920.

Географические координаты маяка Чайво:

широта 52º 21,7' N, долгота 143º 11,6' E

           Маяк Чайво предназначен для обеспечения мореплавания вдоль восточного берега острова Сахалин и входа в залив Чайво.

           Маяк Чайво установлен на расстоянии 950 м от береговой черты на высоте 1 м над уровнем моря.

           Маяк расположен на территории Ногликского района Сахалинской области.

           Название залива «Чайво» на языке местных жителей – нивхов означает «высыхающее место»  (Ч.М.Таксами,1966; «Справочник по истории географических названий…» ГУНиО МО, 1976).

           Название пролива «Клейе», по сведениям исследователя В.И.Ремизовского, дано в честь немецкого инженера Фридриха (Фёдора Фёдоровича) Клейе (? – 1914), с 1908 года подданного Российской Империи, который в 1898 году начал поиск нефти в районе залива Чайво. Он первым исследовал залив и доказал его пригодность для стоянки судов.  Проливу дал название его коллега английский геолог Норман  Ботта в 1903 году.

            В 1909 году в проливе Клейе на южном мысе - ныне мысе Камбрульбаш Ф.Клейе за свой счёт построил белый маяк «Огонь Клейе».

           О возобновлении действия огня - светящего навигационного знака Чайво в проливе Клейе на южном мысе - ныне мысе Камбрульбаш было объявлено 23 октября 1936 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 602 и в 1936 году в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 147. Это была 4-гранная пирамидальная деревянная башня высотой 16,00 м, установленная на высоте 4,00 м над уровнем моря. Огонь был белый и имел 15 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 8 миль (15 км). Он работал в автоматическом режиме. Были объявлены географические координаты знака: широта     52º 19,8' N, долгота 143º 11,0' E.

           19 декабря 1949 года Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 515 было объявлено об установке огня (маяка) Чайво у южной окраины селения Чайво, то есть к северу от мыса Айяш. Маяк был установлен на расстоянии 400 м от береговой черты на высоте 5 м от уровня моря. 4-гранную деревянную пирамидальную башню знака высотой 24,00 м построила строительная организация УНР-83 Строительного управления флота. Работами, которые были начаты в 1948 году,  руководили Есиновский и Калмыков. 

           В верхней части обращённой к морю грани башни был навешен трапецоидальный дощатый белый щит высотой 5,00 м. Фундаментом башни служили лежни из брёвен, заложенные на глубину 2,90 м, на которые опирались деревянные стойки. На башне был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-500 с 30-литровой горелкой. Маяк имел белый проблесковый огонь с характеристикой: свет 0,5 сек + темн. 2,5 сек – период 3 сек – 20 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 10 миль (18 км). Маяк светил в секторе от 30º до 190º. На маяке были установлены проблесковый аппарат марки К-130 и регулятор давления Т-130. Маяку был присвоен IV класс. Географические координаты маяка были: широта  52º 21,35' N, долгота 143º 11,85' E.

           В связи с открытием действия маяка Чайво 24 декабря 1949 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 524 об упразднении огня Чайво, установленного в 1936 году на южном берегу входа в залив Чайво.

           В 1950 году УНР-124 (ВМС-618) Строительного управления флота продолжил строительство маяка Чайво. Работами руководили В.В.Мышкин и Платов. 14 ноября 1951 года были приняты в эксплуатацию: здание радиомаяка (маячное техническое здание), радиомачта, 4-квартирный жилой дом, баня, склады маячного имущества и ГСМ в таре,  колодец с будкой, уборная, конюшня и сарай.

           5 января 1952 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 6 об установке радиомаяка Чайво рядом с маяком Чайво у южной окраины селения Чайво. Его географические координаты были: широта 52º 21,34' N, долгота 143º 11,65' E. Радиомаяк марки КРМ-50  имел опознавательный сигнал «ЧВ», работал на частоте 303,5 кгц и волне длиной 988 м с дальностью действия 80 миль (146 км) в группе с радиомаяком Пильтун.

          Рубленное из брёвен маячное техническое здание, построенное по индивидуальному проекту, имело размер в плане 13,40 х 13,20 м, общую площадь 151 кв.м, высоту помещений 3,50 м, чердачную крышу, тесовую кровлю, дощатые и бетонные полы. Освещение было электрическое, отопление печное. В здании были установлены 2 дизель-электрических агрегата мощностью по 6,5 квт. Здание простояло до 2002 года – 51 год.  Для установленного в здании радиомаяка на расстоянии 80 м от маяка была установлена стальная радиомачта высотой 26 м. Т-образная антенна была подвешена к радиомачте и к башне маяка.

           Рубленный из брёвен 4-квартирный жилой дом имеет размер в плане 29,20 х 10,20 м, общую площадь 292 кв.м, высоту помещений  3,00 м, чердачную крышу, тесовую кровлю, дощатые полы. Квартиры 3-комнатные с кухней. Освещение электрическое, отопление печное, в 1967 году заменённое на центральное водяное.

           Деревянная баня имела размер в плане 5,54 х 4,74 м, общую площадь 19 кв.м и высоту помещений 2,80 м. 

           Деревянный склад маячного имущества и продовольствия имеет размер в плане 16,20 х 6,50 м, общую площадь 92 кв.м, высоту помещений 3,40 м.

           Деревянный обвалованный склад ГСМ в таре имел размер в плане 12,00 х 6,00 м, общую площадь 70 кв.м  и высоту помещения  около  2,00 м.

           19 октября 1955 года  было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 216  о вводе в действие новой деревянной башни маяка Чайво. Она была установлена на расстоянии 700 м к северу от прежнего положения маяка. Высота башни осталась прежней – 24,00 м. Прежним остался и маячный фонарь.

           15 июля 1961 года персонал маяка осуществил перевод  маяка с ацетиленового на электрическое освещение. В ацетиленовом светооптическом аппарате марки АМ-500 ацетиленовая горелка была заменена на электролампу марки ММ-9 мощностью 500 вт.  Был установлен маячный электропроблесковый аппарат марки МЭПА-75.

           11 августа 1961 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 310 ГС ТОФ о переоборудовании маяка Чайво. Характеристика огня стала: свет 1,5 сек + темн. 4,5 сек – период 6 сек – 10 проблесков в минуту. Дальность видимости огня маяка была увеличена до 16 миль (30 км).

           В 1962 году был выпущен проект реконструкции маяка Чайво со строительством новой железобетонной маячной башни. Выполнение работ было возложено на специализированную строительную организацию в/ч 72010. Работами руководили майор-инженер В.С.Шевелёв и старший лейтенант-инженер П.Петров. Строительная экспедиция   была доставлена на объект в октябре 1964 года в количестве 30 человек. До наступления зимы были начаты работы только по реконструкции маячного технического здания.

           1965 году была закончена реконструкция маячного технического здания. Был забетонирован фундамент новой башни маяка. Жилой дом был переведён с печного на центральное водяное отопление. Была построена новая баня.

           В 1966 году производилось бетонирование ствола башни маяка высотой 24 метра.

           30 декабря 1967 года были приняты в эксплуатацию башня маяка, 2 стальных резервуара для дизельного топлива ёмкостью по 25 куб.м, электросеть и теплосеть.

           22 марта 1968 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ     № 101 часть I об установке ныне действующего маяка Чайво с 8-гранной монолитной железобетонной пирамидальной белой башней с фонарным сооружением высотой 28,81 м. Был установлен новый светооптический аппарат марки ЭМН-500 с электролампой марки ММ 110-500. Характеристика и дальность видимости огня сохранились. Маяк действует с 1 июня по 1 января в период навигации.

           Резервным был установлен ацетиленовый фонарь марки АМ-300 с 30-литровой горелкой, огонь которого имел ту же характеристику, что и основной, но дальность видимости только 7 миль (13 км). Был упразднён прежний огонь Чайво. 

           Был установлен новый радиомаяк Чайво марки  КРМ-100, работавший на частоте 291 кгц и волне длиной 1030 м. В 1986 году он был заменён на радиомаяк марки «Алмаз».

           Маячная 8-гранная монолитная железобетонная пирамидальная башня высотой     24 м была построена по типовому проекту шифр ТР-9/1А, разработанному в 1957 году Государственным проектным институтом № 1 ВМФ, г.Ленинград. Главный инженер ГПИ № 1 Маречкин, главный инженер проекта Голубев, групповые инженеры Корещиков и Плотницкий, инженеры Петров и Свирчевский.

           Башня имеет фундамент высотой 2,60 м с глубиной заложения 2,00 м. Он состоит из круглой железобетонной плиты диаметром 9,50 м и толщиной 0,70 м и  цилиндрической стенки  с наружным диаметром 7,00 м,  высотой 1,90 и толщиной 0,85 м. Ствол башни имеет в основании наружный размер в плане 5,70 х 5,70 м, диаметр внутреннего помещения 5,22 м и минимальную толщину стены 24 см на высоту 5,34 м. Выше толщина стены 14 см. Наружный размер ствола по верху 3,95 х 3,95 м. Верхняя железобетонная площадка имеет диаметр 5,34 м,  толщину 10 см и высоту стальных перил ограждения 1,10 м.

           В башне установлена 2-маршевая лестница из железобетонных ступеней и площадок по стальным косоурам. Высота марша 2,00 м, ширина 80 см. Высота рядового этажа 4,00 м, цокольного этажа 2,70 м, подфонарного (вахтенного) помещения 2,60 м.

           В подфонарном помещении устанавливается настенная ручная лебёдка грузоподъёмностью 500 кг для подъёма грузов внутри башни и винтовая стальная лестница для подъёма в фонарное сооружение.

           На верхней площадке башни установлено цилиндрическое фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТР-56/2. Проект разработан Государственным проектным институтом № 1 ВМФ в апреле 1958 года. Главный инженер ГПИ № 1 Маречкин, главный инженер проекта Плотницкий, начальник отдела Андронов, групповой инженер Фёдоров, конструкторы Яковлев и Никитина. Фонарное сооружение было изготовлено на заводе № 55 Минобороны СССР в пос. Стрельня, г.Ленинград.

           Фонарное сооружение имеет внутренний диаметр 2,90 м, высоту до верха дефлектора 4,81 м, высоту штормового остекления 1,60 м. Остекление состоит из двух ярусов, в каждом из которых по 12 прямоугольных стёкол толщиной 10 мм, выгнутых по радиусу 1,56 м.

           Акватория моря в районе залива Чайво является местом интенсивного судоходства. Здесь расположено открытое в 1979 году нефтегазоконденсатное месторождение «Северное Чайво». Для разработки этого и двух других расположенных рядом морских месторождений нефти впервые в России на основании Соглашения о разделе продукции реализован проект «Сахалин-1». Объединились: оператор проекта – компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» - дочка «Exxon Mobil» (30% инвестиций), консорциум SODECO (Япония, 30%), ОАО «Роснефть» (20%) и госкомпания ONGC (Индия, 20%). Проект  вступил в силу в  1996 году. На 28 июня 2018 года добыто 100 млн.тонн нефти. Бурение и добычу ведут морские платформы «Орлан» в 12 км от берега и «Беркут», а также  береговая установка  «Ястреб». Здесь в 2017 году пробурена самая длинная в мире горизонтальная скважина длиной 15 км. Нефть с морских платформ по подводным трубопроводам передаётся на береговой комплекс подготовки нефти «Чайво», а оттуда по трубопроводу длиной 226 км через Сахалин и Татарский пролив – в пос. Де-Кастри на нефтеотгрузочный терминал.

           Начальники маяка: в 1952 году – Половко, в 1968 году – Ткачёв, в 1980 году – Валявкин, в 2003 году – Е.Никитин, в 2008 году – А.К.Дерябин.

           Маяк Чайво находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

 

Ю.Шухин

Маяк Чайво. 1961 год

11 декабря 2018 года

          

 

 

 


 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида