Холмск маяк

 

 

 

Маяк Холмск

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Холмск 3 класса установлен в южной части города Холмск на прибрежной возвышенности в вершине залива Невельского  Татарского пролива, на острове Сахалин.

           Маяк Холмск предназначен для обеспечения мореплавания в южной части Татарского пролива на подходе к порту Холмск, в том числе паромов морской железнодорожной грузопассажирской переправы Ванино - Холмск.

           Маяк получил название по названию города,  на территории которого он установлен.

           Штатный номер маяка Холмск по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 1185. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7746.

Географические координаты маяка Холмск:

широта 47º 01,9' N, долгота 142º 02,0' E.

           Маяк высотой 28,62 м установлен на расстоянии 188 м от береговой черты на высоте 28 м над уровнем моря. Площадка для маячного городка создана в условиях сложного пересечённого рельефа местности на морской аккумулятивной террасе.

           На месте города Холмск ранее находились два айновских селения: Энтрумгомо и Тунай. 2 июня (21 мая) 1870 года здесь, на берегу бухты Маука был основан русский военный пост Маука. Он состоял из 10 солдат 4-го Восточно – Сибирского линейного батальона. Командиром был поручик В.Т.Фирсов. В 1905 году Япония на южном Сахалине создала префектуру Карафуто и населённый пункт назвали Маока. В 1922 году он получил статус города. После восстановления в 1945 году  южного Сахалина в составе СССР указом Президиума Верховного Совета РСФСР 5 июня 1946 года городу дали  название Холмск.

           Маяк Холмск был построен подрядной организацией в/ч 42817 Строительного управления флота. Руководили работами инженер-подполковник Лишинер и инженер-капитан Савинов. Объекты маяка были приняты в эксплуатацию 31 декабря 1957 года. Были построены: башня маяка с фонарным сооружением, маячное техническое здание, 2-квартирный и 4-квартирный жилые дома, склады маячного имущества и ГСМ в таре, конюшня,  сарай, водопровод и электросеть. Общая стоимость строительства объекта в ценах того времени составила 281,1 тыс. рублей.

           27 марта 1958 года после монтажа технических средств навигационного оборудования было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 97 часть I об установке и открытии действия маяка Холмск и радиомаяка Холмск при нём.

           Первоначально башня маяка была белая. На ней был установлен классный светооптический аппарат, выпущенный ещё в 1913 году во Франции фирмой «Rarbier..Benaed &Tjrenne». Оптическая система состоит из шести линз. Её диаметр 760 мм, высота 790 мм и фокусное расстояние 250 мм. Некоторые оптические элементы имеют повреждения. Этот аппарат стоит на маяке до сих пор. Маяк имел белый группо – проблесковый круговой огонь с дальностью видимости 20 миль (37 км). Характеристика огня, сохранившаяся до сих пор: свет 0,5 сек + темн.1,8 сек + свет 0,5 сек + темн.1,8 сек + свет 0,5 сек + темн.9 сек – период 14,1 сек. Источником света была электролампа марки ММ-9 мощностью 500 вт. Сейчас установлена электролампа марки КГММ 110-1000 мощностью 1 квт. Дальность видимости огня увеличилась до 22 миль (41 км).

           Характеристика огня создаётся путём вращения оптической системы. Первоначально для этого служил часовой механизм, который ныне является резервным. Он приводился в действие грузом весом 50 кг, подвешенным на тросе. Перемещение груза по вертикали на 20 м обеспечивало вращение аппарата в течении 7 часов со скоростью 1 оборот за 14,1 сек. Сейчас  оптическая система с той же скоростью вращается электромотором постоянного тока мощностью 125 вт.

           В 1963 году по требованию Холмского горисполкома штормовые стёкла берегового сектора освещения маяка были закрашены и маяк стал светить только в морском секторе от 186º до 6º.

           Первоначально в качестве дублёра основного маячного аппарата на верхней площадке маяка у основания фонарного сооружения был установлен ацетиленовый аппарат марки АМ-500 с тремя двухрожковыми 15-литровыми горелками, с проблесковым аппаратом марки КК-130, установленным в фонаре, и регулятором давления марки Т-130. Для обеспечения аппарата ацетиленом были установлены 2 ацетиленовых баллона – газоаккумулятора марки АК-50, обеспечивавших работу дублёра маяка непрерывно в течении 350 часов.

           Сейчас в качестве резерва установлен электрический аппарат марки ЭМ-500 с электролампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт. Он имеет изофазный белый огонь с характеристикой: свет 4 сек + темн. 4 сек – период 8 сек. Дальность видимости огня 12 миль (22 км).

           4 мая 1963 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 165 часть I об изменении окраски башни маяка – башня стала иметь 4 белые и 4 чёрные горизонтальные полосы.

           Установленный при маяке радиомаяк имеет опознавательный сигнал «ХК» по азбуке Морзе, рабочая частота была 315,5 кгц, теперь 303,5 кгц, дальность действия 80 миль (148 км). Сейчас радиомаяк работает в группе с маяками Белкина, Золотой, Монерон и Крильон. Первоначально был установлен радиомаяк марки КРМ-250 с дублёром той же марки. В 1978 году был установлен новый радиомаяк марки АНРМ-50, который в 1990 году был заменён на ныне действующий радиомаяк марки КРМ-300.

           8 апреля 1961 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 77 часть I об установке при маяке Холмск радиодевиационного радиомаяка марки КРМ-50, который имеет дальность действия 20 миль и работает на частоте 315,5 кгц.

           Монолитная железобетонная цилиндрическая башня маяка высотой 24 м была построена по типовому  проекту шифр ИГ-52к, разработанному Государственным проектным институтом № 1 Минобороны СССР (ВМС) в марте 1955 года. Главный инженер проекта Голубев, начальник отдела Иванов, групповой инженер Федоткин, инженеры Спивак, Тахо, Алексеева. Цилиндрический ствол башни высотой 18,80 м, наружным диаметром 4,30 м с толщиной стенки 0,15 м установлен на конический рустованный цоколь высотой 5,20 м. Бетонный фундамент башни диаметром 8,40 м заложен на глубину 2,00 м. Внутри башни установлена винтовая лестница из мозаичных бетонных ступеней по стальным косоурам с промежуточными площадками. В верхней части башни устроено подфонарное вахтенное помещение  с утеплёнными шлаковатой стенами, потолком и полом. Винтовая стальная лестница ведёт из этого помещения в фонарное сооружение.

           Башню венчает 12-гранное фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТГ-103 (12-2860-I), также разработанному Государственным проектным институтом № 1 Минобороны СССР (ВМС) в 1954 году. Главный инженер проекта Голубев, начальник отдела Андронов, групповой инженер Фёдоров, конструктор Яковлев.

Фонарное сооружение имеет высоту 4,62 м. Штормовое остекление высотой 1,60 м состоит из трёх ярусов.

           20 августа 1960 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 367   часть I об установке излучателей наутофона марки 3/Р5-52 производства ГДР на стальной башне светящего навигационного знака на оконечности Южного мола гавани  Торгового порта, отстоящего от маяка на расстояние 12,9 кабельтова (2,4 км). Формирование сигнала  наутофона осуществлялось аппаратурой в  маячном техническом здании. Наутофон действовал с 1 апреля по 1 декабря, а при благоприятных метеоусловиях – и до 15 декабря. Из-за обрывов питающего кабеля, уложенного по Южному молу, льдом и штормовыми волнами действие наутофона часто прерывалось. 24 июля 1984 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 214 часть I об упразднении наутофона после 24-х лет работы.

           Маячное техническое здание построено по   индивидуальному проекту. Оно имеет размер в плане  16,59 х  13,90 м, общую площадь 157 кв.м, высоту помещений 3,20 м. Стены выложены из шлакобетонных блоков. Крыша чердачная, кровля железная. Здание отапливается двумя водогрейными котлами марки ВНИИСТО. Для обеспечения маяка резервным электропитанием в здании установлены два дизель-электрических агрегата мощностью по 10 квт. Для подвески Т-образной антенны радиомаяка установлена одна стальная мачта высотой 30 м. Другим концом антенна подвешена на башне маяка.

           Водоснабжение маяка осуществляется от городского водопровода. Основное электропитание маяка производится от городской электросети.

           Для персонала маяка построены два жилых дома. 4-квартирный жилой дом с кирпичными стенами имеет две 2-комнатные квартиры и две однокомнатные квартиры с кухнями. Общая площадь дома 133 кв.м, размер дома в плане 15,40 х 9,40 м, высота помещений 2,85 м. 2-квартирный жилой дом со стенами из шлакобетонных блоков имеет трёхкомнатные квартиры с кухнями. Размер дома в плане 17,00 х 9,30 м. Общая площадь 122 кв.м, высота помещений 3,00 м. Оба дома имеют чердачные крыши, асбофанерную кровлю, печное отопление, кухонные плиты на дровах, водопровод, надворную уборную с выгребом.

           В маячном городке, кроме того, построены: склад маячного имущества со стенами из шлакоблоков, с чердачной крышей и асбофанерной кровлей, его размер в плане 14,50 х 5,15 м, общая площадь 56 кв.м, высота помещений 2,50 м, и склад ГСМ в таре с бутобетонными стенами и совмещённой крышей, его размер в плане 6,10 х 5,00 м, общая площадь 25 кв.м. Территория маячного городка огорожена штахетным забором длиной 490 м. 

           Начальниками маяка Холмск были: в 1964 году – Кириллов, в 1980 году – Родинков, в 1981 году - В.Наумов, в 2008 году – А.А.Гудков.

           Маяк Холмск находится в ведении Гидрографической службы флота. 

 

 

Ю.Шухин

 

5 декабря 2018 года

 

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида