Углегорск маяк

 

 

 

Маяк Углегорск

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Углегорск 3 класса установлен на возвышенности в городе Углегорск в южной части Сахалина на берегу Татарского пролива.

           Штатный номер маяка Углегорск по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России»  - № 1308. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7711.5. 

        Маяк предназначен для обеспечения мореплавания в южной части Татарского пролива на подходе к порту Углегорск.

           На акватории вблизи порта имеется значительное количество подводных опасностей – банок, камней, затонувших судов и разрушенных сооружений. В порт ведёт подходный фарватер.

Географические координаты маяка Углегорск:

широта 49º 05,0' N, долгота  142º 02,2' E

           Маяк Углегорск ныне высотой 10 м установлен на выровненной площадке на высоте 35 м над уровнем моря в расстоянии 108 м от береговой черты и 40 м от берегового обрыва.

           Город Углегорск является районным центром Углегорского района Сахалинской области.

           Ближайшие маяки находятся от маяка Углегорск на расстоянии: маяк Ламанон – к югу 18,5 мили (36 км) и автоматический маяк Бошняково – к северу 33,6 мили (62 км).

           В XIX веке на месте Углегорска было поселение айнов, называвшееся Этуутуру («между мысами»). В период префектуры Карафуто японцы построили порт и город Есутору. На головах молов двух ковшей были установлены ограждающие их навигационные знаки.

           20 ноября 1945 года вскоре после освобождения южного Сахалина от японцев было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 71 об установке  огня Есутору в порту Есутору к северу  от реки Есутору (ныне – река Углегорка). Огонь был красный, имевший 20  проблесков в минуту и дальность видимости 6 миль (11 км). Вскоре была восстановлена работа других огней порта. В 1946 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Есутору был переименован в город Углегорск.

           В 1975 году был выпущен проект строительства маяка Углегорск, составленный на основании задания на проектирование, подготовленного Гидрографической службой флота в соответствии с потребностями морского транспортного и рыболовного флотов.

           Строительство маяка было возложено на специализированную подрядную организацию в/ч 72010 Строительного управления флота. Работами руководили Круглов и Булатов.

           Строительство было начато 23 августа  1977 года, когда из города Советская Гавань была доставлена на гидрографическом судне ГС-85 и выгружена строительная экспедиция с 400 тоннами груза. До наступления холодов была обустроена строительная площадка и начата установка бетонных блоков фундамента маячного технического здания и башни маяка. В 1978 году  уже в мае были доставлены 10 строителей и грузы. До зимы были выложены кирпичные стены маячного технического здания до уровня оконных перемычек, построен склад маячного имущества и трансформаторная подстанция. Была проложена грунтовая дорога от городской дороги. В 1979 году на объекте работало 35 человек, были выполнены в основном все строительные работы, здания были подготовлены для монтажа инженерных  и электрических сетей и выполнения отделочных работ. Полностью все объекты маяка были приняты в эксплуатацию 30 сентября 1980 года.

           Были построены: маячная башня с фонарным сооружением и маячное техническое здание, соединённые крытым переходом, склад маячного имущества, трансформаторная подстанция, две мачты-опоры, 3 емкости для жидкого топлива, 2 резервуара для воды, наружные электросети и ограждение. Общая стоимость строительства маяка в ценах того времени была 1 053 тыс. рублей.

           После монтажа технических средств навигационного оборудования 24 октября 1980 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 226 об установке маяка Углегорск и радиомаяка при нём. Маяк открыл действие.

            Белый изофазный огонь маяка имеет характеристику: свет 3 сек + тёмн. 3 сек – период 6 сек – 10 проблесков в минуту.  Дальность видимости огня  маяка 18 миль (33 км). На башне был установлен автоматический светооптический аппарат марки АСА-500 с электролампой марки  ММ 110-1000 мощностью 1 квт. Маяк светит в секторе от 206º до 359º. На верхней площадке башни установлен резервный светооптический аппарат марки ЭМ-500 с электролампой марки ММ 32-250.

           Радиомаяк марки АНРМ-25 имеет опознавательный сигнал «УГ» по азбуке Морзе, работает на частоте 297,5 кгц и имеет дальность действия 30 миль (56 км). Он работает на Т-образную антенну, подвешенную на двух стальных мачтах-опорах высотой по 30 м. 

           Башня маяка и  соединённое с нм переходом маячное техническое здание построены по типовому проекту шифр ТР-46/1-65, разработанному проектной организацией в/ч 54034 Минобороны СССР (ВМФ) в 1965 году. Главный инженер организации Ласси, главный инженер проекта И.Злотникова, групповые инженеры Гусаров, Смирнова и Швер, проектировали Чуров, Полиенко, Синицына и Михеев.   

           8-гранная призматическая кирпичная башня маяка имеет высоту 10,00 м. Её размер в плане 3,50 х 3,50 м. Башню красят в штатный белый цвет. Внутри башни стальной наклонный трап с четырьмя промежуточными площадками и подфонарное помещение в верхней части с винтовой стальной лестницей для выхода в фонарное сооружение. 

           На верхней железобетонной монолитной площадке башни было установлено фонарное сооружение типа МФС-2, изготовленное по типовому проекту шифр ТР-44/67, разработанному проектной организацией в/ч 54034 Минобороны СССР (ВМФ) в 1965 году. Начальник отдела Якуба, главный специалист Тормышев, руководитель группы Кривобоков, проектировал Яковлев. Фонарное сооружение имеет высоту 4,00 м, массу 6750 кг. У него 8-гранный цоколь высотой 1,39 м и штормовое остекление высотой 1,80 м, состоящее из 16 установленных наклонно трапецоидальных стёкол высотой 1, 78 м и 1,82 м и толщиной 10 мм. Фонарное сооружение в соответствии с требованиями того времени об экономии цветных металлов  было изготовлено из  обычной строительной стали и потому оказалось недолговечным в  экстремальных условиях морского побережья. Оно было разобрано из-за коррозии конструкций и разрушения штормом в 1992 году – через 12 лет эксплуатации.  Светооптический маячный аппарат был заменён на аппарат той же марки АСА-500, но с фонарём, обеспечивающим его работу на открытой площадке без фонарного сооружения.

           Кирпичное маячное техническое здание отстоит от башни на расстоянии 1,75 м. Оно имеет размер в плане 12,88 х 10,48 м, общую площадь 98 кв.м, высоту помещений      3 м. У него совмещённое железобетонное перекрытие. Произведённая при привязке типового проекта перепланировка позволила разместить в здании  одну служебную  2-комнатную квартиру с кухней и газовой кухонной плитой. В здании установлены два резервных дизель-электрических агрегата мощностью по 12 квт каждый и два водогрейных котла системы центрального отопления здания марки КОАВ-68 на дизельном топливе.

           Основное электропитание маяка обеспечивается от проходящей поблизости городской высоковольтной электролинии. При строительстве маяка была установлена трансформаторная подстанция. Для электропитания радиомаяка установлены аккумуляторные батареи.

           Для хранения маячного имущества построен кирпичный склад размером в плане 16,62 х 6,62 м, общей площадью 87 кв.м, с высотой помещений 2,10 м. Для хранения дизельного топлива установлены три стальные цистерны ёмкостью по 10 куб.м. Для противопожарного запаса воды и воды для технических нужд установлены две стальные цистерны ёмкостью по 50 куб.м. Вокруг маячного городка сделано деревянное штакетное ограждение длиной 245 м.  К маяку ведёт подъездная грунтовая дорога протяжённостью    1 км.

           Начальником маяка в 1980 и в 2002 годах был В.Ревякин.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

Ю.Шухин

30 ноября 2018 года

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида