Уаркэ маяк

 

 

 

Маяк Уаркэ

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Уаркэ  3 класса установлен на восточном склоне холма Уаркэ, в 6 кабельтовых (1,1 км) к WSW от мыса Уаркэ на западном, материковом берегу Амурского лимана.

           Штатный номер маяка Уаркэ по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 1555. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7982.2.

           Маяк Уаркэ предназначен для обеспечения мореплавания в Амурском лимане.

           Обрывистый и лесистый мыс Уаркэ образован северо-восточным склоном холма Уаркэ, имеющего высоту 136 м.

Географические координаты маяка Уаркэ:

широта 52º 30,9' N, долгота 141º 12,2' E.

           Маяк Уаркэ представляет собой белое одноэтажное здание с шестигранной призматической башней высотой 8,15 м. Маяк установлен на высоте 124 м над уровнем моря и в расстоянии 700 м от береговой черты.

           Маяк расположен на территории Николаевского района Хабаровского края.

           Ближайшие маяки находятся от маяка Уаркэ на расстоянии: маяк Лазарева – к юго-западу в 21,6 мили (40 км), маяки створов Джаорэ – к северу в 9,4 мили (13 км).

           Ближайший населённый пункт – посёлок Джаорэ в расстоянии 18 км, куда ведёт только пешеходная тропа.

           Амурский лиман имеет длину 185 км, наибольшую ширину 40 км и площадь акватории  около 4700 кв. км.

           Амурский лиман был открыт адмиралом, а то время капитан-лейтенантом Геннадием Ивановичем Невельским (1813 – 1876). 29 (17) июня 1849 года транспорт «Байкал» под его командованием подошёл к северному берегу Сахалина. В то время было не известно, куда впадает Амур. После плаваний Жана Франсуа де Гало графа Лаперуза (1741 – 1788) в 1787 году и Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770 – 1846) в 1805 году сложилось мнение, что Сахалин является полуостровом. Г.И.Невельской поставил перед собой задачу найти ответы на эти вопросы. Оставив корабль в Сахалинском заливе, Г.И.Невельской за 21 день с 23 (11) июля по 13 (1) августа 1849 года на шлюпке обошёл Амурский лиман, нашёл устье Амура и пролив, соединяющий лиман с Татарским проливом, который в 1909 году был назван его именем. Это выдающееся географическое открытие способствовало исследованиям лимана и его использованию в качестве важнейшего морского пути России на Дальнем Востоке.

           Для строительства маяка был применён типовой проект маячного технического здания с надстроенной маячной башней шифр ТГ-46/1 тип 1, разработанный Государственным проектным институтом № 1 ВМФ (ГПИ № 1 ВМФ) в 1956 году. В разработке проекта принимали участие: главный инженер института Маречкин, главный инженер проекта Голубев, начальник отдела Богданов, групповой архитектор  Плотницкий, групповой инженер Когтев, инженеры Самусенко и Рябов.

           Строительство маяка осуществила специализированная подрядная организация в/ч 72010 Строительного управления флота. Руководили работами инженер-майор А.И.Шершенёв и прораб Атесливый. Строительство вели при полном отсутствии подъездных дорог. Все строительные грузы доставлялись судами, которые  разгружали на открытом рейде, и на берег грузы доставляли шлюпками.  Были построены: маячное техническое здание с маячной башней, резервуары для воды и дизельного топлива, сарай, конюшня и уборная. Все объекты были приняты в эксплуатацию 5 ноября 1959 года.

           О вводе маяка в действие 6 июля 1962 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 340 часть I. Маяк имел, как и теперь, белый проблесковый круговой огонь с характеристикой: свет 1,5 сек + темн. 4,5 сек – период 6 сек – 10 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была  17 миль (31 км). На маяке был установлен электрический  светооптический аппарат марки ЭМ-500 производства завода № 708 Минсудпрома СССР с электролампой марки ММ-16 мощностью 250 вт. Для создания характеристики огня был установлен маячный электрический проблесковый аппарат марки МЭПА-75 с маятниковым механизмом.

           Резервный огонь имел ту же характеристику, но его дальность видимости была 7,5 мили (14 км). Резервным аппаратом служил ацетиленовый светооптический аппарат марки АМ-500 производства указанного выше завода с 30-литровой горелкой, регулятором давления марки РД-125 и проблесковым аппаратом марки АП-125. Для обеспечения аппарата ацетиленом был установлен 1 баллон марки В-50 с запасом 5000 литров газа.

           Сроки начала и окончания работы маяка менялись в зависимости от продолжительности навигации. Сейчас установлено, что маяк начинает работать 1 июня и заканчивает 15 ноября.

           Маячное техническое здание имеет размер в плане 13,61 х 12,36 м, общую площадь 131 квм и высоту помещений 2,95 м. Оно имеет ленточный бутобетонный фундамент, кирпичные стены, сборное железобетонное перекрытие, чердачную крышу с железной кровлей. Отопление здания центральное от водогрейного котла, освещение электрическое. Водопровода и канализации здание не имело. Колодца на маяке не было. Летом собирали в резервуар дождевую воду, а зимой брали воду из проруби на лимане.

               В здании размещались: аппаратная с приборами управления маяком, радиорубка с радиостанцией связи и агрегатная с двумя дизель-электрическими агрегатами мощностью по 7,5 квт. При привязке типового проекта  здания была произведена  перепланировка и в здании были размещены две однокомнатные квартиры с кухнями и кладовыми.

           Шестигранная призматическая кирпичная башня имеет размер в плане 3,50 х3,50 м высоту 4,40 м и толщину стен  25 см. Башня опирается на железобетонные балки, уложенные «на угол» на наружные и внутренние стены выше плит чердачного перекрытия. Башня имеет железобетонное перекрытие, которое типовым проектом предназначено для установки фонарного сооружения. Здесь его решили не ставить. Для подъёма па верхнюю площадку башни предусмотрен стальной вертикальный трап. 

           При планировании строительства маяка предполагалось, что его личный состав будет состоять из военнослужащих срочной службы. Но в связи с изменением штата маяка и заменой на вольнонаёмный состав возникла необходимость в строительстве жилого дома. Из-за большого уклона местности и необходимости строительства подъёмника, а также   из-за  отсутствия источника питьевой воды в месте установки маяка, было принято решение о размещении жилого дома на берегу Амурского лимана в расстоянии 25 м от береговой черты и в 720 м от маяка.

           Строительство жилого дома было начато в 1968 году. 20 августа 1970 года дом был принят в эксплуатацию. Построила дом всё та же специализированная подрядная организация в/ч 72010 Строительного управления флота. Руководили работами  майор-инженер В.А.Шевелев и капитан-инженер Н.А.Ягодник.

           2-этажный 4-квартирный кирпичный жилой дом имеет две 2-комнатные и две 3-комнатные квартиры, каждая из которых размещена в двух этажах (уровнях). Все квартиры имеют кухни с дровяными плитами, совмещённые санузлы и кладовые. Дом имеет размер в плане 15,78 х  11,28 м, общую площадь 249 квм, высоту помещений 2,50 м. Дом отапливается индивидуальными квартирными водогрейными котелками, имеет электрическое освещение от маячного технического здания, водопровод с колодцем и резервуаром для воды,  а также канализацию с септиком.

           Около жилого дома был построен кирпичный склад маячного имущества и продовольствия размером в плане 15,30 х 4,63 м, общей площадью 59 квм и с высотой помещений 3,10 м.

           Предполагалось проложить грунтовую дорогу от жилого дома, в районе которого осуществляется выгрузка на берег с плавсредств маячных грузов при рейдовой разгрузке, до маяка. Но эта работа выполнена не была.

           В 1984 году на маяке был установлен новый автоматический светооптический аппарат марки АСА-500 с фонарём и электролампой марки КГММ 110-1000 мощностью   1 квт. При сохранении прежней характеристики дальность видимости огня маяка возросла до 22 миль (41 км).

           Начальниками маякам были: в 1962 году – В.Галютин, в 1964 году – Н.Геоев, в 1965 году – Хохлов, в 1980 году – Е.Соколов, в 2000 году – М.Е.Запорожцев.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

Ю.Шухин

 

21 ноября 2018 года

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида