Тонин маяк

 

 

 

Маяк Тонин

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Тонин 3 класса установлен на мысе Свободный юго-восточного берега острова Сахалин. Мыс Свободный является восточным входным мысом залива Мордвинова Охотского моря и северной оконечностью Тонино-Анивского полуострова.

           Штатный номер маяка Тонин по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - № 2670. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней  - № М 7848.

           Маяк Тонин предназначен для обеспечения мореплавания в заливе Мордвинова, на подходе к проливу Лаперуза и заливу Терпения.

           Залив Мордвинова был открыт в 1805 году первой русской кругосветной экспедицией на шлюпе «Надежда» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770 – 1846). Залив назван в честь морского министра адмирала Николая Семёновича Мордвинова (1754 – 1845), принимавшего участие в организации и подготовке экспедиции.

           Отечественный исследователь Ю.К.Ефремов нашёл доказательства того, что мысу название «Тонин» дал выдающийся голландский мореплаватель Маартен  Герритсен Де Фриз  в 1643 году одновременно с присвоением названия «Терпения» расположенным к северу от него заливу и мысу.

           В 1860 – 1861 годах участники Сахалинского отряда Сибирской экспедиции Императорского русского географического общества академик Ф.Б.Шмидт, П.П.Глен, доктор А.Д.Брылкин и топограф Г.В.Шебунин дали полуострову название «Тонино – Анивский» по существовавшим уже тогда названиям двух крайних его мысов. Японцы  после 1905 года дали мысу название «Аиро Мисаки». После ухода японцев в 1945 году мысу было возвращено название «Тонин», которое было заменено на название «Свободный» в период между 1951 и 1956 годом.

           Берег мыса  Свободный  обрывистый, поросший хвойным лесом. Около мыса в море находятся банки, скалы и рифы, поэтому судам подходить к берегу ближе, чем на 1 милю лоция не рекомендует.

           Маяк Тонин высотой 22,30 м установлен на высоте 22,60 м над уровнем моря в расстоянии 50,0 м от береговой черты и 16,0 м от берегового обрыва.

Географические координаты маяка Тонин:

широта 46º 50,9' N, долгота 143º 25,9' E.

           Ближайший маяк – маяк Анива находится южнее в расстоянии 98 км по прямой.

           Маяк, носящий теперь название «Тонин» был построен Японией на принадлежавшей ей с 1905 по 1945 года территории южного Сахалина, носившей название «префектура Карафуто». Маяк был введён в действие в 1935 году, о чём 28 мая 1935 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 222 на основании соответствующего извещения Великобритании № 688. Маяк получил название «Аиро Мисаки (Airo Misaki)».

           Железобетонная коническая башня маяка с белыми и чёрными горизонтальными полосами несла белый проблесковый секторный огонь, светивший только в сторону моря, и имевший один проблеск каждые 10 сек – 6 проблесков в минуту. Дальность видимости огня маяка была 18 миль ( 33 км).

           2 августа 1936 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 397 об установке при маяке Аиро Мисаки сирены, дававшей один звуковой сигнал каждые 25 сек.

           Вскоре после окончания боевых действий и возвращения южного Сахалина уже в состав СССР 22 ноября 1945 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ  № 84 о введении в действие маяка Тонин на мысе Тонин и сирены при маяке. Характер сигналов маяка остался прежним, а у сирены уточнили: сигнал длительностью 5 сек с перерывом в  20 сек.

           Историк и краевед И.А.Самарин считает, что использование монолитного железобетона при возведении всех сооружений и зданий маяка позволило японцам при строительстве этого маяка впервые на Сахалине применили новаторские архитектурные решения. Это и компактное размещение объектов, и использование совмещённых плоских крыш, и соединение всех объектов закрытыми переходами, и система сбора и хранения дождевой воды.

           Монолитная железобетонная коническая башня маяка имеет высоту 19,00 м считая от фундамента, возвышающегося на 0,20 м над спланированной поверхностью грунта до верха башни, на который опирается фонарное сооружение. Диаметр башни внизу 4,00 м, вверху 3,40 м. Толщина стены башни внизу 40 см, вверху 25 см. На высоте 17,00 м от основания башни устроен круглый балкон – галерея шириной 1,20 м с перилами ограждения, который опирается на массивные кронштейны. Внутри башни устроена железобетонная винтовая лестница с центральной монолитной железобетонной трубой, служившей и для размещения троса с грузом часового механизма, обеспечивавшего вращение светооптического аппарата для создания проблесковой характеристики огня.

           Цилиндрическое фонарное сооружение японского производства, состоящее из штормового остекления и купола с дефлектором (вентилятором) имеет диаметр 2,20 м и высоту 3,10 м. Штормовое остекление выполнено из 20 треугольных выгнутых с радиусом 1,00 м стекол толщиной 8 мм, высотой 1,20 м и с длиной хорды 0,58 м.

           По верху ствола башни вокруг фонарного сооружения устроена кольцеобразная консольная площадка, на внутренний край которой опирается фонарное сооружение и которая при ширине 0,75 м служит для его технического  обслуживания.

           В фонарном сооружении был установлен светооптический аппарат с керосино – калильной горелкой, которые оставались в эксплуатации на маяке до 1962 года.

           Вход в маячную башню осуществляется по переходам из 2-этажного служебного здания, построенного около башни со стороны моря в расстоянии 1,35 м, и с другой стороны – из жилых домов, зданий сирены и  метеостанции.

           Фундамент башни монолитный железобетонный. Глубина его заложения 3,00 м. Круглая опорная плита имеет диаметр 5,00 м и толщину 0,50 м. На ней установлен цилиндр диаметром 4,00 м, высотой 2,70 м  с толщиной стенки 0,50 м. Внутри кольца уложен камень (забутовка).

           Внутренняя отделка стен башни и ступеней, представляющая собой, вероятно, высококачественное железнение, несмотря на длительную эксплуатацию - более 80 лет в  неблагоприятных  условиях, находится в хорошем состоянии.

            Спланированная и частично ограждённая территория маячного городка имеет размер 68 х 45 = 3060 квм. На этой территории очень компактно были построены: маяк и соединённое с ним 2-этажное служебное техническое здание, здания сирены и метеостанции, три 2-квартирных жилых дома, здание склада, крытые переходы между этими зданиями, колодец, заглубленный резервуар для сбора атмосферных осадков – все из монолитного железобетона, а также деревянная конюшня – уже советской постройки.

           2-этажное служебное техническое здание из монолитного железобетона имеет размер в плане 6,40 х 4,45 м, высоту 6,50 м, толщину наружных стен 20 см. Общая площадь помещений 66 квм. Высота помещений нижнего этажа – 2,50 м, верхнего этажа – 3,10 м.

           Здание сирены из монолитного железобетона имеет размер в плане 14,20 х  8,65 м, высоту 4,70 м, высоту башни рупора 6,20 м, общую площадь помещений 103 квм, высоту машинного зала 4,55 м. Оно соединено крытым переходом с маяком, от которого отстоит на расстоянии 7,00 м. В здании установлены:

- два дизельных двигателя мощностью по   25 л.с., с приводными ремнями к компрессорам: один - фирмы Motohashi oil Engine, другой - фирмы Nigata oil Engine;

- два компрессора фирмы Nigata Tekkosho производительностью 1,8 кбм/мин каждый при давлении 2,2 атм;

- три воздушных резервуара ёмкостью 4,2 кбм каждый;

- роторный звуковой аппарат фирмы Nigata oil Engine с рупором направленного излучения диаметром 1,00 м, дающий сигнал среднего тона;

- топливные бачки и пусковые баллоны.

           Для воды охлаждения дизелей и компрессоров в машинном зале устроен заглубленный монолитный железобетонный резервуар ёмкостью 22 кбм. Его наружные размеры: длина 7,20 м, ширина 2,35 м и высота 2,10 м. Толщина стенок 25 см. Он наполняется дождевой водой с крыши здания.

           Об установке при маяке Аиро Мисаки пневматической сирены было объявлено 2 августа 1936 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 397 на основании соответствующего извещения Великобритании № 1218 того же года. После войны сирена подавала звуковой сигнал длительностью 5 сек с интервалом 45 сек.

           В октябре 1945 года после ухода японцев был похищен один из дизельных двигателей. Только 19 декабря 1953 года был установлен и начал работать второй дизель фирмы Nigata oil Engine, доставленный гидрографическим судном «Барометр» с маяка Ламанон. До этого сирена работала на одном дизеле.

           Сирена была упразднена только в 1999 году. Она работала 63 года. Она пока не разобрана, но и не отнесена, как следовало бы,  к памятникам культурного наследия.

           Рядом с маяком в расстоянии 8,00 м находится монолитное железобетонное здание бывшей метеостанции. Ныне при маяке метеостанции нет. Здание использовалось для размещения склада. Из-за отсутствия должного ухода здание разрушается. Оно соединено крытым переходом с маяком. Размер здания в плане 6,25 х 3,90 м. Его высота 3,30 м. Над зданием надстроена 4-гранная квадратная в плане башня размером 2,35 х 2,35 м и высотой над крышей здания 4,70 м. Маршевая монолитная железобетонная лестница, установленная внутри здания, выходит   на его крышу. Далее лестница, три марша которой установлены на наружных гранях башни, выходит на её верхнюю площадку для метеоприборов. Площадка имела монолитное железобетонное ограждение, состоявшее из стоек и перил, которое ныне разрушено.

           Также рядом с маяком располагаются три жилых 2-квартирных дома из монолитного железобетона. Расстояние между боковыми стенами соседних домов всего 3,50 м. Дома имеют схожую планировку и незначительно различаются  размерами. Их длина около 13,80 м, ширина около 8,80 м, общая площадь около 80 квм. Высота помещений 2,50 м до подвесного потолка. Между потолком, образованным совмещённым перекрытием – крышей и подвесным потолком устроен промежуток высотой 80 см. Железобетонные плоские совмещённые крыши на имеют кровельного покрытия. Плотность бетона обеспечивает их водонепроницаемость. Отопление каждой квартиры общей площадью около 40 квм осуществляется с помощью только кухонной плиты. Отопительных печей, в соответствии с японскими традициями, нет. Жилые дома освещались керосином. В каждой квартире была уборная с выгребом.

           Здание склада маячного имущества также из монолитного железобетона имеет размер в плане 14,60 х 7,00 м, общую площадь 81 квм, высоту помещений 3,00 м.

           Система сбора дождевой воды (атмосферных осадков) на маяках японской предвоенной  постройки является уникальной. С крыши здания сирены вода поступает в резервуар воды для охлаждения дизелей и компрессоров. С крыш остальных зданий вода поступает по наружным водосточным трубам с воронками и отводами в 10 сборных колодцев из монолитного железобетона, имеющих внутренний размер в плане 60 х 60 см и глубину 170 см. Колодцы закрыты железобетонными крышками размером 90 х 90 х 6 см. Из колодцев по самотёчным трубопроводам, выполненным из гончарных (керамических) труб общей протяжённостью 260 м, в том числе диаметром 100 мм – 95 м, 130 мм – 95 м и 180 мм – 70 м, вода подводится к резервуару. Прямоугольный монолитный железобетонный резервуар для питьевой и технической воды ёмкостью 36 кбм имеет глубину заложения 3,00 м, внутренний размер 6,70 х 2,70 х 2,00 (h) м. Перед попаданием в резервуар вода проходит через грязевой отстойник и песчанно – гравийный фильтр, железобетонные конструкции которых выполнены в едином монолите с резервуаром. Слой грунта толщиной 100 см над перекрытием резервуара позволяет поддерживать достаточно низкую температуру воды, предотвращающую нагрев воды и развитие микрофлоры летом и замерзание воды зимой.

           На территории маячного городка есть шахтный колодец, построенный также японцами. Он имеет глубину  4,50 м и выполнен из железобетонных колец с внутренним диаметром 85 см. Колодец находится в монолитном железобетонном павильоне размером 3,20 х 2,20 х 2,50 (h) м.

           В 1962 году маяк Тонин, последний из дальневосточных маяков с керосино – калильным освещением, был переведён на электрическое освещение. На маяке были установлены бензоэлектрический агрегат марки Л-3/2 мощностью 2 квт, проблесковый электрический маятниковый аппарат марки МЭПА-75 и электролампа ММ-9 мощностью 500 вт, которую установили в светооптический аппарат вместо прежней горелки.

           В 1968 году в качестве основного источника электропитания  маяка была установлена автоматическая ветроэлектрическая станция марки АВЭС-1-5 мощностью 1 квт, которая в 1984 году после выработки ресурса была заменена на новую той же марки.

           В 1978 году на маяке был установлен резервный светооптический аппарат марки ЭМ-300 с электролампой ММ 12-23, имеющий белый проблесковый огонь с характером основного огня и дальностью видимости 8 миль (15 км). Тогда же было установлено, что маяк действует в период с 15 апреля по 15 января.

           Начальники маяка Тонин: в 1956 году – Новосельцев, в 1962 году – Ефименко, в 1979 году – Батенев,  в 2010 году – С.В.Кудряшов.

           Маяк Тонин находится в ведении Гидрографической службы флота.

           Представляется, что маяк Тонин достоин отнесения к числу памятников культурного наследия.

 

 

Ю.Шухин

 

12 ноября 2018 года

 

 

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида