Токаревского маяк

 

 

Маяк Токаревского

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Токаревского 3 класса установлен на южной оконечности кошки Токаревского в проливе Босфор Восточный в заливе Петра Великого, отходящей от мыса Токаревского – юго-западной оконечности полуострова Шкота.

           Штатный номер маяка Токаревского по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 140. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7479.

           Маяк обеспечивает проход судов из Амурского залива в пролив Босфор Восточный и из этого пролива в бухту Золотой Рог. Кроме того, маяк является передним знаком веера створов девиационного полигона Амурского залива.

           Кошка Токаревского имеет длину  4,3 кабельтова (800 м) и представляет собой каменистую косу. При подъёме уровня воды кошка заливается. Несколько раз производились безуспешные попытки увеличить высоту кошки над уровнем моря путём отсыпки подобия дамбы, но при отсутствии должного берегоукрепления море возвращало кошку в первозданный вид.

           Кошка раньше использовалась для погрузки и выгрузки с самоходных десантных барж автотракторной техники, которую доставляли с острова Русский во Владивосток и вывозили обратно.

           В расстоянии 230 м к северо-западу от маяка на уширении косы установлена стальная опора высотой 152 м воздушного перехода высоковольтной линии электропередачи с полуострова Шкота  на остров Русский через пролив Босфор Восточный. При длине пролёта 925 м минимальная высота проводов над фарватером 57 м.

           Маяк Токаревский  построен в центре специально отсыпанного в конце косы островка диаметром 25 м и высотой 1,00 м над уровнем моря. Высота маяка от спланированной поверхности островка 11,48 м. Маячный городок, обеспечивающий работу маяка, расположен на полуострове Шкота,  у основания косы.  Название маяку дано по названию косы, на которой он установлен.

Географические координаты маяка Токаревского:

широта 43º 04,37' N, долгота  131º 50,52' E.

           Маяк Токаревский находится на территории города Владивосток Приморского края. Маяк является одним из наиболее любимых у горожан и популярных у туристов сооружений города. Его изображение служит эмблемой ряда городских изданий и телепередач.

           Ближайшие к маяку Токаревского маяки залива Петра Великого расположены в расстоянии: маяк Россета – 1,5 км, маяки створа Шкотовский – 1,6 км, маяк Басаргина – 9,9 км, маяк Скрыплёва – 10,2 км, маяк Брюса – 37,4 км,.

           Мыс Токаревского впервые был описан и нанесён на карту  в 1862 году экспедицией под руководством подполковника корпуса флотских штурманов Василия Матвеевича Бабкина (1813 – 1876). Тогда же мыс получил своё название по фамилии капитана корпуса флотских штурманов Михаила Яковлевича Токаревского (1809 - ?).  Кошка получила название по названию мыса не позднее 1912 года (Б.Г.Масленников, «Морская карта рассказывает»).

           Первая попытка ограждения кошки Токаревского в связи со значительным ростом интенсивности мореплавания и усилением значения  порта Владивосток для военного и коммерческого флотов была произведена зимой 1883 – 1884 годов. Был забит куст деревянных свай на акватории вблизи от оконечности косы на глубине 12 фут (3,70 м). Куст был окрашен в чёрный цвет и имел белую поперечную полосу. По верху куста была сделана площадка – галерея с перилами. На площадке был установлен отражательный фонарь с двумя масляными лампами и двумя рефлекторами. Белый постоянный огонь располагался на высоте 18 фут (5,50 м) над уровнем моря. Он был виден от SE 77º до NW 77º (от 103º до 283º). По отзыву главного командира портов Восточного океана, в первую зиму сваи хорошо выдержали напор льда, а огонь был виден с расстояния около 5 миль (9 км)  при ожидавшейся дальности 4 мили (7,40 км) и приносил большую пользу.

           Но весенними подвижками  льда  через год,  в 1885 году сваи были срезаны и освещение было прекращено. Оказалось, что сваи были изъедены морским древоточцем и в течении года потеряли прочность. В связи с настоятельной потребностью мореплавания в ограждающем косу огне Гидрографический департамент Морского министерства предложил собрать сведения о заграничном опыте экономичной установки навигационных огней на стальных сваях  для использования на кошке Токаревского.

           Но было принято иное решение и в 1910 году было начато строительство маяка на оконечности кошки. В 1911 году построили каменную башню высотой 8,23 м от планировочной поверхности, подготовленную для установки фонарного сооружения. Она не была оштукатурена. Главное гидрографическое управление ещё только выбрало из числа предложенных фирмами светооптический аппарат 4 разряда с фонарным сооружением и заказало его фирме «Barbier Cº Fenestre Construrs» Париж.

           В 1913  году фонарное сооружение и аппарат были получены, установлены и маяк открыл действие. В этом виде маяк работает до сих пор. Маяк светил белым и красном секторными проблесковыми огнями с дальностью видимости огня 8,5 мили (16 км). В секторе 48º – 307º маяк светил белым светом, а в секторе 307º - 360º  - в сторону Амурского залива вдоль косы - красным светом. Сектор 360º – 48º  - в сторону полуострова Шкота – не освещался.

           Действующий до сих пор светооптический аппарат 4 разряда имеет оптическую систему диаметром 500 мм и высотой 975 мм с фокусным расстоянием 250 мм. Система состоит из 5 диоптрических элементов линзы высотой 350 мм и 9 катодиоптрических элементов. Источником света была керосиновая фитильная горелка. Характер огня был: свет 1 сек + темн. 5 сек – период 6 сек – 10 проблесков в минуту.          

           Нижняя 8-гранная призматическая часть башни высотой 4,00 м и размером в плане 3,10 х 3,10 м установлена на цилиндрическом цоколе высотой 0,60 м и диаметром 3,50 м. Верхняя цилиндрическая часть башни имеет высоту 3,70 м и диаметр 2,90 м. Внутреннее цилиндрическое помещение башни имеет  диаметр 1,70 м. В нём располагается железная винтовая лестница. На высоте 5,50 м от пола находится площадка с подфонарным помещением, из которого в фонарное сооружение ведёт вертикальный стальной трап высотой 2,30 м  Толщина каменных стен башни от 70 см внизу до 60 см наверху. Башня окрашена в штатный белый цвет. Островок с башней был укреплён от воздействия льда и волн.

           Верхняя площадка башни имеет диаметр 3,10 м. На нём установлено фонарное сооружение диаметром 1,70 м и высотой 3,25 м.  Штормовое остекление состоит из 7 плоских прямоугольных зеркальных стёкол толщиной 8 мм, высотой 896 мм и  длиной 756 мм. На месте восьмого стекла в неосвещаемом маяком секторе установлен глухой щит.   

           На стене башни маяка на кронштейне был повешен колокол для  предупреждения мореплавателей о навигационной опасности в условиях плохой видимости из-за тумана или снегопада двухударным звоном с интервалом менее 3 минут. Колокол имел вес 50 кг. Как звукосигнальное средство был упразднён в 1959 году после установки на маяке наутофона, но оставлен на маяке в качестве исторической реликвии. Колокол был снят в 1998 году при демонтаже наутофона из-за его упразднения.

           В низменной части мыса Токаревского у основания косы устроен маячный городок, в котором были построены два 1-квартирных рубленных жилых дома для смотрителя и служителей маяка, каменный склад керосина в таре, деревянные баня, сарай, колодец и уборная. Для прохода к маяку был устроен  деревянный пешеходный мостик.

           Один жилой дом имел три жилые комнаты и кухню. Его общая площадь была 71 кв.м, размер в плане 9,30 х 8,90 м, высота помещений 3,30 м. Отопление было печное, освещение керосиновое.

           Другой дом имел также три жилые комнаты и кухню. Но его общая площадь была 56 кв.м, размер в плане 9,90 х 6,60 м, высота помещений 3,20 м. Отопление также было печное, освещение керосиновое.

           Каменный склад керосина имел размер в плане 4,60 х 3,35 м, общую площадь 8 кв. м, высоту помещения 2,35 м и толщину стен 55 см.

           В 1930 году маяк был переведён на ацетиленовое освещение. В светооптическом аппарате вместо керосиновой лампы были установлены три 20-литровые ацетиленовые горелки. Характер огня и его дальность видимости не изменились. Для создания проблескового характера огня был установлен ацетиленовый проблесковый аппарат марки К-130.

           В 1948 году УНР-79 Строительного управления флота построило новый пешеходный мостик по косе к маяку на стальных сваях, со стальными прогонами, деревянным настилом и перилами шириной 1,10 м и длиной 630 м. 15 декабря 1968 года штормом  был разрушен  участок мостика длиной 150 м. К 1980 году мостик был разрушен полностью. Сейчас от него ничего не осталось. 

          7 января 1953 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 13 об   уточнении секторов освещения маяка. Сектор белого огня вместо 49º – 312º стал 57º – 306º. Сектор красного огня вместо 312º – 353º стал 306º – 345º. Был объявлен тёмный сектор 345º – 57º. Эти сектора освещения маяка сохраняются до сих пор.

          В 1957 – 1958 годах 521-ым Отдельным строительным участком Дальвоенморстроя была произведена реконструкция маяка. Работами руководили инженер-подполковник Кирюхин и прораб Лосев. Маяк был переведён с ацетиленового на электрическое освещение и был установлен наутофон. По типовому проекту шифр ТР-49/1 было построено маячное техническое здание. Проект был разработан Государственным проектным институтом № 1 ВМФ. Главный инженер проекта – Голубев. Кирпичное здание имеет размер в плане 8,62 х 6,62 м, общую площадь 45 кв.м, высоту помещений 3,40 м. В здании были установлены приборы управления световым маяком и оборудование наутофона, а также два резервных дизель-электрических агрегата. На главный распределительный щит здания был заведен кабель от трансформаторной подстанции, подключённой к городской электросети. От здания до маяка по мосткам и косе были проложены кабели электропитания маяка и наутофона. Сейчас кабели выведены из эксплуатации и электропитание маяка осуществляется от батарей.

           В существующий светооптический аппарат маяка была установлена электролампа марки ММ-3 мощностью 300 вт. Характер проблескового огня был изменён; свет 3 сек + темн. 4,5 сек – период 7,5 сек – 8 проблесков в минуту. Дальность видимости огня маяка была увеличена до 12 миль (22 км). Об этом было объявлено 13 февраля 1958 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 62 часть I. Сектора освещения были сохранены. Было объявлено о введении в действие резервного огня маяка, аппарат которого был установлен на верхней площадке маяка. Он имел характер основного огня, но не имел секторов – был белым  круговым. Дальность его видимости была 7 миль (13 км).

           На стальной раме на башне маяка были установлены звуковые излучатели наутофона марки 3/Р5-52 производства ГДР. Наутофон был введён в действие 13 февраля 1958 года, о чём было объявлено в указанном выше Извещении Мореплавателям ГС ТОФ. Наутофон предназначался для подачи звукового сигнала при уменьшении дальности видимости в районе маяка менее 3 миль (5,5 км). Из-за того, что кабели были проложены открыто по мосткам и по косе, они неоднократно повреждались автомобилями, которые грузили и выгружали на косе с плавсредств. Дублёром наутофона на случай его неисправности был объявлен колокол, который вскоре был упразднён, о чём было объявлено 6 июля 1959 года в Извещении мореплавателям № 272 часть I. Упразднён наутофон был через 40 лет в 1998 году.

           В жилых домах и маячном техническом здании было сделано центральное водяное отопление. Бывшее здание склада керосина в таре было переоборудовано в котельную. В нём был установлен водогрейный котёл марки ВНИИСТО, который позднее был заменён импортным котлом, работающем на дизельном топливе. Вода привозная. Была установлены стальные цистерны для воды и для дизельного топлива, проложена теплосеть длиной 56 м.  Жилые дома вместо керосинового получили электрическое освещение.

           Начальниками маяка в 1950 году был Шамрай, в 1980 и 2010 годах – В.И.Ильченко.

           Маяк Токаревского находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

 

Ю.Шухин

 

6 ноября 2018 года   

 

маяк Токаревского

 

,

маяк Токаревского

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида