Терпения маяк

 

 

Маяк Терпения

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Терпения 2 класса установлен на мысе Терпения -  юго-восточной  оконечности полуострова Терпения на восточном берегу острова Сахалин, омываемого Охотским морем. Мыс Терпения – самая восточная точка Сахалина.

           Штатный номер маяка Терпения по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 2720. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7884.

Географические координаты маяка Терпения:

широта 48º 38,7' N, долгота 144º 44,5' E.

           Мыс Терпения представляет собой небольшое невысокое скальное плато с крутыми склонами, которое соединяется с полуостровом низким перешейком. На плато растёт только трава и редкие кусты.

           Маяк Терпения предназначен для обеспечения мореплавания в Охотском море и в заливе Терпения, а также для предупреждения   об острове Тюлений и рифах, лежащих к югу от полуострова Терпения на протяжении 8,5 миль (16 км).

           Маяк Терпения был построен с фонарным сооружением и имел высоту 40,75 м от планировочной отметки. В 1989 году фонарное сооружение из-за значительной коррозии было  снято. Сейчас маяк имеет высоту 35,20 м.  Он установлен на высоте 34,00 м над уровнем моря в расстоянии 300 м от береговой черты.

           Маяк Терпения находится на территории Поронайского городского округа Сахалинской области.

           Ближайший населённый пункт - город и порт Поронайск находится от маяка по прямой, через залив Терпения, в расстоянии 73,3 мили (136 км), а по суше дорогами – 200 км. Там же находится маяк Поронайск. Другой маяк - автоматический маяк Беллинсгаузена на побережье Охотского моря отстоит от маяка Терпения к северу на расстоянии 55 миль (102 км).

           Залив Терпения открыл 5 августа (26 июля) 1643 года выдающийся голландский мореплаватель Маартен  Герритсен Де Фриз, который пришёл в залив на  флейте «Кастрикум» и дал ему название «Патиенс» (гол. - терпение). Есть легенда, что в этом названии он отразил своё длительное ожидание рассеяния очень густого тумана, который не давал ему продолжить плавание.  Но записи в судовом журнале свидетельствуют, что он пробыл в заливе всего три дня, использовав их на общение с местными жителями – айнами с целью сбора сведений о месте своего пребывания.

           Местные жители – айны называли залив «Тарайка-ван», что в переводе означало «Большая волна, или Полноводная река». Японцы в 19 веке перевели на свой язык данное Фризом название – «Хатинсэ».

           Впоследствии полуостров, отделяющий залив от Охотского моря, и один из двух мысов, которыми оканчивается  полуостров, получили название залива. Но японцы дали юго-восточному мысу название «мыс Кита Сиретоко». Второй мыс, юго-западная оконечность полуострова,  получил название «мыс Георгия».

           Впервые «огонь» или в нынешних терминах – светящий навигационный знак Кита Сиретоко был установлен в 1937 году японским инженером Уэно Сададзири. Об установке огня Терпения было объявлено в 1937 году в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 217 и 28 декабря 1937 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ. Описания башни огня не приводится. Указывается, что это был белый огонь, дававший 25 проблесков в минуту.

           15 июля 1946 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 112 было объявлено: «Установлен и введён в действие огонь на мысе Терпения, огонь Бл Пр 0,5 + 3,5 – 4 сек, дальность 11 миль, высота центра огня над уровнем моря 57 м,              4-гранная деревянная пирамида высотой 7 м.» Следует иметь в виду, что в это время вводились в действие доставшиеся от Японии маяки и знаки южного Сахалина и формулировка «установлен и введён в действие» относилась и к объектам, где на сохранившиеся башни в силу разных причин устанавливали отечественные светооптические аппараты.

           «Индивидуальная карточка» - форменный бланк учёта объектов маячного фонда Гидрографической службы ВМФ, составленная в октябре 1952 года на освещаемый знак Терпения, указывает, что «четырёхгранная ажурная пирамида» высотой 7 метров построена в 1935 году Японией. Карточка содержит схематический чертёж знака, из которого следует, что башня знака была призматической, а не пирамидальной, деревянной, с крышей. Центр огня был на высоте 7 м  над планировочной отметкой, а общая высота башни с крышей имела высоту 8,50 м. На знаке стоял  ацетиленовый аппарат марки Ф-140.

           В книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья СССР» издания 1951 года  даётся описание автоматического светящего навигационного знака Терпения, штатный № 305: «4-гранная деревянная пирамида с будкой наверху». Указана высота огня от планировочной отметки 7 м и от уровня моря 57 м. Указан также год учреждения знака – 1947 год. В СССР будки на светящих знаках на Дальнем Востоке не делали. Годом учреждения сохранившихся японских маяков и навигационных знаков указывали год объявления  отечественными Извещениями мореплавателей возобновление их действия.

           На основании изложенных выше сведений представляется возможным сделать вывод, что построенный Японией в 1937 году светящий навигационный знак  в виде деревянной 4-гранной пирамидальной башни с будкой для светооптического аппарата наверху простоял до 1954 года – всего 17 лет. О наличии такого знака высотой 7,50 м было объявлено 19 августа 1954 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 396.

           24 декабря 1954 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 42 часть II было объявлено об установке маяка Терпения на мысе того же названия. Огонь маяка белый круговой группо-проблесковый: свет 1,2 сек + темн. 5,8 сек + свет 1,2 сек + темн. 21,8 сек – период 30 сек – 4 проблеска в минуту. Дальность видимости огня 22 мили (41 км). Высота центра огня от планировочной поверхности 37,40 м,  от уровня моря 71,40 м. Башня маяка цилиндрическая, железобетонная с чёрными и белыми горизонтальными полосами и с фонарным сооружением. Башня установлена на 8-гранном пирамидальном цоколе. Высота маяка 41,20 м. Прежний штатный огонь Терпения сохранялся как резервный. 25 августа 1955 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ №181 часть II об изменении характера огня маяка на проблесковый: свет 3 сек + темн. 4,5 сек – период 7,5 сек – 8 проблесков в минуту. Этот характер огня сохраняется до сих пор.

           В том же Извещении мореплавателям сообщалось, что при маяке Терпения установлен радиомаяк кругового действия Терпения, имеющий опознавательный сигнал по азбуке Морзе «ТР»,  дальность действия 150 миль и работающий на частоте 309,6 кгц и длине волны 969 метров.

           Построила  маяк подрядная строительная организация в/ч 42817 Дальвоенморстроя. Работами руководили Лишинер, Ахтырченко, прорабы Калмыков, Песков и Палев. Все объекты маяка были приняты в эксплуатацию до 31 декабря 1954 года.

           Монолитная железобетонная башня маяка высотой 35 м построена по типовому проекту шифр ИГ-9 разработанному Военморпроектом № 26 в 1950 году. Главный инженер проекта Голубев.

           Башня представляет собой цилиндрический ствол высотой 25 м и диаметром 4 м, установленный на 8-гранный пирамидальный цоколь высотой 10,0 м. Внутри башни стальная винтовая лестница и прямоугольная шахта для подъёма грузов в фонарное сооружение. В верхней части башни находится подфонарное помещение для предотвращения тяги внутри башни, хранения инструментов и расходных материалов. В  башне предусмотрены оконные проёмы для освещения внутреннего помещения в дневное время.

           На верхней площадке башни было установлено 12-гранное фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТГ-8 (12-ФС-2840), разработанному Военморпроектом № 26 в 1950 году. Главный инженер проекта Голубев. Фонарное сооружение было демонтировано в 1989 году, поскольку пришло в негодное состояние из-за коррозии.

           Первоначально в фонарном сооружении была установлена поясная линза Л-500, имевшая фокусное расстояние 250 мм, с электролампой мощностью 500 вт. В 1976 году вместо линзы был установлен светооптический электрический невращающийся аппарат марки ЭМН-500. Характеристика огня не изменилась. После разборки фонарного сооружения в 1989 году был установлен светооптический автоматический аппарат марки  АСА-500 с фонарём. Фонарь предназначен для защиты электролампы и оптической системы от атмосферных воздействий и заменяет фонарное сооружение. В аппарате  установлена электролампа марки КГММ 110-1000.

           Для обеспечения электроэнергией всех потребностей маяка и маячного городка, размещения аппаратуры маяка, радиомаяка и наутофона, а также связной радиостанции рядом с маяком было построено маячное техническое здание по типовому проекту шифр ТГ-51-1, разработанному в 1951 году Государственным проектным институтом № 1 ВМС МО. Главный инженер проекта Голубев. Здание построено из шлакоблоков. Его размер в плане 17,68 м х 17,70 м, общая площадь 268 кв. м, высота помещений 3,00 м. Здание имеет водяную систему центрального отопления от водогрейного отопительного котла марки КОАВ-68, работающем на дизельном топливе, который был установлен в 1974 году. Около здания была построена стальная мачта – опора Т-образной антенны радиомаяка, для которой второй опорой стал маяк. Здесь же находятся склад ГСМ в таре,  резервуар для воды и гараж, построенный в 1974 году.

           В 1954 году в здании был установлен радиомаяк марки КРМ-250, об открытии действия которого было объявлено одновременно с объявлением об открытии действия маяка. В 1976 году он был заменён на радиомаяк марки КРМ-100. В 1988 году была произведена очередная замена радиомаяка на КРМ-300, который работает до сих пор.

           Тогда же, в 1954 году в маячном техническом здании был установлен наутофон марки 3/Р5-53 производства ГДР, завод «Юлиус Пинч». Он имел круговое действие, средний тон звукового сигнала. Три звуковых излучателя были установлены на деревянной площадке высотой 3,50 м, установленной на высоте 38 м от уровня моря и в расстоянии 105 м от уреза воды. Об открытии действия наутофона было объявлено 3 сентября 1955 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 186 часть II. Наутофон был упразднён, о чём было объявлено  25 апреля 1972 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 75. Причиной упразднения была забота о покое морских животных на их лежбищах в районе мыса Терпения.

           В расстоянии около 400 м от маяка на прибрежной террасе для служащих маяка были построены два одинаковых 2-квартирных жилых дома из шлакобетонных блоков. В каждой квартире по три жилые комнаты, кухня и кладовые. Вода – в колодце. Уборные – вне дома. Размер каждого дома в плане 18,76 х 8,76 м. общая площадь дома 107 квм, высота помещений 3,20 м.  Там же были построены баня, колодец, склад маячного имущества, хозяйственный сарай, конюшня, резервуары для приёмки дизельного топлива с танкеров и насосная станцией для его подачи в маячное техническое здание, построенная в 1974 году.

           Строительство насосной станции, топливопровода и гаража, а также реконструкция ранее построенных зданий  были выполнены в 1971 – 1976 годах в/ч 72010 Дальвоенморстроя под руководством майора-инженера Емельянова и прораба Меньшова. В процессе реконструкции оба жилых дома были переведены на центральное водяное отопление от водогрейных котлов, объединённых с кухонными плитами.

           Начальником маяка в 1980 году был В.Ещенко.

           Маяк Терпения находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

1 ноября 2018 года

 

маяк Терпения

 

маяк Терпения

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида