Таран маяк

 

 

 

Маяк Таран

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Таран 3 класса установлен на мысе Таран полуострова Кони в Тауйской губе на севере Охотского моря.

           Штатный номер маяка Таран по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - № 3035. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 8015.

           Впервые обследовал и детально описал северный берег Охотского моря в 1743 – 1744 годах участник Великой Северной экспедиции В.И Беринга мичман Василий Андреевич Хметевский с помощником Андреем Шагановым.

           Маяк Таран предназначен для обеспечения мореплавания в Тауйской губе на подходе к бухте Нагаева и порту Магадан и в проливе между полуостровом Кони и островом Завьялова.

           Мыс Таран представляет собой скальный гребень длинный – 5,5 км и относительно узкий – 2,0 км в основании и 0,5 км в оконечности – отрог прибрежной горы. Мыс на карте напоминает таран –  конструкцию в нижней части носа античного боевого корабля.

           Образующие мыс скалы имеют крутые обрывистые склоны. Потребовалось большое мастерство проектировщиков и строителей для возведения маяка в исключительно сложных условиях и требуется большое мужество служащих маяка для несения вахты в очень тяжёлой и опасной обстановке.

Географические координаты маяка Таран:

широта 59º 06,3' N , долгота 151º 06,1' E.

           Маяк Таран расположен на территории Ольского района Магаданской области.

           Ближайший населённый пункт – город Магадан в расстоянии 39 миль (72 км) морем. Ближайшие маяки: маяк Чирикова в расстоянии 29 миль (54 км) и маяк Алевина  - 17,5 мили (32,5 км). Дорог нет, передвижение только морем или по воздуху.

           Маяк Таран получил наименование по названию мыса, на котором он расположен. 

           Маяк высотой 14,91 м установлен на крутом склоне скалы на высоте 29,60 м над уровнем моря в расстоянии 50 м от береговой черты.

           Маяк построила подрядная строительная экспедиционная организация в/ч 72010 Дальвоенморстроя. Работами руководили инженер-подполковник П.Г.Тростин, инженер-майор А.И.Шершенев, инженер-капитан Антошин, прорабы Бендюрин и И.И.Данилевич. Маяк был принят в эксплуатацию 29 сентября 1958 года.

           19 ноября 1958 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 213 часть II об установке маяка Таран после завершения монтажа светооптического аппарата и наутофона. Маяк имел белый проблесковый огонь с характеристикой: свет 3 сек + темн. 4,5 сек – период 7,5 сек  - 8 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 17 миль (31 км).

           Маяк Таран представляет собой 8-гранную призматическую кирпичную башню высотой 10 м, построенную по типовому проекту шифр ТГ-108 тип I, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМС МО в 1954 году. В работе принимали участие: зам. начальника ГПИ№1 Ласси, главный инженер ГПИ №1 Маречкин, главный инженер проекта Голубев, начальники отделов Зенькович и Луппиан, главный конструктор Бек, главный специалист Заозёрский, групповые инженеры Квятковский и Вахтель, инженеры Мядзель и Лубянский.

           На башне было установлено фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТГ-103 тип II (ФС-12-2860), разработанному разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМС МО в 1954 году. В работе принимали участие: главный инженер проекта Голубев, начальник отдела Андронов, групповой инженер Фёдоров и конструктор Яковлев.

           Башня имеет размер в плане 5,00 х 5,00 м при толщине стен 60 см. Внутри башни установлена маршевая лестница из сборных бетонных ступеней по стальным косоурам. Верхняя площадка выполнена из монолитного железобетона. Башня оштукатурена и окрашена снаружи тремя белыми и двумя красными горизонтальными полосами в штатный цвет. К маяку по склону скалы построена деревянная лестница.

           12-гранное фонарное сооружение остеклено штормовыми плоскими прямоугольными стёклами толщиной 10 мм в 2 яруса по высоте при общей высоте остекления 1,60 м.

           В фонарном сооружении была первоначально установлена поясная линза Л-500 с электролампой марки ММ-9 мощностью 500 вт. В 1967 году её заменили вращающимся электрическим светооптическим аппаратом марки ЭМВ-3 с электролампой марки ММ 110-500 мощностью также 500 вт. Характеристика белого проблескового огня маяка стала: свет 0,3 сек + темн. 2,7 сек + свет 0,3 сек + темн. 2,7 сек + свет 0,3 сек + темн. 8,7 сек – период 15 сек – 12 проблесков в минуту. Дальность видимости огня увеличилась до 18 миль (33 км).

           Для размещения дизель-электрических агрегатов, приборов управления маяка и наутофона, а также помещения вахтенного маячника было построено кирпичное маячное техническое здание по типовому проекту шифр 52/2-1, который был разработан Военморпроектом № 26 в 1952 году. Главным инженером проекта был Голубев. Здание имеет размер в плане 11,52 х 12,62 м, общую площадь 112 квм и высоту помещений 3,40 м. Толщина стен 51 см. Здание оштукатурено и снаружи окрашено в белый штатный цвет.

           В здании был установлен один агрегат марки ДСА-20 мощностью  12 квт.

           В здании была установлена аппаратура наутофона марки 3/Р5-52 производства ГДР. В расстоянии 80 м к западу от маяка на оконечности образующей мыс скалы на высоте 35,6 м от уровня моря установлена стальная решетчатая башня высотой 8 м для излучателей наутофона. К башне по склону скалы построена деревянная лестница. Наутофон был упразднён в 1997 году.

           Маячное техническое здание имело систему водяного отопления  с водогрейным котелком марки ВНИИСТО. Сначала его топили дровами и углём, а позднее перешли на дизельное топливо. Воду собирали с крыши.  Других источников пресной воды вблизи здания не было. Уборная с выгребом была вне здания. Освещается здание электричеством.

          Рядом с этим зданием, отстоящим на расстояние 120 м от маяка, были построены: железобетонный резервуар ёмкостью 25 кбм для сбора воды, стальная цистерна для дизельного топлива и сложенный из бута склад ГСМ в таре.

           В расстоянии 200 м от маяка на ровной прибрежной площадке построены два одинаковых  кирпичных 2-квартирных жилых дома размером в плане 18,10 х 10,10 м, общей площадью по 134 квм, с высотой помещений 2,85 м.  В каждой квартире по три жилые комнаты, кухня, кладовые. Освещение электрическое, отопление печное, вода из железобетонного резервуара ёмкостью 50 куб.м, который наполняется водой с крыш. Уборная с выгребом вне дома. Там же баня, склад маячного имущества и хозяйственный сарай.

           При  открытии действия маяка для перевозки грузов было лошадь с телегой и санями. Позднее для этой цели дали трактор ДТ-54.

           Маяк расположен в месте встречи морских течений и воздушных потоков, что придаёт природным явлениям характер стихийных бедствий. 21 – 23 октября 1972 года штормовым ветром были выбиты стёкла в фонарном сооружении, а оно самоё было деформировано, треснули сварные швы. С обоих жилых домов была сорвана железная кровля полностью, а с маячного технического здания и складов – частично. Летом 1973 года  122 СМУ под руководством майора – инженера В.И.Стратовича отремонтировало все здания маяка. 25 – 27 ноября 1973 года штормовым ветром были снова выбиты стёкла фонарного сооружения. На следующий год стёкла были вставлены за счёт имевшихся в запасе.

           Начальником маяка в 1963-1967 годах был ветеран гидрографической службы ТОФ Владимир Григорьевич Столяров, под руководством которого  коллектив маяка получал звание «Лучший маяк флота» и занимал первое – второе место в соцсоревновании. Труд В.Г.Столярова был отмечен высшей наградой – Орденом Ленина. Его сменил Георгий Павлович Сафьянов. В 1980 году начальником маяка был М.Баженов.

           Маяк Таран находится в ведении Гидрографической службы ТОФ.

 

Ю.Шухин

 

17 октября 2018 года

          

 

          

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида