Сюркум маяк
Сюркум маяк

 

 

 

 

 

Маяк Сюркум

 

Историко – техническая справка

 

           Автоматический маяк Сюркум установлен на мысе Сюркум, который является восточной оконечностью обширного полуострова на западном берегу Татарского пролива.

           Штатный номер маяка Сюркум по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - № 1035. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7674.

           Маяк Сюркум предназначен для обеспечения мореплавания вдоль западного берега Татарского пролива и ранее обеспечивал подход к бухте Старка, вход в которую теперь закрыт.

Географические координаты маяка Сюркум:

широта 50º 05,7' N  долгота 140º 41,0' E

           В 1934 году маяк был установлен на высоте 59 м над уровнем моря, в расстоянии 28 м от берегового обрыва и 57 м от уреза воды. К 1980 году это расстояние сократилось соответственно до 15 м и 40 м. Новая башня маяка, построенная в 1992 году, расположена на высоте 60,3 м над уровнем моря и в расстоянии 65 м от уреза воды.

           Маяк Сюркум находится на территории Ванинского района Хабаровского края. От мыса Сюркум до Ванино 115 км. Ближайший маяк Датта находится в расстоянии 92 км.

           Мыс был открыты в 1787 году экспедицией под командованием выдающегося французского мореплавателя Жана Франсуа де Гало графа Лаперуза (1741 – 1788) на кораблях «Астролябия» и «Буссоль»  и назван им «мыс Сюркум (Монти)». Объяснение происхождения этого названия не найдено, хотя г-н Монти числился в составе экспедиции Лаперуза (см. Дневник Лаперуза).

           Мензульную съёмку и нанесение  на карту побережья Приморья, включая мыс Сюркум, выполнила с июня по октябрь 1874 года топографическая экспедиция Иркутского отдела Генерального штаба под командованием полковника корпуса топографов Логина Александровича Большева (1836 – 1880).

           Впервые несветящий навигационный знак на мысе Сюркум был установлен в 1899 году экипажем транспорта «Камчадал» по указанию помощника директора маяков и лоции капитана Моисеева в числе 12-ти опознавательных знаков, построенных командой судна за навигацию. Знак был несветящим и представлял собой две 3-гранные пирамиды, соединённые вершинами. Верхняя пирамида была значительно меньшего размера, чем нижняя. Знак имел высоту 12,80 м. Башня знака была обшита тёсом и окрашена в белый цвет.

           Маяк Сюркум был построен для Управления безопасности кораблевождения Дальнего Востока (Убекодальвост – Убеко ДВ) 7-ым Отдельным военно – строительным участком отдела инженерных войск Тихоокеанского флота (7 ОВСУ ОИВ ТОФ) по типовому проекту, включавшему в себя башни высотой 12, 14, 16 и 18 метров. По этому же проекту построен маяк Датта. Работами руководили С.В.Суздалев и Знаменский.

           Сооружения и здания маяка были приняты в эксплуатацию 25 ноября 1934 года. В декабре 1934 года маяк был введён в действие.

           Башня маяка представляла собой стальную цилиндрическую трубу диаметром 1,65 м и высотой 7,50 м, установленную на бетонный 4-гранный пирамидальный цоколь высотой 3,60 м. В цоколе устроена входная стальная дверь. В помещении в цоколе башни размером в плане 3,00 х 3,00 м и высотой 2,30 м кроме винтовой лестницы предусмотрено размещение ацетиленовых баллонов. Внутри башни установлена стальная винтовая лестница. Венчает башню круглая площадка с перилами ограждения, на которой был  установлен светооптический маячный аппарат. Выход на эту площадку из башни осуществлялся через люк. Фонарное сооружение предусмотрено не было. Башня была окрашена в белый цвет.

           Маяк светил белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 1 сек + темн. 5 сек – период 6 сек или 10 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 20 миль (37 км). В качестве маячного аппарата был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-500 шведской фирмы с цилиндрической линзой с фокусным расстоянием 250 мм, диаметром 585 мм и высотой 510 мм. Осевая сила света аппарата была 30 тыс. свечей. Источником света были 3 ацетиленовые 30-литровые пирафилитовые горелки с проблесковым аппаратом марки К-130 и регулятором давления Т-130 

           Для персонала маяка и размещения радиомаяка был построен деревянный рубленный из брёвен жилой дом с планировкой общежития, в котором были вахтенное помещение,  аппаратная  радиомаяка, 14 жилых комнат и одна кухня. Здание имело размер в плане 31,20 х 9,20 м, общую площадь 251 кв.м и высоту помещений 3,00 м. Фундамент – деревянные стулья, крыша двухскатная чердачная, кровля драночная, отопление печное, освещение керосиновое, вода привозная из колодца  за 200 м от маячного городка, для чего при маяке была лошадь с телегой. Дом сгорел в декабре 1986 года, что послужило причиной вывода с маяка персонала и перевода маяка в автоматический режим работы. Дом простоял 51 год.

           Были установлены 2 деревянные мачты – опоры высотой 22 м, к которым крепилась  антенна радиомаяка. Расстояние между мачтами  было 85 м. Об установке и начале действия радиомаяка 8 февраля 1937 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 68. Радиомаяк имел опознавательный сигнал «М», работал на частоте 291 кгц и волне длиной 1029 м. Позднее он стал работать в группе с радиомаяками Жонкиер и Клостер-Кампский (Орлова).

           На краю обрыва был установлен колокол для подачи туманных сигналов двухударным звоном. Для укрытия от непогоды маячника, подававшего сигналы, рядом с колоколом была установлена будка. Колокол имел высоту 115 см, диаметр 127 см и вес 58 пудов 32 фунта – 963 кг. На колоколе была надпись: «Вылит сей колокол в Москве. Завод П.Н.Финляндского». После перевода маяка в автоматический режим работы колокол был вывезен с территории маяка.

           При маяке была построена баня, рубленная из бруса, размером в плане 7,45 х 4,17 м, общей площадью 19 кв.м. Фундамент – деревянные стулья, кровля тесовая.

           При маяке был также построен 4-секционный склад маячного имущества и продовольствия из досок толщиной 50 мм в забирку. Размер здания в плане 16,60 х 6,30 м, общая площадь 98 кв.м. Фундамент – деревянные стулья, кровля железная, полы деревянные, освещение керосиновое.

           Для доставки грузов в маячный городок с места выгрузки с плавсредств на берег был устроен железнодорожный узкоколейный подъёмник длиной 100 м с наклонными деревянными мостками и с ручным деревянным воротом.

           Рядом с маячным городком был возделан огород.

           В 1938 году при маяке 7 ОВСУ ОИВ ТОФ построил здания сирены и склада ГСМ. Работами руководили С.В.Суздалев и Знаменский. В том же году сирена была введена в действие. Каменное здание сирены имеет размер в плане 16,35 х 7,95 м, общую площадь 107 кв.м и стены толщиной 60 см. Перекрытие – бетонное по стальным балкам, кровля – железная, фундамент – бутовый. Отопление было печное, освещение керосиновое. Бетонный склад ГСМ имеет размер в плане 4,60 х 4,60 м, общую площадь16 кв.м, стены толщиной 30 см.

           Сирена была предназначена для обеспечения прохода кораблей в бухту Старка. Здание было установлено перед башней маяка в расстоянии 4 м и ниже на 2 м, в расстоянии 57 м от уреза воды в направлении звуковой оси и 18 м от ближайшего края берегового обрыва. Высота установки здания сирены от уровня моря 57 м. сирена была сборная из комплектующих агрегатов отечественного производства. Два колоризаторных двигателя, работавших на нефти, марки Н-22 мощностью по 22 л.с. были изготовлены на заводе им. Дзержинского в Балаково. Два одноступенчатых компрессора марки С-8 производительностью 2,5 куб.м/мин при давлении 2 атм и роторный звуковой аппарат были изготовлены в мастерских КИСИ в Краснодаре. Сирена производила звуковые сигналы  длительностью 6 сек с интервалом 54 сек – период 60 сек или 1 сигнал в минуту. В августе 1951 года старые двигатели, работавшие с 1938 года, были заменены на новые той же марки. В течении 1952 года сирена работала 979 часов, 1953 года – 612 часов.

           10 ноября 1955 года в действие была введена новая сирена марки ДСУ-54, установленная в здании на места разобранной прежней сирены. Характеристика сигнала была изменена: звук 3 сек + тиш.7 сек + звук 3 сек + тиш.45 сек – период 58 сек. Об упразднении этой сирены и колокола было объявлено 5 апреля 1982 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 93 часть I.

           В целях обеспечения планировавшейся установки на маяке новых технических средств и электрификации маяка специализированной экспедиционной подрядной строительной организацией в/ч 72010 под руководством инженер-подполковника Дериглазова и инженер-лейтенанта А.Д.Кахно было построено и 24 сентября 1957 года принято в эксплуатацию маячное техническое здание. Оно было построено по типовому проекту шифр ТГ-55, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ Минобороны СССР. Главный инженер проекта Гастищев.

           Здание из бетонных блоков имеет размер в плане 15,02 х 14,98 м, общую площадь 191 кв.м, высоту помещений 3,00 м. Оно построено в расстоянии 95 м от маяка. В здании были установлены 4 дизель-электрические агрегата мощностью по 5 квт каждый. Это позволило перевести маяк на электропитание. Позднее они были заменены на 3 дизель-электрических агрегата марки ДСА-10 мощностью по 10 квт каждый. Для отопления маячного здания в нём были установлены 2 отопительных водогрейных угольных котелка.

           В имевшуюся оптическую систему вместо ацетиленовой горелки была установлена электролампа марки ММ-9 мощностью 500 вт. Характеристика белого проблескового огня была несколько изменена: свет 1,5 сек + темн. 4,5 сек – период 6 сек. Дальность видимости огня сохранилась – 20 миль (37 км).

           При маяке был установлен радиомаяк марки КРМ-50. Для подвески его Т-образной антенны были установлены 2 стальные мачты – опоры высотой по 25 м. Для электропитания радиомаяка были установлены 2 группы аккумуляторных батарей марки С-8 по 58 элементов в каждой.

           В 1979 году вместо выработавшего свой ресурс был установлен новый радиомаяк марки АНРМ-50. О вводе его в действие было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 189.

           Вместо упразднённых 5 апреля 1982 года сирены и колокола, о чём было объявлено  в Извещении мореплавателям № 93 часть I, при маяке была введена в действиев качестве туманного сигнала  звукосигнальная динамическая установка марки УЗД-100-180, о чём было объявлено 19 мая 1983 года в Извещении мореплавателям № 109  часть I. Установка действовала, как и маяк,  ежегодно с 10 мая по 15 декабря с характеристикой: звук 4 сек + тиш. 14 сек + звук 4 сек + тиш. 38 сек – период 60 сек. Сигнал был слышен в секторе от 355º до 150º. В связи с переводом маяка Сюркум в автоматический режим работы установка была упразднена 29 октября 1987 года, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям № 240 ГС ТОФ,          

           После пожара, случившегося в жилом доме маяка в декабре 1986 года, было принято решение новый жилой дом не строить, а маяк перевести в автоматический режим работы, о чём было объявлено 8 сентября 1987 года. В светооптическом аппарате установили автоматический лампоменятель  марки ЛМ 6-110-1000 на 6 ламп. Был установлен новый радиомаяк марки АНРМ-25. Для электропитания маяка и радиомаяка были установлены 2 радиоизотопных теплоэлектрических генератора.

           К 1990 году из-за коррозийного разрушения было выявлено аварийное состояние стальной башни маяка, находившейся в эксплуатации более 55 лет. Она была разобрана. В условиях отказа в выделении капитальных вложений на маячное строительство и  резкого сокращения производственных мощностей подрядных организаций было принято решение о строительстве башни маяка высотой 15,0 м силами Гидрографической службы флота  с применением конструкций из стеклопластика.

           Проект транспортабельных конструкций башни и энергопавильона автоматического маяка из стеклопластика был разработан в 1986 году Проектным институтом № 2 Госстроя СССР с участием ЦНИИ строительных конструкций им Кучеренко. Шифр проекта 3947-100. В Проектном институте № 2 над проектом работали: директор института В.М.Косогов, главный инженер института В.П.Илюхин, главный инженер проекта Б.Л.Аронов, главный конструктор Л.Н.Иванов, главный специалист Б.А.Смотрицкий, руководитель группы Ю.С.Соловьёва, инженеры Акопян, Блюмберг, Волкова и Рудакова. В ЦНИИСК над проектом работали: зам. директора А.М.Чистяков, зав. лабораторией С.Б.Ермолаев, старшие научные сотрудники В.М.Бобряшов и Ю.Н.Потапов.

           Конструкции башни и энергопавильона были изготовлены в 1991 году на Первой Судоверфи  ВМФ в пос. Лазаревское (Сочи). Начальник верфи Д.В.Туней, начальник цеха Е.Г.Лихтерман.

           Построены башня и энергопавильон были в августе – сентябре  1992 года силами Ремонтно – восстановительной базы СНО и Маячно – ремонтной группы в/ч 13023 (г.Советская Гавань). Командир в/ч 13023 капитан 1 ранга В.В.Суворов. Работами руководил В.А.Валюк.

           Это первый и единственный в России автоматический маяк, сборные конструкции которого изготовлены из стеклопластика. На Чёрном море несколько раньше под руководством начальника Гидрографической службы Черноморского флота контр-адмирала Л.И.Митина были построены башни маяка Адлерский и знака Херсонесской мерной линии с использованием труб из стеклопластика промышленного назначения.

           Башня высотой 15,00 м от спланированной поверхности до верха ограждения представляет собой цилиндрический ствол диаметром 1,5 м состоящий из пяти обечаек высотой 2,00 м каждая, разделённых по окружности на три царги по 120º дуги окружности. Цоколь высотой 2,00 м и оголовок высотой 1,00 м имеют коническую форму с большим диаметром 2,50 м и разделены на 4 царги. Цилиндрическое ограждение верхней площадки имеет диаметр 2,50 м и разделено на 4 царги. Башня собрана на оцинкованных болтах М 24 х 100. Фундамент, возвышающийся на 0,50 м над грунтом, выполнен не проектный – из бутобетона. Башня окрашена тремя белыми и четырьмя красными горизонтальными полосами.

           Энергопавильон размером в плане 4,00 х 4,00 м и высотой 2,35 выполнен также из сборных стеклопластиковых элементов на болтах.

           На башне был установлен маячный аппарат марки ЭМ-500 с лампоменятелем   марки ЛМ 6-110-1000. Радиомаяк упразднён. Электропитание от радиоизотопного теплоэлектрического генератора марки ИЭУ-1. Огонь маяка белый проблесковый с характеристикой: свет 0,5 сек + темн. 7,5 сек – период 8 сек. Дальность видимости огня 17 миль (31 км). Об установке нового автоматического маяка было объявлено в 1992 году в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 157.

           Начальниками маяка работали: в 1949 году – старшина 1 статьи Валюк, в 1958 году – старшина 2 статьи Виноградов, в 1980 году – Будник, в 1993 году – Пантюхин.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

Ю.Шухин

 

31 июля 2018 года

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида