Сысоева маяк
Сысоева маяк

 

 

 

 

Маяк Сысоева

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Сысоева 1 класса установлен на мысе Сысоева – северном мысе западного входа в пролив Аскольд, из Уссурийского залива. Мыс завершается отвесными обрывами. Он окружён подводными камнями.

           Штатный номер маяка Сысоева по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 390. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7528.

           Маяк Сысоева предназначен для обеспечения мореплавания в Уссурийском заливе и на подходах к нему.

Географические координаты маяка Сысоева:

широта 42º 50,58' N, долгота 132º 19,05' E.

           Маяк Сысоева расположен на территории города Фокина Приморского края. Ближайшая железнодорожная станция Дунай находится в расстоянии 8 км от маяка.

           Ближайшими маяками к маяку Сысоева, находящимися в прямой видимости, являются маяки Басаргина и Скрыплёва – расстояние до них 19,5 мили (36 км) на северо-запад. Ближе расположен маяк Аскольд. До него 6,8 мили (13 км) на юг, но он скрыт возвышенностями острова Аскольд.

           Маяк высотой 10,20 м установлен в расстоянии  12 м от берегового обрыва и 46 м от уреза воды на высоте 37,50 м над уровнем моря.

           Мыс был описан и нанесён на карту в 1862 году экспедицией на шхуне «Восток» под командованием подполковника корпуса флотских штурманов Василия Матвеевича Бабкина (1813 – 1876). Тогда же мыс был назван по фамилии участника экспедиции кондуктора корпуса флотских штурманов Ивана Сысоева (1841 – 1865).         

           В 1932 году на мысе Сысоева был установлен несветящий навигационный знак в виде 3-гранной белой деревянной пирамиды высотой 4,60 м. В следующем, 1933 году знак был освещён – на нём был установлен белый проблесков автоматический огонь, дававший 30 проблесков в минуту.

           В 1936 году в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 105 и  8 августа 1936 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 412  было объявлено об установке  рядом с маяком колокола, предназначенного для оповещения мореплавателей во время тумана об опасности 4-ударным звоном с интервалом в 1 минуту. Колокол имел высоту 121 см, диаметр – 142 см, вес 35 пудов 26 фунтов (584 кг). Колокол был отлит в Тюмени в 1907 году на заводе «Торговый дом П.И.Гилева и сыновья». Колокол был подвешен на раме из бруса сечением 20 х 20 см высотой 2,00 м и пролётом 2,20 м, стойки которой были заделаны в бутовый фундамент. Для защиты колокола от атмосферных осадков рама имела крышу из тёса. В 1972 году после установки наутофона колокол как средство туманной сигнализации был упразднён, но оставлен на маяке как памятник истории маячного дела. В 1992 году колокол был передан Тобольской епархии.

           Автоматический огонь стал маяком с постоянным личным составом.  Название знак, а затем огонь и маяк получили по названию мыса, на котором были установлены.                                                                                                                                                                                                                                                           

           В 1938 году была построена новая башня маяка и был обустроен маячный городок. Работы по строительству маяка были выполнены 7-ым Отдельным военно-строительным участком отдела инженерных войск Тихоокеанского флота под руководством С.В.Суздалева и Молохевича.   

           В качестве башни маяка было установлено цилиндрическое сборное чугунное фонарное сооружение малого маячного, или шхерного, огня отечественного производства высотой 3,55 м и диаметром 2,04 м. Оно было установлено на бутовый цоколь высотой 1,10 м. Сооружение было собрано из восьми обечаек высотой 1,80 м, на которые установлены остеклённая часть высотой 1,00 м и купол с дефлектором высотой 0,75 м. Общая высота маяка от планировочной отметки была 4,65 м. Фонарное сооружение было окрашено в белый цвет.

           Изогнутые по цилиндрической поверхности стойки штормового остекления были установлены наклонно и образовывали крестообразный каркас, в котором крепились  выпуклые ромбообразные и треугольные штормовые стёкла.

           Внутри фонарного сооружения были установлены стальные баллоны с ацетиленом для питания маячного аппарата.

           Маяк имел белый круговой в то время называвшийся «проблесковый», а теперь – «изофазный», огонь с характеристикой: свет 1,5 сек + темн. 1,5 сек – период 3 сек, 20 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 15 миль (28 км).

           Для личного состава маяка был построен 3-квартирный жилой дом со стенами каркасно – засыпной конструкции. Размер жилого дома в плане был 16,17 х 9,09 м, его общая площадь - 111 кв. м, высота помещений 3,00 м. Толщина наружных стен была 30 см. В доме было 7 жилых комнат и 3 кухни. Отопление – печное, освещение – керосиновое, воду брали из колодца, уборная была на территории маячного городка.

           Для хозяйственно – бытовых нужд личного состава маяка были построены деревянные: сарай, конюшня, овощехранилище, колодец, уборная.

           Был заложен фундамент здания сирены.

           В 1960 году были завершены работы по реконструкции маяка Сысоева. Маяк был электрифицирован и при нём был установлен радиомаяк. Был построен новый жилой дом. Реконструкцию осуществила 243 маячная ремонтная партия Гидрографической службы флота. Работами руководили старший лейтенант Голубенко и старшина 2-ой статьи Волков.

           Для электрификации маяка была установлена ветроэлектростанция марки ВЭ-5 мощностью 1 квт на пирамидальной стальной решетчатой башне высотой 10,00 м.

           Здание радиомаяка построили, использовав часть ранее заложенного бутового ленточного фундамента здания сирены. Здание сложили из кирпича. Его размер в плане был 8,18 х 6,30 м, общая площадь 34 кв. м, высота помещений 2,50 м. Толщина стен 64 см. Отопление было печное. Для Т-образной антенны радиомаяка были установлены 2 стальные мачты – опоры высотой 26,70 м. Здание было принято в эксплуатацию в октябре 1960 года. Введённый в действие 17 ноября 1960 года радиомаяк марки МРМ-54 использовался в качестве радиодевиационной установки для определения девиации радиопеленгаторов кораблей.

           В связи с установкой радиомаяка увеличилась штатная численность маяка. Построенный более 25 лет назад каркасно – засыпной жилой дом пришёл в негодное для дальнейшего использования состояние. Вместо него был построен 4-квартирный кирпичный жилой дом. Размер дома в плане 21,42 х 8,80 м, общая площадь 135 кв. м, высота помещений 2,80 м. В доме 6 жилых комнат и 4 кухни. Отопление печное, освещение электрическое.

           В 1963 году была механизирована и автоматизирована работа колокола с использованием электрических первичных часов проблескового маятникового аппарата марки МЭПА-75 светового маяка и с электропитанием от аккумуляторных батарей ветроэлектростанции марки ВЭ-5.

           В 1970 году ветроэлектростанция вышла из строя и по своей мощности не удовлетворяла действовавших и перспективных потребителей электроэнергии. Потребовалась новая реконструкция маяка, которая была осуществлена в 1971 и 1972 годах силами УНР-309 флота.

           Были построены и 30 декабря 1972 года приняты в эксплуатацию маячная башня с фонарным сооружением и  маячное техническое здание, построенные  по типовому проекту шифр ТР-44/65, разработанному проектной организацией в/ч 54034, Ленинград в 1965 году. Главный инженер организации Ласси, главный инженер проекта Злотникова, руководители групп Гусаров, Судач, Смирнова, Швер, инженеры Дробина, Бондараков, Синицына, Михеев.

           Красная 8-гранная призматическая, кирпичная башня высотой от планировочной отметки до верхней площадки 6,00 м, с наружной облицовкой в нижней части высотой 2,10 м железобетонными плитами и в верхней части – облицовочным красным кирпичом с расшивкой швов. Размер башни в плане 3,60 х 3,60 м. Толщина стен 40 см. Внутри башни установлена стальная маршевая лестница, завершающаяся винтовой лестницей, которая ведёт из подфонарного помещения в фонарное сооружение.

           На верхней площадке башни установлено 8-гранное призматическое фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту ТР-56/1. Проект был разработан в/ч 54034, Ленинград в 1956 году. Диаметр  вписанного круга 1800 мм,  высота от основания до верха дефлектора 3700 мм. Остекление из восьми плоских прямоугольных стёкол размером 800 х 1072 (h) мм и толщиной 10 мм. Это фонарное сооружение первоначально предназначалось для маяка Литке.

           8 декабря 1972 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 230 часть I об упразднении старой башни маяка и установке маячного огня на новой башне, расположенной в 10 м к северо-западу от старой башни.

           Старая башня маяка была установлена в качестве фонарного сооружения на новом маяке Неприступный в заливе Находка.

           В фонарном сооружении был установлен работающий до сих пор маячный светооптический аппарат марки ЭМН-500 с электролампой марки ММ 110-1000 мощностью 1000 вт. Маяк светил, как и теперь, белым затмевающимся (ныне – изофазным) огнём с характеристикой: свет 1,5 сек + темн. 1,5 сек – период 3 сек – 20 проблесков в минуту. Дальность видимости огня 20 миль (37 км). Маяк светит в секторе от 97º до 339º.

           На специальном выступе верхней площадки башни маяка рядом с фонарным сооружением установлен резервный маячный аппарат марки ЭМ-300 с электролампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт. Резервный огонь маяка имеет характеристику основного огня, но его дальность видимости 6 миль (11 км).

           Маячное техническое здание имеет размер в плане 12,62 х 10,22 м, общую площадь 107 кв. м и высоту помещений 3,00 м. Здание предназначено для размещения аппаратуры светового маяка и наутофона. В здании размещаются также радиостанция, дизельная электростанция в составе двух агрегатов мощностью  по 12 квт, а также  котельная с двумя водогрейными отопительными котлами для самого здания и 1-квартирного жилого дома. Здание кирпичное, с совмещённой кровлей.

           Около здания были установлены стальная 4-гранная решетчатая призматическая башня излучателей наутофона высотой 12 м,  стальная радиомачта высотой 30 м и  стальная цистерна расходного запаса дизельного топлива ёмкостью 3,85 куб. м.

           Указанным выше Извещением мореплавателям был упразднён колокол и объявлено об установке наутофона марки LIEJ-300 (Швеция), который прекратил действие и был упразднён через 26 лет в 1998 году. Наутофон работал с характеристикой: звук 3 сек + тиш. 5 сек + звук 6 сек + тиш. 6 сек – период 20 сек, имел угол излучения 180º и направление излучения 240º.

           В маячном городке были построены: железобетонный пожарный резервуар ёмкостью 50 куб. м и стальной резервуар запаса дизельного топлива ёмкостью 50 куб. м. 

           В процессе реконструкции маяка здание радиомаяка было переоборудовано в 1-квартирный жилой дом, который был подключён к котельной маячного технического здания.        

           Для обеспечения надёжного электропитания маяка тогда же была построена высоковольтная воздушная ЛЭП длиной 5 000 м, низковольтная кабельная ЛЭП длиной 850 м и трансформаторная подстанция.

           Начальниками маяка были: в 1950 году – Швед, в 1960 году – М.Шишлов, в 1977 году – Самарин, в 1980 году – Г.Вихляев.

           Маяк Сысоева находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

Ю.Шухин

 

10 августа 2018 года

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида