Ступенчатый маяк

 

 

 

Маяк Ступенчатый

 

Историко – техническая справка

 

           В прошлом маяк, а ныне светящий навигационный знак (СНЗ) Ступенчатый установлен на мысе Ступенчатый – северной оконечности острова Аскольд. Это южный берег глубокого пролива Аскольд, отделяющего материк от острова Аскольд, лежащего в восточной части залива Петра Великого

           В прошлом местные китайцы называли остров Лефу. Британские моряки, обследовавшие залив в 1855 году, назвали остров Termination (в переводе – конечный пункт съёмки побережья). Остров был нанесен на британских картах, изданных в 1859 году.  Остров впервые был обследован русскими моряками клипера «Стрелок» в 1859 году и назван остров Маячный. Более подробно остров обследован в 1862 – 1863 году экспедицией под командованием подполковника корпуса флотских штурманов Василия Матвеевича Бабкина (1813 – 1876), которая дала  название Аскольд острову  и проливу, отделяющему остров от материка в память о фрегате русского флота «Аскольд».

           Маяк назван по наименованию мыса Ступенчатый, на котором он установлен.

           Штатный номер СНЗ Ступенчатый по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - № 385. Международный номер СНЗ по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7503.

Географические координаты маяка Ступенчатый:

широта 42º 46,8' N, долгота 132º 20,9' E.

           Маяк предназначен для обеспечения плавания судов в проливе Аскольд и на подходах к этому проливу в Уссурийском заливе и в заливе Петра Великого, а также для предупреждения о находящейся в проливе Аскольд навигационной опасности – Камнях Унковского.

           Остров Аскольд входит в состав территории города Фокино  Приморского края. Площадь острова – 14,6 кв. км. Сейчас населением острова являются только служащие маяка Аскольд. Других жителей на острове нет.

           Между расположенными на одном острове Аскольд  маяками Аскольд и Ступенчатый расстояние 8 км по грунтовой дороге и 3 мили (5,6 км) по прямой. Из-за рельефа  местности острова маяки друг друга «не видят». Ближайшим маяком, который виден с маяка Ступенчатый, является маяк Сысоева – до него расстояние 4 мили (7,4 км). До огней на Камнях Унковского расстояния: до огня Унковского 2 мили (3,7 км) и до огня Бакланий 2,7 км (5 км).

           Маяк Ступенчатый установлен на высоте 21,3 м от уровня моря, в расстоянии 100 м от береговой черты.

           Впервые маяк Ступенчатый был построен в 1934 году 7-ым Отдельным строительным участком отдела инженерных войск Тихоокеанского флота (7 ОСУ ОИВ ТОФ) под руководством С.В.Суздалева и Тарасевича. Это была 4-гранная стальная решетчатая пирамидальная красная башня высотой 2 метра, установленная на высоте 33 м от уровня моря на камне, окрашенном в белый цвет. О вводе в действие маяка было объявлено в 1935 году в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 137 и 1 ноября 1935 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 553.  Маяк светил зелёным проблесковым огнём, дававшим 20 проблесков в минуту (характер: свет 1 сек + темн. 2 сек – период 3 сек). Дальность видимости огня была 3,5 мили (6,5 км). 

           Рядом с маяком был построен 1-квартирный 2-комнатный жилой дом с кухней для служащих маяка со стенами  каркасно-засыпной конструкции. Размер дома в плане 7,87 х 5,87 м, общая площадь 37 квм, высота помещений 2,60 м. Отопление было печное, освещение керосиновое, вода из колодца, уборная с выгребом на дворе.

           При маяке в 1936 году для туманной сигнализации был установлен колокол весом 404 кг. Об установке колокола было объявлено в 1936 году в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 104 и  8 августа 1936 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 411. В туман и при пониженной видимости в колокол звонили тремя ударами через 1 минуту. Колокол был подвешен на деревянной раме с подкосами и с навесом. В 1958 году взамен пришедшей в негодность рамы была установлена стальная рама.  Колокол был изготовлен в 1903 году в Тюмени на заводе «Торговый дом П.И.Гилёв и сыновья». В 1981 году колокол был упразднён, а в 1982 году снят и вывезен с маяка.

          В 1948 году хозспособом была построена баня из бруса размером в плане 4,65 х 3,37 м, площадью 12 квм и с высотой помещения 1,90 м.

          В 1950 году 521 Отдельный строительный участок Строительного управления ТОФ под руководством инженер-майора Растохина построил при маяке ещё один 1-квартирный 3-комнатный жилой дом из бруса размером в плане 10,00 х 5,80 м, общей площадью 53 квм, с высотой помещений 3,00 м. Была построена также 4-гранная стальная решетчатая  пирамидальная башня дублёра маяка высотой 2,30 м. Огонь дублёра маяка имел ту же характеристику, что и основной маяк.

           В 1953 году 243 Маячная ремонтная партия Гидрографической службы ТОФ построила 4-гранную пирамидальную башню маяка высотой 4,50 м из бутового камня, которая стоит до сих пор. Работами руководили И.Г.Громак и Исаев. Башня  имеет размер в плане по низу 3,60 х 3,60 м и по верху 2,20 х 2,20 м. Башня не имеет внутреннего помещения. Она оштукатурена и окрашена в белый цвет.

           На верхней площадке размером 2,70 х 2,70 м  был установлен ацетиленовый маячный аппарат марки Ф-500 с поясной линзой марки Л-500, имевшей внутренний диаметр 500 мм, высоту 515 мм и фокусное расстояние 250 мм. В фонаре были установлены 3 ацетиленовые 20-литровые горелки открытого пламени, расходовавшие 20,8 литра ацетилена в час. Маяк имел зелёный проблесковый огонь. Для создания зелёного цвета огня в фонаре был установлен зелёный светофильтр. Характер огня был прежний и создавался ацетиленовым проблесковым аппаратом марки К-130. Дальность видимости огня была 4 мили (7,4 км). Маяк светит в секторе от 269º до 105º . Для обеспечения работы фонаря ацетиленом на маяке были установлены 3 ацетиленовых аккумулятора (баллона) марки В-50 с полным запасом газа 12 000 литров.   

           В 1962 году хозспособом под руководством В.П.Розенберга была построена баня.

           В 1961 году для электропитания маяка была смонтирована ветроэлектрическая установка, с помощью которой ацетилен для освещения маяка заменили электричеством и механизировали работу колокола путём подключения ударного механизма колокола к аккумуляторным батареям через электрические часы  проблескового электрического маятникового аппарата маяка марки МЭПА-75. Электрификация маяка  привела к увеличению дальности зелёного огня маяка до 7 миль (13 км). Огонь стал затмевающийся (изофазный): свет 3 сек + темн. 3 сек – период 6 сек – 10 проблесков в минуту. Ветроэлектрическая установка работала до 1970 года.

           В 1970 году хозспособом под руководством В.П.Розенберга было построено из бутового камня маячное техническое здание для дизель-электрического агрегата, аккумуляторов и приборов управления маяком. Здание имело размер в плане 5,47 х 4,47 м. В здании установили агрегат мощностью 6,5 квт, который заменил ветроэлектрическую установку.   

           В декабре 1976 года при маяке для туманной сигнализации была смонтирована звукосигнальная установка с динамическими громкоговорителями марки УЗД-50-180. Установка имела 1 излучатель мощностью 50 вт, работавший в секторе от 288,5º до 108,5º.

О вводе в действие установки было объявлено 16 августа 1977 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 188 часть I. Колокол был переведён в резерв.

           10 мая 1979 года СНЗ Ступенчатый был переименован в маяк.

           В 4 квартале 1980 года на маяк была доставлена изотопная энергетическая установка марки ИЭУ-1. В 1 квартале 1981 года на маяке был установлен маячный аппарат марки  ЭМ-500 с лампоменятелем марки ЛМ 6-110-1000 и блоком автоматической работы светового маяка марки БАРСМ. ИЭУ-1 была введена в действие 28 февраля 1981 года. 22 апреля 1981 года было объявлено Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 119 часть I об упразднении при маяке звукосигнальной установки с динамическими громкоговорителями и колокола. С маяка был снят постоянно проживавший там обслуживающий персонал и маяк был переведён в автоматический режим работы. При сохранении зелёного цвета  и дальности видимости огня маяка его характер был изменён: свет 1 сек + тёмн. 7 сек – период 8 сек.

           В 1996 году изотопная энергетическая установка марки ИЭУ-1 была заменена на изотопную энергетическую установку марки ИЭУ-2 меньшей мощности. В связи с этим зелёный огонь маяка был заменён на белый при сохранении его характера и дальности видимости. Маяк Ступенчатый был снова переведён в разряд светящих навигационных знаков, теперь уже автоматических.

           Начальниками маяка были: в 1950 году – Сидунов, в 1980 году – З.Остафичук.

           Светящий навигационный знак Ступенчатый находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

10 октября 2018 года

 

 

          

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида