Станицкого маяк

 

 

Маяк Станицкого

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Станицкого 3 класса установлен на юго – восточном берегу Камчатки,  на мысе Станицкого, на западной стороне пролива, соединяющего Авачинский залив и Авачинскую губу. Вместе с находящимся на восточной стороне этого пролива маяком Петропавловским он обеспечивает плавание судов по створу Авачинских маяков из океана в Авачинскую губу и обратно в океан. Этот пролив до сих пор не имеет собственного  названия. Длина пролива около 4,1 мили (7,6 км) и ширина в самом узком месте около 1,5 мили (2,8 км).

           Штатный номер маяка Станицкого по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 3210. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 8070.5.

           Мыс Станицкого, как описывает его Лоция Берингова моря, часть I,  «…представляет собой две скалы, отделённые одна от другой и от берега неширокими расщелинами. Мыс окружён рифом с надводными и осыхающими камнями, простирающимся к востоку на 2,3 кабельтова (430 м)».

           Маяк Станицкого установлен на высоте 94,50 м над уровнем моря, в расстоянии 7,00 м от края берегового обрыва и 70,00 м от береговой черты.

Географические координаты маяка Станицкого:

широта 52º 53,8' N, долгота 158º 38,5' E.

           Маяк Станицкого находится на территории Елизовского района Камчатского края.

           Маяк связан грунтовой дорогой длиной 2 км с местом разгрузки маячных грузов с плавсредств на пляж в бухте Станицкого, а также с посёлком Богатырёвка и причалом в бухте Богатырёвка в Авачинской губе – длиной 7 км.

           Расстояние между маяками Станицкого и Петропавловский - 2,45 мили (4,54 км).

           Маяк назван по наименованию мыса, на котором он установлен. Первоначально, в 1740 году на карте, составленной штурманом Иваном Елагиным (? – 1766) – участником Второй Камчатской экспедиции под руководством В.И.Беринга, мыс был назван «Каюмы». Возможно его якутское происхождение, что в переводе означает «скалы», «высокий скалистый обрыв». Это название мыса использовалось до конца XIX века.

           Нынешнее название мыс носит в память о начальнике Камчатки в 1822 – 1828 годах капитане 1 ранга Фёдоре Ефимовиче Станицком (1773 – 1828). Предположительно, так назвать мыс предложил капитан английского судна « Блоссун» Фредерик Уильям Бичи, который заходил в Петропавловский порт в 1826 и 1827 годах.

           Впервые навигационный огонь – светящий навигационный знак на мысе Станицкого был установлен в 1936 году. Об этом было объявлено в Извещениях мореплавателям ГС ТОФ № 198 от 1936 года и ГС ВМФ № 52 от 29 января 1937 года. Знак представлял собой 3-гранную деревянную пирамиду высотой 3,00 м. Огонь знака был круговой красный проблесковый с характеристикой: свет 0,5 сек + темн. 4,5 сек – период 5 сек – 12 проблесков в минуту с дальностью видимости 8 миль (15 км). Огонь Станицкий – так он именовался в то время, был упразднён, о чём было объявлено в Извещениях мореплавателям ГС ТОФ № 110 от 1939 года и ГС ВМФ № 679 от 19 августа 1939 года.

           В 1953 году на мысе Станицкого было начато строительство маяка силами специализированной экспедиционной подрядной организации в/ч 34363 Строительного управления флота. Работами руководили инженер-подполковник Серавкин, инженер-майор Н.Р.Хомутов и старший инженер-лейтенант А.П.Баранов

           24 июля 1953 года Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 319 было объявлено об установке временного светящего навигационного знака Станицкого в виде 3-гранной деревянной неокрашенной пирамиды высотой 3,50 м с зелёным круговым проблесковым огнём с характеристикой: свет 1 сек + темн. 9 сек – период 10 сек – 6 проблесков в минуту и дальностью видимости 3 мили (5,5 км).

           7 декабря 1953 года Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 502 указанное выше Извещение было отменено и объявлено об установке огня – светящего навигационного знака в виде 8-гранной каменной белой башни высотой 8,00 м с фонарём наверху, которая вскоре стала башней маяка.  Знак имел оранжевый проблесковый огонь с характеристикой огня ранее существовавшего временного знака, но с дальностью видимости 7 миль (13 км).  Башня была принята в эксплуатацию только 30 июня 1954 года.

           Для строительства башни применили типовой проект каменных навигационных знаков шифр ТР-7, разработанный в Военморпроекте № 26 в 1951 году. Главным инженером ВМП-26 был Маречкин, главным инженером проекта - Голубев, групповым инженером – Гастищев, проектировали инженеры  Мядзель и Квятковский.

           Башня высотой 8,0 м построена из бутобетона. Она состоит из бутового фундамента, возвышающегося над спланированной поверхностью на 0,30 м, установленного на него 4-гранного пирамидального цоколя высотой 1,80 м и 8-гранного призматического ствола высотой 5,90 м, перекрытого железобетонной плитой верхней площадки размером в плане 3,60 х 3,60 м. Цоколь в основании в плане имеет размер 3,30 х 3,30 м, а ствол – 2,90 х 2,90 м. Толщина стенки ствола 0,60 м. Внутри башни находится помещение размером в плане 1,70 х 1,70 м для размещения стального трапа. В нижней части этого помещения предусмотрены две ниши  размером 0,80 х 2,00 (h) м для баллонов с ацетиленом. В одной из граней ствола башни сделан входной дверной проём и два оконных проёма. Стальной трап с поручнем имеет ширину 0,60 м, наклон 84º и наибольшую длину одного марша 3,65 м. Для выхода на верхнюю площадку башни устроен люк размером в плане 1,00 х 0,80 м с железным колпаком высотой  0,90 м, который используется также для установки маячного аппарата.

           25 декабря 1953 года были приняты в эксплуатацию 2-квартрный жилой дом, склад маячного имущества и склад ГСМ в таре.

           10 сентября 1954 года в эксплуатацию были приняты все остальные объекты: маячное техническое здание, сложенное из шлакобетонных блоков, железобетонный пожарный резервуар на 50 кбм, деревянные сараи для угля и для дров.

           22 ноября 1954 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 22 часть III было объявлено об установке при знаке Станицкого наутофона  марки 3/Р5-52, излучатели которого были размещены на верхней площадке башни.

           После установке на башне нового светооптического аппарата марки ЭМ-500 с электролампой марки ММ-9 мощностью 500 вт 13 ноября 1956 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 143 часть II было объявлено о переоборудовании светящего навигационного знака в маяк Станицкого, который имел круговой белый проблесковый огонь с характеристикой: свет 4,5 сек + темн. 7,5 сек – период 12 сек – 5 проблесков в минуту и дальностью видимости 20 миль (37 км).

           Ацетиленовый фонарь марки Ф-300 с 25-литровой пирофилитовой горелкой, который ранее был основным, остался на верхней площадке башни, но стал резервным с белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 1,5 сек + темн. 10,5 сек – период 12 сек – 5 проблесков в минуту.

           Основным источником электропитания светооптического аппарата и всех остальных электроприёмников маяка были два дизель-электрических агрегата марки    ДМ-20 мощностью 19 квт каждый. Резервным источником электропитания были 58 свинцовых аккумуляторов марки С-8.

           Для размещения приборов управления маяком и наутофоном, основных и резервных источников электропитания, а также вахтенного помещения было построено маячное техническое здание по типовому проекту шифр ТГ-52/2-1. Проект был разработан Военморпроектом № 26 в 1952 году. Главным инженером проекта был Голубев.

           Здание было построено из шлакобетонных блоков. Оно имеет в плане размер 

11,52 х 12,62 м, стены толщиной 50 см, общую площадь 133 квм, высоту помещений 3,40 м. Крыша чердачная, кровля железная.

           4 мая 1959 года произошло сильное землетрясение, которым был полностью разрушен 2-квартирный жилой дом. Он не подлежал уже восстановлению. Башня маяка  получила сквозную горизонтальную трещину по всему периметру на высоте 2 от фундамента. Был повреждён маячный фонарь. Повреждения получили другие здания маяка.

           13 мая 1959 года Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 89 часть II было объявлено о прекращении действия маяка и наутофона при нём и о установке резервного огня маяка Станицкого с дальностью действия 6 миль (11 км) в расстоянии 8 м от башни маяка. Огонь был установлен на 3-гранной пирамидальной деревянной башне высотой 3,80 м.

           В течении лета 1959 года в/ч 34363 отремонтировала все объекты маячного городка и была восстановлена работа маяка. На трещину башни снаружи наложили железобетонный монолитный пояс, трещину заполнили цементным раствором и изнутри башни выполнили её расшивку.

           Вместо разрушенного жилого дома на новом месте в маячном городке в течении лета в/ч 34363 построила из шлакобетонных блоков 4-квартирный жилой дом. Работами руководили майор технической службы Линский и старший инженер-лейтенант И.А.Ильин. Дом был принят в эксплуатацию в сентябре 1959 года. В доме две 2-комнатные и две 1-комнатные квартиры с кухней и тамбуром.      Размер дома в плане 19,60 х  9,25 м, общая площадь 131 квм, высота помещений 2,50 м.

           В 1965 году на маяк была доставлена опытная автоматическая ветродизель-электрическая установка. Для её размещения к маячному техническому зданию была сделана  пристройка из шлакобетонных блоков размером в плане 5,20 х 5,10 м, со стенами толщиной 40 см, общей площадью 19 квм. В 1966 году установка была собрана, но из-за поломки во время испытания ветроагрегата в опытную эксплуатацию введена не была.

           В 1966 году для водоснабжения маяка была пробурена водозаборная скважина на глубину 64 м,   построена насосная станция и проложена водопроводная сеть протяжённостью 850 м. Работы выполнила в/ч 34363, работами руководили майор-инженер Башкетов и прораб Г.С.Шах. Система водопровода была принята в эксплуатацию в декабре 1967 года.

           25 ноября 1971 года в 7.35 местного времени произошло землетрясение силой 8 баллов. Толчки продолжались 2 минуты. Эпицентр находился в океане в 120 км юго-восточнее Петропавловска. Башня снова получила сквозную трещину по всему периметру на высоте 2,5…3,0 м от фундамента и верхняя её часть сместилась в сторону океана на 15 мм. Излучатели наутофона и резервный маячный фонарь были сброшены с верхней площадки башни, но силами маячников были установлены на место. У основного маячного фонаря были разбиты три штормовых стекла и треснула линза. Маячное техническое здание, жилой дом и здания складов получили многочисленные, в том числе значительные трещины. К средине лета 1972 года последствия землетрясения были устранены.

           В сентябре 1977 года маячный фонарь марки ЭМ-500, проработавший с 1956 года 21 год, был заменён на автоматический светооптический аппарат марки АСА-500 с фонарём и электролампой марки КГММ 110-1000 мощностью 1 квт. Дальность видимости огня маяка, характеристика которого не изменилась, была увеличена на 2 мили и стала 22 мили (41 км).

           В 1978 году была выполнена подсветка башни маяка двумя прожекторами марки ПЗС-45А, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям № 12 часть II в 1979 году. Дальность видимости подсвеченной башни маяка ночью  была  5 миль (9 км). Подсветка башни была прекращена в 1997 году.

           В 1993 году  проработавший при маяке с 1954 года 39 лет и выработавший свой ресурс наутофон марки 3/Р5-52 был упразднён.

           Начальниками маяка Станицкого были: в 1961 году – В.Морозов,  в 1979 году – Г.Волков.

           Маяк Станицкого находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

 

Ю.Шухин

 

21 сентября 2018 года       

          

 

   

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида