Спафарьева маяк
Спафарьева маяк

 

 

 

 

Маяк Спафарьева

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Спафарьева 2 класса установлен на перешейке острова Спафарьева, расположенного в западной части Тауйской губы северной части Охотского моря.

           Штатный номер маяка Спафарьева по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» № 2955. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8009.

           Маяк Спафарьева предназначен для обеспечения мореплавания в западной части Тауйской губы на подходе к бухте Нагаева.

           Остров Спафарьева имеет длину с юго-запада на северо-восток 14,3 км и в самой широкой части с северо-запада на юго-восток 2,5 км. Остров отделён от материка проливом Лихачёва шириной 4 мили (7,4 км) и глубиной до 61 м. Остров имеет площадь 32 кв. км и состоит из двух горных массивов, соединённых перешейком. Самая высокая гора северо-восточной части острова - гора Командора Беринга высотой 575 м, которую в ясную погоду можно наблюдать с расстояния до 50 миль (93 км).  На юго-западной части острова самая высокая гора – это гора Лисья высотой 315 м.  Песчано – галечный перешеек между возвышенными частями острова  низкий и имеет ширину около 300 м. Остров находится в зоне вечной мерзлоты и покрыт тундровой растительностью.

Географические координаты маяка Спафарьева:

широта 59º 09,5' N и долгота 149º 02,2' E.

           Маяк находится на территории   Ольского района Магаданской области.

           До 1993 года на острове работали два рыбоперерабатывающих завода и был посёлок. Сейчас – только маяк и гидрометеостанция.

           Ближайший населённый пункт – посёлок Балаганная на материке в расстоянии 33 мили (61 км) морем. До порта Магадан также морем 60 миль (111 км). Ближайшие маяки Тауйской губы находятся в расстоянии: маяк Чирикова – 49 миль (91 км), маяк Таран – 67,5 мили (125 км), маяк Алевина – 77 миль (143 км).

           Остров был открыт в 1740 году Второй Камчатской экспедицией Витуса Ионассена Беринга (1681 – 1741) и назван «остров Коровий» из-за лежбищ впервые обнаруженных очень крупных морских животных - морских или стеллеровых коров или капустниц. Название животные, питавшиеся водорослями - морской капустой, получили по фамилии врача экспедиции Георга Вильгельма Стеллера (1709 – 1746), впервые сделавшего их научное описание. К концу XVIII века эти редкие животные были истреблены человеком.

           В 1912 году остров был подробно обследован Гидрографической экспедицией Восточного океана под командованием генерал-лейтенанта корпуса флотских штурманов Михаила Ефимовича Жданко (1855 – 1921) и назван в честь генерал-лейтенанта корпуса флотских штурманов Леонтия Васильевича Спафарьева (1765 – 1847), который в начале XIX века организовал на современном ему мировом, то есть  европейском, уровне маячное дело в России, забытое после Петра Великого. Он был первым и единственным в то время в России Директором маяков.

           Впервые об установке светящего навигационного знака на острове Спафарьева было объявлено в 1941 году в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 116 и 22 ноября 1941 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 1065. 4-гранная стальная пирамидальная башня высотой 4,0 м была установлена в южной части острова на высоте 149,0 м над уровнем моря. Географические координаты знака были: долгота 59º 07' 04" N, широта 148º 58' 45" E. Об упразднении этого навигационного знака было объявлено           1 апреля 1949 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 84.

           Маяк на острове Спафарьева был построен в 1943 году. Маяк построила Магаданская строительная контора Дальстроя Севера НКВД СССР. Руководили работами начальник конторы Гордон и десятник (прораб) С.Ф.Голубев. О вводе  в действие маяка было объявлено 15 февраля 1944 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 44. Но Гидрографической службе флота маяк был передан только 21 апреля 1947 года.

           Маяк был установлен на восточном узком скалистом мысе острова на высоте 232,1 м над уровнем моря и в расстоянии 3,0 м  от краёв берегового обрыва. Географические координаты маяка были: долгота 59º 09,8'  N, широта 149º 05,7' E.

           Башня маяка имела вид деревянной 3-гранной пирамиды высотой 9,85 м. На каждой грани были установлены по 4 белых деревянных треугольных щита. Угловые стойки башни из брёвен диаметром 22 см были заглублены в грунт на 2,15 м и опирались на башмаки из  лежней длиной 1,10 м. Расстояние между стойками по низу в осях было 2,80 м, по верху – 2,0 м.

           На верхней площадке башни был установлен навигационный вращающийся прожектор марки П-60-2 с рефлектором диаметром 600 мм и фокусным расстоянием 250 мм – продукция Московского прожекторного завода им. Л.М.Кагановича. В прожекторе стояла электролампа мощностью 2 квт. Маяк имел красный проблесковый огонь: свет 0,8 сек + темн. 5,8 сек – период 6,6 сек. Прожектор делал 9 оборотов в минуту. Дальность видимости огня была 26 миль (48 км). Осевая сила света прожектора была 1 250 000 свечей. Огонь маяка закрывался горой в секторе от 221º до 27º.

           В расстоянии 40 м к северу от маяка была установлена башня дублёра маяка – 3-гранная деревянная пирамидальная башня высотой 1,50 м, состоявшая из трёх установленных наклонно брёвен диаметром 16 см. На башне был установлен ацетиленовый маячный фонарь марки Ф-300 с 20-литровой пирофилитовой горелкой.  Дублёр имел красный проблесковый огонь с той же характеристикой, что и основной огонь. Его дальность видимости была 7 миль (13 км). 

           При маяке в маячном техническом здании был установлен радиомаяк марки РШР-500, который в 1954 году был заменён на радиомаяк марки РМС-3Б. Здание было деревянное с размером в плане 9,60 х 7,55 м, его общая площадь 65 кв. м, высота помещений 2,40 м, толщина стен 20 см. Крыша двускатная деревянная, кровля драночная, отопление печное, освещение керосиновое, вода из колодца, уборная во дворе.

           Для электропитания маяка и радиомаяка в здании были установлены два электрогенератора марки ЭЗС-5А с двигателями марки VF-4-1 мощностью по 18 л.с. и генераторами постоянного тока мощностью по 5 квт при напряжении 115 в.

           Для подвески антенны радиомаяка были установлены две деревянные мачты-опоры высотой по 20 м  на расстоянии 60 м одна от другой.

           Работу маяка и радиомаяка обеспечивали военнослужащие срочной службы – матросы. Начальником маяка даже в 1952 году был старшина 2 статьи Попов. Для размещения личного состава был построен деревянный дом – казарма  размером в плане 9,82 х 7,48 м. В доме были: жилая комната, камбуз, баня, кладовая и ленкомната. Общая площадь была 66 кв. м, высота помещений 2,60 м, толщина стен 18 см. Отопление печное, освещение керосиновое, вода из колодца в расстоянии 200 м от жилого дома, уборная во дворе.

           Для хранения маячного имущества и продовольствия был построен склад каркасно – засыпной конструкции размером в плане 10,00 х 5,20 м, общей площадью 45 кв. м, с высотой помещений 2,70 м и с деревянным полом.  

           Доставка грузов на маяк производилась гидрографическими катерами, которые при осадке до 2,0 м могли подходить к восточному мысу на расстояние не ближе 1 кабельтова, где производили рейдовую выгрузку в шлюпки. Подход шлюпок к берегу и их выгрузка могли производиться только при состоянии моря до 3 баллов. Для подъёма грузов с пляжа к маяку был построен лебёдочный подъёмник, который в начале 50-х годов был разрушен обвалом. На маяке для хозяйственных работ имелась плоскодонная вёсельная  лодка.

           Этот маяк работал более 22 лет - до 6 декабря 1966 года, когда Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 490 часть I он был упразднён и объявили об установке ныне действующего маяка.

           В 1960 году Дальвоенморпроект № 31 (в/ч 31072, г. Владивосток) разработал проект нового маяка Спафарьева. Было выбрано новое место установки маяка – рядом с перешейком. Для уменьшения вероятности закрытия маяка низкой облачностью место посадки башни  определили на высоте 69,7 м над уровнем моря – на 132,0 м ниже действовавшего маяка, в нижней части южного склона горы Командора Беринга, в расстоянии 40 м от берегового обрыва. Маячный городок располагался вблизи от посёлка рыбоперерабатывающих заводов. 

           Строительство маяка осуществляла специализированная подрядная организация  в/ч 72010. Руководили строительством инженер-майор В.А.Шевелёв и старший инженер-лейтенант Н.А.Ягодник. Работы были начаты в 1961 году и выполнены к концу 1963 года. 

           12 мая 1964 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 90 часть II об установке дневного ориентира – чугунной башни с красными и белыми горизонтальными полосами, то есть несветящего навигационного знака.

           Но из-за особенностей вечномёрзлых грунтов в стенах маячного технического здания и жилых домов появились трещины. Только в августе 1964 года институт «Дальстройпроект» (г. Магадан) после проведения инженерно – геологических изысканий выдал проектные решения по ликвидации повреждений, недопущению в будущем неравномерной осадки зданий и сооружений маяка путём увеличения глубины заложения и усиления конструкции их фундаментов,  устройству железобетонной рубашки стен.  Работы были выполнены в 1965 и 1966 годах. Маяк был принят в эксплуатацию 30 сентября 1966 года. Стоимость строительства маяка составила 588,0 тыс.рулей в ценах времени ведения работ при оплате выполненных работ в объёме фактически произведённых затрат.

           После установки маячного оборудования 6 декабря 1966 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 490 часть I об упразднении старых маяка, радиомаяка и резервного огня и установке ныне действующего маяка Спафарьева и радиомаяка при нём в новом месте – на перешейке острова Спафарьева.

           Маяк – это цилиндрическая башня диаметром 4,50 м, собранная из чугунных тюбингов на болтах, высотой 14,50 м  и установленная на железобетонном цоколе высотой 1,00 м. Внутри башни установлена стальная винтовая лестница. Башня снаружи имеет штатную окраску: 4 красные и 3 белые горизонтальные полосы одинаковой ширины.

           Башня построена по типовому проекту шифр ТГ-106, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ Минобороны СССР. Главный инженер проекта Голубев, групповой инженер Федоткин, проектировали инженеры Спивак и Закута.

           На верхней стальной площадке башни  установлено фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТР-56/2, разработанному также ГПИ № 1 ВМФ. Фонарное сооружение цилиндрическое диаметром 2,96 м и высотой 4,81 м. Трёхярусное остекление имеет высоту 1,60 м  и выполнено из прямоугольных выгнутых стёкол толщиной 10 мм.

           Маяк имеет высоту 20,31 м от планировочной поверхности. В фонарном сооружении установлен светооптический аппарат марки ЭМН-500 с электролампой марки ММ 110-1000 мощностью 1 квт. Аппарат был выпущен Изюмским оптико-механическим заводом (Украина) в 1962 году. Его оптическая система имеет фокусное расстояние 250 мм, высоту 950 мм и наружный диаметр 608 мм. Она установлена на тумбу высотой 2090 мм. В аппарате установлен двухламповый лампоменятель. Огонь маяка Спафарьева белый проблесковый: свет 3 сек + темн. 6 сек – период 9 сек. Дальность видимости огня 23 мили (42 км). Огонь виден в секторах: от 83º до 193º и от 277º до 336º, так как закрывается горами в северной и южной частях острова.

           В качестве резерва установлен ацетиленовый маячный фонарь марки АМ-500 с 45-литровой горелкой. Характеристика резервного огня такая же, как и у основного огня, но дальность видимости только 8 миль (почти 15 км).

           Для размещения маячной аппаратуры и обеспечения работы маяка построено кирпичное маячное техническое здание по типовому проекту ТР-44/60, также разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ Минобороны СССР в 1960 году. Главный инженер проекта А.А.Плотницкий. Здание имеет размер в плане 12,88 х 10,08 м, общую площадь 96 кв. м, высоту помещений 3,00 м, чердачное перекрытие из железобетонных плит, совмещённую мягкую кровлю. В здании были установлены три дизель-электрических генератора мощностью по 12 квт каждый для обеспечения всех потребностей маяка и маячного городка в электроэнергии.  С 1975 по 1993 год маяк был подключён к электросети рыбозаводов. В здании также установлены два водогрейных отопительных котла на дизельном топливе марки КОАВ-68 для отопления маячного здания и двух жилых домов.

           В маячном техническом здании был установлен радиомаяк марки КРМ-100. Он имел опознавательный сигнал «СФ» по азбуке Морзе, работал на частоте 303,5 кгц и длине волны 988,5 м, с дальностью действия днём 150 миль (278 км) и ночью 80 миль (148 км). Для подвески Т-образной антенны радиомаяка были установлены две стальные мачты – опоры высотой по 30 метров. В 1985 году он был заменён на радиомаяк марки АНРМ-150. Радиомаяк был упразднён в 2004 году, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям № 5691/04. Для электропитания радиомаяка была установлена аккумуляторная батарея марки 10х6СТК-180.

           Для размещения персонала маяка были построены два одинаковых 4-квартирных кирпичных жилых дома. Размер каждого жилого дома в плане 19,68 х 9,68 м, общая площадь 132 кв.м, высота помещений 2,50 м. В каждом доме было две 2-комнатные и две 1-комнатные квартиры с кухнями. Отопление центральное от маячного технического здания, освещение электрическое – от ДЭС, водоснабжение – сбор верховодки для технических нужд и завоз питьевой воды, канализация – уборная с выгребом во дворе.

           Для обеспечения работы маяка были построены:

- кирпичная баня размером в плане 5,83 х 5,83 м,

- кирпичный склад маячного имущества размером в плане 14,46 х 5,06 м,

- кирпичный склад ГСМ в таре размером в плане 6,55 х ,5,06 м,

- кирпичный склад газоаккумуляторов с ацетиленом («баллонная») размером в плане     2,86 х3,14 м,

- железобетонный пожарный водоём, деревянные хозяйственный сарай, уборная и конюшня.

           Были установлены стальные цистерны для дизельного топлива на 20 куб. м и для воды на 10 куб.м. Со стороны берегового обрыва установили леерное ограждение длиной 160 м, а также оградили территорию маячного городка штахетным забором длиной 280 м.   

            Маячный городок соединён с посёлком грунтовой дорогой длиной около 1,5 км.

           Для транспортировки грузов на маяке была лошадь, которую впоследствии заменили на трактор марки ДТ-75.        

           Начальниками маяка Спафарьева были: в 1952 году – старшина 2 статьи Попов, в 1967 году – Иванов, в 1980 году – Шаршапов.

           Маяк Спафарьева находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

Ю.Шухин

8 июня 2018 года

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида