Сосунова маяк

 

 

 

 

Маяк Сосунова

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Сосунова установлен в 1,2 кабельтова (222 м) к SSW от мыса Сосунова на западном берегу Татарского пролива.

           Штатный номер маяка Сосунова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 805. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7622.

           Маяк получил наименование по названию мыса, вблизи от которого он установлен. Маяк предназначен для обеспечения мореплавания вдоль восточного побережья Приморского края.    

Географические координаты маяка Сосунова:

широта 46º 31,32' N , долгота 138º 20,41' E.

           Мыс Сосунова представляет собой оконечность небольшого узкого полуострова образованного базальтовым хребтом, который круто обрывается к морю. На вершине хребта на высоте 49,30 м над уровнем моря установлен маяк. От маяка до береговой черты расстояние 15 м. Вблизи мыса находятся надводные, осыхающие и подводные камни. Подходить к мысу ближе, чем на 1,5 кабельтова (300 м) не рекомендуется.

           В 0,6 кабельтова  (110 м) к востоку и в 1 кабельтове (200 м) к северу от мыса Сосунова лежат затонувшие суда с частями над водой.

           Маяк Сосунова расположен на территории Тернейского района Приморского края. Ближайший населённый пункт – посёлок Светлая (так он называется официально) в расстоянии 1 км на противоположном берегу реки Светлая.

           Ближайшие маяки расположены на западном берегу Татарского пролива: маяк Белкина – западный  маяк южного входа в Татарский пролив – в 51 миле (94 км) к юго-западу, маяк Золотой – в 54 милях (100 км) к северо-востоку.

           В 1873 году главный командир портов Восточного океана и военный губернатор Приморской области контр-адмирал Александр Егорович Кроун (1823 – 1900) обратился к генерал-губернатору Восточной Сибири барону генерал – адъютанту Платону Александровичу Фридериксу (1828 – 1888) о необходимости срочно выполнить  исследование берегов Приморья. В течении зимы была организована  топографическая экспедиция Иркутского отдела Генерального штаба под командованием полковника корпуса топографов Логина Александровича Большева (1836 – 1880), которая за период с июня по октябрь 1874 года выполнила мензульную съёмку побережья от залива Пластун до залива Де-Кастри. На карту был нанесён и мыс, получивший название по фамилии участника экспедиции топографа губернского секретаря Александра Ильича Сосунова.          

           Впервые несветящий навигационный знак на мысе Сосунова был установлен в 1899 году экипажем транспорта «Камчадал» по указанию помощника директора маяков и лоции капитана Моисеева в числе 12-ти опознавательных знаков, построенных командой судна за навигацию. Знак был несветящим и представлял собой две 3-гранные пирамиды, соединённые вершинами. Верхняя пирамида была значительно меньшего размера, чем нижняя. Знак был построен из брёвен лиственницы. Стойки длиной в 6 сажен (12,80 м) были заглублены в грунт и забетонированы. Расстояние между осями стоек в основании было 9 аршин (6,4 м). Элементы каркаса были собраны на болтах. Нижняя часть башни знака была обшита тёсом и окрашена в белый цвет.

                    Транспорт «Камчадал», первоначально носивший название «Труженик»,               обеспечивал гидрографические работы. Он был построен в Англии в 1892 году, имел водоизмещение 900 тонн, грузоподъёмность 114 тонн, экипаж 42 человека, мощность паровых машин 750 л.с. и максимальную скорость 11, 5 узлов.  Командиром транспорта было отмечено, что во время установки знака в реке Светлая стояли 4 японские шхуны, занимавшиеся рыбной ловлей.

           В 1912 году Морским министерством были утверждены проект и сметы строительства маяка на мысе Сосунова, но к работам не приступили.

           Знак простоял до 1913 года, когда разрушился.

           Он был восстановлен в прежнем виде только в 1933 году. Высота башни, как и ранее, была 12,80 м.

           При знаке в том же 1933 году был установлен колокол. Об упразднении колокола было объявлено  1 апреля 1952 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 86.

           Объекты маяка Сосунова построил 521 Отдельный строительный участок Дальвоенморстроя. Работами руководили инженер-подполковник Кирюхин и прораб  Лаптев. Башня маяка и маячное техническое здание были приняты в эксплуатацию 22 ноября 1958 года. Стоимость строительства маяка в ценах того времени составила 34,8 тыс. рублей.

           28 ноября 1958 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 514 часть I об установке маяка Сосунова и радиомаяка кругового действия Сосунова.

           Маяк светил белым круговым проблесковым огнём: свет 1,5 сек + темн. 4,5 сек – период 6 сек с дальностью видимости 12 миль (22 км). Резервный огонь маяка светил с той же характеристикой, но имел дальность видимости 7 миль (13 км).

           Первоначально на башне, которая не имеет фонарного сооружения, был установлен маячный электрический фонарь фирмы «AGA – Dalen» (Швеция), который имел две цилиндрические линзы, состоявшие из 7-ми диоптрических и 4-х катодиоптрических нижних элементов. Фонарь имел  диаметр 391 мм и высоту 488 мм. Установленная в фонаре оптическая система имела диаметр 300 мм, высоту 393 мм и фокусное расстояние 150 мм. Источником света служила электролампа марки ММ-25 мощностью 23 вт при напряжении 12 в. Её сила света была 23 свечи. Эффективная сила света фонаря была        11 664 свечи. В фонаре был установлен лампоменятель на 8 ламп. В качестве резерва на башне был установлен ацетиленовый  маячный фонарь марки АМ-300 с одной      25-литровой горелкой.

           Радиомаяк кругового действия марки МРМ-54 работал вне группы, имел опознавательный сигнал «КМ», работал на частоте 300,5 кгц и волне длиной 998 м, имел дальность действия 15 миль (28 км). 

           Каменная башня маяка высотой 15 метров была построена по типовому проекту шифр ТР-7/2, разработанному 26-ым Военморпроектом, г. Ленинград  в августе 1952 года. Главным инженером проекта был Голубев, групповым инженером - Гастищев, проектировали инженеры Закута, Михайлов и Рябов.

           8-гранный пирамидальный ствол башни высотой 9,80 м установлен на 4-гранный призматический цоколь высотой 5,20 м, имеющий размер в плане 4,20 х 4,20 м и толщину стен 1,25 м. Во внутреннем помещении башни размером 1,70 х 1,70 м установлен стальной почти вертикальный трап шириной 0,60 м для подъёма на верхнюю площадку.

           Выход на верхнюю площадку осуществляется через дверь в колпаке из листовой стали, который служит также для установки на нём основного маячного осветительного аппарата.

           Башня оштукатурена и окрашена в штатный белый цвет с тремя черными горизонтальными полосами.

            В расстоянии 0,60 м от башни построено каменное маячное техническое здание, соединённое с башней переходом. Здание имеет размер в плане 7,50 х 6,60 м, общую площадь 37 кв. м,  высоту помещений 2,70 м  и толщину стен 50 см. В здании предусмотрено вахтенное помещение,   предназначеное для размещения аппаратуры маяка и радиомаяка. В отдельном помещении установлен бензоэлектрический генератор марки Л-6/3 мощностью 3 квт. В здании сделан подвал для аккумуляторных батарей марки НКН-100 электропитания радиомаяка.

         В расстоянии 10 м от маячного технического здания была установлена стальная радиомачта высотой 25 м.

           Подъём к маяку по склону хребта крутой и трудный в период дождей и снежных заносов. При маяке жилой дом для персонала построен не был. Работники маяка принимались из числа местных жителей посёлка Светлая, который находится на противоположном от маяка берегу реки Светлая. Переправа через реку в период ледостава, ледохода и сильных штормов затруднительна и опасна.

           16 декабря 1963 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 447 часть I об увеличении дальности видимости огня маяка Сосунова до 17 миль (31 км). Это было достигнуто заменой прежнего импортного маячного фонаря на более мощный отечественный марки ЭМ-500  с электролампой марки ММ 32-250 мощностью 250 вт. Маяк начал светить только в нужном для мореплавателей  секторе от 348º до 234º и было исключено освещение суши.

           20 марта 1969 года был установлен новый радиомаяк марки МРМ-61, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 76.

           Для маячного специалиста  в посёлке Светлая в 1987 году был построен деревянный 1-квартирный жилой дом.

           В 1991 году для замены отработавшего свой ресурс был установлен новый радиомаяк марки «Агат-1», о чем было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 90/91.

           Световой и радиомаяк Сосунова с момента ввода в действие работает в автоматическом режиме, его периодически посещает специалист, проживающий в посёлке Светлая, для проведения регламентных работ. Первым таким специалистом был Маркевич, работавший в течении более 11 лет. После него в течении более 22 лет работал А.М.Прибытков.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы ТОФ.

Ю.Шухин

 

16 июля 2018 года  

            

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида