Слепиковского маяк

 

 

 

 

 

Маяк Слепиковского

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Слепиковского 1 класса установлен на мысе Слепиковского – северном входном мысе залива Невельского на восточном берегу Татарского пролива, остров Сахалин.

           Штатный номер маяка Слепиковского по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 1238. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7738.

           Маяк получил своё наименование по названию мыса, на котором он установлен.

           Маяк установлен на высоте 5,40 м над уровнем моря.

           Море размывает берег и подходит к маяку. По сообщению Т.Сергеевой, землетрясение 2007 года в районе г. Невельск изменило рельеф дна моря в районе маяка. Урез воды, находившийся 50 лет назад в расстоянии 60 м от маячного технического здания, соединённого с башней маяка, теперь отстоит от него всего на 3 метра. 

           Маяк Слепиковского предназначен для обеспечения мореплавания вдоль западного берега Сахалина на подходах к портам Холмск и Чехов.

Географические координаты маяка Слепиковского:

широта 47º 18,2' N , долгота 141º 57,9' E

           Маяк расположен на территории Холмского городского округа Сахалинской области в расстоянии 27 км к северу от города Холмск, в расстоянии 6 км от села и железнодорожной станции Костромское Дальневосточной железной дороги.

           Ближайший маяк Холмск расположен к югу в расстоянии 14,5 мили (27 км).

           Мыс Слепиковского низкий, отмелый, окаймлённый песчаным пляжем далеко выступает в пролив. Мыс возник на месте высохшей лагуны, отделённой от моря грядами береговых валов и дюн, которые формировали поверхность древней косы. Дюны чередуются с низменными заболоченными участками. Озеро Татарка, опоясывающее территорию маяка, вероятно, является старицей реки Костромы. Мыс Слепиковского  - государственный памятник природы регионального значения.

           Мыс до 1905 года носил наименование «мыс Ноторо», позднее – «мыс Оторо Мисаки» и «мыс Коноторо».

           В 1948 году мыс получил нынешнее наименование – «мыс Слепиковского» в честь командира русского Чиписанского партизанского отряда штабс-капитана Бронислава Владиславовича Гротто-Слепиковского, сражавшегося во время русско – японской войны и погибшего в 1905 году в бою с японским десантом на южном Сахалине у озера Тунайча. Партизанский отряд был сформирован из числа бывших каторжников и ссыльнопоселенцев под командованием кадровых армейских офицеров.

           Как пишет историк и краевед И.А.Самарин на основании архивных японских данных, маяк Коноторо – это первое название маяка, был построен Японией в 1943 году с использованием проектных решений  построенного в 1940 году на юго-западном побережье Сахалина маяка Циран или Тирия – ныне Ламанон.

           После возвращения южного Сахалина в состав СССР маяк был передан в ведение Гидрографической службы флота. 19 декабря 1945 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 151 о вводе «в действие светового маяка Коноторо на мысе того же наименования» - маяк возобновил работу. На башне был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-300 с двухрожковой пирофилитовой 25-литровой горелкой. Он светил белым проблесковым огнём: свет 1 сек + темн. 2 сек – период 3 сек, то есть 20 проблесков в минуту. Дальность видимости огня маяка была 10 миль (18 км).  Работу аппарата обеспечивали ацетиленовые баллоны марки В-50. Полного запаса газа каждого из них было достаточно на 2100 часов работы маяка. Маяк работал в год до 4900 часов.

           12 октября 1948 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 420 о переименовании «маяка Коноторо» в «маяк Слепиковского». 

           Маяк Слепаковского представляет собой бетонную коническую башню высотой 20,00 м от планировочной отметки до балкона, на котором, в соответствии со сложившимися в Японии традициями устройства маяков, установлен цилиндрический бетонный цоколь фонарного сооружения высотой 2,80 м и внутренним диаметром 4,20 м. Башня имеет наружный диаметр в основании 5,50 м и в верхней части 4,50 м. Толщина бетонных стен  в основании 80 см и в верхней части 30 см. Внутреннее цилиндрическое помещение имеет диаметр 3,90 м. В центре помещения установлена вертикальная железобетонная труба наружным диаметром 1,30 м и внутренним диаметром 0,90 м с толщиной стенки 20 см. Труба служит для опирания винтовой железобетонной лестницы шириной 1,30 м и каналом для кабелей электропитания маячной аппаратуры. Возможно, что первоначально труба служила для перемещения груза, приводившего в движение часовой механизм вращения оптической системы маячного  аппарата.

           Балкон поддерживают 16 массивных бетонных кронштейнов, придающих маяку индивидуальный архитектурный облик. Цилиндрическое фонарное сооружение диаметром 3,20 м имеет двухярусное остекление, состоящее в каждом ярусе из 12 выгнутых (моллированных) прямоугольных штормовых стёкол толщиной 8 мм. Стёкла нижнего яруса имеют высоту 1,20 м, верхнего яруса – 0,90 м. Ширина стёкол по хорде 0,81 м. Крыша фонарного сооружения купольная, медная, с дефлектором и ромбоуказателем – молниеприёмником высотой 2,80 м.

           Башня окрашена в штатный красный цвет.  

           В расстоянии 1,75 м от маяка построено 2-этажное железобетонное маячное техническое здание, имеющее размер в плане 6,50 х 4,20 м, общую площадь 51 кв.м, высоту помещений 2,90 м и толщину стен 15 см. Здание не отапливается и не имеет лестницы. Вход на первый и второй этажи из башни. Полы первоначально были бетонные, теперь дощатые. Крыша плоская бесчердачная железобетонная.

           При маяке построено ещё одно железобетонное одноэтажное маячное техническое здание, имеющее размер в плане 14,00 х 7,00 м, общую площадь 94 кв.м, высоту помещений от пола до подвесного потолка 2,20 м. Между подвесным потолком и железобетонным покрытием зазор 0,80 м. Имеется отопительная печь. Здание ранее использовалось частично для расселения маячников, теперь в одном помещении установлены резервные электрические генераторы, в других помещениях - склады маячного имущества.

           Для размещения служащих маяка был построен железобетонный 2-квартирный жилой дом. Его размер в плане 15,70 х 6,70 м, общая площадь 96 кв.м, высота помещений от пола до подвесного потолка 2,20 м. Между подвесным потолком и железобетонным покрытием зазор 0,80 м. В каждой квартире 2 жилые комнаты, кухня, санузел и отопительная печь. После войны в маячных технических зданиях уже было электрическое освещение, но в жилом доме оставалось керосиновое.

           Крыши всех зданий маячного городка сделаны плоскими с целью  обеспечения сбора воды для нужд маячников.

           Все здания маячного городка соединены между собой железобетонными крытыми переходами.

           В течении 1951и 1952 годов было проведено переоборудование маяка – он был переведён на автономное электрическое освещение. 8 июля 1952 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 249 о вводе в действие электромаяка вместо ацетиленового огня. Маяк начал светить с характеристикой: свет 1 сек + темн.14 сек – период 15 сек, то есть 4 проблеска в минуту. Дальность видимости огня увеличили до 16 миль (30 км). Маяк светил в секторе от 163º до 357º. Был установлен  светооптический маячный электрический вращающийся аппарат  марки ЭМ-35/1 с лампой марки ММ-9 мощностью 500 вт. Аппарат был изготовлен на заводе № 338 ВМС (позднее назывался «Завод штурманских приборов») в Ленинграде. В аппарате были установлены 4 дисковые линзы марки Л-350. Эффективная сила света аппарата была 166 тыс. свечей, а сила света лампы – 1040 свечей. Вращение аппарата производилось электромотором мощностью 125 вт. Для электропитания маяка были установлены два бензоэлектрических агрегата марки Л-3/2 с моторами мощностью по 3 л.с. и генераторами мощностью по 1,5 квт.

           Прежний основной ацетиленовый фонарь стал резервным с характеристикой основного аппарата.

           В 1961 году в фонарном сооружении вместо аппарата ЭМ-35/1 на тумбе и подъёмно – фокусирующем устройстве была установлена   цилиндрическая линза марки Л-500, выпущенная Горьковским стекольным заводом. Её наружный диаметр был 608 мм, высота 510 мм, фокусное расстояние 250 мм. Источником света была электролампа марки ММ-16 мощностью 250 вт при напряжении 32 в, имевшая силу света 390 свечей. Эффективная сила света маячного огня была 17 577 свечей. Дальность видимости огня сохранилась 16 миль (30 км), но характеристика была изменена: свет 1,5 сек + темн. 10,5 сек – период 12 сек, то есть 5 проблесков в минуту.

           В качестве основного источника электропитания был установлен ветроэлектрогенератор марки ВЭ-5 мощностью 1,60 квт и 12 аккумуляторов марки            6-СТЭ-128, который проработал до 1967 года. В качестве резервного источника – бензоэлектрический агрегат марки Л-6/3 с двигателем мощностью 6 л.с. и генератором мощностью 2,80 квт постоянного тока.

           В 1973 году был установлен новый маячный светооптический аппарат марки    ЭМН-500 с электролампой марки ММ 110- 500 мощностью 500 вт. В качестве источника электропитания была установлена автоматическая ветровая электростанция марки     АВЭС-1-5 мощностью 1 квт. Но работала она не долго и из-за сильных штормовых ветров вышла из строя. Маяк продолжал работать получая электропитание от двух дизель-электрических агрегатов мощностью 20 и 10 квт.

           В 1990 году была изменена характеристика белого проблескового огня на: свет 3 сек + темн. 9 сек – период 12 сек, то есть при сохранении прежней частоты 5 проблесков в минуту была вдвое увеличена длительность проблеска.

           В 1991 году Холмской западной электросетью была построена  воздушная ЛЭП длиной 3 км и маяк был подключён к государственной системе электроснабжения острова Сахалин.

           Начальником маяка в 1981 году работал В.Кабалюк.

           Маяк Слепиковского находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

 

 

Ю.Шухин

 

20 июля 2018 года

            

 



 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида