Скрыплёва маяк

 

 

 

 

Маяк Скрыплёва

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Скрыплёва 2 класса установлен в южной части острова Скрыплёва, который лежит при входе в пролив Босфор Восточный со стороны Уссурийского залива в заливе Петра Великого Японского моря.

           Штатный номер маяка Скрыплёва по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 242. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней  -  № М 7470.

           Маяк предназначен для обеспечения мореплавания в проливе Босфор Восточный и в Уссурийском заливе.

           Скалистый остров Скрыплёва имеет длину 330 м, ширину 180 м, площадь 3,85 га и высоту 45,60 м над уровнем моря. Берега острова обрывистые и окаймлены подводными и надводными камнями. На острове растёт только трава, деревья не растут. Несмотря на тонкий слой почвы маячники возделывают свой маленький огородик.

Географические координаты маяка Скрыплёва:

широта 43º 01,7' N , долгота 131º 57,1' E.

           Маяк Скрыплёва установлен в расстоянии  8,00 м от берегового обрыва на высоте 42,10  м над уровнем моря. Высота маяка от планировочной поверхности 12,32 м.

           Остров Скрыплёва является территорией  города Владивосток Приморского края. Он отстоит от ближайших городских берегов в расстоянии: от полуострова Басаргина – 3,0 км, от полуострова Житкова на острове Русский – 1,5 км. На острове постоянно живёт   только 5 человек – работники маяка.

           Остров Скрыплёва был описан и нанесён на карту в 1862 году экспедицией под командованием подполковника корпуса флотских штурманов Василия Матвеевича Бабкина (1813 – 1876) на корвете «Новик» и назван по фамилии командира корвета капитан – лейтенанта Константина Григорьевича Скрыплёва (1826 – 1900). Парусно – винтовой корвет «Новик» водоизмещением 903 тонны был построен в Санкт-Петербурге в 1856 году, имел паровые машины общей мощностью 200 л.с. 

           Необходимость в установке маяка на острове Скрыплёва возникла с момента начала освоения Россией бухты Золотой Рог, основания Владивостока в 1860 году и подготовки к переносу туда главного порта флота из Николаевска на Амуре, осуществлённого в 1871 году. Об этом   поступали постоянные заявления как от командиров русских военных кораблей, так и шхиперов коммерческих судов всех наций.

           Ещё в 1863 году было признано, что «судоходство в морских водах  Приморья может быть значительно обеспечено»  строительством в первую очередь 5 маяков:

- на мысе Муравьёва для входа в Императорскую Гавань (ныне – Советскую Гавань); вместо него построен светящий навигационный знак на мысе Путятина,

- на острове Чихачёва в заливе св. Ольги,

- для входа в залив «Пётр Великий» (так тогда писали) – ныне маяк Поворотный,

- на острове Скрыплёва для входа в порт Владивосток, у Босфора Восточного, со стороны Уссурийского залива,

- на мысе Гамова.

           В 1864 году было сделано распоряжение о подготовке к постройке маяка на острове Скрыплёва, были завезены строительные материалы и начаты работы. Но в 1865 году работы были прекращены из-за «надобности скорейшего исполнения других нужд края, более необходимых и  экстренных». Работы были возобновлены осенью 1866 года инженер-капитаном Татариновым и продолжены в 1867 году. Был установлен только сруб бани без оконных проёмов, печи и полов, но с крышей, которую в 1874 году сорвало бурей.  На остров доставили заготовленные детали фонаря маяка и зданий.  Работы были вновь приостановлены в 1868 году и продолжены зимой 1868/1869 годов и в течении 1869 года.

           В 1869 году Сибирское портовое начальство, то есть командование флота,  запросило  Гидрографический департамент Морского ведомства выслать в Николаевск на Амуре  в срок до 1 августа маячный осветительный катоптрический аппарат из 20 аргандовых ламп (конструкции Арганда) и 20 рефлекторов к ним. В предлагаемый срок сделать новый аппарат было невозможно, поэтому было решено из числа имевшихся в наличии и бывших в употреблении отремонтировать 20 рефлекторов и 30 ламп со светильнями и хрустальными трубочками на 6-летний срок работы аппарата, а также 4 комплекта инструментов для чистки ламп от нагара  и отправить в составе  груза Адмиралтейства. Маячный аппарат был погружен в Ревеле (ныне Таллинн) на зафрахтованное у купца Паллизена  судно «Отто и Антония», которое  в средине октября 1869 года ушло в море.

           В 1870 и 1871 годах строительные работы продолжались. В 1871 году 9 ламп и рефлекторов к ним, из числа заготовленных для маяка Скрыплёва, были отправлены на маяк Дуэ на Сахалине для замены неисправных, поскольку их исправить из-за отсутствия маячной мастерской на Дальнем Востоке не представлялось возможным. Для маяка Скрыплёва в 1872 году были отправлены из Ревеля ещё 10 ламп и рефлекторов к ним из числа снятых с балтийских маяков, в связи с установкой френелевских преломляющих аппаратов, на коммерческом судне, зафрахтованном Морским ведомством для перевозки адмиралтейских грузов.    

           В 1872 – 1875 годах работы по строительству маяка продолжались.    

           В одобренный генерал-адмиралом великим князем Константином Николаевичем в 1874 году «План постепенного производства работ по   сооружению маяков начиная с 1875 года» маяк Скрыплёва включён не был, так как составители его предполагали, как представляется, что строительство маяка будет окончено до начала действия указанного «Плана…». Для завершения строительства крайне необходимого маяка главный командир портов Восточного океана контр-адмирал Густав Фёдорович Эрдман принял решение  закончить строительства в 1876 году «за счёт  сметных сумм 1876 года по Строительной и Гидрографической частям вверенных ему портов». От Строительной части на остров были доставлены необходимые строительные материалы, а от Гидрографической части отчислено 1696 руб 83 коп на зарплату нанятым работникам.

           Работы были возобновлены 5 июля 1876 года. Оказалось возможным построенное ранее здание бани обратить в помещение для смотрителя, где, на первое время, была размещена и маячная команда, назначенная от Сибирского флотского экипажа в составе 1 унтер-офицера и 9 рядовых. Из них впредь до окончания работ были назначены мастеровые и кочегар на паровой опреснитель воды, так как в колодце, вырытом на острове на глубину 12 футов (3,66 м), вода оказалась солоноватой и не пригодной для питья.

           Учитывая предусмотренное указанным выше «Планом….» строительство в 1877 году маяка на острове Аскольд и принимая во внимание, что место установки маяка над южным обрывом  острова Скрыплёва имеет высоту 154 фута (47 м) над уровнем моря «местное начальство прировняло огонь этого маяка, по его значению для Босфора Восточного, к разряду гаванских огней и признало вполне достаточным установить фонарь прямо на каменном фундаменте (цоколе) высотой 7 футов (2,14 м)».

           Маяк впервые был освещён 2 декабря (20 ноября)  1876 года и действовал по 13 (1) декабря в течении 10 суток. Маяк имел вид белого фонаря (фонарного сооружения) на сером цоколе. В фонаре маяка был установлен отражательный осветительный аппарат из  16 аргандовых ламп с рефлекторами. Высота огня маяка была 170 футов (51,85 м) от уровня моря и 16 футов (4,85 м) от планировочной поверхности. Огонь маяка был белый постоянный круговой, но в западной части горизонта от SW 24º  через W и N до западного берега полуострова Муравьёва-Амурского южнее островов Казакевича и в Амурском заливе из-за возвышенностей берега огонь маяка не был виден. Математический горизонт огня, то есть его теоретическая дальность видимости, был установлен в 14,5 мили (почти 27 км).

           К концу 1876 года строительство маяка было закончено. Оставалось только установить проволочные сетки перед стёклами фонаря для защиты от птиц. Стёкла в фонаре из-за неимения были установлены простые вместо зеркальных.

           С 1 марта 1877 года предполагалось начать на маяке правильное освещение и при первой возможности произвести полное испытание силы и яркости огня по вскму периметру  его горизонта, что не удалось сделать осенью 1876 года, так как время пробного его освещения совпало с крепкими северными ветрами, сопровождавшимися метелями и морозами до - 20º С.

           Здание, ранее строившееся как баня, окончательно было приспособлено в качестве дома смотрителя маяка. В нём было 3 комнаты и кухня. К дому пристроили сени и кладовку, сделали новую кровлю из желобчатого железа. Был построен сарай.

           Рядом с маяком установили колокол для подачи звуковых сигналов во время тумана. В 5 саженях (11 м) от маяка установили мачту без рея для подачи в порт некоторых условных сигналов о терпящих бедствие судах, идущих с моря.

           Шлюпки могли подходить только к низкому северо-восточному берегу острова, где для подъёма  к маяку по ущелью был установлен трос .

           Осенью было начато строительство казармы с кухней, сруб которой  был доведён до 6-го венца. В низменной северо – восточной части острова из леса, заготовленного ещё в 1867 году, была построена баня с большим предбанником. Она использовалась для хранения цистерн и бочек с пресной водой. Но в ночь на  6 января 1877 года (25 декабря 1876 года) по невыясненным причинам баня сгорела.

           В 1877 году маяк Скрыплёва освещался с 27 (15) марта по 9 января (28 декабря). 

           Строительство казармы было закончено. Под сруб был подведён каменный фундамент, к срубу были пристроены 3 кладовых и тёплый карцер. Здание было покрыто железной крышей. Вместо сгоревшей была построена новая баня. На оконечности острова был построен деревянный каркасно-обшивной сарай для хранения двух имевшихся на маяке шлюпок.

           Колодец был обложен деревянным срубом, углублён и очищен на столько, что стал постоянно содержать солоноватую воду в количестве, достаточном, чтобы избавить команду от труда носить воду для опреснителя из бухты.

           Фонарь маяка в пазах промазали и покрасили снаружи и внутри. Для защиты стёкол в рамах фонаря от возможности быть разбитыми крупными перелётными птицами, были устроены железные сетки, которые навешивали снаружи весной и осенью, когда птицы летят в большом количестве.

           При подведении итогов финансирования было установлен, что в 1876 и 1877 года на строительство маяка было затрачено 5 155 руб 79 коп, что составляет менее 1/3 суммы затрат, произведённых инженер-капитаном Татариновым в 1866 году при первой попытке построить такие же здания. 

           Было установлено, что дальность видимости огня составляет 20 итальянских миль (37 км). В связи с изменением места установки маяка на острове Аскольд выяснилось, что Уссурийский залив будет освещаться только одним маяком Скрыплёва, из-за чего нужно увеличить количество ламп с 16 до 20. Чтобы  стойки фонаря не затеняли огонь осветительного аппарата, необходимо было их сделать тоньше, создать наклон этих стоек внутрь. Выполнить эти работы нужно было непременно к открытию навигации 1878 года.

           С 1865 года на всех маяках России, кроме маяков Приморской области Восточной Сибири, в связи с отменой крепостного права маячные команды из строевых матросов были заменены вольнонаёмными работниками. В начале июля (конце июня) 1877 году главный командир портов Восточного океана (командующий флотом) контр-адмирал Густав Фёдорович Эрдман разрешил в порядке опыта нанять для службы на маяке Скрыплёва четырёх китайцев с платой им, на всём их содержании, за исключением помещения в маячной казарме, по 20 рублей в месяц каждому – то есть стоимость содержания в том же крае одного матроса в течении месяца. Так как нанятые китайцы, пробыв месяц на маяке, показали себя способными для исполнения возложенных на них обязанностей, то они были оставлены на дальнейшую службу за установленное вознаграждение.

           Контр-адмирал Г.Ф.Эрдман заявил, что «…иметь  вольнонаёмную прислугу из китайцев на этом маяке признаётся весьма выгодным, потому что нижние чины, которые должны были служить на маяке, могут быть с пользой употреблены для других служебных надобностей по порту. Кроме того, казна избавляется как от хлопот по их продовольствию и обмундированию, так и от случающихся убытков от порчи провизии».

           В отчёте за  следующий, 1878 год отмечалось, что «… произведенная в 1877 году по примеру других морей замена четырёх матросов – маячных служителей вольнонаёмными китайцами дала блестящий результат в отношении исправного содержания маяка и его служб. Признано возможным заменить остальную казённую прислугу китайцами с платой по 20 руб в месяц каждому, а старшему – 25 руб. Из казённо-служащих остаётся только один кочегар при опреснительном аппарате».

           Осветительный аппарат маяка, как планировалось ранее, был переделан с 16 на 20 аргандовых ламп. Для этого он в феврале был привезён во Владивосток, где в мастерской г-на Лени работа была выполнена за 117 руб. Аппарат был возвращён на маяк и 18 (6) марта с началом навигации начал освещение, а закончил с завершением навигации 16 (4) декабря. 

           12 деревянных стоек фонаря сильно ослабляли свет. Стоимость ежегодного расхода  масла составляла 1052 руб. Предлагалось переосветить маяк – установить френелевский преломляющий аппарат 4 разряда, у которого стоимость ежегодного расхода масла составляла только 266 руб. «Солидность постройки» цоколя маяка позволила бы ограничиться только заменой фонаря.

           В 1879 году существовавший при маяке колокол весом в 2 пуда (32,75 кг) был заменён на колокол весом 8 пудов 1 фунт (131,50 кг). Даже при незначительном ветре колокол плохо был слышен с наветренной стороны. Туманы здесь, как правило, сопровождаются ветрами из восточной половины горизонта. Поэтому судам, идущим с востока - с моря через Уссурийский залив в пролив Босфор Восточный колокол, установленный на южной оконечности острова, мало помогал. Для них на восточной оконечности острова установили пушку – медный четвертьпудовый единорог для выстрелов «в туманную и мрачную погоду (в дождь, снег, мглу)» в ответ на выстрелы со стороны моря. На острове был устроен пороховой погреб в виде блиндажа из брёвен для хранения зарядов сигнальной пушки.

           Надводная коса из валунов и гальки выступает на 0,5 кабельтова (93 м) к северу от северного берега острова. Далее, на 1,5 кабельтова (280 м) к северо-западу от оконечности косы простирается риф с наименьшей глубиной 0,80 м. Глубина на северной кромке рифа 2,10 м. Здесь лежит камень, над которым в свежую погоду образуются буруны. Так описывает современная Лоция навигационную опасность у берегов острова.

           В 1879 году на восточной возвышенной оконечности острова  были установлены несветящие знаки створа  Скрыплёвский,  который проходил по самой средине рифа и предупреждал идущие с севера суда о недопустимости подхода к острову по направлению створа. Направление створа было 150º – 330º. Деревянные знаки имели форму креста и высоту 4,00 м каждый. Расстояние между знаками было 29 саженей (62 м). В 1895 году вместо заднего знака на восточном углу только что построенного здания сирены была нанесена чёрная вертикальная полоса. Знаки створа были упразднены после 1939 года. Створ знаков действовал более 60 лет.

           В мае 1880 года из-за обострения политических отношений с Китаем из-за присоединения к России принадлежавшего Китаю Илийского края в Туркестане  по представлению смотрителя маяка Ф.И.Дегтярёва 2 китайца из числа маячной прислуги были заменены матросами Сибирского флотского экипажа, которым были выданы ружья с патронами.

           При маяке была создана и действовала одна из 9 метеостанций Гидрографической части флота. Наблюдателем метеостанции был смотритель маяка, который исполнял эту работу бесплатно, так как она была включена в состав его обязанностей.

           В 1881 году при маяке установили мачту с реей для своевременного извещения порта об идущих с моря судах. Посредством поднимавшихся на ней днём шаров, а ночью фонарей передавались сигналы на опознавательный пункт на мысе Голдобина, а оттуда – на береговой телеграф во Владивосток. Таким же образом передавались приказания из Владивостока смотрителю маяка.

           В 1882 году главный командир портов Восточного океана контр-адмирал Александр Васильевич Фельдгаузен предложил установить в навигацию будущего  года  на северо-западной стороне острова огонь с рефлектором в фонаре, створный с маяком для облегчения входа в пролив Босфор Восточный с востока, что было разрешено Гидрографическим департаментом в 1883 году.

           В 1883 году на маяке Скрыплёва, как и на маяке Петропавловский, вся маячная команда была вольнонаёмной. На маяке Скрыплёва – смотритель и 7 человек команды,  большей частью из китайцев. На остальных маяках прислуга по-прежнему состояла из матросов.

           В 1884 году в расстоянии 74 м на NW 45º от маяка был установлен створный огонь Скрыплёвский, который представлял собой белую прямоугольную железную раму высотой около 9,00 м, на которой в ночное время поднимался на тросе фонарь на высоту 8,54 м. Рама была установлена на высоте 31,00 м  над уровнем моря. Огонь сначала был зелёный постоянный, светил по створу NW 45º, но для улучшение его видимости в следующем году был заменён на  красный. Створ огня и маяка служил для плавания в узкости между мысами Назимова и Новосильского в проливе Босфор Восточный. Знак был упразднён в 1929 году. Он действовал 45 лет.

           В 1885 году в лампах маячного аппарата стали использовать вместо масла петролеум – сорт тяжёлого керосина. В связи с этим пол в фонаре обшили железом.

           В 1889 году во Владивосток из Кронштадта прислали 5 паровых сирен с котлами для пресной воды, одна из которых предназначалась для маяка Скрыплёва. С её установкой возникли проблемы, так как на острове нет пресной воды, а доставка её с берега силами и средствами маяка не представлялась возможной. Имеющийся опреснитель за давностью службы приходил в негодность. Нужно было из Кронштадта доставлять новый опреснитель.

           В 1891 году   Морским ведомством был принят «План работ по маячной части на новое 6-летие с 1892 по 1897 год», которым была предусмотрена установка на маяке Скрыплёва паровой сирены со строительством для неё здания на сумму 14 000 руб.

           В 1892 году комиссия под председательством подполковника Андреева выбрала место для установки сирены вблизи юго-восточной оконечности острова на высоте 27 м над уровнем моря. Сектор действия сирены 90º  был ограничен направлениями SO 65º и  SW 25º. Было построено каменное здание сирены. Здание существует до сих пор. Оно имеет размер в плане  11,60 х 6,10 м, общую площадь 53,00 кв.м и высоту помещений 3,82 м.  Толщина каменных стен 70 см. Сирена была доставлена на маяк, собрана и законсервирована на зиму.

           В том же 1892 году по предложению Главного гидрографического управления на остров доставили сигнальную мачту  со стеньгой, реей и гафелем для подачи сигналов через пост на мысе Голдобина во Владивосток о всех происшествиях с судами водоизмещением свыше 300 тонн вблизи маяка. Для этого маяк снабдили Сводом коммерческих сигналов и двумя комплектами сигнальных флагов. Мачту установили с началом навигации в 1893 году.

           В отчёте за 1893 год отмечалось, что маячные здания, кроме башни, пришли в негодное состояние и капитальный ремонт их был бы непростительной тратой денег. Строительная часть Владивостокского порта предложила безотлагательно заменить деревянные здания на каменные, более соответствующие климатическим условиям острова.

           В конце года старший инженер-строитель порта и главный портовый механик приняли решение об установке на острове для сирены двух опреснителей, четырёх цистерн для воды и насосов – донок.  Опреснители с донками порт выдавал из своих запасов. Изготовление железных цистерн заказали в частных мастерских Владивостока. Не было решения о выделении ассигнований на строительство здания для опреснителей и цистерн.

           Вопрос питания пресной водой сирены не был решён в течении года и оставлен до прибытия во Владивосток строителя маяков инженер-подполковника Константина Ивановича  Леопольда.

           Из-за движения пароходов Добровольного флота в 1893 году маяк стал светить в течении всей зимы без перерыва. В последующие годы этот порядок сохранили.

           В течении 1896 года с маяка была снята паровая сирена и установлена пневматическая сирена с керосиновым двигателем. Сирена начала работать 16 (4)  августа 1897 года после обучения двух матросов Сибирского флотского экипажа «наблюдению за действием и исправным состоянием сирены». Сирена давала звуковой сигнал продолжительностью 7 сек с перерывом в 1 или 2 минуты. При неисправности сирены сигналы подавали колоколом.

           28 (16) сентября 1899 года начал светить новый маяк Скрыплёва, который действует и сейчас. Было построено белое каменное одноэтажное здание с встроенной 8-гранной призматической белой башней, которую венчало красное фонарное сооружение. Здание было спроектировано как жилой дом, в котором была 3-комнатная квартира смотрителя маяка с кухней, прихожей и кладовой и «коммунальная» 5-комнатная квартира для служителей маяка с кухней и кладовой. Каждая квартира имела свой отдельный вход с территории маяка и выход в помещение в средине здания площадью 16,2 кв. м  перед входом в башню. Такую планировку имели почти все дальневосточные маяка, построенные в конце XIX века.

           Маячное здание имеет размер в плане 25,73 х 16,64 м, общую площадь 271,24 кв. м, высоту помещений 3,24 м. Каменные стены здания имеют толщину 70 см. Они оштукатурены снаружи и внутри. Отопление здания было печное, освещение  керосиновое, питьевую воду привозили из города, уборная с выгребом на территории маяка.

           Башня маяка имеет высоту от планировочной поверхности 8,47 м, размер в плане 5,00 х 5,00 м. Во внутреннем цилиндрическом помещении диаметром 3,00 м установлена винтовая железная лестница, которая ведёт в подфонарное помещение, из которого наклонный стальной трап выводит в фонарное сооружение.

           Фонарное сооружение  металлическое цилиндрическое диаметром 2,00 м и высотой 3,05 м, со сферическим куполом. Оно было остеклено 8-ю прямоугольными выгнутыми зеркальными стёклами высотой  1,00 м, шириной 0,76 м и толщиной 8 мм. Впоследствии выпуклые стёкла были заменены плоскими.

           Высота маяка от планировочной поверхности до верха купола 12,32 м.

           В фонарном сооружении был установлен френелевский осветительный маячный аппарат отражательно – преломляющей, или катодиоптрический, системы  3 разряда с керосиново - фитильной лампой, которая имела 3 концентрические светильни диаметром 25, 45 и 65  мм. Маячный аппарат и фонарное сооружение были изготовлены французской фирмой. Огонь маяка остался прежним: белый постоянный круговой с дальностью видимости 15 миль (почти 28 км). 

           При маяке было построено каменное здание служб. В нём первоначально располагались опреснитель, склады маячного имущества, керосина и продовольствия.  Впоследствии в здании были  размещены  радиомаяк и дизель-электрические агрегаты. Здание имеет размер в плане 17,20 х 6,62 м, общую площадь 83,00 кв. м,  высоту помещений 2,70 м и толщину каменных стен 50 см. Стены здания оштукатурены снаружи и внутри.

           В маячном городке была построена новая баня из бруса. Размер здания в плане    8,85 х 5,60 м, общая площадь 49,00 кв. м и высота помещений 3,25 м. Толщина деревянных стен 20 см.

           Для хранения привозившейся судами из Владивостока питьевой воды был построен подземный бетонный резервуар ёмкостью 25 куб. м. На острове были проложены грунтовые дороги общей длиной 350 м, в том числе главная дорога длиной 270 м – от причала до маяка.  Все старые здания были разобраны на дрова.

           Личный состав маяка состоял из смотрителя маяка - состоявшего на коронной (государственной) службе надворного советника Овчинникова, семи вольнонаёмных служителей, которые несли маячную вахтенную службу, и  двух нижних чинов  (матросов) от Сибирского флотского экипажа «для наблюдения  за действием и исправным состоянием пневматической сирены».    

           В течении года маяк освещался 4331 час, на что расходовалось от 136 до 146 пудов керосина (от 2 228 кг до 2 393 кг или  от 2 785 литров от 2 991 литра). Расход керосина в час составлял от 515 до 552 грамм.

           Сирена в течении года работала около 1400 часов. На 1 час её работы расходовалось: керосин -  3,6 кг или 4,5 литра, масло минеральное – 17 грамм, масло деревянное – 155 грамм, кудель (прядь) льняная – 206 грамм в день и спирт – ¼ чарки или 31 миллилитр на одну заводку керосинового двигателя. Годовой расход был: 5 040 кг или 6 300 литров керосина, 2,4 кг минерального масла, 217 кг деревянного масла.

           Около маяка проявилось интересное природное явление: придонная волна около острова достигает такой силы, что в 1901 году на риф был выброшен якорь – сегмент весом 18 пудов (295 кг), утерянный в прошедшем году.

           Из-за русско – японской войны маяк не работал весь 1904 год и восстановил действие только 1 ноября (19 октября) 1905 года.

           25 (12) декабря 1914 года маяк был переосвещён. Вместо прежнего осветительного аппарата 3 разряда с 3-фитильной керосиновой горелкой был установлен аппарат               4 разряда с керосино – калильной горелкой марки «Люкс». Огонь маяка  остался белым, но вместо постоянного стал группо – проблесковым: группа из 3-х проблесков в течении 12 сек с интервалом 8 сек – период 20 сек. Силу света огня маяка увеличили с 1750 свечей до 20 000 свечей. Дальность видимости огня возросла до 19,5 мили (36 км).

           В 1930 году при маяке разместили лоцманский пост, который действовал не долго.

           10 марта 1935 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 103 на основании Извещения мореплавателям ГС ТОФ № 181 об установке в непосредственной близости к световому маяку Скрыплёва и открытии действия радиомаяка кругового излучения. Он имел опознавательный сигнал «Г», работал на частоте 300 кгц, на волне длиной 1000 м и имел дальность действия 50 миль (93 км). Радиомаяк работал в ясную погоду с 6.00 до 7.00, с 12.00 до 13.00 и с 18.00 до 19.00. В туман, пургу и мглу работал непрерывно. Радиомаяк был установлен в здании служб. Там же были размещены бензоэлектроагрегаты и аккумуляторы. Для Т-образной антенны были установлены в расстоянии 80 м одна от другой две стальные мачты-опоры высотой 23,50 м. В 1938 году радиомаяк был переведён на работу на частоте 297,5 кгц и волну длиной 1008 м.

           В 1939 году был установлен и введён в действие наутофон фирмы «Ю.Пинч» (Германия), который включали при неисправности сирены. Дальность его слышимости была 2 мили.

           В 1940 году была произведена замена пневматической сирены на новую марки «СУ», о начале действия которой было объявлено 12 августа 1940 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 128. Сирена была изготовлена на заводе «Коммунист» в          г. Мелитополе. Она была укомплектована двумя дизельными двигателями марки              1Д 16/20-3 мощностью по 15 л.с., двумя вертикальными одноступенчатыми компрессорами марки ДК-155 производительностью 1,90 куб. м/мин. каждый при давлении 3 атм  и звуковым роторным аппаратом завода «Пневматика» г. Ленинград. Сирена была установлена в предназначенном для неё здании постройки 1892 года. Рупор сирены был удалён от уреза воды на расстояние 47 м и возвышался над поверхностью моря на 41 м. Сирена давала звуковой сигнал продолжительностью 6 сек через 60 сек – период 66 сек. Тон сигнала был высокий. Направление сигнала  - 165º. Угол излучения сигнала - 245º.

           В 1948 году был установлен новый отечественный светооптический аппарат марки ЭМ-35/1 с электролампой марки ММ 110-1000 мощностью 1 квт. Цвет и характеристика огня маяка были сохранены.

           26 апреля 1957 года установлена и введена в действие пневматическая сирена марки ДСУ-54, которая действовала в качестве основного звукосигнального средства до 5 октября 1978 года, когда была введена в действие установка марки УЗД. 

           29 декабря 1957 года был установлен и введён в действие радиомаяк марки КРМ-50.

           В 1962 году с берега был проложен стальной топливопровод длиной 120 м для приёмки дизельного топлива с судов.

           19 октября 1977 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 246 о замене радиомаяка марки КРМ-50 на навигационный круговой радиомаяк марки  АНРМ-50. Были установлены также два комплекта радиомаяка марки АНРМ-25 для радиодевиационных работ.

           5 октября 1978 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 173 часть I о вводе в действие звукосигнальной динамической установки марки УЗД-100-180 мощностью 100 вт. Она работала с характеристикой: звук 2 сек + молч.16 сек + звук 2 сек + молч.40 сек – период 60 сек. Сектор слышимости от 10º до 120º. Этим же извещением был упразднён наутофон марки «Ю.Пинч», использовавшийся, в основном, в качестве резервного звукосигнального средства с 1939 года.

           7 сентября 1984 года в Извещении мореплавателям № 291 ГС ТОФ было объявлено о упразднении установки марки УЗД, сирены и колокола.

           Позднее, 27 сентября того же года  Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 326 было объявлено об установке и вводе в действие наутофона марки LIEG-300, который в течении периода продолжительностью 30 сек  давал три сигнала длительностью 4, 6 и 4 сек при длительности перерывов 2, 4 и 10 сек. Он работал до 1998 года, когда был упразднён.

           С 1984 по 1991 год на маяке был выполнен капитальный ремонт, существенно улучшивший  производственные и жилищно – бытовые условия. Были установлены два водогрейных отопительных котла марки КОАВ-68 на дизельном топливе, что позволило перевести жилой дом,  здания сирены и радиомаяка с печного на центральное водяное отопление. Проложены наружные тепловые, водопроводные и топливопроводные сети. Выполнен ремонт крыш, внутренних помещений и инженерных сетей маячных зданий. Ремонт на сумму 250,0 тыс.руб  выполнил УНР-194 Морской инженерной службы флота.

           Начальниками маяка были: в 1950 году – капитан административной службы Дайнека, в 1980 году – Арисов.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

 

 

Ю.Шухин

 

28 июня 2018 года

          

             

          

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида