Сигнальный маяк

 

 

 

Маяк Сигнальный

 

Историко – техническая справка

 

           Автоматический маяк Сигнальный, японское наименование – маяк Кайгара сима, установлен в проливе Советский, японское наименование – пролив Гоё май – суйдо или Коэмаикой Кио, вблизи от российско – японской морской границы, между островом Танфильева (Малая Курильская гряда, Россия) и полуостровом Немуро ( остров Хоккайдо, Япония).

           Маяк был установлен на островке носившем японское название Кайгара-дзима, от которого и маяк получил название Кайгара сима (Kaigara shima).

          По итогам войны острова Малой Курильской гряды отошли к СССР и в 1945 году маяк перешёл в ведение Гидрографической службы флота. 17 апреля 1952 года решением исполкома Сахалинского облсовета островок и маяк получили наименование «Сигнальный».  

           Маяк предназначен для обеспечения мореплавания между Тихим океаном и Южно – Курильским проливом.

           Штатный номер маяка Сигнальный по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - № 2395.

Географические координаты маяка Сигнальный:

широта 43º 23',74 N, долгота 145º 51',43 E.

           Маяк построен по проекту японского инженера Миура Синобу. Подготовка к строительству маяка началась в 1931 году, когда были проведены необходимые инженерные изыскания. Строительство маяка было начато в мае 1936 года и осуществлено в течении лета. Об установке маяка в конце 1936 года было объявлено Англией в Извещении мореплавателям № 2485, на основании которого 13 января 1937 года было объявлено в Извещении мореплавателям ВМФ СССР № 37.

           Островок Сигнальный находится в северо – западной части банки Опасная, лежащей посредине пролива Советский, и имеющей длину с запада на восток 2,6 мили (4,8 км). На юго-восточной оконечности банки находится островок Сторожевой, возвышающийся над уровнем моря на 11,8 м. Между островками Сигнальный и Сторожевой  лежит частично осыхающий риф, в средней части которого расположен островок Рифовый высотой 3,80 м.

           По материалам изысканий японской фирмы островок Кайгара-дзима имел размер в плане 700 х 800 м и достаточно большую высоту над уровнем моря, позволившую квалифицированным инженерам не устраивать гидротехническое основание башни маяка, а установить её на обычный «сухопутный» фундамент для мягких грунтов. Маяк был построен в средней части островка.

          Проектом была предусмотрена глубина заложения фундамента 2,30 м. Фундамент представляет собой цилиндрический железобетонный массив диаметром 6,00 м и высотой 1,70 м. На нём установлена цокольная часть башни диаметром 4,20 м, высотой 4,80 м. Внутреннее помещение диаметром 2,70 м заполнено в качестве балласта песком или тощим бетоном. Железобетонные стены цоколя по проекту имеют  толщину  75 см. Высота входной площадки в башню над  спланированной по проекту поверхностью грунта 4,20 м. Лестницы нет. Для того, чтобы попасть в башню нужно привозить приставную лестницу.

           На цоколе установлена 3-этажная монолитная железобетонная цилиндрическая башня, имеющая наружный диаметр 3,50 м, высоту 9,00 м и стены толщиной 40 см. Высота этажей 3,10, 2,80, и 3,10 м. Монолитная железобетонная башня имеет общую высоту от подошвы фундамента до верха венчающей площадки 15,50 м. Для подъёма с этажа на этаж внутри  башни установлены стальные трапы.

           На верхней площадке башни в традициях японской маячной архитектуры установлен монолитный железобетонный цилиндрический цоколь фонарного сооружения высотой 1,20 м, вход в которое по трапу из башни через люк. На цоколь опирается остеклённая цилиндрическая часть фонарного сооружения высотой 1,00 м, образованная наклонными стойками. Стёкла треугольные. Фонарное сооружение имеет коническую крышу. Высота фонарного сооружения с цоколем 3,20 м, его диаметр 1,85 м.  

           Над верхней монолитной железобетонной площадкой диаметром 4,80 м установлена на стальных стойках и над фонарным сооружением площадка диаметром 2,35 м, на которой установлен колокол весом 150 кг с автоматическим механизмом подачи сигналов.

           Высота маяка до верха колокола от подошвы фундамента 20,30 м, а от спланированной поверхности грунта 18,00 м.

           Башня маяка была окрашена в чёрный цвет. На автоматическом маяке был установлен светооптический аппарат 5 разряда с ацетиленовой горелкой, который имел белый проблесковый круговой огонь – давал 20 проблесков в минуту и имел дальность видимости огня 13 миль (24 км).  Сигнал колокола был 3 удара в минуту.   

           С 1945 года до 1958 года маяк работал не постоянно. В 1958 году, учитывая многочисленные просьбы Японии о возобновлении действия маяка,  были выполнены его капитальный ремонт и переоборудование.  2 июня 1958 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 239 часть II о вводе в действие огня светящего навигационного знака Сигнальный, который стал белый проблесковый с характеристикой: 1,5 сек свет + 3,5 сек темн. – период 5 сек. Дальность видимости огня 10 миль (18,5 км). Башня маяка была окрашена в белый цвет. 9 марта 1988 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 49 часть I о переименовании светящего навигационного знака Сигнальный в маяк.

           Для электропитания светооптического аппарата в 1982 году был установлен радиоизотопный термоэлектрический генератор марки «Бета-М». В1985 году на маяке был установлен маячный аппарат марки ЭМ-500 с электролампой мощностью 23 вт. Дальность видимости огня маяка осталась прежней – 10 миль (18,5 км).

           Сейчас маяк находится в аварийном состоянии. Тектонические явления земной коры привели к опусканию дна пролива Советский. Фундамент башни маяка Сигнальный оказался ниже уровня моря. Фундамент и цоколь башни  стали подвергаться воздействию волн и льда. Ныне маяк вследствие тектонических явлений находится на песчаной осыхающей банке, глубина над которой при приливе  до 2,00 м. Из-за отсутствия постели, защиты бермы  и обратного фильтра – необходимых элементов гидротехнического основания – волнением производится неравномерное вымывание грунта основания и, как следствие, происходит неравномерная осадка сооружения и увеличивается крен башни. Ещё в 1964 году башня имела наклон 6º. Землетрясение 4 – 5 октября 1994 года не нанесло маяку существенных повреждений. Сейчас крен оценивается в 13º и является критическим для устойчивости башни.

           Другим усугубляющим аварийное состояние башни обстоятельством является разрушение бетона с наружной стороны нижней части цоколя, которая попала в зону переменного уровня моря из-за тектонического опускания сооружения и, соответственно, относительного подъёма уровня моря. При проектировании это явление не учитывалось из-за достаточного высокой отметки посадки башни относительно уровня моря. Постоянная насыщенность водой бетона, который не является гидротехническим, значительная часть года с отрицательными температурами, а также значительные ледовые и волновые воздействия  привели к весьма серьёзным повреждениям цоколя башни. Произошёл также размыв верхних слоёв грунта и заложение фундамента уменьшилось до 1,70 м – на 60 см.

           Суровые климатические условия и агрессивная среда морской акватории привели в негодность стальные конструкции маяка, разрушению защитного слоя железобетона снаружи и внутри башни. Техническое обслуживание автоматического маяка  стало травмоопасным. Сейчас башня не окрашена и имеет естественный серый цвет бетона.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

 

Ю.Шухин

 

4 июня 2018 гол

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида