Русский маяк

 

 

 

 

Маяк Русский

 

Историко – техническая справка

 

 

           Автоматический маяк Русский установлен на восточном берегу Камчатки, в Авачинском заливе Тихого океана, на юго-западном берегу бухты Русская в 2 кабельтовых (370 м) к западу от мыса Входной. При маяке установлен радиомаяк Русский.

           Штатный номер маяка Русский по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 3120. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 8066.

           Маяк Русский предназначен для обеспечения мореплавания в Авачинском заливе и на подходе к бухте Русская. В бухте Русская осуществляется приём судами пресной воды из природных источников: из озера с помощью мотопомпы и шлангов и из ручья Шумный, из которого вода самотёком поступает в магистраль притопленного у берега судна. На магистрали есть рожки для подачи воды на пришвартованные суда.

           Мыс Входной высокий, скалистый, круто обрывается к морю. Он окружён надводными, осыхающими и подводными камнями и  является южным входным мысом бухты Русская.

           Маяк Русский установлен в расстоянии 24 м от края берегового обрыва, на высоте 51,50 м над уровнем моря.

Географические координаты маяка Русский:

широта  52º  26,16' N , долгота 158º  30,27' E.

           Маяк Русский находится на территории Елизовского района Камчатского края.

           От маяка Русский до порта Петропавловск 30 миль (55 км). Расстояние до ближайших маяков с постоянным персоналом: на юг до маяка Круглый - 23 мили (42,5 км), на север до маяка Петропавловский – 28 миль (52 км).

           Ранее географические объекты в районе бухты имели другие названия. 12 января 1954 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 17 ГС ТОФ, что «бухта Ахомтен», «река Ахомтен» и «огонь Ахомтен», установленный в географических координатах широта 52º 18,6 N и долгота 158º 33,1' E,  получают новые наименования:   «бухта Русская», «река Русская», «огонь Русский». Название реки и бухты «Ахомтен» было дано местными жителями – ительменами.

           Впервые бухту обследовали в 1790 году геодезисты сержанты Алексей Гилёв и О.Худяков - участники Северо – Восточной географической экспедиции, которой руководили Иосиф Иосифович Биллингс (1761 – 1806) и Гавриил Андреевич Сарычев (1763 и – 1831). В 1830 году капитан П.Ильин по результатам обследования бухты составил записи и зарисовки, на основании которых в 1851 году была составлена первая карта  бухты.

           Впервые светящий навигационный знак Ахомтен был установлен в 1941 году между северным входным мысом и бухточкой Тахирка в точке с географическими координатами широта 52º 28' N и долгота 158º 31' E на очень высоком скалистом обрывистом берегу на высоте 315 м над уровнем моря.

           Во время войны бухта приобрела стратегическое значение. Здесь происходило формирование караванов транспортных судов, доставлявших грузы по ленд-лизу из США и Канады, для перехода во Владивосток. Для обеспечения мореплавания в 1944 году был реконструирован светящий навигационный знак Ахомтен между северным входным мысом и бухточкой Тахирка, установлен навигационный огонь на мысе Входной, построены три створных знака  и установлен радиомаяк между передним и средним створными знаками в вершине бухты Ахомтен. Весь этот комплекс навигационных объектов получил название «маяк Ахомтен».

           На радиомаяке Ахомтен служили матросы. Начальником радиомаяка маяка в 1951 году был старшина 2 статьи Жариков. Для радиомаяка было построено деревянное здание – сруб размером в плане 8,53 х 6,46 м общей площадью 49 кв. м, с высотой помещений 2,62 м. В здании были помещения для аппаратуры радиомаяка и бензоэлектрогенератора, кубрик и камбуз для личного состава радиомаяка. Фундамент здания был из деревянных стульев, заглубленных в грунт на 90 см. Перекрытие было деревянное, крыша деревянная, чердачная, кровля тесовая, полы деревянные, отопление печное, освещение керосиновое, водоснабжение – из реки. Для антенны радиомаяка были установлены три деревянные мачты – опоры со стальными тросовыми оттяжками: одна высотой 20,00 м и две высотой по 18,00 м.  Вскоре после окончания войны, в начале 50-х годов, радиомаяк был упразднён.

           Реконструированный знак Ахомтен между северным входным мысом и бухточкой Тахирка был установлен в 1944 году в точке с координатами: широта 52º 28,3' N и долгота 158º 31,1' E. Он  представлял собой треногу из брёвен диаметром 16 см высотой 4,00 м над уровнем грунта, на которой был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-200. Наклонные стойки были заглублены в грунт на 1,20 м.  Огонь знака был круговой красный проблесковый с характеристикой: свет 0,5 сек + темн. 5,5 сек – период 6 сек, то есть огонь имел 10 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была от 5 до 7 миль (от 9 до 13 км). Знак был построен под руководством начальника строительно-эксплуатационного отдела в/ч 69040 капитана 2 ранга Бабурина. О разрушении этого знака было объявлено 29 сентября 1954 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ            № 462. 

           Об установке навигационного огня на мысе Входной в точке с координатами широта 52º 26,0' N и долгота 158º 30,5' E было объявлено в 1944 году в Извещении мореплавателям № ГС ТОФ 29. Об упразднении этого огня было объявлено 1 апреля 1949 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 87.

           2 октября 1954 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 1 часть III о восстановлении 4-гранной деревянной пирамидальной башни знака высотой 4,00 м с красным щитом. 24 февраля 1958 года ураганным ветром знак был снова разрушен, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 24 часть II.

           26 июня 1958 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 97 часть II об установке светящего навигационного знака Русский на месте его нынешнего расположения на мысе Входной. 4-гранная стальная решетчатая призматическая башня знака высотой 6,00 м была установлена на бетонном фундаменте, возвышавшемся над грунтом на 1,00 м. Общая высота башни была 7,00 м. На башне были установлены прямоугольные белые деревянные плоские  щиты с чёрной горизонтальной полосой посредине.  Башня была построена специализированной экспедиционной подрядной организацией в/ч 34363 Дальвоенморстроя. Работами руководили Баранов и Исаев. Знак светил белым проблесковым огнём в секторе от 248º до 107º с характеристикой: свет 0,5 сек + темн. 2,5 сек – период 3 сек. Дальность видимости огня  8 миль (почти 15 км).

           С целью улучшения условий обеспечения мореплавания в Авачинском заливе в 1965 году приступили к строительству автоматического светового и радиомаяка на мысе Входной вблизи от действующего навигационного  знака и к концу года в основном строительные работы были закончены.

           Был применён типовой проект шифр  ТП-50 автоматического маяка с 8-гранной  призматической башней высотой 8,00 м. Проект был разработан в/ч 31072  (Военморпроект № 31, г. Владивосток) в 1964 году. Главный инженер организации Г.Дынин, главный инженер проекта В.Абрамов, групповой инженер П.Визель, проектировали  инженеры Э.Любельский, Дроздова, Тыров.

           Построила маяк специализированная подрядная экспедиционная строительная организация в/ч 34363. Работами руководили майор-инженер С.С.Болбас и старший лейтенант-инженер В.И.Самоныкин.

           Башня маяка со стенами толщиной 40 см из шлакобетонных блоков  имеет подвал для размещения источников электропитания и три этажа: для  размещения аппаратуры маяка на первом и третьем этажах и временно прибывающих специалистов по эксплуатации на втором этаже в утеплённом помещении с печным отоплением. Межэтажные перекрытия из сборных железобетонных плит. Для подъёма с этажа на этаж установлены стальные вертикальные трапы. Выход на верхнюю площадку через стальной люк. Башня оштукатурена и снаружи окрашена в белый цвет с черной горизонтальной полосой посредине.

           Стоимость строительства маяка при оплате работ в размере фактически произведённых затрат составила 62,80 тыс. рублей в ценах года строительства.

            О вводе автоматического светового и радиомаяка Русский в действие и упразднении знака Русский было объявлено 2 ноября 1966 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 167 часть II. Маяк сохранил характеристику огня знака, но дальность действия огня была увеличена до 10 миль (18,5 км). Радиомаяк  получил опознавательный сигнал «УР» по азбуке Морзе, работал на волне длиной 423 м и на частоте 709 кгц с дальностью действия 30 миль ( 55 км).

           На маяке был установлен фонарь марки ЭМ-300 с электролампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт.

           В башне смонтирован радиомаяк марки МРМ-61. Он работает на штыревую антенну высотой 10,00 м, которая установлена на консоли длиной 1,50 м, и соединена с антенным вводом снижением длиной 7,00 м из канатика марки ПАГ-10.

           Для электропитания первоначально был установлен ветроэлектрогенератор марки АВЭС-0,1/12, который работал до 1973 год, когда был повреждён ураганом. До 1982 года маяк работал от батарей типа «Знак», а затем от радиоизотопной энергетической установки марки ИЭУ-2 до 2001 года. Сейчас электропитание маяка снова обеспечивают батареи типа «Знак».

           Маяк Русский находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

Ю.Шухин

 

16 мая 2018 года

          

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида