Русская Кошка маяк
Русская Кошка маяк

 

 

 

 

 

 

Маяк Русская Кошка

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Русская Кошка 2 класса установлен на южной оконечности косы Русская Кошка в расстоянии 7 кабельтовых (1,3 км) к OSO от мыса Русский.  Южная оконечность косы выступает на юго – запад  на 9 миль (почти 17 км) от западного берега Анадырского залива Берингова моря и отделяет от него бухту Клинковстрема Анадырского лимана.

           Штатный номер маяка Русская Кошка по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года № 3540. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней № М 8162.

           Маяк Русская Кошка предназначен для обеспечения мореплавания по Анадырскому заливу и Анадырскому лиману в порт Анадырь.

           Коса Русская Кошка сложена из гальки и песка. Кошками жители Русского Севера называют осыхающие и низкие возвышающиеся над уровнем моря наносные песчаные мели. Русские землепроходцы принесли это понятие на Дальний Восток. Коса низкая, она возвышается всего на 2 – 3 метра над уровнем моря. Её ширина от 500 м до 50 м. Во время сильных штормов через неё перекатываются волны. Наиболее высокие её участки поросли травой и мхом. Значительная часть территории косы заболочена. Морская оконечность косы расширяется и имеет три мыса: Гедеона, Василия (Гагачий) и Русский. Расширенная оконечность косы имеет длину около 3,7 км и ширину около 2,0 км. На оконечности косы есть озеро Проточное.

           Маяк Русская Кошка находится в расстоянии около 100 м от береговой черты и на высоте 3,90 м от уровня моря. 65 лет назад маяк был построен в расстоянии 30 м от береговой черты. Происходит намыв косы в этом месте со скоростью около 1 метра в год.

Географические координаты маяка Русская Кошка:

широта 64º 33,7' N , долгота 178º 32,9' E.

           Маяк Русская Кошка расположен на территории Анадырского района Чукотского автономного округа.

           Расстояние от маяка до города Анадырь по прямой 28,1 мили (52 км), до автоматического маяка Гека на юге 11,6 мили (21,5 км),  до светящих знаков створа Николая на западе 9,1 мили (почти 17 км).

           Коса Русская Кошка была открыта и названа в 1649 году якутским казачьим атаманом землепроходцем Семёном Ивановичем Дежневым (1605 – 1673), который в это же время открыл Анадырский залив и Анадырский лиман, а также основал Анадырский острог. На  карту Анадырский лиман и реку Анадырь нанёс  в 1666 году преемник С.И.Дежнева на посту приказчика Анадырского острога Курбат Афанасьевич Иванов (? – 1666) – енисейский казак, первооткрыватель озера Байкал, составитель первой карты Дальнего Востока по данным, собранным атаманом и землепроходцем Иваном Юрьевичем Москвитиным (ок. 1603 – 1671). Полагают, что слово «анадырь» произошло от юкагирского «река».

           Впервые навигационный знак Русская Кошка был построен на оконечности косы в 1913 году. Знак был не светящий. Он был установлен на мысе Русский и представлял собой 3-гранную деревянную пирамидальную башню высотой 10,68 м, морская сторона которой была обшита досками с просветами и окрашена в белый цвет. К 1927 году знак обветшал и разрушился. В 1929 году знак был восстановлен в прежнем виде и имел высоту уже 12,20 м.

           20 сентября 1946 года Извещением мореплавателям № 165 было объявлено об установке на оконечности косы навигационного огня Русская Кошка. Он представлял собой деревянный столб высотой 2,20 м, на вершине которого был установлен ацетиленовый фонарь. Огонь был белый проблесковый круговой и имел характеристику: свет 0,5 сек + темн. 5,5 сек - период 6 сек.  Дальность видимости огня была 8 миль (почти 15 км). Столб стоял на холмике высотой  6 м от уровня моря.

           В 1951 году было начато строительство маяка.  20 января 1954 года были приняты в эксплуатацию используемые до сих пор стальная башня высотой 28 м и маячное техническое здание. Они были построены экспедиционной, специализированной на маячном строительстве подрядной организацией в/ч 34363 (635 ВМС) Дальвоенморстроя. Работами руководили инженер-подполковник Серавкин и старший техник-лейтенант Егоров. Об открытии действия нового светящего навигационного знака было объявлено 10 августа 1954 года в Извещении мореплавателям № 372. Характеристика и дальность действия огня были сохранены.

           Стальная 4-гранная решетчатая башня высотой 28 м имеет призматический ствол высотой 22 м и размером в плане 2,50 х 2,50 м и пирамидальное основание высотой 6,00 м с размером опорной части 5,00 х 5,00 м. Верхняя площадка имеет размер 3,50 х 3,50 м. Башня построена по типовому проекту шифр 354-р, разработанному Ленинградским бюро ГПИ Проектстальконструкция. Башня не имеет щитов дневной видимости. Она окрашена белыми и красными горизонтальными полосами.

           Маячное техническое здание построено по типовому проекту шифр ТГ-51-1, разработанному Государственным проектным институтом № 1 Минобороны СССР. Главный инженер проекта Голубев. Здание имеет размер в плане 17,28 х 17,28 м, бутобетонные стены толщиной 45 см. Высота помещений 3,20 м. Перекрытие монолитное железобетонное, крыша чердачная, кровля железная. Стены снаружи и внутри оштукатурены и окрашены. Отопление было печное, вода привозная, уборная во дворе – до сих пор.

           Строительство остальных зданий и сооружений маяка было завершено в 1955 году и 20 января 1956 года в эксплуатацию были приняты два 2-квартирных жилых дома, баня, склады маячного имущества и ГСМ, хозяйственные постройки.

           После завершения монтажа маячного оборудования 3 июля 1956 года в Извещении мореплавателям № 83 часть II было объявлено об установке и вводе в действие радиомаяка и наутофона, а 24 июля 1956 года в Извещении мореплавателям № 100 часть II – о переоборудовании светящего навигационного знака в маяк и вводе его в действие.

           Радиомаяк Русская Кошка марки КРМ-250, имевший, как и теперь, опознавательный сигнал «РК», первоначально работал на частоте 300,5 кгц, теперь - на частоте 315,5 кгц с дальностью действия 150 миль (278 км). Он работает круглосуточно, с 15 мая по 15 ноября – в период навигации. Для него установлена Т-образная антенна, подвешенная на двух стальных мачтах – опорах высотой 30 м каждая.

           При маяке был установлен наутофон марки 3/Р5 производства предприятия «Механик Газелан» (ГДР, Берлин). Три звукоизлучателя – два с сектором действия 145º и один - 290º - были установлены на башне маяка на высоте 18 м от основания. Частота  излучаемого сигнала была 495 гц.

           Светооптический аппарат маяка имел марку ЭМ-500. В нём была установлена электролампа марки ММ-9 мощностью 500 вт и силой света 980 свечей. Эффективная сила света маячного аппарата 17 740 свечей. Огонь маяка белый круговой проблесковый с характеристикой: свет 1,5 сек + темн. 4,5 сек - период 6 сек. Дальность видимости огня маяка 15 миль (почти 28 км). Маяк светит с 25 июля по 1 декабря – в период навигации.

           В качестве источника электропитания маяка, радиомаяка и наутофона, а также для бытовых нужд  были установлены два дизель-электрические генератора мощностью по 15 квт переменного тока каждый.

           В качестве резерва на верхней площадке башни был установлен ацетиленовый аппарат марки АМ-500  с тремя пирофилитовыми 25-литровыми горелками открытого пламени. Фонарь имел белый проблесковый огонь с характеристикой основного огня, но его дальность видимости была только 10 миль (18,5 км). Для питания фонаря были установлены четыре газогенератора ацетилена («баллоны») марки В-40, которые обеспечивали 740 часов работы резервного маячного фонаря. 

           Для персонала маяка были построены два 2-квартирных жилых дома со стенами из шлакобетона размером в плане 19,60 х 8,60 м, общей площадью  140 кв.м каждый и с высотой помещений 2,85 м. Толщина стен 60 см. В каждой квартире три жилые комнаты, кухня и кладовая. Крыша чердачная, кровля железная. Отопление печное, вода привозная, уборная во дворе, освещение электрическое.

           Баня имеет размер в плане 5,45 х 5,45 м, общую площадь 18,0 кв. м, высоту помещения 2,80 м. Толщина шлакобетонных стен 50 см. Крыша чердачная, кровля из волнистой асбофанеры. Отопление печкой – каменкой, вода привозная, освещение электрическое.

           4-секционный склад маячного имущества и продовольствия имеет размер в плане 16,00 х 6,00 м, общую площадь 89 кв. м, высоту помещений 2,50 м. Стены бетонные толщиной 20 см. Крыша бесчердачная двухскатная деревянная, кровля железная. Отопления нет. Освещение электрическое.

           Склад ГСМ в таре имеет размер в плане 6,57 х 5,46 м, общую площадь 24 кв. м и высоту помещения 2,50 м. Стены бетонные толщиной 40 см, крыша односкатная, кровля мягкая.

           Были построены также железобетонный резервуар на 50 куб. м воды, дровяной сарай, уборная, стальной резервуар на 3,5 тонны дизельного топлива.

           Стоимость строительства объёктов маяка в ценах 1954 года составила 254,4 тыс. рублей.

           С 1971 по 1974 годы была произведена реконструкция маяка Русская Кошка, которую выполнила подрядная строительная организация в/ч 75145. Работами руководили майор-инженер В.Е.Шилоков и старший лейтенант-инженер  С.С.Тихомиров. В процессе работ была выполнена реконструкция маячного технического здания (МТЗ) в целях установки нового оборудования и улучшения условий эксплуатации маячного городка.  На башне маяка был установлен новый светооптический аппарат марки АСА-500 с электролампой марки ММ 110-500 мощностью 500 вт и с фонарём, поскольку фонарное сооружение установить не представилось возможным.

           В МТЗ был установлен новый радиомаяк марки КРМ-100 и новый наутофон марки LIEJ-300 производства Швеции. Для установки излучателей наутофона была построена стальная вышка высотой 13 м. 25 июня 1975 года было объявлено о вводе в действие наутофона в Извещении мореплавателям № 38 и радиомаяка - в Извещении мореплавателям № 39. Ранее установленные наутофон и радиомаяк были демонтированы.

           Для облегчения работы персонала маяка в зимнее время и в ненастье  построили закрытые переходы между жилыми домами и МТЗ общей длиной 49,75 м. Внутри переходы имеют высоту 2,00 м и ширину 1,50 м. Стены и перекрытие бетонные.

           Для отопления МТЗ и двух жилых домов в МТЗ были установлена три отопительных водогрейных котла марки КОАВ-68, работающих на дизельном топливе. К жилым домам проложена теплотрасса длиной 47 м.

           Для обеспечения летом потребностей маяка водой были построены шахтный колодец вне территории маячного городка в дополнение к существующему на территории городка. Для обеспечения маяка водой в зимнее время установили снеготаялку – стальной резервуар ёмкостью 50 куб. м с регистрами отопления. Для подачи воды из нового колодца и из снеготаялки в МТЗ и жилые дома установили насосную станцию.       

           В связи с увеличением потребности в жидком топливе были установлены два стальных резервуара ёмкостью по 50 куб. м и два - ёмкостью по 25 куб. м. Проложен топливопровод диаметром 57 х 3,5 мм длиной 175 м от устроенного на берегу колодца для присоединения судовых шлангов подачи топлива к резервуарам и далее в МТЗ.

           Общая стоимость работ по реконструкции маяка составила 382,1 тыс. рублей в ценах того времени.

           В 1985 году по просьбе Анадырского горисполкома наутофон был законсервирован с целью обеспечения условий обитания  морских животных на  возникшем на косе лежбище.

           В 1995 году вместо выработавшего ресурс радиомаяка был установлен новый - марки КРМ-300, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям № 70/95 часть II.

           Условия работы на маяке исключительно тяжёлые. Короткое холодное влажное лето со средней продолжительностью безморозного периода 82 суток и морозная с сильными ветрами зима. Доставка грузов на маяк производится только летом гидрографическими судами с разгрузкой их на рейде в шлюпки. С места выгрузки на берег до маяка 2 км перевозка производится на прицепной тракторной тележке.        

           Начальники  маяка: в 1980 году В.Праксонов, в 2013 году А.В.Андрейчук.

 

 

Ю.Шухин

3 апреля 2018 года

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида