Россета маяк
Россета маяк

 

Маяк Россета

 

Историко – техническая справка

 

 

           Маяк 3 класса Россета установлен на мысе Россета полуострова Шкота (он же Эгершельда) на берегу Амурского залива (залив Петра Великого).

           Штатный номер маяка Россета по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года  - № 135. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7478

           При маяке установлен девиационный радиомаяк Россета, предназначенный для выполнения судами радиодевиационных работ  на радиодевиационном полигоне Россета в Амурском заливе к северо – западу от полуострова Шкота.

           Мыс Россета высокий, обрывистый. Он окружён осыхающими камнями.

           Маяк находится на территории города Владивосток.

Географические координаты маяка Россета:

широта 43º  05,16' N , долгота 131º  50,89' E.

           Маяк представляет собой белое одноэтажное здание, на фронтоне которого на стальной площадке установлен маячный фонарь. Маяк расположен в расстоянии 70 м от береговой черты на высоте 62 м над уровнем моря.  

           Маяк получил наименование по названию мыса, на котором он установлен. Мыс назван в 1888 году по фамилии командира шхуны «Крейсерок» лейтенанта Сергея Селиверстовича Россета (1856 – 1888), погибшего 22 (10) мая 1888 года  ночью во время шторма в  проливе Лаперуза. Ударом гика грот-мачты он был выброшен за борт. Парусная шхуна «Крейсерок» водоизмещением около 500 тонн и экипажем в количестве 61 человека осуществляла охрану котиковых лежбищ, а также выполняла гидрографические работы у берегов Сахалина и острова Тюлений в заливе Терпения. В начале 1888 года лейтенант С.С.Россет был назначен начальником охраны острова Тюлений, а незадолго до гибели – командиром шхуны.

           Шхуна «Крейсерок» не надолго пережила своего погибшего командира. В конце октября – начале ноября 1889 года она погибла во время шторма при переходе от мыса Крильон во Владивосток. Дата и место гибели шхуны не известны. Во Владивостоке установили памятник погибшему экипажу – первый такого предназначения памятник на Дальнем Востоке.

           Здание маяка и хозяйственно - бытовых объекты были  построены 521-ым Отдельным строительным участком Строительного управления флота под руководством  инженер – подполковника Кирюхина и прораба Бозина и приняты в эксплуатацию 28 декабря 1956 года.

           В январе 1957 году была принята в эксплуатацию так же 4-гранная пирамидальная стальная решетчатая башня высотой 2,35 м для резервного маячного аппарата, установленная в расстоянии 10 м от здания маяка. Размер башни в плане в основании 60 х 60 см, по верху – 40 х 40 м. Для обслуживания аппарата устроена площадка диаметром 1,45 м.

           14 февраля 1957 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ  № 46 часть I об установке радиомаяка Россета для определения радиодевиации. Был установлен радиомаяк марки КРМ-50. Он работал на волнах длиной 612, 833 и 960 метров и  имел дальность действия 30 миль (55 км). Для визуального пеленгования радиомаяка днём на юго – западном углу его здания накрашена чёрная вертикальная полоса. Радиомаяк работает круглосуточно по запросу.

           26 марта 1957 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ  № 72 часть I об установке на металлической площадке на карнизе здания радиомаяка зелёного затмевающегося огня с характеристикой: свет 4,5 сек + темн. 1,5 сек – период 6 сек для пеленгования ночью. Позднее, в 1985 году,  по просьбе Дальневосточного морского пароходства характеристика была изменена на: свет 14 сек + темн. 1 сек – период 15 сек.  Дальность видимости огня была установлена, как и сейчас, 5 миль (более 9 км). Огонь светит в секторе от 224º до 27º.

           Здание маяка  - это одноквартирный жилой дом с помещениями для размещения аппаратуры маяка, радиомаяка, электрогенератора  и средств связи. Его размер в плане  11,80 х 9,74 м, общая площадь 82 кв.м, высота помещений 3,00 м. Стены кирпичные, перекрытие деревянное, крыша чердачная двускатная, кровля железная. В доме 2 жилые комнаты и кухня. Уборная с выгребом во дворе. Источника питьевого водоснабжения в маячном городке нет. Воду привозят из города автоцистерной.

           Постоянное электропитание маяка обеспечивается от городской электросети. В качестве резерва установлен бензоэлектрогенератор марки АБ-2-0/230 мощностью 2 квт.

           В маячном городке в 1967 году силами персонала маяка была построена баня из шлакобетонных блоков размеров в плане 3,80 х 4,00 м, общей площадью 9 кв. м, с высотой  помещения 2,20 м и с толщиной стен 45 см. В 1979 году здание бани было переоборудовано в котельную с целью замены печного отопления в здании маяка на центральное. Был установлен отопительный водогрейный котёл марки КДВ-172, работающий на дизельном топливе.

           На маяке с 8 сентября 1964 года по 17 октября 1965 года в течении 404 суток производилась опытовая эксплуатация нового маркерного радиомаяка марки МРМ-61. Результат был положительный, радиомаяк в качестве штатного средства работал до 1981 года, когда был заменён автоматическим навигационным радиомаяком марки АНРМ-25, работающим на частотах 318,5 кгц и 2140 кгц до настоящего времени.

           В маячном городке установлены: стальные резервуары для воды емкостью 15 и 4 куб. м, стальной резервуар для дизельного топлива емкостью 10 куб. м. Территория городка огорожена штахетным забором длиной 215 м.

           Начальником маяка в 1980 году был Н.Силин.

           Маяк Россета находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

Ю.Шухин

 

28 апреля 2018 года

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида