Речной маяк

 

 

 

 

 

 

 

Маяк Речной

 

Историко – техническая справка

 

           Маяка Речного теперь нет. После нескольких преобразований в следствии уменьшения его роли в обеспечении мореплавания  и из-за пренебрежительного отношения к его сохранению остался только разрушающийся несветящий навигационный знак.

           Остров Речной расположен в вершине Амурского залива  (залив Петра Великого), в расстоянии 9 кабельтовых (1,7 км) к SSE от мыса Речной, который является восточным входным мысом Тавричанского лимана. Этот лиман образуют  рукава реки Раздольная (ранее – река Суйфун) при впадении в северную часть Амурского залива. Местное название  острова – Речная Коврижка.

           Остров Речной находится в расстоянии 10 миль (19 км) на северо – запад от Владивостока.

           Остров Речной плоский, имеет длину в направлении с юго – запада на северо – восток 200 м и поперёк – с юго – востока на северо – запад 75 м. Южная высокая часть острова обрывается в сторону моря. К северу остров понижается. Длина береговой линии 510 м. В северной части острова находится галечный пляж и коса. Площадь острова 1,18 га. Остров покрыт травой. Только в  средней части острова растёт несколько низкорослых деревьев – липы и чёрные берёзы. Подход к острову катеров с осадкой до 1,80 м возможен только на расстояние до 300 м от берега. Далее – на шлюпке.

           Маяк был установлен на высоте 20,3 м над уровнем моря вблизи от  южной оконечности острова в расстоянии 20 м от береговой черты. Своё название маяк получил по названию острова, на котором был установлен.

           Маяк Речной находится на территории Надеждинского района Приморского края.

           Маяк был предназначен для обеспечения плавания судов в Амурском заливе и в устьях рек Суйфун – ныне, с 1972 года, река Раздольная и Монгугай – ныне , с 1972 года, река Барабашевка,  а также для указания пути едущим зимой по льду из Владивостока по почтовому тракту,  проходившему через остров Речной. Раньше иногда маяк называли «Суйфунский».

Географические координаты маяка Речной:

широта 43º 16,69' N, долгота 131º 49,77' E.

           Строительство маяка Речной было начато в 1884 году. Для маяка сразу же был заказан в Париже у фирмы «Barbier & Fenestre» светооптический аппарат 4 разряда  малой модели с круговым освещением белым огнём с условием доставки его к августу того же года в Одессу, откуда предполагалось отправить его во Владивосток на пароходе Общества Добровольного флота.

           В течении 1884 и 1885 годов была построена 4-гранная призматическая  каменная башня, напоминающая небольшое здание, размером в плане 6,60 х 4,40 м и высотой 3,05 м до верха бетонного перекрытия по стальным балкам.  На перекрытии было установлено фонарное сооружение со светооптическим аппаратом. Стены толщиной 70 см выложены из бутового камня  и облицованы каменными плитами. Башня имела серый цвет. В башне было два помещения: одно площадью 4,76 кв. м, над которым был установлен маячный аппарат, и другое - площадью 6,97 кв. м, использовавшееся как мастерская. Над помещением мастерской была устроена односкатная кровля. Подъём на верхнюю площадку осуществлялся по приставной стальной лестнице.

           В фонарном сооружении был установлен аппарат 4 разряда с петролеумной (керосиновой) горелкой, имевшей 2 концентрические светильни диаметром 25 и 45 мм. Расход петролеума (сорт керосина) был 150 грамм в час. За год маяк светил около 4330 часов и расходовал около 40 пудов (655 кг или 770 литров) петролеума.  Фокусное расстояние оптической системы было 250 мм. Белый огонь маяка был круговой постоянный. Дальность видимости огня маяка была 12,5 мили (23 км). Маяк освещался в течении всего года.

           Освещение маяка Речной было открыто 1 декабря (19 ноября) 1885 года. В виду этого зимнее освещение маяка Ларионовский  было прекращено.

           Были также построены деревянные дом смотрителя маяка, казарма для маячной прислуги и баня – все они были окрашены в жёлтый цвет. Крыша фонарного сооружения была зелёной, крыши домов – красные.  На острове нет источников питьевой воды. Для этой цели собирали дождевую воду с крыш.

           Казарма для прислуги имела размер в плане  10,80 м х 9,30 м, высоту помещений 3,25 м и общую площадь 83 кв. м. В здании было 4 жилые комнаты, кухня, 2 кладовые, прихожая и люфт-клозет с выгребом. Крыша была двускатная чердачная деревянная,  кровля – железная. Отопление было печное, освещение керосиновое.

           Предполагалось, что маячная прислуга будет состоять из матросов. Но в 1885 году из-за увольнения большого количества нижних чинов в запас флота часть прислуги была принята с вольного найма из соображений, что будущей весной с прибытием новобранцев произойдёт их заменена на матросов. Но этому не суждено было сбыться, так как на флоте матросов не хватало. Маячная прислуга в количестве 8 человек и смотритель маяка были только вольнонаёмными, при этом большая часть прислуги состояла из китайцев. Старший в прислуге получал 25 рублей в месяц, остальные по 20 рублей в месяц. 

           Из-за большого движения лодок с Монгугая, где находились войска, при маяке была устроена спасательная станция, которая работала и летом и зимой. Из-за того, что во флоте не хватало матросов обязанности спасателей были возложены на маячную прислугу. Был построен сарай для хранения спасательного вельбота, доставлены санная лодка и ракетный станок. Была устроена пристань для шлюпок. Ограниченное количество маячных служителей не позволило иметь на спасательной станции вельбот, поэтому ограничились маячной шлюпкой. Спасательная станция при маяке Речной числилась до 1914 года. Позднее, до 1930 года сообщалось о наличии при маяке только спасательной шлюпки. После 1930 года сообщений о существовании на острове Речной спасателей не было.

           В 1889 году при маяке в расстоянии 5 м от береговой черты и 8 м от башни был установлен колокол, который в 1891 году из-за образовавшейся трещины был временно снят. В 1894 году действие колокола было восстановлено. Во время тумана, метели, вьюги и пасмурности производился двухударный звон с перерывом не более 3 минут, как бьют на судах склянки. При ответном сигнале с судна звон учащался и продолжался без перерывов.

           В 1889 году во Владивосток было доставлено 5 паровых сирен. Для обеспечения действия сирены при маяке Речной, где нет источника пресной воды, предполагалось установить опреснитель, который следовало доставить из Кронштадта.

           В 1901 году смотрителем  маяка  был с вольного найма отставной корпуса флотских  штурманов штабс-капитан Богданов, в 1902 году – с вольного найма отставной лоцмейстерский квартирмейстер Фёдор Чеберяк.   

           В  связи с русско – японской войной маяк в 1904 году не освещался, но маячная команда находилась при маяке. По окончании военных действий маяк Речной открыл действие  6 ноября (24 октября) 1905 года.  

           В 1909 году в маячном городке были построены каменный ледник (позднее использовался как овощехранилище), железобетонный резервуар для воды ёмкостью 4 куб. м, каменный склад маячного имущества, сеновал и деревянная лестница длиной 10 м для спуска к шлюпочной пристани. Был сделан также колодец, но воды в нём не было и на доставку маячной команде недостающей воды ежегодно приходилось расходовать по 150 рублей.

           С 1922 по 1927 год маяк временно не освещался. В Извещениях мореплавателям Англии № 840 и РСФСР № 131 в апреле 1922 года было указано, что огонь прекращён, но башня существует по-прежнему. Представляется, что во время Гражданской войны и интервенции фонарное сооружение и светооптический аппарат были повреждены и не представлялось возможным их отремонтировать.

           В 1927 году для увеличения высоты огня маяка на верхней площадке башни было разобрано фонарное сооружение и  установлена стальная решетчатая пирамидальная 4-гранная колонна высотой 2,05 м и размером в плане в основании 0,40 х 0,40 м и вверху 0,32 х 0,32 м.  На колонне был установлен ацетиленовый фонарь Далена. Огонь маяка стал проблесковый: свет 2 сек + темн. 4 сек – период 6 сек. Дальность видимости огня маяка уменьшилась до 4,5 мили (8,3 км).

           В 1951 году дальность видимости огня маяка была увеличена с 4,5  до 6 миль.        20 июня 1953 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 231 о дальнейшем  увеличении дальности видимости огня маяка с 6 до 10 миль. Это стало возможным после установки нового ацетиленового аппарата марки АМ-300 с 30-литровой пирофилитовой двухрожковой горелкой открытого пламени.

           В сложное послевоенное время на острове персонал маяка возделывал огород площадью около 800 кв. м.

           Летом 1958 года 243 Маячная ремонтная группа ГС ТОФ разобрала стоявшую на верхней площадке башни стальную колонну и установила вместо неё стальную решетчатую 4-гранную пирамидальную башню высотой 3,50 м с круглой площадкой для обслуживания маячного аппарата. Размер башни в плане в основании 1,00 х 1,00 м, вверху – 0,50 х 0,50 м. Работами руководили И.Г.Громак, Голубенко и Мельник. В период с 18 по 29 ноября 1958 года под руководством инженера ГС ТОФ Калачевского был установлен новый светооптический аппарат марки Л-500 с электролампой  марки ММ-18 мощностью 50 вт. Линза аппарата имела фокусное расстояние 250 мм и высоту 545 мм. Маяк был переведён на электрическое освещение.

           8 декабря 1958 года было объявлено в Извещениях мореплавателям ГС ТОФ № 534 и № 541 часть I об изменении вида башни маяка и увеличении дальности видимости огня маяка до 15 миль (почти 28 км), а также изменении  характеристики огня на: свет 1,5 сек + темн.4,5 сек – период 6 сек. Источником электропитания стал ветроэлектрогенератор  марки ВЭ-5 мощностью 1,6 квт при напряжении 125 в с двумя батареями из шести  аккумуляторов марки 6СТЭ-128 каждая. Ветроэлектрогенератор был установлен на стальной решетчатой башне высотой 10 м в расстоянии 12 м от маяка. Аккумуляторы были установлены в каменной башне, которая,  имея помещение достаточной площадью, стала маячным техническим зданием.

           Ранее установленный ацетиленовый аппарат марки АМ-300 был оставлен в качестве резерва. Для его питания были установлены два ацетиленовых газоаккумулятора («баллона») марки В-40, которые могли обеспечить работу огня в течении 900 часов.

           В процессе реконструкции каменная башня снаружи была оштукатурена и окрашена в белый цвет.

           22 октября 1965 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 436 часть I о переводе маяка Речной в необслуживаемый светящий знак. Дальность видимости огня была уменьшена до 9 миль (16,5 км) при сохранении характеристики огня. Электропитание знака осуществлялось от батарей типа «Знак». Персонал маяка был снят. Резервный огонь и колокол были упразднены. В 1967 году огонь знака был выключен и знак стал несветящим.

           Начальником маяка в 1950 году был Морозов.

           Знак Речной находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

Ю.Шухин

25 апреля 2018 года

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида