Рейдовый маяк
Рейдовый маяк

 

 

 

Маяк Рейдовый

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Рейдовый, а ныне несветящий навигационный знак (ННЗ) Рейдовый, был установлен на восточном побережье Камчатки, в северной части Камчатского залива Тихого океана, в  западной части восточной косы, отделяющей протоку Озёрную и озеро Нерпичье от залива.

           Штатный номер как маяка Рейдовый ранее, так и ННЗ Рейдовый - № 3425 по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России», в том числе и  издания 2010 года.

           Маяк был предназначен для обеспечения мореплавания в Камчатском заливе и на подходе к порту Усть-Камчатск, расположенном  в устье реки Камчатки.

           Коса, на которой был построен маяк, низкая, песчаная. Маяк Рейдовый установлен в расстоянии 50 м от береговой черты на высоте 9,50 м над уровнем моря.

Географические координаты маяка Рейдовый:

широта 56º 13,15' N , долгота 162º 31,28' E.

           Маяк расположен на окраине посёлка 2-ой Завод, ранее – посёлок Усть-Камчатского рыбокомбината, являющегося частью посёлка Усть-Камчатск,  на территории Усть-Камчатского района Камчатского края.

           Расстояние от порта Усть-Камчатск до порта Петропавловск Камчатский напрямую 522 км и по автодороге – 741 км.

           Посёлок Усть-Камчатск основан в 1731 году и сначала носил название селение Усть-Приморское. Своё нынешнее название получил в 1918 году.

           Морской торговый порт Усть-Камчатск был создан в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 12 апреля 1955 года № 3055-р. Кроме обеспечения мореплавания на порт было возложено обеспечение судоходства по реке Камчатка на протяжении 500 км. Работы по строительству объектов порта были развёрнуты ещё до выхода решения правительства.

           Для обеспечения плавания судов на подходе к порту и их захода в порт в 1954 году были построены 4 светящих навигационных знака: Восточный рейдовый, Западный входной, Восточный входной и Островной. Строительство знаков осуществила подрядная специализированная организация в/ч 34363. Работами руководили инженер-майоры Хомутов и Ефремов и прораб Геллер.

           30 августа 1954 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 416 об открытии действия временного опознавательного светящего знака Восточный рейдовый, имевшего деревянную башню высотой 7,00 м. Белый проблесковый огонь знака с характеристикой: свет 0,3 сек  + темн. 6,7 сек – период 7 сек имел дальность видимости 4 мили (более7 км).

           29 декабря 1954 года было предварительно объявлено в Извещении мореплавателям № 35 часть III об установке несветящего навигационного знака Восточный рейдовый со стальной решетчатой башней высотой 28,00 м по типовому проекту шифр 550р. 19 мая 1955 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 37  часть III об открытии действия светящего навигационного знака Восточный рейдовый. На построенной ранее стальной башне был установлен маячный фонарь с белым круговым проблесковым огнём, имевшем характеристику: свет 0,5 сек + темн. 3,5 сек – период 4 сек и дальность действия 6 миль (11 км). 

           В 1954 году  на западной косе при входе в устье реки Камчатка  был установлен светящий навигационный знак Западный входной. Знак был построен по  типовому проекту шифр 550р и представлял собой 4-гранную стальную решетчатую призматическую башню высотой 10,00 м с красным прямоугольным щитом. Знак был установлен на высоте 4,50 м над уровнем моря в расстоянии около 10,00 м от береговой черты. Красный проблесковый круговой огонь знака имел дальность видимости 3 мили (5,5 км). Из-за размыва берега знак неоднократно переносился. В 1996 году знак штормом был повален и разрушен. В 2001 году знак был упразднён.

           В том же 1954 году на восточной косе при входе в устье реки Камчатка был установлен светящий навигационный знак Восточный входной. Знак был построен по  типовому проекту шифр 550р и представлял собой 4-гранную стальную решетчатую призматическую башню высотой 10,00 м с чёрным прямоугольным щитом. Знак был установлен на высоте 5,00 м над уровнем моря. Белый проблесковый круговой огонь знака имел дальность видимости 4 мили (7,5 км).   В 1961 году светящий навигационный знак Восточный входной был разрушен из-за размыва песчаной косы, на которой он был установлен, и упразднён.

           30 августа 1954 года было предварительно объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 416 об установке светящего навигационного знака Островной в виде 3-гранной деревянной белой пирамидальной башни высотой 2,00 м, красный проблесковый огонь которого имел дальность видимости 3 мили (5,5 км). В дальнейшем знак неоднократно разрушался и его восстанавливали в прежнем виде. В 2000 году знак был разрушен и в 2005 году в Извещении мореплавателям  № 5230/05 он был упразднён.

          В 1965 году в целях улучшения навигационного обеспечения мореплавания на подходе к порту и создания жилищно – бытовых условий для специалистов, обеспечивавших работу знаков в районе порта, были развёрнуты работы по реконструкции знака  Рейдовый и строительству жилого дома. К этому времени из названия знака было исключено слово «восточный». Знак Рейдовый предполагалось переоборудовать в автоматический световой и радиомаяк.

           Для этого в расстоянии 15,00 м от башни знака было построено маячное техническое здание для размещения радиомаяка марки МРМ-61. Сложенное из шлакобетонных блоков одноэтажное здание имеет размер в плане 6,38 х 7,58 м, общую площадь 39 кв. м, высоту помещений 2,55 м. Отопление печное. Около здания установлена  стальная мачта-опора высотой 30,00 м  для антенны радиомаяка. Другой конец полотна антенны крепился к башне маяка. Расстояние между башней и мачтой – 36,00 м. К маяку была подведена воздушная ЛЭП длиной 500 м от трансформаторной подстанции морского порта. Территория маяка размером в плане 95,50 м х 45,00 м была огорожена сплошным деревянным забором.

           Для специалистов в деревне Варгановка, находящейся на территории посёлка Усть-Камчатск, был построен 2-квартирный жилой дом из шлакобетонных блоков. Размер дома в плане 12,88 х 9,68 м, его общая площадь 99 кв. м, высота помещений 2,70 м. В каждой квартире были две жилые комнаты и кухня.  Рядом с домом были построены склад маячного имущества из шлакобетонных блоков общей площадью 42 кв. м, деревянные хозяйственный сарай и уборная с выгребом. К дому был подведён водопровод от поселковой сети. Земельный участок, отведённый для строительства жилого дома и хозяйственных построек, площадью 0,12 га был обнесён деревянным забором.

           Маячное техническое здание и жилой дом  были приняты в эксплуатацию                1 сентября  1968 года. Реконструкцию маяка выполнила подрядная организация в/ч  75148. Работами руководили майоры – инженеры Рыжов, Городецкий и Золотухин и прораб Вержбицкий. Работы велись с течении 1575 дней. Стоимость реконструкции маяка составила 101,10 тыс. рублей в ценах лет строительства.

           Об упразднении знака Рейдовый и установке автоматического светового и радиомаяка (электрорадиомаяка) Рейдовый было объявлено 3 сентября 1968 года в Извещении мореплавателям  № 158 часть II.

           На башне маяка был установлен маячный аппарат марки ЭМ-500 с электролампой мощностью 500 вт, который светил красным круговым затмевающимся огнём с характеристикой: свет 3 сек + темн. 3 сек – период 6 сек и дальностью видимости 16 миль (почти 30 км). На башне также был установлен резервный аппарат, светивший белым огнём с дальностью видимости 10 миль (более 18 км).  Для улучшения дневной видимости маяка на башне были установлены прямоугольные красные щиты из досок, прибитых с просветами.

           В маячном техническом  здании был установлен автоматический радиомаяк марки МРМ-61, работавший на частоте 730 кгц и волне длиной 411 м. Его опознавательный сигнал был «РД» по азбуке Морзе, дальность действия 50 миль (92 км).

           В 2005 году в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 3235/05 было объявлено о  упразднении радиомаяка Рейдовый, а в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 5230/05 было объявлено о переводе автоматического светового маяка Рейдовый  в разряд несветящих навигационных знаков.

           В итоге: через 50 лет из установленных четырёх светящих навигационных знаков порта Усть-Камчатск остался только один несветящий знак, конструкции которого уже  выслужили установленный срок эксплуатации в суровых условиях морского побережья. Три знака из-за размыва берега неоднократно разрушались. Условия навигационного обеспечения плавания судов требовали установки знаков вблизи береговой черты. Удаление от береговой черты уменьшало ценность знаков. Поэтому, в конечном счёте, от них пришлось отказаться. Строить устойчивые надёжные гидротехнические основания знаков в  сложных условиях больших ледовых нагрузок было экономически не целесообразно.

 

 

Ю.Шухин

 

31 мая 2018 года

       

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида