Пронге маяк

 

Маяк Пронге 1 класса находится на холме высотой 89 метров в 7,2 кабельтова (1,3 км) к западу от мыса Пронге, который является южным входным мысом устья реки Амур и оконечностью полуострова, отделяющего реку Амур от Амурского лимана. Полуостров порос лесом. Берег в районе мыса приглубый. Маяк находится в расстоянии 890 метров от береговой черты.

Штатный номер маяка Пронге по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 1660. Международный номер этого маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М7983.

Географические координаты маяка Пронге: широта 520 51,91 N, долгота     1410 13,11 Е.

Маяк находится на территории города Николаевска на Амуре Хабаровского края. Ближайший населённый пункт – посёлок Нижнее Пронге в расстоянии 1,5 км.

Площадь земельного участка , отведённого для маячного городка Пронге – 2 га.

Впервые мыс Пронге был подробно описан русской Амурской  экспедицией 1853 года.

Ещё в 1930 году на мысе Пронге была установлена сигнальная деревянная мачта высотой 20,3 метра с двумя реями. На мачте поднимали сигналы , показывающие глубины на баре на подходе к устью реки Амур. Мачта стояла до 1965 года. Позднее сведения о глубинах на баре стали передавать с маяка по радиотелефону.

Маяк был построен  в 1943 году вместе с рядом других маяков для обеспечения морских перевозок по ленд – лизу из США и Канады по фарватерам Амурского лимана и устья Амура в Николаевск на Амуре. На маяке размещался и пост ВНОС (войск воздушного наблюдения, оповещения и связи), так как угроза нападения Японии существовала и к её отражению готовились.

В составе маячного городка построили :

- маячную башню, которая использовалась и как вышка поста ВНОС,

- жилой дом личного состава маяка,

- здание для электрогенераторов,

- землянку поста ВНОС.

Башня маяка представляла собой 3-гранную решетчатую пирамиду с шестью треугольными щитами дневной видимости на каждой грани. Высота башни была 18 метров. Расстояние между стойками в основании было 4,00 метра. Верхняя площадка башни была 6-угольная с диаметром вписанного круга 1,30 метра.

В октябре 1943 года на верхней площадке был установлен вращающийся навигационный прожектор марки П-60-2, изготовленный в 1939 году на Прожекторном заводе в Москве. Диаметр прожектора был 600 мм. Он имел стеклянный параболический рефлектор. Источник света – прожекторная лампа мощностью 2 квт и с силой света 5407 свечей. Прожектор же имел осевую силу света 2 250 000 свечей.

Огонь маяка был круговой белый проблесковый: свет 1,2 сек + темнота 8,8 сек – период 10 сек. Дальность видимости огня была 30 миль (более 55 км). Вращение прожектора обеспечивал электромотор постоянного тока при 1425 оборотах в минуту.

Электропитание маяка осуществлялось двумя бензоэлектрическими агрегатами марки «Висконсин» (США) мощностью по 5 квт каждый, полученными по ленд – лизу. В 1949 году был установлен дублёр маяка – ацетиленовый фонарь марки Ф-300 с 30-литровой ацетиленовой горелкой. Его дальность действия  была 9 миль (более 16 км).

Жилой дом, в котором размещался личный состав маяка, был деревянным общей площадью 38 кв.метров, с печным отоплением и керосиновым освещением. Электричество от генераторов использовалось только для работы прожектора маяка.

В декабре 1950 года штормовым ветром башня была опрокинута и в 1951 году восстановлена в прежней конструкции, но высотой  только 7,50 метра и без щитов дневной видимости.

В 1959 и 1960 годах маяк был реконструирован. Были заново построены все объекты маяка. 9 сентября 1959 года были введены в эксплуатацию два 2-квартирных жилых дома каждый общей площадью по 133 кв.метра, а также ЛЭП до посёлка Пронге протяжённостью 3850 метров. 25 сентября 1960 года были приняты в эксплуатацию маячно – техническое здание, склады, конюшня и баня. 25 ноября 1960 года была принята в эксплуатацию башня маяка с фонарным сооружением. Все эти здания находятся в эксплуатации до сих пор. Строительно – монтажные работы выполнил экспедиционный 765 УНР Дальвоенморстроя (в/ч 72010). Начальником строительства был инженер – капитан А.Д.Кахно, производителем работ – Фокин.

Башня маяка - красная, 8-гранная, призматическая, бутобетонная высотой 10 метров  построена по типовому проекту шифр ТГ-108 тип 1, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ (в/ч 54034).

Наружный размер башни в плане  - диаметр вписанного круга 5,15 метра, размер внутреннего помещения башни в плане – диаметр вписанного круга 3,85 метра. Толщина бутобетонных стен 65 см. На башне установлено фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту  шифр ТР-56/2 той же проектной организации. Общая высота маяка с фонарным сооружением 14,81 метра.

На башне в фонарном сооружении был установлен отечественный светооптический аппарат марки ЭМВ-930 с оптической системой диаметром 930 мм и высотой 1180 мм. Источник света – электролампа накаливания мощностью 1 квт с силой света 1600 свечей. Аппарат вращался двумя электромоторами мощностью по 50 вт каждый со скоростью 3 оборота в минуту. В 1991 году этот аппарат был заменён на более совершенный марки ЭМВ-930М, который действует до сих пор.

Фонарное сооружение маяка  имеет двуярусное  остекление высотой 1600 мм из штормовых прямоугольных выпуклых стёкол толщиной 10 мм. В каждом ярусе установили по 12 стёкол. Во время строительства для недопущения срыва срока ввода маяка в эксплуатацию штормовые стёкла доставили самолётом.

Для подъёма из маячного городка к маяку при перепаде высот 19 метров был сделан деревянный трап длиной 200 метров.

Извещением мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота (далее – ГС ТОФ) № 184 часть 1 от 7 июня 1961 года было объявлено об упразднении прежнего маяка и вводе в действие нового маяка. Огонь маяка белый группо – проблесковый: свет 0,2 сек + темнота 2,3 сек + свет 0,2 сек + темнота 7 сек – период 9,7 сек. Дальность видимости кругового огня маяка 25 миль (более 46 км).

В качестве дублёра основного огня маяка на верхней площадке башни был  установлен ацетиленовый фонарь марки АМ-500 с 75-литровой ацетиленовой горелкой, имевший дальность действия 10 миль (более 18 км).

Для улучшения ночной видимости маяка в 1978 году был установлен прожектор ПЗС-45А для подсветки башни.

Работу маяка и бытовые потребности личного состава маяка обеспечивали два дизель – электрические генератора переменного тока марки ДГ-12 мощностью по 12 квт каждый и две аккумуляторные батареи марки ЭСТ-128 – только для маяка. Оба дизель – электрических агрегата и аппаратура управления огнём маяка установлены в кирпичном маячно – техническом здании, построенном по типовому проекту шифр ТР-49/1, разработанному ГПИ № 1 ВМФ (г.Ленинград, в/ч 54034), и принятом в эксплуатацию 27 сентября 1960 года. Общая площадь здания 42 кв.м.

Основной источник электропитания – ЛЭП протяжённостью 3 850 метров, подключённая к электросети посёлка Нижнее Пронге. В 1960-е годы маяк получал электроэнергию от рыбзавода по цене 12 копеек за 1 квт-час при государственном тарифе 2,4 копейки.

Источника питьевой воды на маяке нет. В имеющемся бетонном колодце вода пригодна только для технических нужд. Питьевую воду служащие маяка привозят из посёлка Нижнее Пронге на расстоянии 1,5 км. С посёлком имеется телефонная связь – в 1960 году была проложена телефонная линия протяжённостью 3 600 метров.

Для проживания персонала маяка были построены и 9 сентября 1959 года приняты в эксплуатацию два кирпичных 2-квартирных дома общей площадью 133 кв.м каждый. Дома не канализованы, уборная во дворе.

Общая стоимость строительства маяка в ценах 1961 года составила 245 000 рублей.

Персонал маяка состоит из 4 человек. Для перевозки воды и грузов на маяке есть автомобиль. Начальником маяка в 1963 и в 1980 годах был Н.Шиленко.

Маяк обеспечивает плавание судов в Амурском лимане и в устье реки Амур и действует во время навигации с 1 июня по 15 ноября.

С момента основания маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

Ю.Шухин

 

03.04.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида