Поронайск маяк
Поронайск маяк


 

 

Маяк Поронайск 3 класса установлен на восточном берегу острова Сахалин в городе Поронайск, на правом берегу устья реки Поронай, на расстоянии 100 м от береговой черты, на высоте 3 м от уровня моря.

Штатный номер маяка Поронайск по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2705. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М7875.

Река Поронай впадает в залив Терпения Охотского моря. Берега устья реки Поронай низкие песчанные.

Географические координаты маяка Поронайск: широта 49 13,40 N, долгота 143  07,11 Е,

Название реки Поронай присвоено местными жителями – айнами, что на их языке означает «большая река».

Город Поронайск был основан в 1869 году как пост Тихменёвский, названный в честь генерал-майора Михаила Павловича Тихменёва (1834/1835 – 1890) военного губернатора Приморской области Восточно – Сибирского генерал – губернаторства (1880 – 1881). В 1905 году южный Сахалин был передан Японии и город получил наименование Сисука (Сикука). В 1946 году после освобождения южного Сахалина город получил нынешнее имя.

Маяк Поронайск  занимает земельный участок площадью 0,1 га.

Строительство маяка в 1963 – 1965 годах  выполнил 765 УНР Тихоокеанского флота  (в/ч 72010).  Начальником строительства был майор – инженер В.С.Шевелёв, производителем работ Строев. Под руководством В.С.Шевелёва на тихоокеанском побережье СССР в 1960-е годы было построено экспедиционным способом более двух десятков маячных  объектов. Это один из строителей, наиболее плодотворно работавших в области маячного строительства. Представляется, что по результативности строительной деятельности по возведению маяков на Дальнем Востоке его никто не превзошёл.

Строительство маяка Поронайск продолжалось в течении трёх лет. Был построен сам маяк – 8-гранная пирамидальная монолитная железобетонная башня высотой 28,0 метров по типовому проекту шифр ТР-9/1А Государственного проектного института №1 ВМФ (ГПИ-1, в/ч 54034, г. Ленинград) с цилиндрическим фонарным сооружением высотой 4,81м и диаметром вписанного круга  2,90 м по типовому проекту шифр ТР-56/2 того же ГПИ-1.

В 1963 году башня была построена на высоту 12,0 м. В 1964 году строительство башни было закончено. О постройке башни и использовании её в качестве дневного навигационного ориентира было объявлено в Извещении мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота (далее - ГС ТОФ)  № 442 от 19 декабря 1964 года. В 1965 году на башне было установлено фонарное сооружение.

Фонарное сооружение было изготовлено в 1964 году на Военном механическом заводе № 55 в пос. Стрельня (г. Ленинград). Оно имеет двухярусное остекление высотой 1,60 м. В каждом ярусе было установлено 12 прямоугольных выпуклых зеркальных стёкол толщиной 8 мм. Купол сооружения был сделан не из листовой меди, как положено по проекту, а из нержавеющей стали.

Внутри башни устроена двухмаршевая стальная лестница, которая ведёт в фонарное сооружение.

Стоимость строительства башни маяка с фонарным сооружением – 131,8 тыс.рублей.

Башня маяка была принята в эксплуатацию 27 сентября 1965 года.

В фонарном сооружении был установлен отечественный светооптический аппарат марки ЭМВ-930 с вращающейся оптической системой и лампой накаливания мощностью 1 квт, создававший группо – проблесковую характеристику белого огня: свет 0,3 сек + темнота 3,6 сек + свет 0,3 сек + темнота 10,8 сек – период 15 сек.  Дальность видимости огня маяка была 16,5 мили (более 30 км). Позднее было объявлено, что дальность видимости огня маяка 16 миль (менее 30 км).

О начале действия маяка было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 370 от 24 августа 1965 года.

В целях обеспечения наилучшей дневной видимости  и отличия башня маяка окрашена 3-мя белыми и 4-мя чёрными горизонтальными полосами. На балконе башни был установлен резервный светооптический аппарат с дальностью видимости белого огня 7,5 мили (почти 14 км). Позднее дальность видимости его огня была увеличена до 12 миль (22 км).

Для обеспечения работы маяка в маячном городке было построено из шлакоблоков маячно-техническое здание (МТЗ) по типовому проекту шифр ТР-46/2-60 ГПИ № 1 ВМФ. В здании была установлена аппаратура радиомаяка Поронайск марки КРМ-100, который был введён в действие одновременно со световым маяком. Радиомаяк работал на частоте 291,5 кгц, длина волны 1029 м с дальностью действия 100 миль (185 км). Опознавательный согнал «АС».

Маячно – техническое здание имеет размер в плане 8,40 х 6,40 м и общую площадь 38 кв.м.  Здание соединено с башней коротким крытым переходом. В маячном городке построены также склад хранения имущества и уборная, установлены  стальной резервуар дизельного топлива для двух дизель-электрических агрегатов марки Э7Р, размещённых в МТЗ, и стальная мачта – опора антенны радиомаяка высотой 30 м. Проложены линии подключения маяка к электропитанию, водяному отоплению и телефонной сети соседнего рыбокомбината. Водоснабжение маяка осуществляется от водопроводной колонки, расположенной вне территории маячного городка в 350 метрах от него.

Территория маяка огорожена. Жилого дома для маячников на маяке нет, так как маяк находится в городе и служащих маяка набирают из числа местных жителей.

Фактическая стоимость строительства маяка составила 286,1 тыс.рублей в ценах 1961года.

Для доставки грузов на маяк как в период строительства, так и в последующее время используются только гидрографические суда.

В мае 1980 года взамен отработавшего свой ресурс был установлен новый радиомаяк марки АНРМ-50, который в свою очередь в сентябре 1989 года был заменён на радиомаяк марки КРМ-300.

С момента постройки маяк Поронайск находится в ведении Гидрографической службы  ТОФ и обеспечивает безопасность мореплавания у восточного побережья Сахалина на подходах к порту Поронайск.

 

Ю.Шухин

28.02.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида