Поворотный маяк (Камчатка)
Поворотный маяк (Камчатка)

 

 

Маяка Поворотный с постоянным персоналом  на Камчатке уже нет. Он был установлен в районе мыса Поворотный – южного входного мыса Авачинского залива. Сейчас там стоит автоматический светящий навигационный знак

Штатный номер светящего навигационного знака Поворотный на Камчатке (есть ещё маяк Поворотный в Приморье) по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 3115. Его международный номер пол издаваемому Великобританией описанию огней – М8065.

Название мыс Поворотный получил ещё в 18 веке по своему географическому положению – к северу от мыса берег Камчатки меняет своё направление с северо-восточного на северное. Мыс Поворотный расположен в расстоянии 31 миля (57 км) по берегу от входа в Авачинскую губу.

Мыс приметен с моря по высоким скалистым серым обрывом почти отвесно спускающимся к заливу. Местами имеются пологие склоны, поросшие травой. Мыс приглуб, но окаймлён многочисленными камнями с водорослями.

Впервые на мысе Поворотный автоматический светящий навигационный знак был установлен в 1936 году, о чём сообщалось в Извещениях мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота (далее – ГС ТОФ)  № 124 1936 года и Гидрографического управления ВМФ (далее ГУ ВМФ)  № 517 от 21 сентября 1936 года. Первоначально он был установлен на кекуре высотой 5 метров – на надводной скале в 6 кабельтовых (1,1 км) к югу от мыса Поворотный. Он имел белый проблесковый огонь: свет 0,5 сек + темнота 2,5 сек – период 3 сек.

В 1939 году светящий навигационный знак был перенесён на берег. Его географические координаты были: широта     52 191 N, долгота 1580 351 Е. Знак представлял собой 3-гранную обшитую досками (тёсом) пирамиду высотой 5 метров, установленную на высоте 12 метров над уровнем моря. Характеристика огня знака бала изменена: свет 0,5 сек + темнота 3,5 сек – период 4 сек.

Извещениями мореплавателям ГС ТОФ № 18 от 25 января 1941 года и ГУ ВМФ № 242 от 15 февраля 1941 года сообщалось об установке радиомаяка Поворотный на мысе Поворотный в точке с географическими координатами: широта 52 18,5  N, долгота 158 33,5 Е. Радиомаяк работал на частоте 308,53 кгц и длине волны 942 метра с дальностью действия 50 миль (93 км). Его опознавательный сигнал был «П».  Маяк работал в группе с радиомаяком Петропавловский для обеспечения подхода к Авачинской губе.

Радиомаяк Поворотный был установлен в расстоянии 60 метров от береговой черты на высоте 8 метров над уровнем моря. В сентябре 1943 года в составе маячного городка были построены: деревянные маячно – техническое здание (МТЗ) радиомаяка с жилым помещением общей площадью 47 кв.м, склады горючего для бензоэлектроагрегатов  и для продовольствия, 2 деревянные мачты – опоры антенны радиомаяка высотой по 25 метров и колокол весом 165 кг с пулевой пробоиной.  Освещение в МТЗ было керосиновое, отопление печное. Воду брали из реки в расстоянии 50 метров.

В 1945 году был установлен колокол с пулевой пробоиной, но как средство навигационного оборудования объявлен не был.

В 1949 году Петропавловским районом гидрографической службы (в/ч 69040) под руководством капитана 2 ранга Бабурина вместо деревянного навигационного знака была установлена 4-гранная пирамидальная стальная решетчатая башня маяка высотой 3,0 метра. Маяк был установлен на высоте 174 метра над уровнем моря в расстоянии 70 метров от береговой черты. Об установке маяка сообщили Извещения мореплавателям ГС ТОФ № 316 от 01 сентября  и № 384 от 04 октября 1949 года. Географические координаты места установки маяка изменились на 1 минуту  и стали: широта 520 181 N и долгота 1580  341 Е. На башне маяка был установлен фонарь Ф-300. Характеристика огня маяка не изменилась. Начальником маяка в 1951 году был Романов.

В 1954 году было начато строительство нового маяка. Но 12 марта 1955 года произошла природная катастрофа. Снежной лавиной, сошедшей с южного склона сопки, были разрушены деревянные маячно-техническое здание радиомаяка и конюшню, сорвало крышу склада маячно-технического имущества и полностью завалило его снегом. Строящиеся маячно-техническое здание и 2-квартирный жилой дом были завалены снегом на высоту карнизов. Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 18 (временное) часть 3 от 14 марта 1955 года было сообщено о временном прекращении действия радиомаяка Поворотный из-за разрушения здания.

Комиссия под председательством инженер-подполковника Е.А.Рыбинкина, работавшая с 16 по 21 марта 1955 года, отметила, что возможен повторный сход снежных лавин  с сопок, окружавших маячный городок с трёх сторон. Комиссией было предложено построить новые склад имущества и конюшню в безопасном месте, установить пост, который будет следить за состоянием снежного покрова и оповещать личный состав. Личный состав размещать на маяке только на лето и бесснежные периоды зимы.

Маяк продолжал действовать и строительство нового маяка шло своим чередом. Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 57 часть 3 от 14 июля 1955 года было объявлено о возобновлении действия радиомаяка.

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 100 часть 3 от 06 декабря 1955года объявлено о постройке 8-гранной бетонной маячной башни по типовому проекту шифр ТР-7/2-15 высотой 15,2 м с фонарным сооружением по типовому проекту шифр ТГ-8. Типовые проекты были разработаны Государственным проектным институтом № 1 ВМФ.  Маяк был установлен на высоте 170 метров над уровнем моря в 7 кабельтовых (1,3 км) к югу от мыса Поворотный. Башня служила временно несветящим навигационным знаком – дневным ориентиром.

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 135 часть 2 от 01 ноября 1956 года было объявлено о переоборудовании светящего навигационного знака в маяк Поворотный. В фонарном сооружении была установлена линза марки Л-500 диаметром 585 мм и высотой 515 мм с электролампой накаливания мощностью 500 вт. У маяка стал белый проблесковый огонь: свет 1,5 сек +  темнота 6 сек – период 7,5 сек. Дальность видимости огня 20 миль (37 км). Прежний светящий навигационный знак с фонарём Ф-300 и 35-литровой ацетиленовой горелкой был объявлен резервным огнём маяка. Дальность действия радиомаяка Поворотный  была увеличена до 150 миль (278 км). При маяке был установлен наутофон марки 3/Р5-52 производства Германской демократической республики для сигнализации во время тумана. В маячном городке были построены маячно-техническое здание, жилой дом и склады.

Землетрясением 04 мая 1959 года маяк был разрушен, радиомаяк и наутофон выведены из строя, о чём было сообщено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 86 от 13 мая 1959 года. Эпицентр землетрясения был в районе мыса Шипунский, где магнитуда была 8,5 балла, в Петропавловске – 7,5 балла. На разрушенной башне маяка сразу же был установлен временный огонь с  прежней характеристикой и дальностью действия 10 миль (18,5 км).

06 августа 1959 года на месте разрушенной землетрясением башни маяка была установлена 4-гранная призматическая стальная решетчатая башня светящего навигационного знака высотой 8 метров по проекту шифр 550р ГПИ Ленпроектстальконструкция с дощатыми щитами дневной видимости, окрашенными белыми и красными горизонтальными полосами. Башня была построена экспедиционным 635-ым Военно-морским строительством ТОФ (в/ч 34363). Руководил работами инженер-капитан Баранов. Эта башня находится в эксплуатации до сих пор. Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 216 часть 2 от 08 сентября 1959 года было объявлено о вводе в действие светящего навигационного знака (далее - СНЗ)  Поворотный на месте маяка в 9 кабельтовых (почти 1,7 км) к югу от мыса Поворотный. Характеристика огня осталась прежней, но дальность его видимости была уменьшена до 10 миль (18,5 км).

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 317 часть 2 от 28 ноября 1960 года было объявлено об установке радиомаяка Поворотный в 3,5 кабельтовых (650 м) к юго-западу от светящего знака с мдальностью действия 15 миль (28 км), работавшего вне  группы, непрерывно, с сигналом «ПВ» на частоте 318,5 кгц с длиной волны 942 м.  Но уже Извещением мореплавателям ГС ТОФ  № 180 часть 2 от 14 июля 1961 года радиомаяк был упразднён и СНЗ Поворотный стал работать в автоматическом режиме.

В 1962 году  СНЗ Поворотный был переведён на электропитание от батарей.

В 1972 году СНЗ Поворотный не работал 8 суток из-за повреждения снежной лавиной.

В 1980 году для электропитания знака был установлен радиоизотопный электрогенератор марки БЕТА-М, который проработал 20 лет и был в 2000 году демонтирован для захоронения. Знак снова был переведён на электропитание от батарей. Сейчас на знаке стоит светооптический аппарат марки ЭМ-300 с электролампой накаливания мощностью 23 вт, что обеспечивает дальность видимости огня 9 миль (более 16 км).

До настоящего времени СНЗ Поворотный находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота и обеспечивает мореплавание в Авачинском заливе и на подходе к Авачинской губе.

Ю.Шухин

01.11.2014

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида