Пильтун маяк
Пильтун маяк

 

 

Маяк Пильтун 3 класса расположен на северо – восточном побережье острова Сахалин и предназначен для обеспечения плавания судов на подходе к заливу Пильтун Охотского моря.

Штатный номер маяка Пильтун по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2750. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7902.5.

Маяк Пильтун расположен в заливе Пильтун, на восточном берегу безымянного полуострова против входа в этот  залив. Берег полуострова порос кустарником. Залив Пильтун мелководный, сложный для мореплавания. Он представляет собой обширную лагуну, отделённую от моря двумя песчаными косами.

Название заливу Пильтун дано местным народом – нивхами и означает «большое озеро».

Географические координаты маяка Пильтун: широта 52 50,976 N, долгота 143 18,499 Е.

Маяк Пильтун находится в Охинском районе Сахалинской области.

Расположенное в расстоянии 3 км от маяка селение Пильтун обезлюдело и разрушается. Находившаяся там же рыбопромысловая база используется только как летняя база рыболовецкого колхоза. Причал и не используемые здания разрушаются.

Маяк занимает земельный участок площадью 2,47 га.

Впервые об установке маяка Пильтун было сообщено 19 декабря 1949 года в Извещении мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота (далее – ГС ТОФ)      № 512. Маяк в составе деревянных башни, маячно – технического здания радиомаяка, жилого дома, бани, складов, конюшни и колодца, а также двух стальных радиомачт построил  124 УНР Тихоокеанского флота. Начальник УНР В.В.Мышкин, производитель работ Потапов.

Маяк представлял собой 4-гранную решетчатую не окрашенную пирамидальную башню из брёвен высотой 23,5 метра без фонарного сооружения. Одна грань башни со стороны моря на высоту двух панелей из шести была обшита досками, образовывавшими белый щит дневной видимости. Башня имела пять промежуточных и одну верхнюю площадки. Наверх вела деревянная одномаршевая лестница с наклоном 450. Башня была установлена на высоте 5 метров над уровнем моря. Основание башни имело размер в осях опор 6,20х6,20 метров. Габаритный размер верхней площадки 1,40х1,40 метра. Стоимость строительства башни маяка была 148,5 тыс. рублей в ценах 1949 года.

На верхней площадке башни был установлен светооптический аппарат марки Ф-500 с 30-литровой ацетиленовой горелкой. Огонь маяка был белый проблесковый: свет 0,7 сек  + темнота 4,3 сек – период 5 сек. При осевой силе света 730 свечей дальность видимости огня была 10 миль (более 18 км). Сектор освещения был установлен от 00 до 2350. Работу светооптического аппарата обеспечивали проблесковый аппарат К-130 и регулятор давления Т-130.

14 ноября 1951 года было принято в эксплуатацию рубленное маячно – техническое здание радиомаяка Пильтун размером в плане 13,10 х 13,20 метров общей площадью 151 кв.м и стоимостью 446,0 тыс.рублей в ценах 1949 года. В здании был установлен радиомаяк марки КРМ-250. Он находился на расстоянии 160 метров в направлении к NNE от светового маяка. О начале действия радиомаяка было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 6 от 5 января 1952 года. Радиомаяк работал на волне 988 метров и частоте 303,5 кгц, имел дальность действия150 миль (278 км) и опознавательный сигнал «ПИ». Он работал в группе с радиомаяком Чайво.  

Для вольнонаёмного личного состава маяка был построен рубленный деревянный             4-квартирный жилой дом общей площадью 256 кв.м. за 430,3 тыс.рублей в ценах 1949 года.

Здания имели печное отопление, керосиновое освещение, воду брали из колодца и уборная была во дворе.

Для перевозки грузов от места разгрузки плавсредств на пляже до складов маяка была проложена узкоколейная железная дорога длиной 362,5 метра. Транспортным средством были  жившие на маяке штатные 1 или 2 лошади.

18 июля 1960 года маяк был переведён на электрическое освещение. Был установлен светооптический аппарат марки ЭМ-500 с электролампой накаливания марки ММ-9 мощностью 500 вт и силой света 1090 свечей. В маячно – техническом здании установили два дизель – электрических генератора постоянного тока 115…160 вольт мощностью 6,5 квт каждый. Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 317 часть 1 от 18 июля 1960 года сообщалось о существенном улучшении характеристики огня маяка. Огонь стал затмевающимся: свет 4,5 сек + темнота 3,0 сек – период 7,5 сек. Дальность видимости огня была увеличена до 16 миль (почти 30 км). Для экономии моторесурсов дизель – электрических генераторов были установлены 2 аккумуляторные батареи марки С-8, каждая  из 56 элементов общей ёмкостью 288 ампер-часов.

В связи с аварийным состоянием деревянной башни маяка было принято решение о строительстве новой башни из чугунных тюбингов. В 1961 году Военно – морской проектный институт № 31 (ВМП-31) произвёл инженерные изыскания на месте предполагаемого строительства нового маяка и в 1962 году выпустил проект, привязав типовой проект башни из чугунных тюбингов  высотой 29,5 метра, разработанный Государственным проектным институтом № 1 Военно – Морского Флота под шифром  ТГ-106, с фонарным сооружением по типовому проекту того же института шифр ТГ-103 тип 1.

Строительство башни маяка начал в том же 1962 году экспедиционный, специализировавшийся на маячном строительстве, 765 УНР (в/ч 72010) Дальвоенморстроя. Начальник УНР подполковник – инженер С.П.Елохин, производитель работ А.И.Сержантов. Был отрыт котлован для фундамента. Одновременно приступили к реконструкции маячно – технического здания. За год были выполнены работы на сумму 28,5 тыс.рублей в ценах 1961 года.

Работы продолжали в 1963 году. Был выполнен фундамент башни, велось строительство бани, складов маячно – технического имущества и ГСМ в таре. В маячно – техническом здании были установлены два водогрейных котелка марки ВНИИСТО и смонтирована система водяного отопления. Была проложена теплотрасса к жилому дому. Работы велись круглый год. Даже зимой на объекте работало 25 человек военных строителей. Работы осложняло отсутствие высадочных средств для доставки строительных грузов с транспортных судов, стоящих на рейде, на необорудованный причалом берег, на пляж. По этой причине судно «Олег Кошевой» не смогло своевременно полностью разгрузиться и из-за резкого ухудшения погоды вынуждено было  вернуться в базу с частью груза. Работы на маяке, как и в прошедшем году, вели как по планам капитального строительства, так и по планам капитального ремонта – маячно – техническое здание. Всего за год были выполнены работы на сумму 170,3 тыс.рублей.

В 1964 году работы по реконструкции маяка были в основном завершены и 21 ноября 1964 года маяк был принят в эксплуатацию.

Цилиндрическая башня маяка была собрана на болтах из чугунных тюбингов, применявшихся для строительства перегонных тоннелей метрополитена. Боковые и лицевая поверхности тюбингов были обработаны для улучшения сцепления с уплотнительными, антикоррозийными  и отделочными  материалами. Наружный диаметр башни 4,50 метра.

Башня установлена на расстоянии 105 метров от береговой черты на высоте 3 метра над уровнем моря. Высота башни с фонарным сооружением 34,12 метра. Внутри башни стальная лестница. На башне накрашены 5 белых и 5 чёрных горизонтальных отличительных полос штатной окраски. Фонарное сооружение 12-гранное, диаметр вписанного круга 2860 мм. Высота фонарного сооружения 4,62 метра. Высота остекления 1550 мм. Штормовые стёкла прямоугольные плоские зеркальные толщиной 8 мм.

В фонарном сооружении был установлен отечественный светооптический аппарат марки ЭМН-500. Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 196 часть 1 от 4 июня 1965 года было объявлено об открытии действия нового маяка с прежней характеристикой огня, но с увеличенной до 23 миль (более 42 км) дальностью его видимости. Позднее она была уменьшена до 17 миль (более 31 км). На башне установлен резервный светооптический аппарат с дальностью видимости огня 8 миль (почти 15 км).   

Общая стоимость сборной чугунной башни составила 154 380 рублей, в том числе стоимость изготовленных на Кронштадтском морском заводе конструкций башни – 67 260 рублей, стоимость фонарного сооружения  - 7 120 рублей, стоимость установки башни с фонарным сооружением – 80 000 рублей.

В процессе реконструкции маяка был установлен новый радиомаяк марки КРМ-100, который был введён в действие 19 мая 1965 года. В 4 квартале 1988 года выслуживший установленные сроки эксплуатации и выработавший ресурс радиомаяк был заменён на радиомаяк марки КРМ-300.

Снабжение маяка осуществляется гидрографическими судами 1…2 раза в год. Начальниками маяка были: в 1966 году – Шеховцов, в 1980 году – Фокин.

Маяк действует в период навигации с 1 июня по 1 января.

С момента основания и до настоящего времени маяк Пильтун находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

Ю.Шухин

04.01.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида