Песчаный маяк

 

Маяк Песчаный 1 класса установлен на мысе Песчаный на западном берегу южной части Татарского пролива. Он предназначен для обеспечения мореплавания на подходе к портам Советская Гавань и Ванино.

Штатный номер маяка Песчаный по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 825. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7636.

Мыс Песчаный, на котором установлен маяк, расположен в расстоянии 35 миль (почти 65 км) к югу от залива Советская Гавань. Мыс низкий, песчаный, поросший лесом. Мыс приглуб. Глубина 10 метров находится в расстоянии 10…15 метров от уреза воды. В районе мыса находится пресноводное озеро Большое. Маяк расположен на береговом баре шириной от 100 до 600 метров, отделяющем озеро Большое от моря.

Географические координаты маяка Песчаный: широта 48  27,1  N, долгота 140  10,4  Е.

Маяк расположен на побережье Согаванского района Хабаровского края. До ближайшего населённого пункта  - посёлка и рыбокомбината Иннокентьевка 27 км, до железнодорожной станции Совгавань ДВЖД – 80 км.

Маяк Песчаный занимает земельный участок площадью 9,45 га. Грунт маячного городка – песчано – гравийная смесь.

Впервые навигационный ориентир на мысе Песчаный – несветящий навигационный знак в виде 3-гранной деревянной обшитой досками башни высотой 42 фута (12,80 м), был установлен в навигацию 1899 года транспортом «Камчадал» по указанию помощника директора маяков и лоции Восточного океана капитана Моисеева. В ту навигацию было установлено на северо - западном берегу Японского моря и в Татарском проливе всего 12 несветящих навигационных знаков. Так как мыс Песчаный, носивший ранее так же название «мыс Низменный», далеко выдаётся в море, знак был виден при ясной погоде как с севера, так и с юга на расстоянии до 15…20 миль (27…37 км). Высота основания знака от уровня моря была 14 футов (4,30 м). Этот навигационный знак был разрушен во время Гражданской войны.

Учитывая опасность мыса Песчаный для мореплавания и принимая во внимание необходимость надёжного навигационного ориентира на подходе с юга к заливу Советская Гавань было принято решение о строительстве на мысе Песчаный маяка.

19 ноября 1934 года 7-ой Отдельный военно – строительный участок отдела инженерных войск Тихоокеанского флота (начальник 7 ОВСУ ОИВ ТОФ Суздалев, производители работ Захаров и Першиков) сдали в эксплуатацию комплекс объектов маяка Песчаный. Были построены:

- 8-гранная деревянная пирамидальная башня маяка высотой 22,80 метра, окрашенная в белый цвет,

- здания сирены и склада ГСМ в таре, выложенные из бутового камня,

- колокол,

- деревянные дом - общежитие  общей площадью 255 кв.м, баня, здание служб, сарай,

- радиомачта,

- 2 колодца.

Маяк освещался светооптическим аппаратом с керосиновой лампой. Огонь был белый проблесковый: свет 1 сек + темнота 4 сек – период 5 сек. Проблесковая характеристика создавалась шторками с вращательным механизмом. Дальность видимости огня маяка была 14,5 миль (почти 27 км).

В тумане в колокол били 1 раз через 3 минуты, при сигналах с моря звон учащали. Сирена на маяке до войны так и не была установлена.

Извещением мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота (далее – ГС ТОФ) № 468 от 9 сентября 1936 года сообщалось, что в непосредственной близости от маяка Песчаный установлен радиомаяк Песчаный с дальностью действия 50 миль (92 км). Ему был присвоен опознавательный сигнал «Л» по азбуке Морзе. Радиомаяк работал на частоте 300,6 кгц на волне 998 метров в группе с радиомаяком Красный Партизан.

В 1939 году светооптический аппарат был заменён на отечественный прожектор марки ВРА-60. Маяк был электрифицирован. В прожекторе диаметром 600 мм со стеклянным посеребрённым параболическим рефлектором была установлена прожекторная электролампа мощностью 1 квт и силой света 2041 свеча. Прожектор же имел осевую силу света 175 000 свечей и обеспечивал дальность видимости огня маяка в 14,5 миль (почти 27 км). Огонь оставался белым, но его характеристика изменилась: свет  1 сек + темнота 7,5 сек – период 8,5 сек. Эта характеристика обеспечивалась вращением прожектора со скоростью 7 оборотов в минуту. На башне был установлен и резервный светооптический аппарат с дальностью видимости белого огня 10 миль (18,5 км).

После войны на маяке Песчаный была установлена отечественная пневматическая сирена марки ДСУ-52, об открытии действия которой было сообщено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 500 от 3 декабря 1953 года. Направление излучения звука – на восток. Угол излучения 3000. Тон звука низкий, частота 336 гц. Характер звучания сирены: звук 3 сек + тишина 7 сек + звук 3 сек + тишина 55 сек – период 68 сек. Рупор сирены был установлен в расстоянии 13 метров от уреза воды на высоте 11 метров над уровнем моря. Сирена была изготовлена в Ленинграде на заводе «Пневматика». Сирена состояла из двух дизельных двигателей марки 1Д-16,5/20 по 20 л.с. каждый и двух вертикального действия компрессоров с водяным охлаждением марки 125-В производительностью 2 куб. м в минуту при давлении в 3 атм.  Звуковой аппарат был марки ВС. Сирена работала в 1953 году 272 часа, в 1954 году – 1231 час, в 1955 году – 821 час.

30 декабря 1954 года была завершена реконструкция маяка Песчаный, которую выполнял экспедиционный, специализированный на маячное строительство 765 УНР (в/ч 72010) Дальвоенморстроя. Начальник УНР инженер – подполковник Трирог, прораб Кокаровцев. Была построена новая цилиндрическая железобетонная монолитная башня маяка высотой 24,54 метра по типовому проекту ИГ-53 с фонарным сооружением по типовому проекту ТГ-8. Общая высота маяка 30,09 метра. Кроме того, было построено маячно – техническое здание из шлакоблоков общей площадью 193 кв.м по типовому проекту ТГ-55, две стальные радиомачты высотой по 25 метров для Т-образной антенны радиомаяка и новая деревянная баня. Стоимость строительства башни 669 000 рублей, маячно – технического здания – 1 173 393 рубля в ценах 1949 года.

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 9 часть 2 от 17 января 1955 года сообщалось об упразднении старого деревянного маяка и вводе в действие нового маяка в расстоянии 53 метра от старого. На маяке была установлена линза Л-500. Была изменена характеристика огня. Он остался белым, но стал затмевающимся: свет 1,5 сек + темнота 1,5 сек – период 3 сек. Дальность видимости огня увеличилась до 15,2 миль (28 км). На башне был установлен прежний резервный огонь. Сектор действия огня маяка стал от 50 до 2330. Электропитание маяка осуществлялось от двух дизель – электрических генераторов марки ДСА-10.

В 1955 году также вместо ранее действовавшего радиомаяка был установлен радиомаяк КРМ-50.

В 1965 году вместо линзы Л-500 был установлен отечественный светооптический аппарат ЭМН-500 с электролампой накаливания марки ММ 110-500 мощностью 500 вт.

Берег в районе маяка подвержен размыву. С  октября по декабрь 1972 года штормами берег размывался особенно сильно. Башня маяка, построенная в 30 метрах от уреза воды, оказалась всего в 14 метрах от него. Был подмыт склад ГСМ в таре.

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 63 часть 1 от 19 марта 1980 года сообщалось о введении в действие радиомаяка КРМ-100 вместо работавшего прежде.

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 304 часть 1 от 19 марта 1980 года сообщалось об упразднении из-за износа сирены. Вместо неё была  смонтирована звукосигнальная динамическая установка марки УЗД-100-180, о чем было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 108 часть 1 от 19 мая 1983 года. Электрическая мощность установки была 100 вт. Сектор действия – 1800. Дальность действия не превышала 5 кбт – менее 1 км. Колокол оставался в резерве.

К 1981 года размыв берега штормами продолжался. Граница пляжа приблизилась на расстояние 3 метра в башне маяка. Морем были разрушены каменные здания сирены и склада ГСМ в таре. Маячно – техническое здание оказалось на границе пляжа в пределах досягаемости штормовых волн.

Произведённое в 1985 году обследование маяка показало, что в результате трансгрессии моря на северо – западном побережье Японского моря и Татарского пролива происходит перемещение береговой черты вглубь материка. Прогнозируется, что в ближайшее время береговая черта вплотную подойдёт к башне, а бар в наиболее узкой части будет размыт и море соединится с озером. Для сохранения маяка рекомендовано выполнить берегоукрепление.

В июне 1985 года в целях экономии моторесурсов дизель – электрических генераторов и дизельного топлива для электропитания маяка была установлена ветроэлектрическая станция марки АВЭС-1-5 мощностью 1 квт.

В конце 1988 года выслуживший установленные сроки радиомаяк марки КРМ-100 был заменён на радиомаяк КРМ-300 силами специалистов Гидрографической службы.

С момента основания маяк Песчаный находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

4 апреля 2015 года

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида