Пашенцева (Шанца) маяк
Пашенцева (Шанца) маяк

 

 

 

Маяк Пашенцева (ранее – Шанца) установлен на  побережье Японского моря на мысе Маячный, который ограждает бухту Малая Кема с юга. Мыс Маячный, высотой более 100 метров от уровня моря, заканчивается крутым обрывом.

Штатный номер маяка по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 740. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней –  М 7617.

Маяк расположен в Тернейском районе Приморского края, севернее посёлка Терней.

От маяка до ближайшего населённого пункта, где есть причал, – селения Малая Кема - 4 км. Географические координаты маяка: широта  45◦ 23.2, долгота  137◦ 09.1.

 Первоначально маяк получил название по названию мыса, на котором он был установлен. Мыс же, предположительно, был назван в 1876 году по фамилии командира клипера «Абрек» капитан-лейтенанта Фридриха Севастьяновича Шанца (1836 - ?), который в 1871…1880 годах плавал в морях Тихого океана. В честь парусно-винтового клипера «Абрек» названа бухта в заливе Петра Великого.

В 1980-е годы маяк был переименован в «маяк Пашенцева», а мыс, на котором он установлен, - в «мыс Маячный».

Впервые на мысе Шанца светящий навигационный знак открыл действие 18 августа 1951 года, о чём было сообщено в Извещении мореплавателям Гидрографической службы ТОФ № 261. Стальная решетчатая 4-гранная пирамидальная башня высотой 4,80 метра была изготовлена Плавмастерской № 41 и установлена в 4 кабельтовых к юго-западу от оконечности мыса Шанца на бетонном фундаменте экипажем гидрографического судна «Полярный» под руководством специалиста Ольгинского района гидрографической службы М.Агагу. Навигационный знак располагался на высоте 115 метров над уровнем моря в расстоянии 12 метров от обрыва. На навигационном знаке был установлен ацетиленовый светооптический аппарат марки Ф-200, что обеспечивало дальность действия знака 9 миль белым проблесковым огнём. В сентябре 1954 года дальность видимости огня была увеличена до 12 миль. Светящий навигационный знак работал в автоматическом режиме без постоянного обслуживающего персонала.

Построенный навигационный знак вскоре перестал удовлетворять возросшие требования мореплавания. 248 Маячная ремонтная партия гидрографической службы ТОФ под руководством Боярского приступила к строительству непосредственно на мысе Шанца маяка с постоянным обслуживающим персоналом. 13 ноября 1958 года новая башня была введена в действие, о чём сообщило Извещение мореплавателям № 483 гидрографической службы ТОФ. Она  существует до настоящего времени и представляет собой выполненную по типовому проекту  шифр ТР-7/2 8-гранную призматическую белую  башню высотой 6 метров, выложенную из бутового камня. Башня установлена невдалеке от края обрыва на высоте 74 метра от уровня моря. Стоимость строительства башни составила 23 500 рублей.

На башне нет фонарного сооружения. На открытой верхней площадке был установлен светооптический аппарат марки Ф-500 (АМ-500) с линзой Л-500 диаметром 500 мм производства Стекольного завода им. Горького, город Горький – ныне Нижний Новгород. Этот аппарат сначала работал с ацетиленовой горелкой.  С  6 ноября 1959 года после перевода на электрическое освещение уже с электрической лампой мощностью 250 ватт, обеспечивающей дальность видимости 22 мили, он был переведён в разряд маяков, о чём сообщило Извещение мореплавателям  гидрографической службы ТОФ № 438. Электропитание маяка первоначально осуществляли от ветроэлектростанции марки ВЭ-5, имевшей мощность 1,5 квт, через 2 буферные батареи аккумуляторов. Воздушный винт диаметром 5 метров при 250 оборотах в минуту позволял вырабатывать 3-фазный переменный электрический ток с напряжением 120 вольт.  Ветроэлектростанция была смонтирована на маяке с 20 октября по 1 ноября 1959 года. Стальная опора ветроэлектростанции высотой 10 метров была установлена 248 Маячной ремонтной партией.

 Светящий навигационный знак был оставлен в качестве дублёра. Он, как и ранее, работал на ацетилене. Два газоаккумулятора марки В-40 обеспечивали 1300 часов непрерывной работы 2-рожковой 20-литровой пирофилитовой горелки   открытого пламени в фонаре марки Ф-200.

Помимо башни маяка и опоры ветроэлектростанции 248 Маячная ремонтная партия построила в 1959 году каменное здание аккумуляторной площадью15 кв.м.

Для персонала маяка в 1960 году силами 521 Отдельного строительного участка под руководством Ткачука и Свинина были построены 1-квартирный жилой каменный дом, коровник, наружная уборная, ограда и колодец.

В 1965 году на маяке установили передвижную зарядную станцию марки ПЗС-1,5 на основе бензо-электрического агрегата марки Л-3/2, которая обеспечивала работу маяка после демонтажа ветроэлектростанции марки ВЭ-5 в 1967 году. В 1973 году на маяке была установлена новая автоматическая ветроэлектростанция марки АВЭС-1-5 мощностью 5 квт. 23 декабря 1974 года ураганом были повреждены лопасти винта. В октябре 1975 года была установлена новая ветроэлектростанция той же марки. 

Начальниками маяка были: в 1966 году – Герасименко, в 1980 году – В.Матвеев.

Для перевозки грузов на маяке держали лошадь с телегой.

Маяк имеет телефонную связь с посёлком Малая Кема.

 С момента основания маяк находится в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России). Маяк обеспечивает плавание судов вблизи побережья Приморского края.

Ю.Шухин

28.02.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида