Островной маяк

Маяк Островной 2 класса расположен на  побережье Японского моря, в Лазовском районе Приморского края, вблизи от мыса Островной, являющемся оконечностью высокого полуострова, который ограничивает бухту Киевка (ранее - Судзухэ) с востока.

Штатный номер маяка по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 560. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней –  М 7576.

Ближайшие населённые пункты – селение Киевка в расстоянии 4 км и посёлок Заповедный. До ближайшего маяка Орехова расстояние 8,65 мили. До порта Находка – 60 миль морем. Географические координаты маяка  42◦ 48.51,  133◦ 43.30.  Мыс Островной высотой 152 метра от уровня моря серовато-красного цвета почти отвесно обрывается в море.

Маяк получил название по названию мыса, на котором он был установлен. Мыс же был назван не позднее 1860 года первыми исследователями – гидрографами по внешнему виду. Мыс далеко выступает в море и издали кажется островом.

Впервые светящий навигационный знак Островной высотой 14 метров был установлен на холме к северо-востоку от мыса Островной на высоте 152,4 метра в 1930 году. Он представлял собой решетчатую деревянную башню без обшивки с белым ацетиленовым проблесковым огнём с дальностью действия 8 миль. При нём для маячника был построен 1-квартирный деревянный дом. Строительство осуществлялось ремонтно-строительным подразделением Управления безопасности кораблевождения (УБЕКО). В следующем, 1931 году на южной оконечности мыса Островной был установлен колокол.

В  1937 году на мысе Островной  вместо деревянной башни на высоте 161 метр над уровнем моря была установлена 4-гранная стальная решетчатая белая башня светящего навигационного знака высотой 6,50 метра. Характер огня был сохранён. Об этом событии было сообщено в Извещении мореплавателям гидрографической службы ТОФ № 221 в 1937 году.

В связи с ростом потребностей мореплавания дальность видимости огня к тому времени уже маяка Островной была увеличена в 1950 году до 11 миль (Извещение мореплавателям гидрографической службы ТОФ № 379 от 2 ноября 1950 года), а в 1951 году – до 15 миль (Извещение мореплавателям гидрографической службы ТОФ № 24 от 23 января 1951 года).

18 февраля 1951 года при маяке был введён в действие радиомаяк Островной марки КРМ-250.

В 1950 году было развёрнуто строительство маяка Островной, которое осуществлялось 521 Отдельным строительным участком под руководством его начальника майора интендантской службы Растохина, главного инженера инженер-капитана Металлова, прораба Снегового и десятника Иваницкого. 20 октября 1951 года были сданы в эксплуатацию решетчатая стальная  башня высотой 6,20 метра, маячно-техническое здание радиомаяка из кирпича, здание пневматической сирены так же из кирпича, 4-квартирный каменный жилой дом, каменный склад ГСМ в таре (в бочках), каменный склад маячно-технического имущества и шахтный колодец.

Маячно-техническое здание построено из кирпича по типовому проекту шифр ТГ-54. Оно установлено на высоте 140 метров над уровнем моря на расстоянии 18 метров от обрыва. Стоимость строительства МТЗ – 470 000 рублей. Общая площадь здания – 179 кв метров. Для отопления здания установлены 2 водогрейных котелка марки ВНИИСТО. В маячно-техническом здании для обеспечения маяка электроэнергией были установлены два дизель-электрических агрегата мощностью по 6,8 квт. Перевод маяка с ацетилена на электричество был выполнен персоналом маяка в декабре 1951 года. Около МТЗ были установлены две мачты-опоры для Т-образной антенны радиомаяка, а аппаратура радиомаяка была перенесена в МТЗ.

На башне был установлен электрифицированный светооптический аппарат марки Ф-500 с линзой Л-500 и электрической лампой мощностью 500 вт. Лампа имела силу света 1040 свечей, но оптическая система создавала осевую силу света 30 870 свечей, что обеспечивало дальность видимости огня маяка до 24 миль. Об этом сообщалось в Извещении мореплавателям от 12 февраля 1952 года № 57.

Позднее светооптический аппарат был перенесён на стальную решетчатую башенку высотой 2 метра, которая была установлена на верхней площадке здания сирены. Об этом было сообщено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ от 7 января 1953 года № 14.

На освободившуюся башню, стоявшую в расстоянии 44 метров от здания сирены, установили дублёр маяка – фонарь марки Ф-300 с дальностью видимости 10 миль. Дублёр работал на ацетилене, запас которого хранился в трёх газоаккумуляторах типа В-40.

Здание сирены построили на расстоянии 3 метра от обрыва, на высоте 152 метра над уровнем моря  по типовому проекту ТП-80. Оно имеет общую площадь 82 кв метра. Стены кирпичные.  Стоимость строительства здания сирены – 281 000 рублей. Извещением мореплавателям от 15 февраля 1952 года № 58 сообщалось о  вводе в действие сирены ещё до приёмки в эксплуатацию самого здания 30 сентября 1952 года. Пневматическая сирена марки ДСУ-50-51 была изготовлена на Мелитопольском компрессорном заводе со звуковым аппаратом типа «ВС» производства Ленинградского завода «Пневматика». Сирена имела низкий тон звука – 165 гц, состояла из двух одинаковых агрегатов, в состав каждого из которых входил дизельный двигатель мощностью 20 лошадиных сил и компрессор вертикального действия производительностью 2 кубометра воздуха в минуту при давлении в 3 атмосферы. Первыми специалистами сирены были механик А.И.Дубинкин и старший моторист П.И.Колесников.

Построенный для персонала маяка 4-квартирный жилой дом  бутовой  кладки имеет общую площадь 266 кв метров,  4 кухни и 12 жилых комнат. Санузлов дом не имеет. Всё на дворе – и уборная и баня. Стоимость строительства жилого дома – 330 000 рублей.

9 декабря 1967 году при маяке был введён в действие аппарат звуковой туманной сигнализации - наутофон марки LIEJ-300, который заменил сирену. Сирена была упразднена и в 1969 году демонтирована. Об этом было сообщено в Извещении мореплавателям часть 1, № 555. Стальную вышку для излучателей наутофона высотой 7,70 м установил персонал маяка. Но колокол остался резервным средством сигнализации.

Колокол маяка, установленный в расстоянии 2 метра от обрыва, при демонтаже в 1968 году сорвался со скалы, упал в море с высоты 160 метров и разбился. Он был упразднён Извещением мореплавателям ГС ТОФ от 20 декабря 1971 года, часть 1, № 231.

25 ноября 1969 года вместо ранее установленного радиомаяка КРМ-250 был установлен радиомаяк КРМ-100, о чём было сообщено в извещениях мореплавателям ГС ТОФ  № 193 и № 194. В 1977 году силами персонала маяка были замены мачты-опоры антенны радиомаяка на стальные высотой по 30 метров.

В 1981 году на маяк для замены был доставлен современный отечественный светооптический аппарат марки АСА-500. После его установки дальность видимости огня маяка уменьшилась с 24 до 19 миль.

В 4 квартале 1987 года радиомаяк марки КРМ-100 был заменён на КРМ-300. В 1999 году штормом были сломаны радиомачты. При капитальном ремонте маяка в 1999…2000годах мачты были восстановлены, отремонтированы жилой дом, маячно-техническое здание и баня на общую сумму 2 081 300 рублей. Из-за отсутствия средств не была построена высоковольтная ЛЭП и не отремонтирована дорога.

Маяк Островной относится к маякам с трудными условиями труда и быта. Надёжных дорог к маяку нет.  Существующая грунтовая дорога от бухты Киевка трудно проходима. Наиболее удобное место для рейдовой разгрузки и выгрузки на берег находится в 1 км к северо-западу от маяка, где имеется временный, ныне разрушенный, небольшой причал. От причала к маяку ведёт грунтовая дорога.

Начальниками маяка были: в 1950 году – Поздняков и в 1980 году - Гукайло.

Для перевозки грузов на маяке в 50-е годы держали лошадь с телегой, а в 70-е - автомобиль ГАЗ-66. В 50-е годы на маяке была штатная шлюпка.

С момента основания маяк находится в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России). Маяк обеспечивает плавание судов вблизи побережья Приморского края.

Ю.Шухин

28.02.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида