Орлова (Клостер – Кампский) маяк

 

 

Маяк Орлова,

ранее

маяк Клостер – Кампский

 

Историко – техническая справка

 

 

      

           Маяк 2 класса Орлова установлен в расстоянии 2,4 кабельтова – 440 м к WSW  от мыса Орлова, который является южным входным мысом залива Чихачёва и восточной оконечностью полуострова, отделяющего бухту Фредерикса от залива Чихачёва. Полуостров соединён с материком узким и низким перешейком, который в полную воду заливается.

           Штатный номер маяка Орлова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 1045. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7678.

           Маяк Орлова предназначен для обеспечения плавания в Татарском проливе на подходах к заливу Чихачёва и для входа в этот залив.  

Географические координаты маяка Орлова:

широта 51º  25',440 N, долгота 140º  53',030 E

           Маяк установлен на расстоянии 55 м от края обрыва и на высоте 70,7 м над уровнем моря. Под обрывом находится пляж шириной около 15 м, сложенный из обломков скалы мыса.

           Маяк находится на территории Ульчского  района Хабаровского края на расстоянии 18 км от ближайшего населённого пункта – посёлка Де-Кастри и 330 км от ближайшей железнодорожной станции Комсомольск на Амуре.

           Раньше персонал маяка обеспечивался питьевой водой из колодца, теперь воду привозят на автомашине.

           Подъездная дорога к маяку грунтовая длиной  1400 м.

           Грунт на территории маяка – морена – глина с валунами на скальном основании.

           Мыс, на котором находится маяк Орлова, открыл, как и залив, носящий теперь название Чихачёва, выдающийся французский мореплаватель граф Жан-Франсуа де Гало де Лаперуз 5 августа (25 июля) 1787 года. Залив он назвал Де - Кастри в честь Морского министра маркиза де Кастри. Входные мысы получили названия: южный – Клостер-Камп и северный - Д' Асс.

           Клостер-Камп (нем. Kloster  Kamp) в прошлом деревня, а теперь часть городка Камп-Линтфорт около Дюссельдорфа в земле Северный Рейн – Вестфалия, Германия.

           Бра Д' Асс – коммуна в департаменте Альпы – Верхний Прованс, Франция.

           Решением Хабаровского крайисполкома в 1952 году мыс Клостер-Камп был переименован по фамилии Д.И.Орлова. Соответственно изменилось наименование маяка – он стал называться маяк Орлова. В 1954 году залив Де-Кастри был переименован в «залив Чихачёва», а мыс Д' Асс – в «мыс Неприметный».

           Дмитрий Иванович Орлов (1805 – 1859) окончил штурманское училище. В 1826 – 1829 годах совершил кругосветное плавание на шлюпе «Сенявин». С 1831 года плавал в качестве командира на судах Российско – Американской компании. С 1849 года в распоряжении Г.И.Невельского, вместе с которым в 1850 году основал зимовье Петровское на Петровской косе у западного берега Сахалинского залива. В 1859 – 1859 годах исследовал Приамурский край, Амурский лиман, залив Чихачёва, Сахалин (Б.Г.Масленников).

           Николай Матвеевич Чихачёв (1830 – 1917) – адмирал, участник экспедиции Г.И.Невельского, первым проложил путь от Амура к заливу Де-Кастри. В 1888 – 1896 годах управлял Морским министерством (Б.Г.Масленников).

           Ширина Татарского пролива на широте маяка Орлова 44,5 мили (82,5 км). Наименьшее расстояние от маяка Орлова до мыса Тык на Сахалине 35,5 мили (62,0 км). Ближайшие к маяку Орлова маяк Жонкиер на Сахалине расположен в расстоянии 56,5 мили (105 км) и маяк Сюркум южнее на побережье Приморья - 80 миль (148 км).

           Маяк Клостер-Кампский расположен в расстоянии 5 миль (9,3 км) к юго - востоку от заложенного в 1853 году и упразднённого в начале XX века Александровского поста.

           Пост Александровский основал в 1853 году лейтенант Николай Константинович  Бошняк (1830 – 1897) - самый молодой участник экспедиции Г.И.Невельского, с двумя казаками и одним тунгусом. Уже во время Крымской войны с 12 октября (30 сентября)  по 20 (8) октября 1855 года 120 казаков, размещённых на посту, с двумя горными пушками и подоспевшим подкреплением отразили попытку трёх английских кораблей высадить десант и закрепиться в заливе Де-Кастри и в Приморье. 

           Решение о строительстве маяка на мысе Клостер-Камп, входном мысе залива Де-Кастри, как представляется, было принято великим князем генерал-адмиралом Константином Николаевичем сразу после окончания Крымской войны в 1856 году наряду с решениями о строительстве ряда  других важнейших маяков России.

           Построенные в 1860 году маяки Клостер-Кампский и Константиновский в устье Амура были первыми маяками на Российском побережье Восточного (Тихого) океана не считая существовавшие уже тогда три маяка в Авачинской губе на Камчатке.

           Маяк получил название «Клостер-Кампский» по названию мыса, на котором он установлен. Маяк представлял собой 4-гранную 2-этажную деревянную башню высотой от основания 13,27 м. Маяк был установлен на высоте 64,66 м над уровнем моря. Осветительный катоптрический (отражательный) аппарат был установлен на втором этаже башни – в маячном фонаре. Аппарат состоял из 16 аргандовых ламп с рефлекторами и светил белым постоянным огнём на расстояние до 18,2 мили (более 33 км). Маяк освещал сектор в 270º. Западный сектор в 90º, обращённый в сторону материка, не освещался. Маяк освещали со средины апреля до начала ноября в зависимости от наличия льда в проливе.

           Маячный аппарат Клостер – Кампского маяка, как и аппарат Константиновского маяка в Николаевске на Амуре, был изготовлен  со всеми к нему принадлежностями, материалами и вещами  по выписанным из Англии чертежам на Адмиралтейских Ижорских заводах в Санкт-Петербурге и в мастерской Дирекции Балтийских маяков в Таллинне.

           Сначала обязанности смотрителя маяка исполнял заведывающий Александровским постом, который был расположен в 5 милях (более 9 км) к юго-востоку от маяка. Маячная прислуга – нижние чины - рядовые матросы  Сибирского флотского экипажа жили в первом этаже маяка.

           С 1866 года смотритель маяка – штурманский офицер или чиновник  и маячная прислуга, состоявшая из одного унтер-офицера и девяти  нижних чинов, размещались в построенных двух деревянных домах около маяка.

           Маяк находился в ведении заведывающего Лоцманской и маячной частями управления портами Восточного океана  Морского министерства.

           В 1870 году при маяке была установлена сигнальная мачта для переговоров с иностранными судами по Общенародной сигнальной книге «Рено де Шованси», позднее – по Своду международных коммерческих сигналов.

           В отчёте за 1871 год – через 11 лет после начала действия маяка, отмечалось, что здания маяка требуют ежегодного ремонта, который маячная прислуга удовлетворительно выполнить не может. Поэтому каждый год приходилось  перекладывать печи и конопатить здания. От сильных ветров стёкла маячного фонаря постоянно разбивались. Маячная прислуга была не настолько умела, чтобы заменять их новыми. Поэтому ставили составные стёкла, что приносило ущерб маячному огню. На маяк был отправлен ящик с запасными стёклами и смотрителю предписали не иметь в маячном фонаре  составных стёкол. 

           В отчёте за 1872 год снова указывалось на необходимость ремонта маяка, замены кровли из нового железа, так как существовавшая кровля «превратилась в лоскутья», отчего внутри всё гниёт. Матросы размещались в маленьком доме, так как в построенной казарме так и не сложили отопительную печь.

           23 (11) апреля 1873 года сгорел дом смотрителя маяка со всей документацией и запасными светильнями – фитилями для ламп. Смотритель маяка прапорщик Лукинский получил значительные ожоги, от которых на следующий день умер. Маяк начали освещать 27 (15) апреля. Вместо светилен использовали тряпки.

           Лампы заправляли дельфиньим жиром, так как во Владивостоке постоянно не хватало конопляного масла, которым должны были заправляться маячные лампы. Дельфиний жир давал много копоти и оставлял большой густой осадок в маслопроводных трубках ламп. В 1874 году для пробы купили 50 пудов (819 кг) травяного китайского масла по цене 8 рублей за пуд и развезли на маяки. Но это масло давало копоти ещё больше, чем жир. При содействии Дирекции Балтийских маяков было закуплено  конопляное масло и отправлено во Владивосток на зафрахтованных Морским ведомством судах вместе с адмиралтейским грузом.

           Новый дом для смотрителя начали строить в июле 1873 года из материалов, доставленных на маяк от разобранного в Николаевске на Амуре здания. В 1874 году дом собрали, но без сеней. Дом не был проконопачен. Печи не имели дверец, заслонок и отдушников. Не был завезен тёс на кровлю. Для создания условий для проживания  стены внутри дома оштукатурили глиной.

           В 1875 году на самом краю мыса со стороны  расположенного в расстоянии около 400 м к востоку от мыса кокура высотой 9 м был установлен небольшой колокол, в который звонили во время тумана.

           К 1875 году за 15 лет эксплуатации здание маяка, построенное из сырого леса, пришло в негодность из-за протечки кровли и туманов, какие редко где есть ещё в мире по густоте и продолжительности. Полы прогнили, по стенам сочилась вода. Из-за загнивания нижних венцов маяк получил наклон в направлении на юг, где обрыв из-за разрушения берега приблизился к маяку на расстояние около 3 м  при высоте обрыва около 64 м.

           В 1876 году маяк укрепили камнем и брёвнами, которые подвели под здание. Предполагавшийся перенос маяка на 10,5 м от обрыва, на что Александровская постовая команда запрашивала 2130 рублей, не состоялся из-за отсутствия средств. Они были все израсходованы на строительство маяка на острове Скрыплёва. Здание кухни от ветхости обрушилось. Смотритель устроил кухню для нижних чинов маячной прислуги в занимаемом им доме. Была заменена старая ветхая шлюпка на годную, присланную из Владивостока.

           Для маячной команды была составлена библиотека из 50 книг, полученных из штаба главного командира портов Восточного океана и из библиотеки Сибирского флотского экипажа.

           В 1877 году был выполнен предполагавшийся ранее перенос маяка дальше от обрыва. Работы производились матросами из маячной команды, знавшими плотницкое дело. Валовые работы выполняли матросы из команды шхуны «Алеут», которой командовал лейтенант Крашенинников. Руководство всеми работами осуществлял поручик корпуса флотских штурманов Кудрин. Надзор за работами осуществлял смотритель маяка. Работы, требующие навыков и тщательности, выполнил мастер – плотник Захаров – от Строительной части, предварительно ознакомленный с ними при постройке маяка Скрыплёва.

           Новую башню маяка установили в 13 метрах к западу от старого маяка, позади него, и в 21 метре от южного обрыва мыса Клостер – Камп на высоте 64,66 м от уровня моря. Пирамидальная 8-гранная башня имела высоту 8,54 м. Из-за частых туманов  башня маяка, галерея и крыша были красного цвета, а фонарь – белого.  Основа башни – 8 деревянных столбов, врытых в грунт на глубину 1 м и обложенных камнем на известковом растворе. Снаружи и внутри башни столбы были обшиты досками, между которыми проложили войлок. Башня имела в основании диаметр 3,66 м и высоту 6,39 м. Сверху на башне был установлен фонарь из новых больших рам со стёклами, с полом и наружной галереей вокруг фонаря. Поднимались в фонарь по наружной лестнице. Строительство маяка продолжалось с 21 (9) сентября 1877 года по 7 февраля (26 января) 1878 года.

           В это же время маячной командой, использовавшей имеющуюся при маяке казённую лошадь, была построена новая баня вместо прежней ветхой.

           Для нового маяка в 1878 году в мастерской г-на Лени во Владивостоке был изготовлен новый отражательный аппарат о 16 лампах с полукруглыми резервуарами для масла, с углом освещения 280º. Стоимость изготовления аппарата была 225 рублей. Штабс-капитан КФШ Кудрин  24 (12) мая 1878 года доставил  аппарат на маяк. Башня маяка была полностью готова для установки аппарата. Кудрин с помогавшим ему слесарем сразу же приступили к монтажу аппарата. Новый маяк Клостер – Кампский открыл действие 8 июня (27 мая) 1878 года. Одновременно на башне были установлены водосточные желоба и трубы, громоотвод и вентилятор (дефлектор). 

           Было выполнено наблюдение дальности горизонта (дальности видимости) нового маяка. По наблюдению с юга капитан-лейтенанта Майделя с палубы шхуны «Восток» свет маяка скрылся при расстоянии 19 миль (35,2 км), а по наблюдению с востока штабс-капитана Кудрина  - уже при 14 милях (26,0 км). Полученную разницу наблюдений отнесли за счёт ошибки при монтаже аппарата и посчитали нужным произвести обследование в навигацию 1879 года.

           На следующий день приступили к разборке старого маяка и к закладке нового дома смотрителя маяка с использованием материалов от разборки, признанных комиссией офицеров шхуны «Тунгуз» пригодными для этого. Дом размером в плане 12,81 м х 5,34 м был заложен на сваях. В нём предполагалось иметь 2 жилые комнаты, кухню, кладовую и коридор. Лес от разборки обеспечивал устройство только пяти нижних венцов. В Николаевске на Амуре был дополнительно куплены материалы на сумму 244 руб 50 коп и доставлены на шхуне «Тунгуз» в залив Де-Кастри на перешеек. Оттуда на лошади их перевезли на маяк. В октябре стены были выведены до окон. Мастер – плотник был оставлен зимовать на маяке.

           На перешейке был построен сарай для хранения привезённых строительных материалов, оставленного  на зиму в ведение смотрителя маяка лоцманского имущества и сбережения в течении шести зимних месяцев нового маячного вельбота.

           В навигацию 1879 года было обнаружено, что некоторые рефлекторы маячного аппарата стоят не вертикально, а огонь некоторых лам не находится в фокусе парабол рефлекторов. После устранения недостатков огонь маяка стал виден при благоприятной погоде на расстоянии 20 миль (37 км), а иногда и на 22 мили (40,7 км).  Но в книге «Описание маяков, башен и предостерегательных знаков Восточного океана» дальность видимости маяка была установлена 17,4 мили (32 км).

           В течение 1879 года новый дом смотрителя маяка под руководством мастера – плотника Захарова был в основном закончен. Не были закончены печи. В одной комнате дома был устроен камин и была размешена маячная команда. Смотритель маяка продолжал жить в старом доме, где была сохранена общая кухня. В старой казарме устроили кладовую. Все работы на маяке были освидетельствованы комиссией из офицеров шхуны «Ермак».

           В 1880 году установлен был новый верхний шпиц громоотвода с медной вызолоченной иглой. Проводник был заглублен в грунт на 1 метр и проложен длиной 11 метров вместо прежнего длиной 1 метр. Нивелированием установлено, что высота огня маяка над уровнем моря 73,8 метра, а не 81,1 метра, как считалось ранее.

           При маяке установлен новый колокол весом 6 пудов 23 фунта (107,7 кг) и          10-фунтовая пушка – единорог (снаряд – ядро имело вес 4,1 кг) для подачи сигналов в туман «выстрел с маяка на выстрел с судна».

           Закончено было строительство нового дома смотрителя маяка, куда он и переехал.  Команда маяка была переведена в старый дом смотрителя, который оказался достаточным для размещения 7 человек.

           В 1881 году под руководством распорядителя работ по лоции Гидрографической части подпоручика Иванова:

  • фонарное сооружение маяка внутри окрашено белой краской, а пол – жёлто-красной,

  • стены в казарме и в доме смотрителя оштукатурены,

  • в казарме установлена новая голландская отопительная печь,

  • в доме смотрителя потолок по пазам обшит нащельниками,

  • все здания со стороны моря, где обрыв, обнесены забором высотой 1,5 метра.

           В 1884 году для освещения маяка стали применять керосин – петролеум вместо конопляного и сурепного масел.

           В 1885 году для строительства новых казармы и кладовой было отпущено 2 800 рублей. Но желающих выполнить работу за эту сумму не нашлось. Начальник местной команды в Де-Кастри соглашался выполнить работу за 3 200 рублей. Главный командир портов Восточного океана (командующий флотом), желая удешевить выполнение работ,  обратился к командующему войсками содействовать выполнению работ средствами местной команды за плату, но не за столь высокую. Решения до конца года получено не было.

           4 августа (23 июля) 1886 года сгорел новый дом смотрителя маяка. Смотритель Валов, признанный виновным в бездействии, был уволен в отставку. Распорядитель работ по лоции Гидрографической части с 21 августа по 7 сентября сдал маяк смотрителю Спиргатису. Прислуга и смотритель размещены на зиму в наскоро отремонтированной хозяйственным способом старой казарме. Строительство новых дома и казармы поручено начальнику местной команды и предполагалось выполнить в следующем, 1887 году.

           В 1889 году командой шхуны «Тунгуз» была установлена новая сигнальная мачта для переговоров с судами по международному своду сигналов. На маяке были размещены лоцманы, переведённые с Александровского поста для лучшего надзора за нижними чинами. Дом Морского ведомства на территории поста, где ранее помещались лоцманы, пришёл в полную негодность и был разобран. Из материалов от разборки при маяке было построено временное помещение для лоцманов.

           В 1891 году управляющим Морским министерством адмиралом Н.М.Чихачёвым был утверждён «План работ по маячной части на новое 8-летие с 1892 по 1897 год включительно», в который в число подлежащих строительству и реконструкции маяков был включён маяк Клостер-Кампский, «на перестройку и переосвещение» которого предусматривалось направить 104 500 рублей. Начало работ предусматривалось в 1895 году.

           В 1892 году для лоцманов при маяке построили отдельное деревянное здание, которое было изготовлено во Владивостоке и в разобранном виде доставлено на маяк на шхуне «Ермак».

           Для установки сирены было выбрано место у мыса, где она могла действовать в пределах угла 180º, то есть как для судов идущих с моря, так и для выходящих из Амурского лимана. Но площадку необходимо  было сделать ниже на 21,35 м, так как иначе дальность действия сирены будет значительно меньше. Предполагалось это выполнить с помощью взрывов пороховых зарядов. Другая ровная и невысокая площадка для здания сирены располагалась на перешейке, но расположенная на ней сирена могла бы действовать только в пределах угла 60º только  для идущих с моря судов.

           С 1 сентября (20 августа) по 25 (13) октября 1893 года был выполнен капитальный ремонт зданий маяка. Часть строительных материалов была отправлена из Владивостока, а недостающие материалы командир шхуны «Ермак» приобрёл в Николаевске на Амуре. Из-за отсутствия свободных инженеров ремонт был выполнен под руководством командира шхуны её командой.

           Владивостокская фирма «О.В.Линдгольм и К°» предложила построить все           5 запланированных маяков: Крильон, Жонкиер, Клостер-Кампский – ныне Орлова, Николаевский – ныне Красный Партизан и Ламанон, за 600 тыс. рублей.          

           Главное гидрографическое управление (ГГУ) посчитало названную фирмой цену строительства слишком высокой, оценило стоимость всех работ в 400 тыс. рублей и просило разрешить направить особого инженера-строителя с исключительными полномочиями, обязав его построить 5 маяков за 3 года не более чем за 400 тыс. рублей. Для этого ГГУ выбрало инженер-подполковника Константина  Ивановича Леопольда – опытного инженера, непременного члена Императорского русского технического общества с 1887 года, главного строителя маяков Чёрного и Азовского морей, построившего в 1890 – 1891 годах Сочинский и Пицундский маяки. К.И.Леопольд был назначен как «особый инженер-строитель с исключительными полномочиями».

           Главное гидрографическое управление ещё в 1892 году заключило договор с фирмой «Барбье и Бенард» договор на поставку для маяка  осветительного аппарата 2 разряда и фонарного сооружения.

           По предложению К.И.Леопольда, основанному на опыте строительства Сочинского и ряда других черноморских и азовских маяков, и с учётом мнения командира порта Владивосток контр-адмирала Фёдора Петровича Энегельма (1838 – 1897), было решено построить все маяки в виде башни, встроенной в жилой дом.                                                                                       

           Так как у Дирекции маяков и лоции Восточного океана не было собственных судов для перевозки строительных материалов, правление Владивостокского порта приобрело в июне 1895 года пароход «Труженик» и передало его в распоряжение главного строителя маяков Восточного океана   К.И.Леопольда. Пароход был построен в Англии, в Глазго  в 1892 году. Его водоизмещение было 276 тонн, длина 52 м, ширина 5 м. Паровая машина обеспечивала скорость 11,5 узлов – более 21 км/час. Две мачты несли косые паруса.              

           Строительство маяка было начато в августе 1894 года и за два месяца работ был заготовлен бутовый камень для стен и фундаментов зданий, а также выполнена планировка площадки, для чего было разработано 320 куб. метров грунта.

           В 1896 году строительство маяка было в основном закончено. К концу года производилась только внутренняя отделка помещений. Новый маяк начал освещение 24 (12) июля 1897 года. Штат маяка был увеличен. Смотрителем, как и прежде, был состоявший на коронной, то есть государственной, службе Спиргатис. Маячная команда вместо 7 нижних чинов стала состоять из 11 нижних чинов Сибирского флотского экипажа, включая одного машиниста для ухода за вращающимся осветительным аппаратом.

           Маяк, действующий и сейчас в первоначальном виде, представляет собой            8-гранную кирпичную призматическую башню высотой  10,35 м, на которую установлено фонарное сооружение высотой 6,55  м. Башня встроена в жилой дом. Высота маяка с фонарным сооружением 16,90 м. Габаритный размер башни в плане 5,00 х 5,00 м. Внутреннее помещение башни цилиндрическое диаметром 3,00 м. В башне установлена винтовая чугунная лестница.

           Каменный одноэтажный жилой дом, в который встроена башня,  имеет размер в плане 25,80 х 15,40 м, высота помещений 3,60 м, общая площадь 216 кв.м, толщина выложенных из камня стен 80 см. Фундамент ленточный, бутовый. Стены снаружи и внутри оштукатурены и окрашены. Крыша  чердачная 4-скатная, деревянная, кровля железная. Полы деревянные. Освещение было керосиновое, сейчас электрическое. Питьевую воду брали из колодца, теперь вода привозная. В доме 5 жилых комнат и 4 кухни. Отопление печное, на кухнях установлены кухонные плиты. 4 плиты и 5 печей отапливаются дровами. Санузлов нет. Деревянные баня и уборная – люфт-клозет над обрывом расположены рядом с домом. 

           Башня первоначально имела красный цвет, но позднее, как и дом, окрашивалась в белый цвет. Фонарное сооружение было белым.  

           12-гранное призматическое фонарное сооружение изготовлено из меди и бронзы, поэтому находится в эксплуатации до сих пор в течении более 120 лет. Его вписанный диаметр 2,40 м.  Штормовое остекление состоит из 16 трапециевидных плоских зеркальных стёкол толщиной 10 мм и высотой 1,10 м каждое. Оно обеспечивает освещение по горизонту сектора размером 269º. Сектор в 91º в сторону суши и части залива не освещается.           

           Установленный в фонарном сооружении светооптический аппарат 2 разряда системы Френеля, действующий на маяке до сих пор, был изготовлен фирмой «Барбье  - Бенард, Париж» в 1895 году и установлен на башне маяка в 1897 году. Оптическая система   имеет высоту 2080 мм, диаметр 1460 мм и фокусное расстояние 700 мм. Она состоит из одной филёнчатой линзы, 8 диоптрических и 30 катодиоптрических элементов. Источником света была керосино – фитильная лампа с горелкой, имевшей 5 кольцевых концентрически расположенных цилиндрических фитилей – светилен. Светильни изготавливали их хлопчатобумажной ткани. При хранении их предохраняли от пыли и намокания, особенно морской водой. 

           Характер маячного огня был изменён. Огонь остался белого цвета, но вместо постоянного  он стал вертящимся и группо – проблесковым: имел группу из 3 проблесков продолжительностью по 2 сек каждый с промежутком в 1 сек и перерыв длительностью 12 сек между группами  Дальность видимости огня стала 19 миль – более 35 км.

           Вращение аппарата со скоростью 1 оборот за 2 минуты обеспечивается часовым вращательным механизмом. Маяк светил по 2200 часов в год. На его работу расходовалось 111 пудов керосина – петролеума (1818 кг или  2140 литров) в год.

           Для хранения запасов продовольствия, маячного имущества и керосина было построено каменное одноэтажное здание с подвалом, первоначально именовавшееся «здание служб»,  размером в плане 21,20 х 7,26 м, общей площадью 161 кв. м. Высота помещений 2,90 м, подвала – 2,00 м. Стены каменные толщиной 75 см, фундамент бутовый ленточный, крыша деревянная двухскатная, чердачная, кровля железная,  полы первоначально только бетонные.   

           При маяке были спасательный вельбот и шлюпка. Маячный городок был ограждён. К дому лоцманов была проложена грунтовая дорога длиной 2 версты, по которой можно было передвигаться в любое время. Сообщение с постом, расположенным на берегу Южной бухты залива Де Кастри, могло производиться только во время прилива.

           В 1900 году смотрителем маяка стал не имеющий чина Михалёв. В 1902 году он получил чин коллежского регистратора.

           Всю навигацию 1904 года и до 2 ноября (20 октября) 1905 года маяк не светил из-за происходивших военных действий – войны с Японией. 24 (11) июля 1905 года японцы высадили в заливе Де-Кастри десант. Но через 11 дней 4 августа (22 июля) подтянутые русские войска разбили десант и заставили японские корабли уйти.   В 1905 году маяк светил на полтора месяца больше обычного – до 10 января 1906 года (28 декабря 1905 года).

           На маяке в 1907 году был установлен телеграф и в 1909 году проложена телефонная линия связи с Александровским постом. В 1909 году при маяке была создана спасательная станция.

           В 1909 году техник Дирекции маяков и лоции Чайковский начал строительство здания сирены на коммерческом праве В 1910 году строительство было закончено и механизм сирены собран. Работать сирена начала в 1911 году. Звуковой сигнал сирены имел продолжительность 5 сек и повторялся через каждые полторы минуты. Дальность распространения звука была до 7 миль (13 км) в зависимости от направления и скорости ветра. Сирена работала в 1913 году 1004 часа, в 1914 году 834 часа, в 1915 году 978 часов, в 1916 году 1428 часов. Такая большая длительность работы сирены в течении года объясняется частыми – до 79 дней в году, продолжительными – до 2 суток и  густыми туманами летом в этом районе. Туманы наблюдаются, в основном, с мая по июль, когда бывает 9 дней с туманом в месяц, а в отдельные годы может достигать 23 дней.

           Каменное здание для пневматической сирены с керосиновым двигателем построили в расстоянии 60 м от оконечности мыса Клостер–Камп, в расстоянии 74 м к северо-востоку  от маяка и 3 м от обрыва. Колокол расположен в расстоянии 10 м от оконечности мыса и 3 м от обрыва. Здание сирены находится на высоте 66,5 м над уровнем моря. Здание одноэтажное, размер в плане 10,0 х 14,20 м, высота помещения 3,30 м, общая площадь 76 кв.м, толщина стен каменной кладки 80 см. Чердачное перекрытие железобетонное, монолитное. Рупор сирены был установлен на площадке башенки здания на высоте 7,20 м  от поверхности грунта. Крыша двухскатная, деревянная чердачная, кровля железная. Полы бетонные. Стены снаружи были оштукатурены с рустовкой, внутри оштукатурены. Отопление печное, освещение керосиновое. Вода доставлялась из колодца в расстоянии 150 м от здания. Для механика сирены был построен деревянный жилой дом размером 8,60 х 6,50 м.

           В связи с упразднением Александровского поста в 1913 году телефонная линия была проложена в недавно основанный посёлок Де-Кастри.

            Во время Гражданской войны, по версии С.Тимофеева («Нижнеамурская голгофа. Поиски истины»),  в январе 1920 года посёлок Де-Кастри был занят белогвардейским Николаевским экспедиционным отрядом в составе 49 человек, которым командовал полковник Иван Николаевич Виц. Он рассчитывал продержаться в посёлке до весны и ждал помощи от японцев. Но подошедшие красные партзаны освободили посёлок и 11 января 1920 года отряд отошёл на Клостер-Кампский маяк, где организовал оборону, укрепившись в зданиях маяка. Один из командиров красных партизан, преобразованных в Народно-Революционную армию, Яков Иванович Тряпицын (1897 – 1920) послал одного из своих сподвижников Стрельцова – Курбатова с 50 бойцами и одним 57-мм орудием занять маяк.  Красные блокировали маяк, при попытке белых вырваться сделали два выстрела из орудия. Больше попыток не было. С 11 января по 11 марта шло «Клостер-Кампское сидение». Белые ждали помощи и проедали маячные запасы продовольствия, красные партизаны понимали невозможность штурма, но не выпускали белых из зданий маяк. Осаждённые сожгли лоцманский дом и несколько хозяйственных построек. Когда продовольствие кончилось,  И.Н. Виц разрешил своим бойцам сдаться, а сам в отчаянии застрелился. Из числа сдавшихся часть, в основном местные жители, были отпущены. Офицеры были расстреляны. Был расстрелян и смотритель маяка в 1919- 1920 годах капитан 1 ранга в отставке Николай Николаевич Оводов (1875 – 1920).

           В связи с размещением войск агрессивно настроенной Японии в префектуре Карафуто в южной части Сахалина в 1932 году приступили к созданию Декастринского укрепрайона № 104, в составе которого была береговая батарея 180-мм орудий. В 1940 году была сформирована Декастринская военно-морская база, расформированная уже после войны.

           В 1933 году была произведена замена лампы маяка. Вместо керосино – фитильной горелки была установлена керосино – калильная  горелка отечественного производства. Свет яркого белого цвета излучал нагретый пламенем паров керосина пропитанный солями редкоземельных элементов сетчатый колпачок диаметром 60 мм и длиной 120 мм.  Осевая сила света  маячного аппарата увеличилась с 30 тыс. свечей до 187 тыс. свечей. Дальность видимости  огня маяка возросла с 19 миль (35 км) до 26 миль (48 км). При этом расход керосина уменьшился с 825 грамм/час до 450 грамм/час – на 45%. 

           В 1937 году при маяке был установлен отечественный радиомаяк марки РМС-2. О вводе в действие радиомаяка было объявлено в Извещении мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота (ИМ ГС ТОФ) № 110 от 1937 года и Извещении мореплавателям Управления гидрографической службы ВМФ (ИМ ГС ВМФ) № 423 от 15 июля 1937 года. Радиомаяк имел опознавательный сигнал «В», работал на частоте 291,54 кгц и волне длиной 1029 м. Дальность действия радиомаяка была 50 миль (91 км). Он работал в группе с радиомаяками Сюркум и Жонкиер. Аппаратуру радиомаяка разместили в здании сирены. Для подвески Т-образной антенны радиомаяка были установлены две деревянные мачты – опоры высотой 22 м каждая.

           В 1939 году была упразднена пушка, установленная в 1878 году для туманной сигнализации. Сигналы выстрелом из пушки подавали 61 год. В этом же году были упразднены спасательная станция, работавшая с 1909 года, и сигнальная мачта, которой пользовались с 1870 года для переговоров с судами по международному своду сигналов.

           Для большей надёжности работы маяка на верхней площадке башни был установлен дублёр – ацетиленовый фонарь марки Ф-500. Его белый проблесковый огонь с характеристикой свет 1,5 сек + темн. 6 сек = период 7,5 сек имел дальность видимости 11 миль (20 км). Об установке дублёра было объявлено в ИМ ГС ТОФ № 6 от 9 января 1941 года.

           С 7 августа по 10 октября  1942 году была произведена замена прежней сирены иностранного производства, установленной в 1910 году, на отечественную пневматическую сирену марки СУ, изготовленной Мелитопольским компрессорным заводом в начале 1940 года. Характеристика сигнала изменилась. Была: звук 5 сек+молч. 90 сек = период 95 сек. Стала: звук 3 сек+молч. 7 сек+звук 3 сек+молч. 45 сек = период 58 сек.  Звук сирены имел частоту 345 гц – был среднего тона.

           В состав сирены входили два дизельных двигателя марки 1Д-16,5/20 мощностью по 20 л.с., два компрессора вертикального действия марки 125В с водяным охлаждением производительностью 2,09 куб.м/мин при давлении 3 атм.,  пневматический звуковой аппарат  производства завода «Пневматика», г. Ленинград, а также 7 резервуаров различной ёмкости для воздуха, воды и дизельного топлива.             

           Об изменении в работе сирены было объявлено в Извещении мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота (ИМ ГС ТОФ) № 90 от 1942 года и Извещении мореплавателям Управления гидрографической службы ВМФ (ИМ ГС ВМФ) № 403 от 26 декабря 1942 года. В 1943 году сирена не работала.

           В 1951 году была установлена новая сирена марки ДСУ-50-51, о вводе в действие которой было объявлено 14 июля 1951 года в ИМ ГС ТОФ № 208.

           Рядом с маяком после войны был размещён пост СНиС, для которого в 1947 году был построен деревянный жилой дом размером в плане 12,1 х 10,2 м общей площадью 108 кв.м. После упразднения поста дом был передан гидрографической службе и в нем был размещён новый радиомаяк марки КРМ-50, который был введён в действие             1 ноября 1955 года. Для подвески антенны были установлены две стальные мачты высотой по 25м.           

           В 1962 году была начата реконструкция маяка, задачей которой был перевод маяка с керосинового на электрическое освещение и установка нового маячного оборудования.  Работы вела подрядная организация в/ч 72010 Дальвоенморстроя. Работами руководили подполковник-инженер С.П.Елохин и прораб А.А.Платов. Строительная экспедиция была доставлена на объект только в конце октября. Из-за отсутствия транспорта для доставки строительных материалов на маяк с места выгрузки развёртывание работ задержалось.  На маяке транспортным средством была только одна лошадь с телегой. Строители приступили сразу к работам по перепланировке жилого дома.

           В период  проведения работ из-за неисправности дымоходов печей отопления      6 апреля 1963 года произошёл пожар в здании радиомаяка. Аппаратуру маяка и радиомаяка установили в здании сирены. Из-за этого маяк начал работать позже установленного на 24 дня, а радиомаяк – на 45 суток.  

           В 1963 году были приняты в эксплуатацию реконструированный жилой дом с башней маяка, новые кирпичные баня и склад ГСМ в таре, а также стальные резервуары для дизельного топлива общей емкостью 14 куб.м.

           В 1964 году  была завершена реконструкция маяка. В каменном здании склада (здании служб) создали маячно-техническое здание. В нём установили три дизель- электрические генератора марки ДГА-12 мощностью по 12 квт, аппаратуру управления маяком, новый радиомаяк КРМ-100 и наутофон LIEJ-300. В здании сделали систему центрального отопления с водогрейным котелком и систему вентиляции. Около здания установили две стальные мачты-опоры высотой по 25 м для подвески Т-образной антенны радиомаяка.

           Маяк с установленной в старом оптическом аппарате электрической лампой мощностью 500 вт был введён в действие 9 сентября 1964 года с прежней характеристикой огня.

           Сирена была упразднена и в ее здание был переведён склад маячного имущества. Излучатели наутофона были установлены на раме – подставке в расстоянии 275 м от маяка к северо-востоку от него. Радиомаяк и наутофон были введены в действие также 9 сентября 1964 года.

           Для обеспечения безопасности персонала маяка вдоль обрыва было установлено леерное ограждение на железобетонных столбиках длиной 736 м. С других сторон маячный городок по периметру был обнесён колючей проволокой длиной 661 м. Были построены: хозяйственный сарай для служащих маяка, сарай для угля, конюшня, уборная с выгребом. Общая стоимость строительных работ по реконструкции маяка составила 174,0 тыс. рублей в ценах того времени.

           В 1984 году была установлена автоматическая ветровая электростанция марки АВЭС-1-5 мощностью 1 квт.

           В 1987 году вместо выработавшей свой ресурс аппаратуры радиомаяка был установлен новый радиомаяк марки КРМ-300.

            В 1992 году  была установлена новая ветроэлектроустановка марки АВЭУ-6-4.

           Начальниками маяка были: в 1950 году – старшина 1 статьи Михалёв, в 1956 году – мичман Гаращук и Евчишин, в 1964 году – Добрычев, в 1980 году – В.Лонюгов.

           Маяк Орлова находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

30 января 2018 года

 

Ю.Шухин

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида