Орехова маяк

 

 

 

 

Маяк  Орехова

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк 2 класса Орехова установлен на вершине острова Орехова в Соколовской бухте, вдающейся в  северо-западный берег Японского моря, у входа в бухту Преображения.

           Штатный номер маяка Орехова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» № 565. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней № М 7578.

Географические координаты маяка Орехова:

долгота 42º 53,54' N, широта 133º 52,92' Е

           Остров Орехова, расположенный в северо-восточной части бухты Соколовская (до 1972 года – бухта Сяухе), имеет наибольшую длину 580 м в направлении NW – SE   и наибольшую ширину 350 м в направлении NE – SW. Наиболее высокая, южная часть острова, возвышающаяся на 53 м над уровнем моря, круто обрывается в сторону моря. В северном направлении остров плавно понижается к урезу воды.

           Маяк Орехова установлен  на самом высоком месте острова на высоте 53 м над уровнем моря в расстоянии 50 м от берегового обрыва и 60 м от береговой черты.

           Маяк расположен на территории Лазовского района Приморского края. На противоположном, материковом, северном берегу бухты Преображения в расстоянии 1,3 км от маяка находится посёлок городского типа Преображение. В посёлке находится ОАО «Преображенская база тралового флота». На маяк из посёлка можно попасть только летом на шлюпке и зимой по льду. В период осеннего ледостава и весеннего ледохода маяк недоступен.

           Ближайшие маяки: на северо-востоке - маяк Силина в расстоянии 21,8 мили (40 км), на юго-западе - маяк Островной в расстоянии 8,8 мили (16 км).

           Бухта Преображения и остров Орехова были  открыты 19 (6) августа  1860 года экспедицией под командованием выдающегося гидрографа подполковника корпуса флотских штурманов Василия Матвеевича Бабкина (1813 – 1876) в день церковного праздника Святого Преображения Господня  (Яблочный или Второй Спас). В этот день экспедиция на шхуне «Восток», производившая опись материкового побережья Японского моря, обследовала и «положила на карту» бухту, названную ею в честь праздника бухтой Преображения и остров, названный по фамилии участника экспедиции подпоручика корпуса флотских штурманов Фёдора Кузьмича Орехова. Парусно – винтовая шхуна «Восток» была построена в Англии в 1851 году и имела водоизмещение 210 тонн.

           Впервые светящий навигационный знак был установлен на острове Орехова в 1931 году, о чем указано  в книге «Огни и знаки…» издания 1932 года.  Знак установило Управление безопасности кораблевождения на морях Дальнего Востока (УбекоДальВост). Работами руководил Солодовников. Белая 4-гранная пирамидальная железная решетчатая башня знака имела высоту 5 м от бетонного фундамента, который возвышался над поверхностью грунта на 0,30 м. В плане основание башни имело размер 0,60 х 0,60 м, верхняя часть - 0,35 х 0,35 м. На башне был установлен ацетиленовый маячный фонарь, который светил белым проблесковым огнём, имевшим сначала 64 проблеска в минута, а с 1934 года – 25 проблесков в минуту. В 1936 году был установлен огонь красного цвета, которым маяк светит до сих пор, с прежней характеристикой, которая впоследствии менялась. Дальность видимости  огня была 3 мили (5,5 км). Знак светил круглый год. Сообщение о якобы «учреждении» маяка Орехова в 1928 году впервые появилось в книге «Огни и знаки…» издания 1951 года. Документального обоснования этой даты я не видел.

            Первоначально навигационный знак работал в автоматическом режиме. В 1932 году УбекоДальВост приняло в своё ведение от местного рыбзавода принадлежавший ему с 1929 года двухкомнатный деревянный жилой дом размером в плане 8,60 х 7,62 м, общей площадью 41 кв. м, с высотой помещений 2,50 м, который построило в 1927 году на острове  частное лицо. В этом доме поселили маячников.

           В 1935 году в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 156 и 15 декабря 1935 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 657 было объявлено об установке туманного сигнала – колокола у огня на острове Орехова. В туман колокол производил два двухударных   звона в 1 минуту. Колокол имел высоту 61 см и диаметр 59 см. Его вес – 10 пудов 20 фунтов (172 кг). Он был изготовлен в Ярославле на заводе «Товарищества П.И.Оловянишникова и сыновья». Орнамента и изображений на колоколе нет. Колокол был подвешен на деревянной раме, которая в 1971 году была заменена стальной.

           В 1938 году частота проблесков огня в то время уже числящегося  маяком Орехова  была уменьшена до 20 в минуту и установлена характеристика: свет 1 сек + темн. 2 сек = период 3 сек.     

           Работники 521 Отдельный строительный участок  (521 ОСУ) Строительного управления флота под руководством инженер-капитана Металлова и прораба Землянского 3 мая 1953 года начали и 30 июня 1954 года закончили строительство башни маяка по типовому проекту ТР-7/2. Проект был разработан Военморпроектом № 26,  г. Ленинград в 1952 году. Главный инженер проекта Голубев, групповой инженер Гастищев.

           8-гранная призматическая бутобетонная башня маяка имеет высоту 7,50 м. Её размер в плане   2,90 х 2,90 м. Толщина стен 60 см. Во внутреннем помещении размером 1,70 х 1,70 м установлен стальной вертикальный трап для подъёма на верхнюю площадку, в стенах предусмотрены две ниши размером в плане 0,86 х 0,60 м для установки ацетиленовых газогенераторов («баллонов»). Дверной проём имеет размер 0,90 х 2,02 м. Над дверным проёмом сделаны два оконных проёма размером 0,30 х 0,75 м для освещения внутреннего помещения. На верхней площадке размером в плане 3,60 х 3,60 м над люком установлен стальной колпак с дверью размером 0,75 х 0,80 м для выхода из башни, а также  перила ограждения высотой 1,00 м. Колпак используется и для установки на нём маячного фонаря. Башня окрашена снаружи в белый цвет. Фонарного сооружения башня не имеет.

           20 марта 1954 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 75 было объявлено об открытии новой башни, установленной в расстоянии 70 м к юго-востоку от действовавшего навигационного знака,  для использования в качестве дневного ориентира, так как на башне не был ещё установлен маячный фонарь.

           17 сентября 1954 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 443 было объявлено об открытии действия светящего навигационного знака Орехова, красный круговой проблесковый огонь которого с характеристикой: свет 1 сек + темн. 2 сек = период 3 сек имел дальность видимости 7 миль (13 км). На башне был установлен маячный фонарь марки Ф-500 с линзой Л-500 отечественного производства, имевшей фокусное расстояние 250 мм, высоту 510 мм и диаметр 500 мм. Для создания огня красного цвета в  фонаре был установлен красный цилиндрический светофильтр диаметром 168 мм, высотой 180 мм и толщиной  3 мм. Источником света была электролампа мощностью 25 вт.

           Источником электропитания была ветроэлектроустановка марки ВДУ-3,5, которая при 400 оборотах в минуту винта обеспечивала мощность в 1 квт при напряжении до 28 вольт. Эта установка была смотирована на стальной башне высотой 10 м. Для обеспечения стабильного электропитания были установлены                            2 аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128.

           Дублёром маячного фонаря был фонарь марки Ф-300 с ацетиленовой 30-литровой горелкой. Огонь дублёра был также красным проблесковым с той же характеристикой, что и основной огонь. Но его дальность видимости была 6 миль (11 км). Для обеспечения работы дублёра в башне были установлены три газоаккумулятора («баллона») марки В-50.

           30 июня 1954 года был принят в эксплуатацию 2-квартирный жилой дом для персонала маяка, стены которого толщиной 90 см сложены из бутового камня. Дом построил также 521 Отдельный строительный участок  (521 ОСУ) Строительного управления флота под руководством инженер-капитана Металлова и прораба Землянского. Здание имеет размер в плане 16,80 х 11,70 м, общую площадь 133 кв. м, высота помещений 3,00 м. В каждой квартире было по три жилые комнаты и кухня. Отопление было печное, освещение керосиновое, вода – из колодца, уборная с выгребом – во дворе. Были построены три деревянных сарая различного назначения. При маяке была плоскодонная вёсельная рыбацкая лодка.

           В 1960 году 243 Маячная ремонтная партия ГС ТОФ под руководством Балашова построила кирпичное здание радиомаяка и деревянную баню. Здание радиомаяка имеет размер в плане 5,65 х 4,90 м, общую площадь 17 кв.м и высоту помещений 2,00 м. Около здания установили две стальные мачты-опоры антенны радиомаяка высотой 25 м каждая.          

           В этом здании в расстоянии 10 м от маяка установили радиомаяк марки МРМ-54 в качестве радиодевиационной установки, о вводе в действие которой 26 мая 1961 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 160 часть I. Радиомаяк имел опознавательный сигнал «РМ», работал на частоте 318,5 кгц при длине волны 942 м и имел дальность действия 20 миль (37 км). Баня имела общую площадь 13 кв. м.

           В порядке рационализации в 1963 году была механизирована работа колокола. Ударный механизм приводился в движение от аккумуляторных батарей через электрические часы марки МЭПА-75 светового маяка без участия человека.

           В 1965 были начаты строительные работы по реконструкции маяка Орехова с целью создания условий для установки новых технических средств навигационного оборудования. Работы выполнял УНР-246 Строительного управления флота. Руководили строительством Пламеневский и А.П.Каразанов. 30 марта 1967 года здания и сооружения маяка были приняты в эксплуатацию.

           Было построено кирпичное маячно-техническое здание по типовому проекту   ТР-44/60, размер которого в плане 12,62 х 9,82 м, общая площадь 95 кв. м и высота помещений 3,00 м. Совмещённое перекрытие выполнено из сборных железобетонных настилов. Полы плиточные, бетонные и из линолеума. В здании были установлены три дизель-электрических генератора общей мощностью 72 л.с. Для отопления здания и жилых домов установили три водогрейных котла марки ВНИИСТО.

           Для служащих маяка построили  2-этажный 4-квартирный кирпичный жилой дом. В каждой квартире 2 жилые комнаты, кухня и санузел, совмещённый с ванной. Размер дома в плане 21,37 х 7,27 м. Общая  площадь дома 198 кв. м. Междуэтажное перекрытие деревянное, крыша чердачная, кровля из волнистой асбофанеры. В доме электрическое освещение, центральное отопление, водопровод, канализация.

           Были построены также стальная вышка для излучателей наутофона высотой 7,70 м, кирпичный склад ГСМ в таре площадью 26 кв.м, шахтный колодец с бетонной заглубленной насосной станцией водопровода, железобетонный резервуар на 50 куб. м воды. Через бухту Преображения была проложена подводная кабельная ЛЭП от посёлка Преображение до маячно – технического здания  длиной 2000 м. Позднее КЛЭП была повреждена и выведена из эксплуатации. В маячном городке проложен водопровод длиной 260 м, канализация длиной 30 м с выпуском на рельеф, теплосеть длиной 250 м и электросеть длиной 260 м. Территория городка была ограждена штахетным забором длиной 360 м.

          22 июля 1967 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 367 часть I об установке и вводе в действие наутофона марки LIEJ-300. Колокол оставлен в качестве резервного средства туманной сигнализации.

           В декабре 1976 года была произведена замена девиационного радиомаяка на аппарат марки АНРМ-25.

           10 мая 1979 года в Извещении мореплавателям № 82 часть I светящий навигационный знак Орехова был переименован в «маяк Орехова» и его  красный огонь стал изофазным: свет 1,5 сек + темн. 1,5 сек = период 3 сек.   

           В 1998 году был упразднён наутофон.

           Начальниками маяка Орехова были: в 1950 – 1955 годах – Красовский, в 1961 году – И.Г.Громак, в 1980 году Волков.

           Маяк Орехова находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

 

 

Ю.Шухин

 

6 марта 2018 года

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида