Опричник маяк

 

 

Маяк Опричник

 

Историко – техническая справка

 

 

           Маяк 3 класса Опричник установлен в расстоянии 1,8 кабельтова (330 м) к NNE от мыса Сигнальный, который является северо – восточным входным мысом залива Опричник на северо – западном берегу Японского моря.

           Штатный номер маяка Опричник по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года № 724. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней № М 7612.

           Маяк предназначен для обеспечения мореплавания вдоль северо – западного берега Японского моря на подходе к заливу Опричник.

           Мыс Сигнальный имеет высоту более 200 метров, он  обрывается к морю голой серой отвесной стеной.

Географические координаты маяка Опричник:

широта 44º  26',9 N , долгота 136º  02',1 E.

           Маяк Опричник имеет высоту с фонарным сооружением от основания 14,57 м. Он установлен на высоте 200 м над уровнем моря и в расстоянии 10 м от берегового обрыва.

           Залив обнаружили в 1855 году в период Крымской войны корабли англо – французской эскадры и назвали его Шветер-бей. В 1860 году залив тщательно обследовал шкипер Ф.К.Гек. Современное название заливу в память о клипере «Опричник» дали военные топографы в 1874 году, когда производили его описание. В 1861 году экипаж парусно – винтового клипера «Опричник» осуществлял исследования в Японском море.

           Клипер «Опричник» был построен в Архангельске в 1856 году, имел водоизмещение 615 тонн. Мощность паровой машины была 150 л.с. Штатный экипаж состоял из 112 человек. Командир – капитан-лейтенант Пётр Александрович Селиванов. При переходе с Дальнего Востока в Кронштадт корабль погиб со всем экипажем, который состоял только из 95 человек (8 офицеров, 14 унтер-офицеров и 73 человека нижних чинов) в Индийском океане во время урагана 24 (12) декабря 1861 года (предположительно). В Кронштадте установлен монумент в память о клипере «Опричник».

           Маяк назван по названию залива.

           Маяк Опричник расположен на территории Дальнегорского городского округа Приморского края. Маячный городок занимает земельный участок на левом берегу устья реки Опричнинка, которая ранее называлась Мутухэ. В расстоянии около 1 км от маяка  на противоположном берегу реки находится посёлок Каменка.

           Строительство маяка Опричник было осуществлено специализированной на маячном строительстве экспедиционной подрядной организацией в/ч 72010 (УНР-765) Дальвоенморстроя. Работами руководили два капитана-инженера - Бизунов и Кулик. 

           Первая строительная экспедиция в составе 30 человек была доставлена на место работ 10 декабря 1971 года, что было связано со сроками и порядком призыва в армию в то время , в том числе и в военно – строительные отряды. Строительные материалы были завезены на 5 месяцев работы – до весны. До конца года были построены жилые помещения и склады. Завезённые строительные материалы были доставлены на строительную площадку с места разгрузки на берегу залива.

           В течении 1972 года на объекте работало 8 человек. Было подведено под крышу маячно-техническое здание, перекрыт 1-ый этаж двухэтажного жилого дома, построены навес и сарай, отрыты котлованы для фундаментов башни маяка и вышки излучателей наутофона, установлена стальная ёмкость для жидкого топлива, на 40 %  выполнена прокладка инженерных сетей.

           В 1973 году на объекте работало 15 человек. Был принят во временную эксплуатацию жилой дом, в который перебрались из времянок строители, в основном выполнены все работы в маячно-техническом здании, построен склад ГСМ в таре и закончена прокладка инженерных сетей. 

           В течении всего 1974 года на маяке работали 9 человек. 30 сентября 1974 года были построены и приняты в эксплуатацию все объекты маяка. Велись работы по монтажу технических средств навигационного оборудования силами Гидрографической службы флота.

           27 августа 1975 года было объявлено в Извещениях мореплавателям № 216 и № 218 часть I об установке и вводе в действие маяка Опричник. Были в то же время построены 4 стальные створные знака высотой по 6 метров для входа судов в реку  Опричнинка к причалу рыбокомбината.

           Маяк Опричник, который продолжает действовать и сейчас, представляет собой     8-гранную призматическую кирпичную башню высотой 10 м с фонарным сооружением. Размер башни в плане 3,60 х 3,60 м. Толщина стен 40 см. Башня оштукатурена снаружи и внутри и окрашена в белый цвет.

           Внутри башни стальная маршевая лестница, которая начинается на отм.  + 2,97 м. В башне две входные двери. Одна на отм. 0,00 ведёт в нижнее помещение башни. Вторая дверь на отм. + 2,97 служит для обеспечения подъёма на межэтажное перекрытие и далее по внутренней лестнице на подфонарную площадку на отм. + 8,11 м и с нее по стальной винтовой лестнице в фонарное сооружение. Для подъёма на перекрытие на отм. + 2,97 м  служит наружная стальная лестница и балкон. 

           На верхней площадке башни установлено фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТР-9/1, разработанному Государственным проектным институтом № 1 Минобороны СССР в 1957 году. Фонарное сооружение стальное 8-гранное с диаметром вписанного круга 2200 мм, высотой 4,06 м. Оно имеет 8 штормовых стёкол размером 984 х 1162 (h) мм и толщиной 10 мм.

           В фонарном сооружении установлен светооптический  маячный аппарат марки ЭМН-500 с электролампой  марки ММ 110-1000 мощностью 1 квт. Оптическая система имеет фокусное расстояние 250 мм, диаметр 608 мм и высоту 1335 мм. Осевая сила света белого огня 54 000 кандел. Огонь маяка длительно-проблесковый: свет 3 сек + темн. 4,5 сек = период 7,5 сек. Дальность видимости огня маяка 23 мили (более 42 км). Маяк виден в секторе 63º - 223º.

           Резервным маячным фонарём служит ацетиленовый аппарат марки АМ-300 с 25-литровой горелкой. Он светит белым длительно – проблесковым огнём с характеристикой: свет 4,5 сек + темн.7,5 сек = период 12 сек. Дальность видимости огня 6 миль (11 км).

           Постоянное электропитание маяка осуществляется от ЛЭП, подключённой к ДЭС рыбокомбината «Каменский». В качестве резерва в маячно-техническом здании установлены два дизель-электрических агрегата мощностью по 12 квт каждый.

           23 октября 1975 года было объявлено в Извещениях мореплавателям № 263 и № 266 часть I об установке и вводе в действие наутофона марки LIEJ-300, звуковые излучатели которого  установлены на стальной вышке высотой 10 м  в 670 метрах к западу от маяка. Вышка расположена в расстоянии 24 м от берегового обрыва на высоте 54 м над уровнем моря. Наутофон был упразднён 18 сентября 1985 года из-за жалоб жителей посёлка Каменка на превышение в черте населённого пункта  установленных норм громкости звука при его работе.

           Для обеспечения работы маяка построено кирпичное маячно – техническое здание по типовому проекту шифр ТР-44/65, разработанному   Государственным проектным институтом № 1 Минобороны СССР в 1965 году. Главный инженер проекта Злотникова.  Здание имеет размер в плане 12,52 х 10,12 м, общую площадь 96 кв. м, высоту помещений 3,00 м. Перекрытие из сборных железобетонных настилов, кровля совмещённая. Отопление центральное водяное от двух котлов марки ВНИИСТО, водоснабжение – водопровод от шахтного колодца, канализация в септик.

           Для персонала маяка был построен 4-квартирный 2-этажный кирпичный жилой дом с квартирами в двух уровнях. Размер дома в плане 15,78 х 11,28 м, общая площадь 231 кв. м. В доме две 2-комнатные и две 3-комнатные квартиры. В каждой квартире кухня и совмещённый санузел. Для отопления в каждой квартире установлен дровяной водогрейный котелок. Водоснабжение – водопровод от шахтного колодца, канализация в септик.

           Были построены также кирпичный склад ГСМ в таре, деревянные конюшня, навес и шахтный колодец, а также бетонные септик, стальные ёмкости для жидкого топлива и воды. Уложены наружные водопровод длиной 236 м, канализация – 128 м, кабельная и воздушная ЛЭП, а также телефонная линия. Общая стоимость строительства маяка составила 1803 тыс. рублей в ценах года приёмки объекта в эксплуатацию.

           В 1980 году начальником маяка был Винников.

           Маяк Опричник находится в ведении Гидрографической службы флота.

 

 

 

Ю.Шухин

 

15 марта 2018 года

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида