Олюторский маяк

 

 

 

Маяк Олюторский

 

Историко – техническая справка

 

           Автоматический маяк Олюторский установлен в расстоянии 3,5 мили (6,5 км) к северо – западу от мыса Олюторский, который является южной оконечностью Олюторского полуострова и восточным входным мысом Олюторского залива,  а также юго – западным мысом северо – западного берега Берингова моря, тянущегося на 286 миль (530 км)  до Анадырского залива. Из-за отсутствия приемлемых условий для строительства маяка на мысе Олюторский в целях его навигационного ограждения были построены вблизи два автоматического маяка: Олюторский и Бубнова. Маяк Олюторский можно наблюдать только в секторе 137º - 282º. Он ограждает мыс только для судов, идущих с южного и западного направлений. Маяк Бубнова, установленный в расстоянии 7,9 мили (14,6 км) к северо – востоку от мыса Олюторский, наблюдается в секторе 22º - 187º и ограждает мыс только для судов идущих с северо – востока, востока и юго – востока.

           Штатный номер маяка Олюторский по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» № 3520.1. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней № М 8122.2.

           Маяк установлен на высоте 10,0 м над уровнем моря в расстоянии 120 м от береговой черты. Рельеф участка размещения маяка ровный. Участок пересекают овраги в направлении, перпендикулярном береговой черте.

           Маяк расположен на территории Олютерского района Камчатского края. Ближайший населённый пункт – посёлок Апука расположен напрямую в расстоянии 62 км к северо – западу от маяка.

Географические координаты маяка Олюторский:

широта 59º 57,9' N  ,  долгота 170º 10,8' E.

           Для строительства маяка был привязан типовой проект автоматического светового и радиомаяка с монолитной железобетонной 8-гранной призматической башней высотой 17 метров, шифр Б-6-2/73, разработанный Государственным проектным институтом № 1 ВМФ Минобороны СССР в 1973 году. Главный инженер института В.И.Манойлин, главный инженер проекта Г.И.Кирсанов, руководитель проектной группы М.Борунов, инженеры Зудин, Мухин, Панов, Шафранская.

           Строительство маяка было начато в 1980 году. Работы выполняла специализированная экспедиционная маячная строительная организация в/ч 34363 (635 ВМС) Дальвоенморстроя. Руководили работами подполковник-инженер И.Е.Педосюк и прораб Г.С.Шах. Строительная экспедиция была доставлена из Петропавловска на Камчатке на гидрографическом судне «Лот» и высажена со строительными материалами, машинами и оборудованием в период с 15 мая по 1 июля. Доставка людей и грузов экспедиции со стоящего на якоре на открытом рейде судна  производился шлюпками и плашкоутом на не имеющий причала берег в условиях постоянного наката волн и неустойчивой погоды.

          Строительная экспедиция в период с 15 октября по 1 ноября была снята на зиму. За время ведения работ экспедиция обустроилась и выполнила закладку бетонного фундамента башни.

           В 1981 году экспедиция в количестве 16 человек была доставлена на объект только в начале сентября. В период до начала ноября был забетонирован ствол на высоту 5 м.

           В 1982 году строительная экспедиция в составе 11 человек была доставлена гидрографическим судном «Глубомер» и теплоходом «Алмаз» Камчатского морского пароходства 17 августа и работала до 17 октября. Башня была построена и подготовлена для выполнения отделочных работ. Из шлакобетонных блоков был также построен павильон общей площадью 14 кв. м для радиоизотопной энергетической установки марки ИЭУ-1, которая также была доставлена на место монтажа.

           В 1983 году строительная экспедиция была доставлена 17 июня на гидрографическом судне «Гидростат». Были закончены все строительные и монтажные работы.

           Нижняя часть башни на высоту 4,55 м имеет в плане квадратную форму размером 5,20 х 5,20 м при толщине наружных стен 20 см.

           30 сентября 1983 были приняты в эксплуатацию башня маяка, энергопавильон и две стальные мачты-опоры антенны радиомаяка высотой 30 м каждая. Башня снаружи была окрашена в красный цвет. Общая стоимость строительства маяка в течении четырёх лет в условиях оплаты выполненных работ в размере фактических затрат составила 671,0 тыс. рублей в ценах времени строительства.

           7 сентября 1983 года было объявлено в Извещениях мореплавателям № 53 и № 55  часть II об установке и вводе в действие автоматического маяка Олюторский. На верхней площадке маяка, не имеющем фонарного сооружения, был установлен светооптический аппарат марки АСА-500 с фонарём, защищающем оптическую систему от атмосферных воздействий. В аппарате установлена электролампа марки ММ 110-500. У маяка был белый проблесковый огонь: свет 0,5 сек + тёмн. 3,5 сек = период 4 сек. Дальность видимости огня 16 миль (почти 30 км).

           10 ноября 1983 года было объявлено в Извещениях мореплавателям № 71 и № 74 часть II об установке и вводе в действие автоматического радиомаяка Олюторский при маяке Олюторский штатный номер № 1096. Был установлен радиомаяк марки МРМ-61. Маяк имел опознавательный сигнал «ЛЮ», работал непрерывно на частоте 309,5 кгц и имел дальность действия 50 миль (91 км).

           Радиомаяк выведен из действия в 1999 году, маяк выведен из действия в 2003 году.

           Автоматический маяк Олюторский находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

 Ю.Шухин

 

12 марта 2018 года

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида