Озёрный восточный маяк

 

 

 

Маяк Озёрный Восточный

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Озёрный Восточный установлен на мысе Озёрный полуострова Озёрный на северо-восточном берегу Камчатки. Маяк обеспечивает мореплавание в заливах Озёрный и Карагинский Берингова моря, на границе которых он установлен. Эти названия указаны на навигационных морских картах и в Лоции Берингова моря издания 2004 года.

           На топографических картах и в статьях википедии указывается: полуостров Озерной, залив Озерной и мыс Озерной

           28 ноября 1958 года в Извещениях мореплавателям №№ 226,228 и 229 часть II было объявлено об открытии действия маяка Озерной Восточный на мысе Озерной и при нём радиомаяка и наутофона. Вскоре после этого маяк стал носить нынешнее название.

           Штатный номер маяка Озёрный Восточный по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года № 3445. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней № М 8120.

           Мыс Озёрный Восточный плоский, имеет высоту около 30 метров над уровнем моря и заканчивается обрывом. Мыс окружён рифами с надводными и осыхающими камнями.

           Маяк установлен в расстоянии 100 м от берегового обрыва, на высоте 37 м над уровнем моря.

Географические координаты маяка Озёрный Восточный:

широта 57º 43,458' N , долгота 163º 18,938' E.

           Маяк расположен на территории  Елизовского  района Камчатского края.

           Ближайший населённый пункт – порт Усть-Камчатск, расположенный  в расстоянии 150 миль (278 км) от маяка. Ближайшие маяки: к югу маяк Африка в расстоянии 92,4 мили (171 км), а к северу маяк Эльтнлет в расстоянии 47,5 мили (88 км).

           Возведение маяка было возложено на экспедиционную специализированную на маячном строительстве подрядную организацию в/ч 34363 (635 ВМС). Работами руководили инженер-капитан А.П.Баранов и прораб Дудин.  Строительство маяка началось не позднее 1955 года. Точной датой не располагаю.  К концу 1956 года была построена нижняя часть ствола монолитной железобетонной цилиндрической башни маяка высотой 8,50 м. Проектная высота ствола – 21,00 м. 26 февраля 1957 года в Извещении мореплавателям № 25 часть II было объявлено о возможности использовать строящуюся башню в качестве дневного ориентира. 10 сентября 1958 года все объекты маяка были приняты в эксплуатацию.

           До сих пор действующий маяк представляет собой цилиндрическую монолитную железобетонную башню с фонарным сооружением высотой 25,62 м. Башня построена по типовому проекту шифр ИГ-51, разработанному Государственным проектным институтом № 1 МО СССР, г. Ленинград в 1955 году. Главный инженер проекта  Голубев. Фонарное сооружение было изготовлено по типовому проекту ТГ-103-1, разработанному той же организацией.

           Башня состоит из цилиндрического ствола наружным диаметром 4,30 м со стенками толщиной 15 см и высотой 15,90 м, установленного на конический цоколь высотой 5,10 м. Цоколь имеет богатую архитектурную отделку: карниз, пояски, русты, арки. Верх ствола несёт карниз высотой 50 см и ширину 75 см, выполненный из архитектурных тяг различной формы. Внутри башни устроены винтовая лестница из мозаичных сборных ступеней по стальным косоурам с промежуточными площадками и грузовая шахта. В верхней части ствола находится служебное подфонарное помещение и тамбур с трапом для выхода в фонарное сооружение. Высота этих помещений 2,78 м.  Фундамент башни монолитный бетонный цилиндрический диаметром 8,40 м, глубина его заложения 2,00 м. Верхняя монолитная железобетонная площадка имеет диаметр 5,30 м и по периметру - леерное ограждение высотой 1,10 м. Для установки резервного маячного аппарата площадка имеет выступ длиной 1,40 м и шириной 1,55 м со съёмным ограждением.

           Фонарное сооружение 12-гранное призматическое с диаметром вписанного круга 2,86 м и высотой до румбоуказателя 4,62 м. На куполе установлены дефлектор и румбоуказатель – молниеприёмник. Штормовое остекление трёхярусное высотой 1,60 м из плоских зеркальных стёкол толщиной 10 мм.

           В фонарном сооружении была установлена линза Л-500 с электролампой мощностью 500 вт. Огонь маяка был белый проблесковый: свет 4,5 сек + темн. 7,5 сек = период 12 сек. Дальность видимости огня была 20 миль (37 км). В 1962 году линза была заменена светооптическим аппаратом ЭМН-500. Характеристики огня сохранились.  

           Для обеспечения работы маяка, размещения аппаратуры радиомаяка и наутофона, а также дизель-электрических генераторов и аккумуляторов было построено из шлакобетонных блоков маячно – техническое здание по типовому проекту шифр ТГ-51-1, разработанному также ГПИ № 1 МО в 1953 году. Главный инженер проекта Голубев. Размер здания в плане 17,28 х 17,28 м, общая площадь 276 кв. м, высота помещений      3,20 м. Крыша здания чердачная, 4-скатная с шатровым куполом в центре над помещением расширительных баков. В здании были установлены 3 дизель-электрические генератора марки ДГА-12 мощностью 12 квт каждый. Для отопления здания установили два водогрейных отопительных котелка на твёрдом топливе. Вода в здание подавалась насосом из озера по водопроводу длиной 300 м.

           В здании был установлен  радиомаяк марки КРМ-250. Рядом со зданием поставили две стальные мачты – опоры Т-образной антенны радиомаяка высотой 30 м каждая. Радиомаяк имел опознавательный сигнал «ЗР», дальность действия 175 миль (324 км). Он работал на частоте 291,5 кгц и длине волны 1029 м в одной группе с пятью радиомаяками. В 1972 году он был заменён радиомаяком марки КРМ-100, который, в свою очередь, в 1988 году был заменён на радиомаяк марки КРМ-300. 

           Для подачи предостерегающих звуковых сигналов судам в тумане и при плохой видимости при маяке был установлен наутофон марки 3Р/5-52 производства ГДР. Преобразователи тока и другая аппаратура были установлены в маячно-техническом здании. Излучатели были установлены у башни маяка. О вводе в действие наутофона было объявлено 28 ноября 1958 года в Извещении мореплавателям № 226.  Наутофон работал до 1970 года За это время – в течении 12 лет он подавал сигнал в течении 7614 часов – в среднем 635 часов в год.

           10 ноября 1970 года был введён в действие новый наутофон марки LIEJ-300 производства Швеции, заменивший прежний, выработавший свой ресурс. Три излучателя наутофона для подачи звукового сигнала были установлены на высоте 36,50 м над уровнем моря в расстоянии 43,00 м от уреза воды, ориентированы на восток и имели угол излучения 120º. Сигнал имел частоту 300 гц. Этот наутофон проработал до 1993 года, когда был упразднён.

           Для персонала маяка были построены два жилых дома. 2-квартирный жилой дом из шлакобетонных блоков имел размер в плане 18,38 х 8,40 м, общую площадь 124 кв. м, высоту помещений 2,85 м, толщина стен 40 см. В каждой квартире было по три комнаты, кухня, кладовая и уборная с выгребом. Крыша чердачная, перекрытие деревянное, кровля железная, полы деревянные. Отопление печное, кухонная плита на дровах, вода привозная, освещение электрическое.

           1-квартирный жилой дом с бетонными стенами толщиной 50 см имел размер в плане 9,35 х 8,80 м, общую площадь 62 кв. м, высоту помещений 2,80 м. В доме три комнаты, кухня, кладовая.  Крыша чердачная, перекрытие деревянное, кровля железная, полы деревянные. Отопление печное, кухонная плита на дровах, вода привозная, освещение электрическое. Уборная во дворе.

           Были также построены :

-  склад для хранения маячного имущества  из шлакобетонных блоков площадью 87 кв. м,

- склад ГСМ в таре кирпичный площадью 25 кв. м,

- резервуар стальной обвалованный для жидкого топлива ёмкостью 10 куб.м,

- пожарный резервуар ёмкостью 50 куб. м,

- хозяйственный сарай деревянный 2-секционный,

- конюшня деревянная,

- уборная,

- электросеть,

- ограда штахетная длина 200 м.

           23 ноября 1969 года в 11 часов поясного времени в море, в расстоянии 75 миль от маяка произошло землетрясение силой 8,5 баллов. Все технические средства навигационного оборудования маяка были выведены из строя. Персонал маяка своими силами восстановил полностью работу радиомаяка и наутофона. Была восстановлена работа светооптического аппарата с повреждённой оптической системой. Аккумуляторы из-за перекоса и замыкания пластин частично вышли из строя.

           Цоколь башни на отметке + 4,10 м получил сквозную горизонтальную трещину по всему периметру. В перекрытии башни по всей длине примыкания к нему стен подфонарного помещения также образовались сквозные трещины. Треснули стёкла двух иллюминаторов и 4 стекла в фонарном сооружении. Полностью разрушена отмостка вокруг башни. 

           В маячно-техническом здании и жилых домах образовались сквозные трещины наружных стен, трещины в углах примыкания внутренних стен и перегородок, в перекрытии и дымовых трубах. 25% оконных стёкол треснули.

           В навигацию 1970 года был заменён светооптический аппарат ЭМН-500 на новый аппарат той же марки, предназначавшийся для маяка Русская Кошка. Был заменён наутофон на новый марки LIEJ-300 (производства Швеции), о чем было объявлено           11 ноября 1970 года в Извещении мореплавателям № 90 часть II. Был выполнен ремонт всех зданий на сумму 158,0 тыс. рублей.

           В 1971 году были завершены работы по ликвидации последствий землетрясения. Был восстановлен наружный водопровод, заменены все треснувшие  штормовые стёкла, установлены новые обе стальные мачты – опоры антенны радиомаяка марки МСТ-30 высотой 30 м. Стоимость выполненных за сезон ремонтных работ составила 121,0 тыс. рублей.

           В 1972 году был установлен новый радиомаяк марки КРМ-100, который в 1988 году был заменён на радиомаяк марки КРМ-300.

           В 1992 году приступили к работам по переводу маяка в автоматический режим работы без постоянно проживающего на маяке персонала. Была доставлена радиоизотопная энергетическая установка марки РИЭУ-3-3АБ. В 1993 году светооптический аппарат был заменён на автоматический маячный аппарат марки       АСА-500М с электролампой марки ММ 110-500 мощностью 500 вт. Был упразднён наутофон. В 1995 году был установлен новый автоматический радиомаяк марки АГАТ-1. После проведения необходимых испытаний в 2000 году персонал с маяка был снят и маяк с тех пор работает в автоматическом режиме по-прежнему белым огнём, но  с новой характеристикой: свет 1 сек + темн. 7 сек = период 8 сек и меньшей дальностью видимости – 18 миль (более 33 км). Резервный огонь маяка упразднён. Маяк, ранее действовавший круглый год, теперь  работает 5 месяцев в году - с 30 июня по 30 ноября.

           Начальниками маяка были: в 1965 году  - Ю. Кузнецов, в 1981 году – Гордеев.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

21 февраля 2018 года

Ю. Шухин

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида