Ныйво маяк

 

 

 

Маяк Ныйво

 

Историко – техническая справка.

 

           Автоматический маяк Ныйво установлен на восточном берегу острова Сахалин, в Ныйском заливе, на мысе Шидловского.

           Штатный номер маяка Ныйво по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья» - № 2732. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7930.

           Маяк Ныйво предназначен  для обеспечения мореплавания в Охотском море у восточного берега острова Сахалин и подхода к Ныйскому заливу.

           Маяк расположен в расстоянии 55,0 м от берегового обрыва на высоте 14,5 м над уровнем моря.

Географические координаты маяка Ныйво:

широта 51º 57',30 N, долгота 143º 07',65 E.

           Маяк Ныйво находится на территории Ногликского района Сахалинской области в расстоянии 1,8 км от станции Вени или Венское железнодорожной ветки Оха – Ноглики, принадлежащей предприятию «Сахалиннефть» и в расстоянии 50 км от посёлка Катангли.

           Ближайший маяк Чайво расположен севернее маяка Ныйво на расстоянии 24,5 миль (более 45 км).

           Ныйский залив был открыт в 1805 году первой русской кругосветной экспедицией на шлюпе «Надежда» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770 – 1846). Описан залив в 1849 году экспедицией на военном транспорте «Байкал» под командованием капитан-лейтенанта Геннадия Ивановича Невельского (1813 – 1876) и в 1852 году участником  Амурской экспедиции 1851 – 1855 годов лейтенантом Николаем Константиновичем Бошняком (1830 – 1899).

           Подробно обследован залив в 1882 году офицерами клипера «Пластун» под командованием капитана 2 ранга П.А.Полянского. Ими же и тогда же мыс, на котором теперь установлен маяк, назван по фамилии члена экипажа мичмана Михаила Владимировича Шидловского (1856 - ?).

           Залив получил своё название по названию родового стойбища нивхов – коренного народа Сахалина - Ныйво, или Ный, что означает в переводе: один вариант - «селение туманов», другой вариант – «селение у залива». Это селение находилось в средней части косы Пластун, отделяющей с юга Ныйский залив от моря. Теперь там место проведения ежегодных национальных праздников. Маяк также получил своё название по названию этого селения, от которого маяк отстоит на расстоянии 7,5 км.

           Проект строительства маяка был выпущен в 1965 году. Был привязан типовой проект шифр  ТП-52, разработанный организацией Военморпроект № 31, г. Владивосток.

           Строительство маяка было развёрнуто в сентябре 1966 года. Работы выполняла подрядная экспедиционная строительная организация в/ч 72010 Дальвоенморстроя. Руководили работами инженер-майор В.С.Шевелёв и прораб А.И.Озолс. До наступления зимы и прекращения работ был отрыт котлован глубиной 2,30 м и диаметром по низу 5,00 м, а также заложен бутобетонный ленточный фундамент башни.  В течении строительного сезона 1967 года башня была построена и 30 декабря 1967 года была принята в эксплуатацию. Стоимость строительства маяка составила 57,1 тыс. рублей.

           Башня цилиндрическая бутобетонная высотой 12 м. Её наружный диаметр 3,50 м. Толщина стен 40 см. В башне три этажа и подвал. Высота помещений первого и третьего этажей -3,65 м, второго этажа с учётом толщины утеплителя пола и потолка –3,27 м и подвала – 1,75 м. Междуэтажные перекрытия – из монолитного железобетона толщиной 10 см. Внутренний диаметр помещений первого и третьего этажей – 2,70 м, второго этажа с учётом толщины утеплителя стен – 2,50 м. Утеплитель – шлаковата.  Подъём с этажа на этаж и на верхнюю площадку – по стальным вертикальным трапам. Люки в перекрытиях закрываются стальными крышками. Верхняя площадка имеет перила ограждения высотой 1,10 м. Выход на верхнюю площадку через стальную 4-гранную будку размером в плане 0,80 х 0,90 м и высотой  1,00 м с люком. На крыше будки установлен столик для крепления маячного фонаря марки ЭМ-300. На верхней площадке башни предусмотрено место для установки автоматической   ветроэлектростанции   марки АВЭС-0,1/12.

           Подвал башни предназначен для установки батарей марки «Знак» резервного электропитания. На первом этаже устанавливаются аккумуляторные батареи ветроэлектростанции. На втором этаже башни помещение для временного проживания двух специалистов. Там установлена стальная двухярусная койка, стальная отопительная печка и две табуретки. Третий этаж предназначен для установки радиомаяка. Снаружи к стене прикреплён кронштейн для штыревой резервной антенны радиомаяка.

           Для дневного освещения внутренних помещений башни в каждом из них установлен круглый бортовой иллюминатор диаметром 40 см.

           Около башни были установлены две стальные мачты-опоры высотой по 30 м для подвески основной Т-образной антенны радиомаяка.

           После монтажа маячного аппарата марки ЭМ-300 с электролампой марки ММ-25 мощностью 23 вт при напряжении 12 в, радиомаяка марки МРМ-61, ветроэлектростанции марки АВЭС-0,1/12 мощностью 140 вт, аккумуляторной батареи марки 4-НКН-100 и батарей «Знак», их наладки и испытания 15 марта 1968 года в Извещениях мореплавателям №№ 88, 89, 90 и 91 часть I было объявлено о вводе в действие автоматического маяка Ныйво. На башне были накрашены две белые и две чёрные горизонтальные отличительные полосы одинаковой ширины. Огонь маяка был белый, круговой, проблесковый: свет 1 сек + тёмн. 2 сек = период 3 сек с дальностью видимости  9 миль (почти 17 км). Маяк работал во время навигации с 1 июня по 31 декабря. В 1968 году маяк работал 2544 часа, в 1969 году – 2546 часов.

           Автоматический радиомаяк Ныйво со штатным номером № 930 имел опознавательный сигнал «НВ», работал на частоте 703 кгц с длиной волны 426,7 м и дальностью действия 50 миль (92 км).

           19 мая 1981 года в Извещении мореплавателям № 140 было объявлено о замене радиомаяка марки МРМ-61 на радиомаяк марки АНРМ-25 с рабочей частотой 306,5 кгц.

           14 июня 1985 года были введены в действие две радиоизотопные энергетические установки марки Бета-М, заменившие ветроэлектрическую станцию.

           Автоматический маяк Ныйво находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

7 февраля 2018 года

Ю.Шухин 

            

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида