Низменный маяк

 

Маяк Низменный

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Низменный ныне 3 класса установлен на мысе Низменный, который является юго-восточной оконечностью безымянного полуострова материкового побережья в северо-западной части Японского моря. Полуостров выступает в море на 1,4 мили – 2,6 км, его ширина 4 км. Он расположен в 106 милях – 196 км к ENE от мыса Поворотный и в 8,3 мили – 15,4 км к WSW от залива Ольги.

           Полуостров имеет вид ровного плато, которое значительно ниже прилегающей гористой местности. Он заканчивается скалистыми отвесными обрывами. Мыс и прилегающие берега поросли травой, а в глубине полуострова растёт смешанный лес.

           В прибрежной полосе шириной до 2 кабельтовых – до 400 м вокруг полуострова расположены рифы, обломки скал и камни, на которых растут водоросли.

           Маяк Низменный высотой 17,37 м установлен в расстоянии 50 м  от берегового обрыва и на высоте 48 м над уровнем моря.

           Штатный номер маяка Низменный по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года -  640. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - М 7584.

           От посёлка Ольга до маяка морем 18 миль – 33,5 км, а по суше, по пешеходной тропе –50 км.

           Географические координаты маяка Низменный: 

широта 43° 30,4' N , долгота 135° 08,4' E.

           Грунт в маячном городке – глина, которую подстилает скала. Грунтовые воды на глубине более 2 м.

           Маяк Низменный расположен на территории Ольгинского района Приморского края.

           Мыс Низменный был описан и назван в 1860 году экспедицией на шхуне  «Восток» под руководством подполковника корпуса флотских штурманов Василия Матвеевича Бабкина (1813 – 1876) в процессе обследования материкового побережья Японского моря от залива Владимира до залива Америка (ныне залив Находка).

           Строительство маяка на мысе Низменный было включено в 11-ую группу маяков первого «Плана постепенного производства работ по сооружению маяков начиная с 1875 года» со сроком выполнения – 1885 год. Этот план был составлен комиссией Морского министерства в 1871 – 1872 годах по указанию генерал – адмирала великого князя Константина Николаевича в качестве обоснования подписанного 5 (17) мая 1872 года «высочайшего повеления» императора Александра II о ежегодном выделении из государственной казны 238 тыс. рублей «на постройку маяков, переосвещение действующих маяков и капитальное их исправление».

           В комиссию под председательством товарища управляющего Морским ведомством вошли:

- вице-адмирал Семён  Ильич Зеленой (1810 – 1892), руководитель Гидрографического департамента с 1859 по 1873 год и одновременно председатель Морского учёного комитета и учёного отделения Морского технического комитета,

- капитан 1 ранга Виктор Иванович Зарудный (1828 – 1897), в 1872 году был начальником гидрографической части управления главного командира портов Чёрного  и Азовского морей и, одновременно, директором маяков и лоции Чёрного и Азовского морей, впоследствии контр-адмирал,

- капитан 1 ранга Шульц,

- капитан-лейтенант Константин Степанович Старицкий (1839 – 1909), после участия в  многолетней экспедиции  в дальневосточных морях состоял в Гидрографическом департаменте в качестве офицера – специалиста при генерал – адмирале великом князе Константине Николаевиче, впоследствии контр-адмирал,

- капитан-лейтенант Нил Львович Пущин (1837 – 1891),  в 1872 году начальник Отдельной съёмки Каспийского моря, впоследствии генерал-майор, начальник Главного гидрографического управления.

           Маяк Низменный предназначался, как было записано  в «Описании маяков, огней и предостерегательных знаков Российской империи» издания 1904 года – на следующий год после начала действия маяка, «для обеспечения подхода к заливу св. Ольги и для определения в последний раз, идя к островам Рийсири (ныне остров Рисири, лежащий к западу от северной оконечности острова Хоккайдо) и Мацмай (одно из прежних  названий острова Хоккайдо)».

           В 1885 году, кроме маяка Низменный в России планировали построить ещё три маяка, один плавмаяк, навигационные огни  одного порта и переосветить один маяк – то есть установить на нём новый светооптический аппарат.

           Выбор места строительства маяка Низменный был произведен  в 1879 году. В Отчёте Гидрографического департамента за 1879 год дано следующее описание работ и условий их выполнения:

           «У берегов Приморской области между заливами св. Ольги и Уссурийский производились работы по топографической съёмке берега   между мысами Северным и Южным Низменными и избрана более удобная местность для постройки нового  предполагаемого маяка, а именно средняя высокость между означенными мысами и более выдающаяся точка мыса высотой 203 фута – 62 м. От этой точки виден остров Чихачёва (расстояние 12 миль – 22 км, высота острова 105,5 м).

           Южный берег (мыса) оказался неприступным для шлюпок и только с помощью проводника – манза (так называли во второй половине XIX века осёдло проживавших в Приморье китайцев и манжуров) партии удалось в тихую погоду пройти узкий проход между каменьями, за которыми скрываются шлюпки манзов, ловящих морскую капусту. Не зная фарватера шлюпки могут пристать только по северную сторону мыса, севернее озера. Но и там при свежем восточном ветре бьёт сильный прибой. На шлюпочном переходе под парусами от северной стороны мыса Низменный к южной ветер был до того свежий, что партии пришлось отказаться от производства промера вдоль берега. Весь берег приглуб и, особенно, у южной оконечности мыса, за рифами. Озеро на северной стороне мыса Низменный (сейчас называется «озеро Северное») с хорошей пресной водой. Растительность на мысе – большей частью мелкий дубняк. Строительного леса поблизости не замечено».

           В Отчёте уже за 1884 год отмечается необходимость постройки маяка на мысе Низменный для обеспечения подхода к заливу св. Ольги.

           Строительство маяка со службами и дорогами было начато лишь        21 апреля (4 мая) 1902 года. Работами руководил маячный техник  Кириллов, состоявший в штате Дирекции маяков и лоции Дальнего Востока. Работы он выполнял на коммерческом праве. К окончанию навигации работы были выполнены на сумму 30 000 рублей.

           В 1903 году работы были завершены. На строительство маяка Низменный было затрачено 79 600 рублей.

           Маяк Низменный открыл действие 12 (25) октября 1903 года и работает до сих пор.

           Маяк представляет собой 8-гранную призматическую каменную башню с фонарным сооружением высотой 17,37 м, встроенную в жилой дом. Освещение маяка предполагалось в течении всего года.

           Здание маяка имеет размер в плане 25,90 х15,45 м, общая площадь 216 кв.м, высота помещений 3,25 м и толщина стен 90 см.

           Стены и фундамент жилого дома и башни сложены из бутового камня, перекрытие монолитное бетонное по железным балкам, крыша дома деревянная, кровля железная, полы дощатые, а в башне – из керамической плитки.

           В жилом доме были сделаны две квартиры. В соответствии с принятыми в те времена правилами одну квартиру с тремя комнатами и кухней занимал смотритель маяка. Вторая квартира с пятью комнатами и кухней была «коммунальной» - в ней каждому служителю маяка предоставлялась одна комната. Отопление в доме было печное, освещение – керосиновое, воду привозили лошадкой из колодца, уборная с выгребом была во дворе.   

           8-гранный призматический ствол башни высотой 10,90 м и стены жилого дома  оштукатурены снаружи и внутри и побелены.

           Размер ствола башни в плане 5,00 м х 5,00 м. Внутреннее цилиндрическое помещение имеет диаметр 3,00 м. Толщина стен ствола башни 1,00 м. Внутри ствола установлена винтовая стальная лестница.

           Венчает башню фонарное сооружение, изготовленное, как и светооптический маячный аппарат, фирмой «SAUTTER HARLE» в 1902 году. Оно установлено на 12-гранной верхней площадке башни, имеющей размер в плане 5,24 х 5,24 м. 12- гранное фонарное сооружение имеет высоту 6,47 м и диаметр вписанной во внутренние габариты  его  основания окружности 2,90 м. Сооружение имеет штормовое остекление высотой 2,45 м, состоящее из трёх рядов плоских прямоугольных стёкол – по 12 стёкол в каждом ряду. Купол сооружения медный.

           В фонарном сооружении был установлен маячный светооптический аппарат 2-го разряда. Оптическая система имела диаметр 1400 мм , высоту 2250 мм, фокусное расстояние 700 мм и массу около 1600 кг. Аппарат был изготовлен фирмой «SAUTTER HARLE» в 1902 году.

           Источником света была керосино – калильная горелка фирмы «Люкс», г.Рига, которая работала до 1945 года. До конца 1903 года за 1223 часа работы было израсходовано 60 пудов керосина – 983 кг или 1229 литров. В   1 час расходовалось 850 грамм или 1 литр  керосина.

           Маяк имел круговой групповой проблесковый вращающийся огонь с дальностью видимости 21 миля – 39 км. Сила света маяка была 160 тыс. свечей. Период работы маяка длительностью 36,8 сек состоял из трёх проблесков длительностью 3,2 сек каждый, двух интервалов между проблесками длительностью по 2 сек и интервала между периодами длительностью 23,2 сек. С 1930 года характеристика огня была установлена другая: три проблеска по 0,5 сек, два интервала по 0,6 сек между проблесками  и интервал 4,7 сек между периодами – длительность периода  7,4 сек, то есть 8 периодов в минуту. 

           Для создания группового проблескового характера огня маяка оптическую систему вращали с помощью часового механизма со скоростью 8 оборотов в минуту. Этот механизм приводился в движение грузом, подвешенным на стальном тросе. С целью значительного уменьшения усилий для вращения весящего более 1,6 тонны оптического аппарата было использовано изобретение инженера Бурделля, сделанное в 1890 году. Оптическая система была установлена на «поплавок», который был погружён в кольцевой закрытый лоток с ртутью. Это делало минимальными силы трения между неподвижным лотком и вращающимся «поплавком» по сравнению с ранее применявшейся конструкцией вращения оптической системы на роликах по круговому  рельсу.

           В маячном городке были построены: здание сирены, здание служб, баня, кладовая керосина, ледник и хозяйственные помещения.

           Здание для размещения пневматической сирены, предназначенной для подачи предупреждающих звуковых сигналов мореплавателям во время тумана, мглы и снегопадов, было построено на специально выровненной площадке размером 40 х 20 м на самом краю обрыва мыса в расстоянии 36 м от маяка и 5 м от обрыва. Площадка расположена на высоте 38,4 м над уровнем моря и на 9,6 м ниже территории  маяка. Для спуска от маяка к зданию сирены устроена бетонная маршевая лестница. Площадка ограждена по краю со стороны обрыва бетонной стенкой высотой до 50 см.

           Здание сирены имеет размер в плане 14,0 х 10,0 м, общую площадь 77 кв.м, высоту помещений 3,45 м. Фундамент и стены сложены из бутового камня. Толщина стен 75 см. Перекрытие монолитное бетонное по железным балкам, крыша деревянная, кровля железная, полы бетонные. Отопление печное, освещение керосиновое, вода привозная из колодца, канализации не было.

           В здании была установлена пневматическая сирена фирмы «SAUTTER HARLE» - той же, что изготовила маячный аппарат и фонарное сооружение.

           Сирена излучала сигнал высокого тона длительностью 4 сек с интервалом 2 минуты в направлении на юг в секторе 215°. Рупор возвышался над уровнем моря на 44,6 м и над площадкой на 6,20 м. Дальность распространения звукового сигнала была 6,75 мили – 12,5 км.

           Сирена имела в своём составе:

- два керосиновых двигателя мощностью по 10 л.с. при 240 об/мин.,

- один поршневой двойного действия компрессор производительностью 2,5 куб.м/мин. при давлении 2,5 атм. и 55 об/мин. с ременной передачей и водяным охлаждением,

- звуковой аппарат  для подачи сигнала, который расходовал воздух в количестве 0,56 куб.м/сек,

- воздушные, водяные и топливные ёмкости,

- медные, соединяющиеся на фланцах, трубопроводы  диаметром от 10 до 50 мм общей длиной 25 м,

- выхлопную чугунную трубу диаметром 100 мм и длиной 7 м,

- два приводные ремня из прорезиненного брезента шириной 150 мм и толщиной 7 мм; длина ремней была 9,6 и 7,4 метра.

           С 1903 по 1947 год включительно, то есть за 44 года и 2,5 месяца, сирена отработала 39 204 часа, в 1948 году – 730 часов, в 1949 году – 1117 часов, в 1950 году – 1140 часов.

           В 1950 году механиком сирены – главным её хранителем и пользователем был И.И.Кондратюк, работавший в этой должности с 1910 года.

           С момента основания маяка около здания сирены был установлен колокол в качестве резервного туманного сигнала на случай неисправности сирены. Он был подвешен на деревянной раме с навесом. Масса бронзового колокола 19 пудов 33 фунта – 325 кг. Высота и диаметр колокола 82 см. Церковной символики колокол не имеет. Колокол был изготовлен «Товариществом Гатчинского завода Александра Степановича Лаврова» в порядке исполнения заказа Морского министерства на изготовление сигнальных колоколов переплавкой негодных флотских бронзовых пушек. А.С.Лавров, будучи генерал – майором артиллерии, создал этот завод специально для литья бронзовых пушек по разработанной им технологии.

           При маяке была установлена сигнальная мачта для переговоров с проходящими судами по международному своду сигналов.

           Баня, фундамент и стены которой также выложены из бутового камня, имеет размер в плане 9,60 х 8,45 м, общую площадь 42 кв.м, высоту помещений 2,90 м, толщину наружных стен 90 см. Перекрытие монолитное бетонное по железным балкам, крыша деревянная, кровля железная, полы дощатые. Отопление печное, освещение керосиновое, вода привозная из колодца, канализации нет.

           Фундамент и стены здания служб так же выложены из бутового камня. Здание имеет размер в плане 17,00 х 6,45 м, общую площадь 87 кв.м, высоту помещений 2,65 м и толщину стен 50 см. Перекрытие и крыша деревянные, кровля железная, полы бетонные и дощатые. Отопление печное, освещение керосиновое. Позднее в этом здании разместили гидрометеостанцию и жилое помещение. Выполнение на русских маяках метеорологических и даже орнитологических наблюдений было установлено Главным гидрографическим управлением в конце XIX века, что позволило без больших затрат получать регулярные сведения из труднодоступных пунктов побережья морей. Гидрометеорологическая часть управления была одной из ведущих организаций не только в России, но и в цивилизованном мире.   В 50-е годы прошлого века в соответствии с ведомственными амбициями Госкомгидромета СССР метеостанции на маяках были ему переданы, а затем им же закрыты с ссылкой на недостаточность средств на их содержание при постоянном обосновании низкого качества прогнозирования малой плотностью сети станций в отдалённых районах.

           Кладовая керосина также построена из бутового камня. Её размер в плане 6,35 х 6,35 м, общая площадь 25 кв.м, высота помещения 2,80 м, толщина стен 60 см. Перекрытие монолитное бетонное по железным балкам, кровля железная, полы бетонные. Здание не отапливалось.

           Все каменные здания маяка, кроме жилого дома с башней и здания сирены, до сих пор сохранили рустованную штукатурку с обрамлением оконных проёмов побеленными наличниками, выполненную в едином стиле и применённую для декоративного оформления их фасадов.

           Маячный городок был обнесён каменной побеленной оградой длиной 312 м и высотой 2,2 м.

           На маяке содержали штатную лошадь для подвоза воды для сирены и хозяйственно – бытовых нужд.

           С начала 1904 года из-за начавшейся русско – японской войны маяк не действовал. Была установлена телеграфная связь  с военными органами в районе залива св. Ольги. Смотритель маяка обязан был передавать сведения о всех приближающихся военных и коммерческих судах. Маяк возобновил действие по окончании войны 19 октября (1 ноября) 1905 года.    

           В 1930 году при маяке была установлена пушка для подачи туманных сигналов в случае неисправности сирены. Для хранения боезапаса был приспособлен ледник. В 1939 году пушку упразднили.

           В 1936 году при маяке был установлен радиомаяк, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям. Радиомаяк разместили в здании кладовой керосина в расстоянии 50 м от маяка, сделав там перепланировку и установив отопительную печь. Радиомаяк имел опознавательный сигнал «В», работал на частоте 292 кгц, на волне 1029 м с дальностью действия 50 миль – 93 км. Для подвески Т-образной антенны были установлены две мачты – опоры высотой по 25 м, Расстояние между мачтами было 80 м.

           Позднее на территории маяка был размещён пост СНиС.

           В 1952 году была произведена электрификация маяка. Установили два дизель – электрические генератора марки ДСА-10 мощностью по 10 квт. Керосино – калильная горелка была заменена на электролампу марки ММ – 6 мощностью 2 квт при напряжении 110 в постоянного тока. Сила света маяка увеличилась до 2 700 тыс. свечей или почти в 17 раз. Характеристика огня маяка сохранилась.

           На башне маяка был установлен резервный маячный аппарат марки   ЭМ-300 с лампой мощностью 23 вт. Дальность видимости огня была 12 миль -  22 км. Огонь белый проблесковый: свет 0,5 сек + темн.1,5 сек – период 2 сек – 30 проблесков в минуту.

           30 августа 1954 года была введена в действие новая отечественная пневматическая сирена марки ДСУ-52-Н, о чем было объявлено в Извещении мореплавателям. Она сменила прежнюю сирену, проработавшую 51 год.

           Сирена была установлена в том же здании на месте прежней сирены.                            Она состояла из:

- двух дизельных двигателей марки 1Д 16,5/20, выпущенных Машиностроительным заводом в г. Энгельс, мощностью по 20 л.с. при        750 об./мин,

- двух вертикальных простого действия компрессоров марки 125-В, выпущенных Компрессорным заводом в г. Мелитополь, имевших производительность 2,08 куб.м/мин при давлении 3 атм; компрессор соединялся с двигателем фрикционной муфтой,

- звуковой аппарат типа ВС указанного выше завода в г. Мелитополь, который подавал звуковой сигнал при расходе воздуха 0,32 куб.м/сек.

           Характеристика сигнала была: звук 3 сек + интервал 29 сек – период 32 сек. Эта сирена работала до 20 мая 1975 года, когда в Извещении мореплавателям было объявлено о её замене наутофоном.

           В 1957 году был установлен новый круговой морской радиомаяк марки КРМ-50-24, который работал до 1975 года.

           В 1970 году была начата подготовка реконструкции маяка Низменный. В конце сентября была завезена часть строительных материалов. Строительно – монтажные работы выполнила экспедиционная строительная организация в/ч 72010 (УНР-765) Дальвоенморстроя. Работами руководили старший лейтенант Антоненко и прораб Куличенко. Доставка материалов осуществлялась судами из Владивостока, Совгавани и Ольги. Разгрузка была рейдовая с доставкой плавсредствами с небольшой осадкой к урезу воды в двух пунктах в зависимости от погодных условий:

- к северу в расстоянии 3 км от маяка в районе озера Северное,

- к юго-западу в расстоянии 2,5 км от маяка в районе озера Южное.

           От мест разгрузки к маяку были проложены грунтовые дороги.

           За 6 лет - с 1970 по 1975 годы, в течении которых велись на маяке работы, транспортные суда сделали 19 рейсов и доставили около 10 тыс. тонн строительных грузов. За фрахт судов было  заплачено 170,0 тыс. рублей.  Кроме того, использование вертолётов, в основном для доставки строителей в начале сезона  и эвакуации в конце сезона, обошлось в 98,4 тыс. рублей. На объекте работало в течении сезона, как правило, до 35 человек строителей.

           В 1974 году были построены и приняты в эксплуатацию:

- 2-этажный 12-квартирный деревянный жилой дом,

- гараж,

- после реконструкции - маячно-техническое здание – бывший жилой дом, с маячной башней,

- вышка излучателей наутофона,

- хозяйственный сарай на 12 секций,

- водопровод длиной 260 м  с шахтным колодцем,

- канализация длиной 290 м с септиком,

- теплосеть длиной 245 м,

- подземная кабельная сеть длиной 100 м.

           2-этажный 12-квартирный жилой дом, собранный из бруса, с раздельными ванной и уборной в каждой квартире, центральным водяным отоплением, водопроводом, канализацией и электроосвещением имеет 24 жилые комнаты, размер в плане  31,20 х 9,60 м, общую площадь 510 кв.м, высоту помещений 2,50 м, толщину стен 15 см. Кровля из волнистой асбофанеры, полы дощатые.

           Кирпичный гараж на одну штатную автомашину,  в то время УАЗ-462, имеет размер в плане 6,0 х 4,0 м, высоту помещения 3,50 м, общую площадь 19 кв. м. Здание не отапливается.

           Для размещения возрастающего количества технических средств навигации жилой дом был перестроен в маячно – техническое здание. В нём были установлены радиомаяк КРМ-100, наутофон LIEJ-300 (Швеция), станция отечественной радионавигационной системы Рым-Б, дизель-электрические генераторы и аккумуляторные батареи. Были установлены также два автоматизированных отопительных водогрейных котла на дизельном топливе  марки КОАВ-68А для отопления самого здания и жилого дома.

           Общая стоимость фактически   произведенных затрат на реконструкцию маяка составила 2 995,6 тыс. рублей.

           20 мая 1975 года Извещением мореплавателям было объявлено о замене сирены наутофоном, который работал с характеристикой: звук 6 сек + молч.3 сек + звук 3 сек + молч.8 сек – период 20 сек – 6 сигналов в минуту. Излучатели наутофона были установлены у здания сирены.

           В 1987 – 1989 годах был произведен ремонт 12-квартирного жилого дома.

           20 сентября 1989 года был введён в действие радиомаяк КРМ-300, заменивший КРМ-100. Сейчас он имеет опознавательный сигнал «НЗ» по азбуке Морзе, работает круглосуточно на частоте 306,5 кгц с дальностью действия 150 миль  - 278 км в группе с радиомаяком Гамова.   

           В связи с создавшейся угрозой здоровью персонала маяка в 1991 году были начаты работы по переводу маяка Низменный в автоматический режим работы, исключив постоянное проживание персонала маяка в маячном городке. Вместо классной оптической системы  в фонарном сооружении был установлен отечественный автоматический маячный светооптический аппарат марки АСА-500 без фонаря с электролампой марки ММ 110-500 мощностью 500 вт. На маяк была доставлена радиоизотопная энергетическая установка марки РЭУ-3-3АБ, которая была введена в эксплуатацию в 1992 году. Однако, её мощности не хватило для обеспечения работы радиомаяка и это  заставило уменьшить дальность видимости огня до 18 миль – 33км, то есть на 3 мили – 5,5 км.

           Для обеспечения электропитанием радиомаяка КРМ-300 от дизель- электрических генераторов  пришлось оставить на маяке половину штатной численности персонала. Сейчас опасность миновала и маяк работает с персоналом полной штатной численности.

           Начальниками маяка Низменный были: в 1949 году – майор интендантской службы Ф.Макаров, в 1980 году – Вашест.

           Маяк Низменный находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

 

Ю.Шухин

 

7 марта 2017 года   

   

 

     

       

 


 

 

 

 

Автоматический маяк Низменный

 

Историко – техническая справка

 

           Автоматический маяк Низменный установлен на мысе Низменный на западном берегу острова Сахалин. Мыс Низменный является северным входным мысом залива Гаврилова, на берегу которого расположен порт Шахтёрск, и отделяет этот залив от залива Лесовского.

           Мыс Низменный имеет вид ровного поросшего травой плато, круто спускающегося к морю. На 1,5 мили – 2,5 км к западу и юго – западу от мыса отходит отмель с многочисленными банками с глубинами от 1,7 до 10,0 метров. Подходить судам к мысу ближе, чем на 2 мили – 3,5 км, не рекомендуется.

           Маяк Низменный предназначен для обеспечения мореплавания в средней части Татарского пролива на подходе к порту Шахтёрск.

           Маяк Низменный имеет высоту 8,0 м и установлен в расстоянии 65 м от береговой черты на высоте 14 м над уровнем моря.

           Географические координаты маяка Низменный:

долгота  49°  11,50' N, широта  142°  03,94' E.

           Штатный номер маяка Низменный по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 1360. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7708.

           Не следует путать автоматический маяк Низменный с маяком Низменный, имеющим постоянный персонал и расположенным на побережье Приморья в 8 милях южнее залива Ольги. Его штатный номер № 640.

           Расстояния до ближайших к маяку Низменный автоматических маяков: к югу – маяк Гаврилова на южном входном мысе залива Гаврилова  2,5 мили – 4,6 км, к северу  - маяк Бошняково 27 миль – 50 км и маяк Пильво 50 миль – 96 км. Расстояния до маяков с постоянным персоналом: к югу – маяк Углегорск 6,6 мили – 12 км, к северу маяк Жонкиер 101,6 мили –        188 км. Маяк Низменный находится в расстоянии менее 1 км от г.Шахтёрск.

           С 1905 по 1945 годы территория, где установлен маяк Низменный, принадлежала Японии и мыс, ныне носящий название Низменный, назывался Монтоне. На этом мысе в 1936 году Японией был построен навигационный знак, которого в 1945 году уже не существовало.

           20 ноября 1945 года Извещение мореплавателям объявило, что «установлен огонь мыса Монтоне на мысе Монтоне». Знак представлял собой окрашенную в белый цвет обшитую досками 3-гранную деревянную пирамидальную башню высотой 5,0 м. Ширина грани по низу была 2,40 м, по верху – 1,0 м. Стойки были врыты в грунт. Знак был установлен в расстоянии 80 м от береговой черты на высоте 10,3 м от уровня моря. На знаке был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-200. Огонь был белый и давал 30 проблесков в минуту. Его дальность видимости была 8 миль – 15 км. Огонь светил в секторе 180° – 33°.

           1 сентября 1949 года Извещение мореплавателям объявило о переименовании «мыса Монтоне» в «мыс Низменный».

           14 апреля 1960 года Извещение мореплавателям объявило об установке нового светящего навигационного знака Низменный. Он был построен по типовому проекту шифр ТР-7/2, разработанному Военморпроектом № 26, Ленинград, в августе 1952 года.

Главный инженер проекта Голубев

Групповой инженер            Гастищев

Проектировали                    Закута и Рябов.

           Навигационный знак представлял собой 8-гранную призматическую белую башню высотой 6 метров, сложенную из бута и оштукатуренную. Знак светил белым проблесковым огнём с прежними характеристикой и сектором освещения. Дальность видимости огня была 7 миль – 13 км. Знак действовал с 20 марта по 15 января.

           В 1967 году знак был подключён к городской электросети г.Шахтёрск.

           21 июня 1973 года из-за размыва берега знак был разрушен, о чем 15 августа 1973 года сообщило Извещение мореплавателям. Вместо него в расстоянии 10 м был установлен временный навигационный огонь в виде деревянного столба высотой 6,0 м с переставленным со знака фонарём. Огонь был белый проблесковый с характеристикой: свет 1 сек + тёмн. 2 сек – период 3 сек – 20 проблесков в минуту. Дальность видимости была, как и ранее, 7 миль – 13 км.

           Было принято решение о восстановлении знака с использованием типового проекта, по которому был построен разрушенный знак, но высотой уже 8 метров. По этому проекту в то время было построено много навигационных знаков на всех морях СССР.   В следующем,  1974 году экспедиционная  строительная организация в/ч 72010 (УНР-765)  - начальник строительства Н.Н.Крюков, производитель работ Бармас - заложила фундамент знака и возвела бутобетонные стены башни.  В июле 1975 года знак был принят в эксплуатацию и на нём начали монтировать маячное оборудование.

           Построенный и действующий до сих пор уже автоматический маяк Низменный представляет собой 8-гранную призматическую башню. Размер башни в плане 2,90 х 2,90 м. Высота башни от планировочной отметки до верхней площадки 8,0 м. Внутреннее помещение, предназначенное для установки стального трапа с поручнем шириной 0,60 м, имеет размер        1,70 х 1,70 м. Толщина стен 0,60 м. 8-угольная в плане верхняя железобетонная площадка имеет размер 3,60 х 3,60 м. Площадка огорожена стальными перилами высотой 1,0 м. Ограждённая площадка имеет размер 2,90 х 2,90 м. Для выхода из башни на площадку предусмотрен лаз размером в плане 0,85 х 0,85 м, накрытый колпаком высотой 0,95 м из листовой стали. Колпак служит также подфонарным столиком для установленного на нём светооптического аппарата. Для входа в башню устроен дверной проём размером 0,90 х 2,0 (h) м, а для освещения внутреннего помещения башни дневным светом – два оконных проёма размером 0,30 х 0,75 (h) м. Окна и дверь деревянные. При входе в башню устроено бетонное крыльцо со ступенями размеров 1,84 х 1,50 х 0,73(h) м. Штатная окраска башни – белая.

           Стоимость строительства навигационного знака, с учётом оплаты выполненных работ во фактическим затратам, составила 62,2 тыс.рублей в ценах того времени.

           Об упразднении навигационного огня и установке светящего навигационного знака на мысе Низменный было объявлено в Извещении мореплавателям 7 октября 1975 года. Знак стал светить и светит до сих пор белым затмевающимся огнём с характеристикой: свет 1,5 сек + темн. 1,5 сек – период 3 сек – 20 проблесков в минуту. Теперь огонь с такой характеристикой называется изофазный. Дальность видимости огня увеличили до 11 миль – 20 км. Время действия огня и его сектор освещения сохранились. На знаке был установлен светооптический аппарат марки     ЭМ-300. Электропитание его осуществляется   ранее построенной ЛЭП.

           В 1997 году с  учётом дальности видимости огня светящий навигационный знак Низменный был переведён в разряд автоматических маяков.

           Маяк Низменный находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

 

27 января 2017 года

 

                               

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида