Низкий маяк

 

 

 

Маяк Низкий

 

Историко – техническая справка

 

           Автоматический маяк Низкий установлен на мысе Низкий на восточном берегу острова Сахалин.

           Штатный номер маяка Низкий по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 2720.2. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7885.1.

          Маяк Низкий предназначен для обеспечения мореплавания в Охотском море вдоль восточного берега острова Сахалин.

           Мыс Низкий незначительно выступает в море, порос лесом, окаймлён осыхающими камнями и отмелью.

Географические координаты маяка Низкий:

широта 50º 01',01 N, долгота 143º 59',73 E.

           Маяк Низкий расположен на территории Поронайского района Сахалинской области. Ближайший к югу автоматический маяк Беллинсгаузена находится в расстоянии 32,4 мили (60 км), а ближайший к северу светящий навигационный знак Ратманова – в расстоянии 41 миля (76 км).

           Маяк установлен в расстоянии 50 м от береговой черты на высоте 4 м над уровнем моря.

           Восточный берег острова Сахалин был открыт и впервые обследован в 1805 году  участниками первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов на шлюпе «Надежда» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770 – 1846).

           Для строительства маяка в 1984 году был привязан типовой проект автоматического светового и радиомаяка с башней высотой 17 м, шифр Б-6-2/73, разработанный Государственным проектным институтом № 1 ВМФ, г. Ленинград  в 1973 году, главный инженер проекта Г.И.Кирсанов. 

           Строительство маяка было возложено на экспедиционную строительную организацию в/ч 72010 (УНР-765) Строительного управления Тихоокеанского флота. Работами руководили подполковник-инженер В.А.Гончаренко и майор-инженер Ю.П.Зайцев.

           Строительная экспедиция в составе 14 человек со строительными материалами, инструментом и инвентарём была доставлена из г. Советская Гавань на место работ         25 мая 1985 года на гидрографическом судне ГС-296.  За время строительного сезона был заложен фундамент и начато возведение стен башни маяка.

           В 1986 году экспедиция в составе 10 человек строительство  башни в основном закончила. Были начаты строительство бетонного павильона для радиоизотопной энергетической установки электропитания маяка и установка стальных мачт-опор антенны радиомаяка. Маяк был принят во временную эксплуатацию с резервным маячным фонарём марки ЭМ-300, электролампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт и электропитанием от батарей марки «Знак». Основной светооптический аппарат марки АСА-500М с фонарём был установлен на открытой верхней площадке башни, но не мог использоваться из-за недостаточной мощности электропитания.

           27 января 1987 года в Извещениях мореплавателям ГС ТОФ № 38 и № 40 было объявлено об открытии действия маяка, который представлял собой 8-гранную монолитную железобетонную призматическую башню высотой 14 м, установленную на 4-гранный также монолитный железобетонный призматический цоколь высотой 3 м. Цоколь и нижняя половина башни высотой 7 м окрашены в красный цвет, а верхняя половина высотой 7 м – в белый цвет. Маяк  светил в автоматическом режиме белым проблесковым огнём в секторе 185º от 336º до 161º с характеристикой свет 1 сек + темн. 7 сек = период 8 сек и дальностью действия 9 миль (более 16 км).

           В 1987 году в башне маяка были выполнены  все монтажные и отделочные работы. Было принято решение радиомаяк не устанавливать. Строительство павильона и установка двух мачт – опор так же были закончены. При доставке на внешней подвеске вертолёта в связи с создавшейся аварийной ситуацией радиоизотопная энергетическая установка была отцеплена над морем недалеко от берега. Несмотря на многолетние поиски с помощью приборов, воспринимающих различные физические поля объектов, даже найти точное место падения установки не удалось. Как предполагается, она погрузилась в жидкие илистые отложения на дне моря под действием собственного веса на такую глубину, что современные приборы не в состоянии её обнаружить. Несмотря на периодически  поднимаемый в прессе и в обществе «шум», эта установка опасности для окружающей среды и населения, в силу своей конструкции и предполагаемого местоположения, не представляет.

           Башня маяка и павильон были приняты в эксплуатацию 30 сентября 1987 года. Их стоимость с учётом фактически произведённых затрат составила 1 млн. 631 тыс. рублей в действовавших тогда ценах.

           В конце 1987 года на Сахалине была получена новая радиоизотопная энергетическая установка марки ИЭУ-1. С началом навигации 1988 года она была завезена на маяк. К ней был подключён уже установленный ранее маячный аппарат с электролампой марки ММ 110-500 мощностью 500 вт. Дальность видимости огня маяка увеличилась до 14 миль (26 км) при сохранении прежней характеристики. Об этом было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 193 от 29 июня 1988 года. Стоимость маячного оборудования, не вошедшая в стоимость строительства, составила 366 тыс. рублей.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

 

9 февраля 2018 года

 

Ю.Шухин

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида