Наварин маяк

 

 

 

 

Маяк Наварин

 

Историко – техническая справка

 

           Автоматический маяк Наварин установлен при входе в Анадырский залив Берингова моря в расстоянии 6,2 мили (11,5 км) от юго-западного входного мыса Наварин, по названию которого маяк получил своё наименование, на северо-западном берегу бухты Грейга, в 2 кабельтовых (0,4 км) к NNE от  устья речки Первая Грейга.

           Штатный номер маяка Наварин по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 3523. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - №  М 8150.

           Маяк Наварин предназначен для обеспечения мореплавания на подходе к Анадырскому заливу и на входе в залив.

Географические координаты маяка Наварин:

широта 62º 22,5' N, долгота 179º 09,5' Е.

           Маяк установлен на высоте 56,4 м от уровня моря и в расстоянии 200 м от уреза воды на крутом ровном склоне, имеющем уклон около 14º в сторону речки. Берег бухты скалистый и обрывистый.

           Маяк расположен в расстоянии 3,1 мили (5,7 км) от мыса Чесма и в расстоянии 1,4 мили (2,6 км) от мыса Безымянный, которые являются соответственно южным и северным входными мысами бухты Грейга.

           Мыс Наварин нанесён на карту  и получил своё наименование в 1828 году от участников кругосветной экспедиции 1826 – 1829 годов на шлюпе «Сенявин» под командованием капитан-лейтенанта Фёдора Петровича Литке (1797 – 1837) в память  о недавней победе, одержанной соединённым флотом России, Англии и Франции над турецко – египетским флотом 20 (8) октября 1827 году в Наваринском сражении во время войны греческого народа за независимость в 1821 – 1829 годах. Сражение произошло в Наваринской бухте полуострова Пелопоннес в Ионическом море при крепости Наварин. Русской эскадрой командовал контр-адмирал граф Логин Петрович Гейден (1773 – 1850) («Справочник по истории географических названий на побережье СССР»).

           Мыс Чесма получил своё наименование во второй половине XIX века в память о победе русского флота под командованием графа Алексея Григорьевича Орлова (1737 – 1808), который стал именоваться А.Г.Орлов – Чесменский, в составе двух эскадр под командованием адмирала Григория Андреевича Спиридова  (1713 – 1790)  и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона над турецким флотом в Чесменском сражении 5 – 7 июля   (24 – 26 июня) 1770 года («Справочник по истории географических названий на побережье СССР»).

           Бухта Грейга обследована и названа в 1876 году экипажем клипера «Всадник» в честь адмирала русского флота Самуила Карловича Грейга (1736 – 1788), который в 1770 году командовал в Чесменском сражении отрядом брандеров, сам поджёг при столкновении с турецким кораблём брандер, на котором находился, и вплавь под огнём добрался до поджидавшей его шлюпки. Брандеры сожгли и взорвали большую часть кораблей турок. За этот подвиг был возведён сразу после боя графом Орловым из капитанов в адмиралы, что утвердила письмом Екатерина II. В 1788 году в чине адмирала командовал русской эскадрой в Гогландском сражении со шведами (Б.Г.Масленников).

           Впервые об установке светящего навигационного знака непосредственно на мысе Наварин было объявлено 11 сентября 1946 года в Извещении мореплавателям № 154 Гидрографической службы ТОФ. Мыс высокий, скалистый, обрывистый, с очень сложным рельефом, труднодоступный и для строительства там не предназначенный.    Знак представлял собой 4-гранную деревянную пирамидальную башню высотой 2,0 м, на которой был установлен ацетиленовый фонарь. Знак был установлен на высоте 40 м над уровнем моря. Он светил белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 0,5 сек + темн. 5,5 сек = период 6 сек. Дальность видимости  огня была 8 миль (почти 15 км). Он светил в секторе 192º от 110º до 302º. 

           Знак простоял не долго. 15 февраля 1952 года в Извещении мореплавателям № 59 ГС ТОФ было объявлено о том, что знак разрушен и прекратил освещение.

           Отдалённость и труднодоступность места установки маяка, сложность выбора участка для строительной площадки и отсутствие производственных возможностей у Строительного управления флота привели к задержке  создания важного для обеспечения мореплавания объекта навигационного оборудования.

           Проект маяка был составлен в 1980 году  организацией Военморпроект № 32 в Петропавловске на Камчатке. Была произведена привязка типового проекта автоматического светового и радиомаяка высотой 17 м,  шифр  Б-6-2/73, разработанного Государственным морским проектным институтом № 1 Минобороны СССР (в/ч 54034), г. Ленинград. Главным инженером проекта был Г.И.Кирсанов. В разработке проекта принимали участие М.Борунов, Зудин, Шафранская, Мухин, Панов, Зенкович, Гальянов и другие.          

           Проектом было предусмотрено возведение 8-гранной призматической монолитной железобетонной башни маяка высотой 17 м без фонарного сооружения. В состав проекта вошли также два павильона из шлакобетонных блоков – для радиомаяка площадью 4 кв. м и для радиоизотопного термоэлектрического генератора площадью 14 кв. м, а также  две стальные мачты высотой по 30 м для Т-образной антенны радиомаяка.

           Строительство было начато только в 1984 году. Строительная экспедиция вышла из Петропавловска на Камчатке 15 июля на гидрографическом судне ГС-44 и десантном судне типа «Танкист». За лето были заложены фундаменты башни маяка и одного павильона, начали бетонировать ствол башни. Для подъёма строительных грузов от места выгрузки на строительную площадку был устроен лоток из досок с лебёдкой. В 1985 году работы не велись.

           В 1986 году за короткий летний строительный сезон  - менее трёх месяцев, башня и оба павильона были в основном построены.  В 1987 году экспедиция работала на маяке два месяца. Были выполнены малярные работы и монтаж стальных лестниц внутри башни.

           В 1988 году экспедиция в составе 7 человек была доставлена на гидрографическом судне «Гидростат». С 3 августа по 4 ноября выполняли монтажные работы и устраняли недоделки. 9 ноября 1988 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 110 башня строящегося маяка была объявлена дневным ориентиром.               10 декабря 1988 года объекты маяка были приняты в эксплуатацию.

           Строительство объектов маяка выполнила подрядная организация в/ч 97705. Работами руководили подполковник-инженер В.Г.Суров, прорабы В.Федотов и Г.Вахитов. Стоимость строительства объектов маяка, с учётом оплаты выполненных работ в соответствии с постановлением Совета Министров СССР в размере фактических затрат, составила 824,0 тыс. рублей в ценах того времени.

           В силу ряда обстоятельств построенная башня маяка оказалась не в полной мере соответствующей проекту и требованиям к качеству строительных конструкций.

           В 1989 году  экспедиция Гидрографической службы флота была доставлена 22 июня на гидрографическом судне ГС-44 и произвела монтаж основного автоматического светооптического аппарата марки АСА-500 с фонарём для защиты от всяких воздействий и с электролампой марки ММ 110-500 мощностью 500 вт, резервного маячного фонаря марки ЭМ-300 с электролампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт, автоматического радиомаяка марки АГАТ-3, радиоизотопной энергетической установки марки ИЭУ-1 и  батарей для резервного фонаря. Стоимость этого оборудования составила 371,0 тыс. рублей.

           2 октября 1989 года Извещениями мореплавателям ГС ТОФ №№ 73, 74, и 75 было объявлено о вводе в действие автоматического маяка Наварин: 8-гранной железобетонной башни с белыми и красными горизонтальными полосами и с белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 1 сек + темн. 7 сек = период 8 сек с дальностью видимости 18 миль (более 33 км), который светит в секторе  126º - от 43º до 169º.

           При маяке открыл действие автоматический радиомаяк Наварин с опознавательным сигналом «НР», работающий на частоте 312,5 кгц  с дальностью действия 50 миль (92 км).

           В соответствии с установленными сроками навигации в Анадырском заливе маяк и радиомаяк работают с 20 июля по 1 ноября.

           Маяк Наварин находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

 

2 февраля 2018 года

Ю.Шухин

           

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида