Нельма маяк

 

 

 

Маяк Нельма

 

Историко – техническая справка

 

           Автоматический светящий навигационный знак Нельма установлен на обрывистом берегу в 4 кабельтовых (740 м) к NNE от мыса Безымянный, который является северо-восточным входным мысом бухты Нельма в южной части западного берега Татарского пролива.

           Штатный номер знака Нельма по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 815. Международный номер знака по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7630.

           Знак Нельма предназначен для обеспечения мореплавания в южной части Татарского пролива и для входа в бухту Нельма.

           Мыс Безымянный образован плавно спускающимся к морю плато. Он окружён   подводными и надводными камнями.

           Знак установлен на высоте 69 м над уровнем моря в расстоянии 50 м от края обрыва.

Географические координаты знака Нельма:

широта  47º 39,3' N, долгота 139º 11,5' E.

           Знак Нельма находится на территории Совгаванского района Хабаровского края. Ближайший населённый пункт посёлок Нельма в 1,5 км от знака, ближайшая железнодорожная станция Советская Гавань в 180 км от знака. Посёлок Нельма в 1959 году имел 1776 жителей, в 2012 году – 7 жителей, так как были ликвидированы рыбокомбинат и лесозаготовки.

           Маячный огонь Нельма был построен и введён в действие в 1940 году, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям Гидрографической службы ТОФ № 132 от 1940 года и в Извещении мореплавателям Гидрографической службы ВМФ № 60 от 4 января 1941 года. Впервые сведения об автоматическом светящем знаке Нельма были включены в книгу «Огни и знаки Тихоокеанского побережья СССР» издания 1951 года. В дополнении издания 1957 года к книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья СССР» издания 1956 года было указан 1940 год, как дата учреждения объекта. Однако, в следующем издании указанной книги в 1959 году датой учреждения знака указан 1937 год. Эта дата указывается во всех последующих изданиях.

           Первоначально автоматический маячный огонь Нельма был установлен на высоте 67 м над уровнем моря в расстоянии 50 м от края обрыва. Он представлял собой  4-гранную пирамидальную монолитную железобетонную будку высотой 2,45 м и размером в плане 2,20 х 2,20 м, установленную на бетонный цоколь высотой 1,15 м и размером в плане 2,50 х 2,50 м. Общая высота башни была 3,60 м. Внутреннее помещение было размером в плане 1,60 х 1,60 м и высотой  2,00 м. Толщина покрытия была 45 см, стен – 30 см. В помещение, предназначенное для баллонов с ацетиленом, вела стальная дверь. Дверной проём имел ширину 70 см и высоту 165 см.

           На покрытии размером в плане 1,00 х 1,00 м был установлен маячный ацетиленовый фонарь марки Ф-200 с дальностью действия 15 миль (почти 28 км). Огонь был белый проблесковый с характеристикой: свет 2 сек + темн. 10 сек = период 12 сек. Башня была выкрашена в штатный белый цвет.

           До ближайшего маячного огня Крестовоздвиженский расстояние 23,51 мили (43,5 км).

           Постоянного, проживающего при маячном огне, персонала не было. Маячный огонь обслуживали специалисты, жившие в посёлке Нельма и периодически проверявшие его техническое состояние.       

           В 1962 году была произведена реконструкция маяка с целью перевода с ацетилена на электропитание и улучшения его навигационных качеств. Работы выполнила экспедиционная подрядная строительная организация в/ч 72010 Дальвоенморстроя, специализированная на строительстве маячных объектов. Работами руководили подполковник-инженер С.П.Елохин и прораб Рябенко. 

           На покрытие существующей железобетонной будки маячного огня была установлена 4-гранная пирамидальная стальная решетчатая башня высотой 4,00 м с круглой площадкой для обслуживания маячного фонаря  диаметром 1,80 м. Общая высота башни от основания до верха подфонарного столика стала 7,60 м.  Для подъёма на башню был установлен трап. Нижняя железобетонная часть башни по-прежнему была окрашена в белый цвет, а верхняя стальная - в красный.  

           В качестве источника электропитания была установлена ветроэлектростанция марки ВЭ-5, состоявшая из 4-гранной пирамидальной стальной решетчатой опоры высотой 10,00 м и электрогенератора марки ГП-1600 мощностью 1,60 квт, который вырабатывал переменный 3-фазный ток напряжением 125 вт. Электрогенератор имел винт диаметром 5,00 м, который делал от 100 до 280 оборотов в минуту.  

           Для обеспечения стабильного электропитания маячного аппарата были предусмотрены две аккумуляторные батареи марки 6СТК-128, дававшие на выходе ток напряжением 24 в. Для батарей было построено из кирпича здание аккумуляторной размером в плане 5,25 х 4,90 м, общей площадью 16,00 кв.м, с высотой помещений 2,05 м, с односкатной крышей с мягкой кровлей, с вытяжной трубой, печным отоплением и электрическим освещением. Толщина стен была 38 см. В здании были три помещения: аккумуляторная  с полом из керамической плитки, аппаратная и коридор, где были деревянные полы.

           На башне был установлен маячный фонарь марки ЭМ-500 с электролампой марки ММ-16 мощностью 250 вт и силой света 390 свечей. Маячный аппарат имел эффективную силу света 10,4 тыс. свечей. Дальность видимости огня 17 миль (более 31 км). Характеристика белого проблескового огня изменилась: свет 4,5 сек + тёмн. 7,5 сек = период 12 сек. Проблеск стал более продолжительным и удобным для наблюдения.

           На верхней площадке башни был установлен ацетиленовый маячный аппарат марки Ф-300 с 30-литровой пирофилитовой горелкой открытого пламени, проблесковым аппаратом марки К-130 и регулятором давления Т-130. В помещении башни были установлены два ацетиленовых баллона.  Характеристика огня была как у основного аппарата, но дальностью действия 7 миль (13 км).

           В качестве резервного источника электропитания в аккумуляторной был установлен электроагрегат марки ПЗС-1,5: бензиновый двигатель марки Л-6/3 мощностью 6 л.с. с электрогенератором марки ПН-28,5 постоянного тока мощностью 3 квт и с напряжением 110 в.

           Башня и здание аккумуляторной были приняты от строителей в эксплуатацию в октябре 1962 года. Монтаж маячного, электросилового и ацетиленового оборудования выполнили специалисты Района Гидрографической службы с 1 по 11 декабря 1962 года.

           Извещением мореплавателям  ГС ТОФ № 564 часть I от 26 декабря 1962 года было объявлено, что светящий навигационный знак Нельма переоборудован в обслуживаемый маяк. Маяк действовал круглый год. Огонь маяка светил в секторе 182º – от 18º до 200º.

           Условия эксплуатации маяка были тяжёлыми. Продовольствие для персонала маяка доставляли только гидрографическими судами, которые вставали на якорь в бухте Нельма и осуществляли выгрузку на берег шлюпками. Дороги к маяку нет.  Грузы на маяк доставляли по каменистой горной пешеходной тропе, которая становилась труднопроходимой при снежных заносах и гололёде.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

           В 1976 году вместо выработавшей свой ресурс ветроэлектростанции была установлена автоматическая ветроэлектростанция марки АВЭС-1-5, установленная на стальной  мачте с растяжками. Мощность станции 1 квт трёхфазного переменного тока при напряжении 127 в.

           25 октября 1989 года было объявлено Извещением мореплавателям ГС ТОФ      № 160 часть I об установке новой башни маяка Нельма. Вместо ветхой старой башни была установлена белая стальная цилиндрическая башня типа «Колонна 8-Э» высотой 8 м с площадкой наверху. Башню установил экипаж гидрографического судна ГС-211 и сотрудники маячной ремонтной группы Района ГС ТОФ. Характеристики огня маяка были сохранены.

           В 1992 году было принято решение о переводе маяка в автоматический режим работы, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 145 от 1993 года, из-за отсутствия возможности найти даже одного специалиста в  обезлюдившем посёлке Нельма. Вместо выработавшей ресурс ветроэлектростанции на маяке для его электропитания был установлен радиоизотопный термоэлектрический генератор марки ИЭУ-2 мощностью 11 вт при напряжении 6 в. Объявленные характеристики огня маяка снова были сохранены.

           В 1997 году маяк Нельма был переименован в светящий навигационный знак Нельма.

           Начальниками маяка были: 1950 – 1961 годы – Ершова, 1980 год – Малюкова, 1989 – 1991 годы В.Царенков.

           Автоматический светящий навигационный знак  Нельма находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

1 февраля 2018 года

 

Ю.Шухин    

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида