Назимова маяк

 

 

Маяк Назимова

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Назимова 3 класса установлен на мысе Назимова, который является северной оконечностью косы Назимова, ограничивающей с запада бухту Рейд Паллада, а с востока – бухту Экспедиции. Эти бухты и коса расположены в западной части залива Посьета, являющегося частью залива Петра Великого в северо – западной части Японского моря.

           Первым из европейцев описал залив Посьета экипаж французского корвета «Каприз» в 1852 году и назвал его «Д'Анвиль» в честь видного французского картографа XVIII века Жана  Д'Анвиля.

           Первыми русскими мореплавателями, подробно описавшими, измерившими и нанёсшими на карту  в 1854 году залив Посьета и бухту Рейд Паллады были участники дипломатической миссии в Японию вице-адмирала Ефимия Васильевича Путятина (1803 – 1883). Миссия имела старый фрегат «Паллада» (спущен на воду 1 сентября 1832 года в Охтенском адмиралтействе Петербурга, длина 52,8 м, ширина 13,6 м, водоизмещение 2090 т, 52 орудия), командир капитан 2 ранга Иван Семёнович Унковский (1822 – 1886) и новую парусно – винтовую шхуну «Восток» - первое русское паровое судно на Дальнем Востоке (построено в Англии в 1852 году, длина 32,26 м, ширина 7,11 м, осадка 3,5 м, водоизмещение 210 т, паровая машина 40 л.с., экипаж 37 человек и ещё 19 человек миссии), командир  - капитан – лейтенант   Воин Андреевич Римский-Корсаков (1822 – 1871). Тогда же залив был назван по фамилии члена дипломатической миссии, старшего офицера и переводчика с японского и голландского языков,  капитана 2 ранга Константина Николаевича Посьета (1819 – 1899).

           В 1862 - 1863 годах залив Посьета  и коса были исследованы и картографированы экспедицией подполковника корпуса флотских штурманов Василия Матвеевича Бабкина (1813 – 1876) и в 1871 году – капитаном корпуса флотских штурманов Михаилом Аввакумовичем Клыковым (1834 – 1910).

           Мыс на оконечности косы был назван в 1891 году в честь вице-адмирала Павла Николаевича Назимова (1829 – 1902), в то время командующего эскадрой на Тихом океане, за его заслуги в освоении залива Посьета. 13 (25) апреля 1860 года лейтенант П.Н.Назимов по приказанию командующего эскадрой на Тихом океане вице-адмирала Ивана Фёдоровича Лихачёва (1826 – 1907) с командой матросов с клипера «Джигит» и транспорта «Японец» основал в бухте Постовая пост Посьет с целью добычи угля для кораблей эскадры и недопущения захвата пустующих земель между Кореей и Россией «третьими странами». На установленной ими мачте был поднят государственный флаг России. Задачи были успешно выполнены. В 1892 – 1898 годах адмирал П.Н.Назимов был начальником Главного гидрографического управления Морского министерства.

           Коса, на которой установлен маяк Назимова, ранее носила корейское название «коса Чухардо». В 1972 году решением Приморского крайисполкома она получила название «коса Назимова», что было объявлено 12 июня 1974 года в Извещении мореплавателям.

           Коса Назимова – песчаная, имеющая длину 2,5 мили – 4,6 км и ширину от 150 до 200 м.

           Географические координаты маяка Назимова:

широта 42°  37,97' N, долгота    130°  47,75' E.

           Штатный номер маяка Назимова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - № 2.

           Маяк установлен на скалистой обрывистой возвышенности мыса Назимова на высоте 14,80 м над уровнем моря и на расстоянии 15 м от береговой черты. Высота маяка 5,40 м.

           На мысе в 40 м к юго-востоку от маяка находится скала высотой 31 м. Створ этой скалы с горой Большая Тигровая высотой 830 м, отстоящей от скалы на 14,3 мили – 26,5 км, ведёт безопасно по заливу Посьета в бухту Рейд Паллады мимо банки Клыкова и острова Фуругельма.

           Маяк Назимова находится на территории Хасанского района Приморского края.

           Ближайший порт и населённый пункт  - порт и посёлок городского типа Посьет в расстоянии 1 миля – 1,9 км от маяка по морю. Добираться до него персонал маяка может быстрее всего на шлюпке, которая есть в штате маяка, но только во время отсутствия льда. Дорога по суше вокруг бухты Экспедиции очень долгая, хотя летом по ней приезжают на косу Назимова на отдых многочисленные жители Владивостока.

           Маяк Назимова является, по существу, левым входным маяком порта Посьет, а расположенный в расстоянии 2,5 кабельтова – около 500 м от маяка светящий навигационный знак Черкавского на одноимённом скалистом островке – правым входным знаком, ограждающими западную часть прохода на Посьетский рейд. Глубина на фарватере от 10 до 18 метров.

           Порт Посьет  - самый южный порт России находится в ведении ПАО «Мечел». Через этот порт экспортируется уголь. В 2015 году было вывезено 5,1 млн. тонн  угля.

           Маяк Назимова был освещён, как тогда было принято называть начало действия маяка, в 1898 году. Он представляет собой фонарное сооружение со светооптическим аппаратом и с высоким – высотой 3,0 м – цоколем. Высота маяка от фундамента до верха шарового дефлектора на крыше – 5,40 м. Цоколь и штормовое остекление имеют цилиндрическую форму. Наружный  диаметр цоколя 1,62 м, штормового остекления – 1,71 м.

           Для маяка Назимова во Франции был заказан светооптический аппарат V разряда с керосиновой маячной лампой. Конструкция и размеры фонарного сооружения в то время должны были  обеспечивать выполнение не только светотехнических и защитных требований, но и способствовать стабильности процесса горения керосина в лампе и отводу продуктов горения. Поэтому все предприятия того времени, изготавливавшие светооптические маячные аппараты, в комплекте поставляли и соответствующие этим аппаратам фонарные сооружения собственной разработки. Маяк Назимова был изготовлен фирмой «SAUTER HARLE» («Соттер-Гарле») в Париже в 1896 году. Установлен маяк был русскими мастерами, которые самостоятельно собирали и более сложные оптические маячные системы.

           Штормовое остекление маяка состоит из восьми прямоугольных стёкол, выгнутых по радиусу 850 мм и имеющих размер 668 х 996 (h) мм толщиной 6 мм.

           В цоколе установлена винтовая лестница с центральной трубой, которая, как и все несущие конструкции  маяка опирается на фундаментную раму из железного проката высотой 14 см. На эту же трубу высотой 2,0 м опирается постамент оптической системы высотой 1,0 м и секторная площадка для её обслуживания. Перекрытия в маяке нет. Внутри стенки цоколя были обшиты деревом.

           Светооптический аппарат представляет собой поясную линзу марки   L-375,  состоящую из 5 диоптрических, 5 катадиоптрических верхних и 3 нижних оптических элементов. Высота линзы 608 мм, диаметр 375 мм, фокусное расстояние 187,5 мм. Этот аппарат работал на маяке более 100 лет и только недавно был заменён.

           Маяк сначала светил белым круговым огнём, но уже в 1900 году у него был установлен сектор красного огня 102,2° – 132,2° в сторону банки Клыкова, который существует и сейчас. Для получения красного сектора огня был установлен на всю высоту штормового остекления   листовой красный стеклянный светофильтр размером 300 х 996 (h) мм и толщиной 4 мм.

           В 1956 году постоянный огонь был  заменён изофазным: свет 1,5 сек + темн. 1,5 сек – период 3 сек – 20 проблесков в минуту. Дальность видимости при керосиновом освещении белого огня была 8 миль – 15 км, красного 6 миль – 11 км. С переходом с начала 1960 года на электрическое освещение дальность видимости белого огня  увеличили до 13 миль – 24 км и красного – до 8 миль – 15 км.

           Источником света в аппарате была керосиновая маячная лампа с двумя концентрическими светильнями – фитилями диаметром 24 и 45 мм. Керосин в то время называли «петролеум» или «минеральное масло», в отличии от применявшихся ещё конопляного, сурепного, деревянного и других растительных масел. Работа лампы строго регламентировалась. Для маячного аппарата V разряда высота пламени лампы должна была быть 61 мм, объём пламени – 80 куб.см, сила света – 63 свечи Гефнера или 58 стандартных свечей.

           До русско – японской войны маяк не светил в период с конца декабря по начала марта,  когда на море стоял лёд. За год маяк светил около 3500 часов и расходовал около 29 пудов керосина – 475 кг или 594 литра. Расход керосина в час составлял около 140 грамм – 0,21 литра. Маяк работал экономно. Норматив был 170 грамм в час для маячного аппарата V разряда.

           Вахтенную службу на маяке несли два вольнонаёмных служителя, из которых один был старшим. Ремонтные работы на маяке выполнял младший техник Дирекции маяков и лоции Дальнего Востока Кириллов.

           В период русско – японской войны маяк не действовал с 1 (14) января 1904 года по 19 октября (1 ноября) 1905 года включительно. По окончании войны маяк стал светить в течении всего года без перерыва. Соответственно увеличились время работы маяка до 4331 часа в год  и расход керосина возрос до 37 пудов  - 505 кг или 758 литров.

           В 30-е годы XX века маяк был переведён на керосино – калильное освещение.

           Для создания необходимых условий труда и быта служителям маяка одновременно с маяком были построены жилой дом, продовольственный склад, сарай, колодец и уборная. Бани не было.

           Жилой дом был рубленный из бруса размером в плане 8,64 х 6,50 м общей площадью 50 кв.м, высота помещений 2,60 м. В доме две жилые комнаты и кухня, две отопительные печи и одна кухонная плита. Освещение было керосиновое. Дом стоит до сих пор.

           В 1933 году на маяке для туманной сигнализации был установлен колокол из числа снятых с закрытых церквей. В расстоянии 11 м к северо-востоку от маяка были установлены стальная рама размером 1,65 х 3,43 (h)  с навесом на бетонном фундаменте  и рядом - деревянная будка для звонаря. Сначала сигналом был двойной удар («склянки») каждую минуту. Позднее сигналом стал один удар каждые 30 секунд. Колокол имел высоту 960 мм, диаметр устья (нижнего края) 920 мм и вес 31,19 пуда – 499 кг. Он был отлит в Ярославле на колокололитейном заводе «Оловянишникова П.И. сыновья Товарищество». В 1963 году рационализаторы установили на колокол электромеханический привод, который заменил звонаря. Привод    был запитан от аккумуляторных батарей ветроэлектрогенератора, обеспечивавшего маяк. Характеристика работы привода задавалась механическим устройством. Работа колокола с указанным приводом «была надёжна, удобна и экономична».

           30 декабря 1975 года в связи с вводом в действие звукосигнальной динамической установки колокол был переведён в резерв. Указанная установка и колокол были упразднены в 1997 году. Колокол проработал на маяке 64 года.

           В порядке подготовки к установке ветроэлектрического генератора при маяке было построено и 8 июля 1956 года принято в эксплуатацию здание  аккумуляторной, а также коровник. Был отремонтирован жилой дом. Работы выполнил УНР-246 Дальвоенморстроя под руководством инженер-майора Рябченко и инженер-капитана Пламеневского. Здание аккумуляторной кирпичное размером в плане 4,90 х 4,85 м общей площадью 15 кв.м с высотой помещения 2,0 м. Освещение электрическое, отопление печное.

           В период с 4 по 14 января 1960 года был установлен ветроэлектрический генератор марки ВЭ-5. Он имел винт диаметром 5 м и при 250 оборотах в минуту имел мощность 1,5 квт. Ток был переменный трёхфазный напряжением 120 в, который селеновыми выпрямителями преобразовывался в постоянный и использовался для  зарядки двух батарей, состоявших каждая из шести аккумуляторов марки 6 СТК-180 М.

           В маячном аппарате вместо керосино – калильной лампы была установлена электролампа марки ММ 17 мощностью 100 вт при напряжении 32 в. В связи с переводом маяка на электрическое освещение значительно увеличилась дальность видимости белого огня  с 8 до 13 миль – с 15 до 24 км и красного огня с 6 до 8 миль – с 11 до 15 км. Об этом было объявлено  14 января 1960 года в Извещении мореплавателям. Изофазная характеристика огня была сохранена.

           В качестве резервного аппарата на маяке был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-200 с одной 20-литровой горелкой. Его белый огонь имел дальность видимости 6 миль – 11 км, красный – 4 мили – 7,5 км. Позднее в качестве резервного аппарата  был установлен электрический марки ЭМ-300 с лампой ММ 12-23. Дальность видимости огня сохранилась.

           30 декабря 1975 года Извещением мореплавателям было объявлено о вводе в действие при маяке Назимова звукосигнальной динамической установки туманной сигнализации с динамическим громкоговорителем марки УЗД 50-90. Характеристика сигнала была: звук 2 сек + молч.16 сек + звук 2 сек + молч.40 сек – период 60 сек. Сигнал был слышен в секторе       92° – 182°. Установка была упразднена в 1997 году. Она работала 22 года.

           В сентябре 1977 года взамен выработавшего ресурс был установлен новый ветроэлектрогенератор марки АВЭС 1-5, имевший расчётную мощность 1 квт при скорости ветра 8 м/сек. В 1989 году он был заменён на агрегат той же  марки.

           Маяк характерен тяжёлыми условиями труда и быта маячников, хотя летом коса Назимова на короткий период обживается отдыхающими жителями Владивостока. Во время войны была попытка устройства огорода около скалы у южного берега косы. Участок огородили со стороны моря каменной стенкой. Но это начинание не имело продолжения. Вести подсобное хозяйство на песчаной косе продуваемой всеми ветрами при отсутствии плодородной земли не удаётся.

           Начальниками маяка были:

1950 год          Губа

1980 год      В.Симонов

2015 год  С.В.Дробышев

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

Ю.Шухин

 

 

 

6 февраля 2017 года              

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида