Нагаева Бухты маяки створа

                                                      

     

Маяки створа Бухты Нагаева

 

Историко – техническая справка

 

 

           Маяки створа Бухты Нагаева установлены на берегу в вершине бухты Нагаева.           Створ маяков ведёт из Тауйской губы по акватории бухты Нагаева в порт Магадан. Направление створа 251º,8 – 71º,8.

           Штатные номера Переднего и Заднего маяков створа Бухты Нагаева по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года соответственно № 2989 и № 2990. Международные номера этих маяков по издаваемому Великобританией описанию огней соответственно № М 8012 и № М 8012.1.

           Географические координаты Переднего маяка створа Бухты Нагаева:

широта        59º 33',7 N, долгота 150º 46',3 E.

Задний маяк установлен в расстоянии 1,8 кабельтова     (330 м) от переднего маяка.

           Маяки расположены на территории г. Магадан.

           Бухта Нагаева расположена севернее полуострова Старицкого. Южным входным мысом является мыс Чирикова, на котором установлен маяк Чирикова. Северным входным мысом является мыс Островной. В бухте Нагаева наблюдаются значительные приливы. Средняя величина приливов – до 3,7 м.

           До 1875 года полуостров Старицкого назывался Миеканским по названию бухты, которую местные жители эвены называли Миекан или Монгалы. Орочи же бухту называли Монгодан или Магадан. В 1875 году гидрограф лейтенант Михаил Люцианович  Онацевич (1847 – 1879) при составлении описания побережья на винтовой шхуне «Восток» назвал полуостров именем гидрографа Константина Степановича Старицкого (1839 – 1909), производившего гидрографические работы на дальневосточных морях. 

           До 1912 года бухта Нагаева носила название Волок. В 1912 году по предложению участников Гидрографической экспедиции Восточного океана, которой руководил генерал-майор Михаил Ефимович Жданко (1855 – 1921), в честь выдающегося русского гидрографа XVIII века адмирала Алексея Ивановича Нагаева (1704 – 1781) бухта получила его имя.

           В 1915 году старатель – одиночка Б.Шафигуллин открыл в этих краях месторождение золота. Экспедиции С.В.Обручева в 1926 году и Ю.А.Билибина в 1928 году дали представление о запасах ископаемых. В 1927 году гидрографическая экспедиция И.Ф.Молодых дала рекомендации для строительства порта в бухте Нагаева. В 1929 году был основан рабочий посёлок, который в 1939 году был преобразован в город Магадан.

           Впервые створные знаки были построены в 1935 году. Это были две одинаковые деревянные трёхгранные башни  высотой 9,88 м, установленные на расстоянии 400 м одна от другой. Каждая башня состояли из трёх наклонных стоек, выполненных из брёвен диаметром 22 см и длиной 12 м, заглубленных на 1,8 м в грунт и соединённых в вершине. Расстояние между нижними концами стоек было 4 м. Сторона башни, обращённая к морю, была обшита досками толщиной 25 мм с зазорами между ними так, что образовывался щит дневной видимости знака трапециевидной формы высотой 8,88 м, с верхним основанием 1,20 м и нижним основанием 4,00 м. Щиты были белые с чёрной вертикальной полосой. Знаки были установлены соответственно на высоте 9,00 м и     14,00 м над уровнем моря. Створ был как навигационным, так и девиационным.

           На знаках были установлены створные маячные аппараты марки ФС-12, которые светили красным постоянным огнём на расстояние 3 мили (5,5 км). С 1948 по 1953 год знаки не освещались. В 1953 году знаки вновь осветили и дальность видимости огня была увеличена до 8 миль (почти 15 км). Знаки не имели площадок для обслуживания маячного аппарата.

           30 декабря 1962 года были приняты в эксплуатацию новые бетонные башни маяков створа, которые используются до настоящего времени. Башни построила в/ч 72010     (УНР-765) Дальвоенморстроя. Работами руководили инженер-подполковник П.Г.Тростин и прораб С.Фокин. Башни маяков были построены по типовому проекту шифр ТР-7/2 с корректировкой высоты в соответствии с расчётом створа и учётом высотной отметки мест установки башен. Проект был разработан в/ч 54034, г. Ленинград. Верхняя часть башни - 8-гранная пирамидальная, нижняя часть -  4-гранный пирамидальный цоколь с карнизом. Высота башни Переднего маяка 14,80 м, Заднего маяка – 13,60 м. Передний маяк установлен в расстоянии 20 м от береговой черты. Задний маяк установлен в расстоянии 350 м от береговой черты. Башни установлены на высоте соответственно    12,60 м и 29,20 м над уровнем моря. Башни окрашены в белый цвет с чёрной вертикальной полосой. Внутри каждой башни имеется помещение с вертикальным стальным трапом для подъёма на верхнюю площадку.  Стоимость строительства башен 35,2 тыс. рублей.

           На обеих башнях были установлены газосветные электромаячные установки марки ЭМГУ-220, которые имели красный постоянный огонь с дальностью видимости 15 миль (почти 28 км).

           На маяках установлены резервные маячные створные аппараты  марки ЭМС-350 с электролампами марки ММ 12-23 мощностью 23 вт и дальностью видимости огня 12 миль (более 22 км). Аппараты подключены в батареям марки «Знак-2Л».

           О вводе в действие новых маяков створа Бухты Нагаева было объявлено 14 февраля 1963 года в Извещениях мореплавателям № № 51 и 53 часть II.

           В 1989 году основные маячные аппараты были заменены на новые  - аппараты электрогазосветные маячные автоматические марки АГМА. Характер огня маяков не изменился. Сектор освещения установок 120º по створу. Освещение ведётся круглосуточно в течении всего года.  Электропитание маяков производится от городской сети.

           Маяки находятся в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Передний маяк створа

 

Задний маяк створа

 

Маяки на фоне г,Магадан

 

9 февраля 2018 года

 

   Ю.Шухин  

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида