Набиль маяк

 

 

Маяк Набиль

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Набиль 2 класса был установлен на восточном берегу острова Сахалин, на северном входном мысе пролива Асланбегова, соединяющего Охотское море с Набильским заливом, являющимся, по существу, лагуной, – его другое название - залив Бутакова.

           Маяк Набиль был построен в период работы нефтяных промыслов в северо – восточной части Сахалина и был предназначен для обеспечения безопасности мореплавания  вдоль его восточного берега и захода судов по проливу Асланбегова в Набильский залив.

           Маяк получил название по названию залива, у входа в который он был установлен.

           Географические координаты маяка Набиль:

широта 51° 44,35' N,  долгота 143° 18,48' E.

           Маяк Набиль находился на территории нынешнего Ногликского городского округа, а в то время – Ногликского района Сахалинской области, ныне - губернии.

           Высота маяка от спланированной поверхности была 33,50 м. Маяк первоначально был установлен в расстоянии 150 м от береговой черты на высоте 6 м над уровнем моря. Северо – западный берег пролива, как выяснилось впоследствии, подвержен размыву приливными течениями, что и послужило причиной разрушения маяка. Ширина фарватера в проливе Асланбегова от 100 до 240 метров, глубина от 5 до 18 метров.

           Ближайшими к маяку населёнными пунктами были: посёлок Набиль, ныне брошенный, в расстоянии 1,5 км, посёлок Кайган, также ныне брошенный, –  2 км, посёлок Катангли – 6,5 км и посёлок городского типа Ноглики – 12,6 км. Все расстояния указаны по прямой.

           Ближайшими к маяку Набиль маяками с постоянно проживающим персоналом были  ныне действующие: к северу – маяк Чайво в расстоянии около 70 км и к югу – маяк Терпения – в расстоянии более 350 км.

           Залив Набиль был обследован в период с 4 (16) июня по 12 (24) июля 1882 года офицерами парусно – винтового клипера  «Пластун» и назван ими в память умершего в том году выдающегося русского адмирала, основоположника тактики парового броненосного флота Григория Ивановича Бутакова (1820 – 1882). Набиль – название впадающей в залив реки, в переводе с  языка коренного проживающего там народа – нивхов, означающее «большие нерпы» или «место крупных зверей».

           Тогда же офицеры клипера «Пластун» описали и назвали пролив в честь в то время командующего эскадрой на Тихом океане контр-адмирала Авраамия Богдановича Асланбегова (Ибрагим бек Аллахверди бек оглу Асланбеков, 1822 – 1900).

           Построенный в 1879 году в Санкт-Петербурге парусно – винтовой клипер «Пластун» имел водоизмещение  1334 тонны, мощность паровых машин 1543 лошадиные силы, скорость 11,3 узла – 21 км/час и был вооружён 17-ю орудиями.

           Впервые автоматический светящий навигационный знак – в терминах того времени «огонь» - был установлен на северном мысе пролива Асланбегова в 1936 году, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям. Навигационный знак представлял собой 4-гранную деревянную башню высотой 16,0 м, на которой был установлен светооптический аппарат, светивший круговым проблесковым огнём – 20 проблесков в минуту при дальности видимости огня 8 миль – 15 км.

           В связи с ростом морских перевозок в районе восточного берега Сахалина для обеспечения добычи и вывоза нефти в 1948 году разворачивается строительство маяков Набиль, Чайво и Пильтун, необходимых для подхода к заливам соответственно Набильский, Чайво и Пильтун. Строительство этих объектов вёл сначала УНР-83 Инженерного отдела Тихоокеанского флота – начальник Ясиновский, прораб Калмыков. После организационных мероприятий в 1950 году на маяке Набиль работы ведёт УНР-124 Строительного управления ТОФ – начальник В.В.Мышкин, а прораб прежний – Калмыков.

           Башня маяка Набиль была построена в 1948 – 1949 годах. Башню построил УНР-83 – начальник Ясиновский, прораб Калмыков. Маяк представлял собой уникальную деревянную башню с деревянным фонарным сооружением высотой 33,5 м. 8-гранный пирамидальный деревянный каркас башни высотой 28,5 м был обшит тёсом. Стойки башни опирались на бетонные массивы. Нижняя часть башни имела вид 8-гранного призматического цоколя высотой 4,65 м и размером в плане  12,0 х 12,0 м. В верхней части ствола башни на высоте 25,32 м от фундамента снаружи был сделан балкон, а внутри башни устроено подфонарное помещение. Размер балкона в плане был 4,80 х 4,80 м.

           В башне было 6 промежуточных лестничных площадок через 4 метра по высоте. Лестница была одномаршевая деревянная. На уровне промежуточных площадок снаружи проектом предусматривалось устройство деревянных поясков. Через одну площадку по высоте установили по четыре окна для освещения внутреннего помещения башни дневным светом. Вокруг фонарного сооружения была сделана 8-скатная железная кровля.

           Фонарное сооружение было деревянное 8-гранное призматическое с  8-скатной шатровой крышей. Фонарное сооружение имело 8 штормовых прямоугольных стёкол размером 720 х 660 (h) мм и толщиной 6 мм. Высота фонарного сооружения 4,88 м, его размер в плане 2,60 х 2,60 м.

           Башня снаружи была окрашена в белый цвет масляной краской.

           Стоимость строительства башни была 245,8 тыс. рублей, а всего маяка – около 1 700,0 тыс. рублей в ценах того времени.

           9 сентября 1950 года Извещением мореплавателям было объявлено, что введён в действие «огонь Набиль на мысе Северный»  - белый проблесковый с дальностью видимости 10 миль – 18 км, установленный на 8-гранной деревянной башне высотой 30 м. Но уже 20 октября 1950 года Извещение мореплавателям изменяет указанное выше сообщение и объявляет о «вводе в действие электромаяка Набиль» и прекращении действия огня. Характеристика огня маяка была: свет 5 сек + темн. 12 сек – период 17 сек. В 1961 году характеристика была изменена: свет 1 сек + темн. 14 сек – период 15 сек – 4 проблеска в минуту. Дальность видимости кругового огня была 28 миль – 52 км.

           Источником света маяка был отечественный светооптический аппарат марки ЭМ-35/1, выпущенный в 1948 году заводом № 338, с четырьмя полизональными дисковыми линзами марки Л-350. В аппарате была установлена маячная электролампа марки ММ-6 мощностью 2 квт и с силой света 5140 свечей. Эффективная сила света аппарата с этой лампой была   233 300 свечей. Проблесковый характер огня создавался вращением аппарата с помощью электромотора мощностью 125 вт со скоростью 1 оборот в минуту. Оптическая система имела размер 550 х 550 х 603 (h) мм. Фокусное расстояние линз аппарата было 187,7 мм.

           Электропитание маяка производилось от двух бензо – электрических генераторов марки АЛ-6 мощностью 2,8 квт каждый. Для электропитания позднее введённого в действие радиомаяка установили аккумулятор марки  С-118, состоявший  из 116 элементов. Вскоре он был заменен на 2 аккумуляторные батареи марки С-8 из 96 элементов каждая.

          В качестве дублёра маяка был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-300 с 30-литрововой горелкой, проблесковым аппаратом марки К-130 и регулятором давления марки Т-130. Он светил белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 1 сек + темн. 4 сек – период 5 сек – 12 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 10 миль – 19 км. Работу фонаря обеспечивали 3 баллона с ацетиленом марки В-27, которых хватало на 2677 часов работы фонаря. Фонарь был установлен на балконе на высоте 26,1 м над спланированной поверхностью.

           В ноябре 1950 года в эксплуатацию были приняты здания радиомаяка и сирены, мачта – антенна радиомаяка, 4-квартирный и 2-квартирный жилые дома, баня, склады ГСМ в бочках, продовольствия и маячного имущества, шахтный колодец, сарай для дров, конюшня на 2 лошади, уборная и забор. Они были построены УНРом-124 под руководством В.В.Мышкина. Прорабом был, как и при строительстве башни, Калмыков.

           Здание сирены имело размер в плане 10,28 х 10,28 м, общую площадь 80 кв.м и толщину стен 64 см. Фундамент здания сирены был ленточный бутовый.  Стены были сложены из шлакобетонных блоков.  Здание имело электрическое освещение, печное отопление, воду в колодце и уборную во дворе.

           28 июня 1952 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке и вводе в действие при маяке Набиль пневматической сирены марки ДСУ-50, выпущенной заводом «Пневматика» в Ленинграде в 1949 году. Сирена имела направление излучения на восток в секторе 300°. Тон сигнала был средний, частота сигнала 335 гц. Характеристика сигнала была: звук 3 сек + молч. 26 сек – период 29 сек. Рупор сирены был установлен на высоте 14 м над уровнем моря в расстоянии  112 м от береговой черты при отливе и 96 м  - при приливе. Сирена состояла из:

- двух дизельных двигателей марки «1Д 16/20» мощностью по 15 лошадиных сил каждый, выпущенных на Машиностроительном заводе в Энгельсе,

- двух вертикальных компрессоров простого действия марки «125 В-2/3» производительностью 2 куб.м в минуту при давлении 3 атм., выпущенных заводом «Компрессор» в Мелитополе,

- звукового аппарата марки «ВС» завода «Пневматика» в Ленинграде, который при работе имел расход воздуха 0,33 куб. м в секунду.

           Сирена работала в 1952 году 296 часов, в 1953 году – 259 часов, в 1954 году – 352 часа и в 1955 году – 754 часа.

           В 1957 году была установлена новая пневматическая сирена марки ДСУ-52. Она работала с прежней характеристикой, но тон сигнала стал низкий при частоте 165 гц и сектор излучения уменьшился до 270°. Дальность слышимости сигнала была до 6 миль – 11 км. Дизельные двигатели и компрессоры были почти такие же, как и ранее стоявшие. Звуковой аппарат роторного типа имел расход воздуха больше – 0,38 куб.м в сек. Эта сирена работала в 1957 году 845 часов, в 1958 году – 635 часов, в 1959 году – 985 часов, в 1960 году – 575 часов, в 1961 году – 1025 часов и в 1962 году – 829 часов.

           Здание радиомаяка было деревянным с тесовой кровлей, размером в плане 13,20 х 13,10 м, общей площадью151 кв.м, с высотой помещения 3,0 м. 30 июля 1952 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке «…радиомаяка Набиль при маяке того же наименования». Радиомаяк марки КРМ-250 имел опознавательный сигнал «НЛ», работал на частоте 303,64 кгц – длина волны 988 м, дальность действия 150 миль – 278 км. Радиомаяк работал в группе с радиомаяками Чайво и Пильтун. Рядом со зданием была установлена вертикальная стальная цилиндрическая мачта – антенна высотой 26 м.

           Деревянная баня имела размер в плане 4,75 х 5,55 м, общую площадь 19 кв.м и высоту помещений 2,80 м.

           Территория маяка площадью 1,23 га располагалась на мысе,  с юга и востока была ограничена береговой чертой, с севера – нефтепроводом, идущим в море, а с запада узкоколейной железной дорогой, ведущей в пос. Кайган и далее в пос. Катангли – её общая длина была 8 км. В 1961 году дорога была размыта. В пос. Катангли от маяка была проложена и грунтовая дорога. Снабжение маяка осуществлялось только судами. Радиосвязь с маяком была установлена только в 1958 году.

           Территория маяка была ограждена деревянным забором высотой     2,25 м и длиной 440 м.

           В 1961 году для электропитания маяка Набиль от электросети нефтепромысла в пос. Кайган была проложена воздушная ЛЭП длиной        1,5 км.  

           Берег в районе установки маяка Набиль был подвержен размыву. Здание сирены, построенное ближе всех остальных объектов маяка к береговой черте, в 1965 году стало подвергаться воздействию морских волн и осенью из-за создавшейся аварийной ситуации сирена была демонтирована. 23 октября 1965 года Извещением мореплавателям было объявлено об упразднении сирены.

           В 1964 – 1966 годах рассматривалась возможность постройки нового маяка Набиль со сборной чугунной башней высотой 35,5 м или монолитной железобетонной башней высотой 48 м, но из-за неблагоприятных природных условий идея не была реализована.

           Из-за интенсивного размыва берега 30 октября 1969 года обрушился маяк. Светооптический аппарат был заблаговременно снят. 18 ноября 1969 года под угрозой разрушения оказалось здание радиомаяка, его дальнейшая работа стала невозможна и радиомаяк был демонтирован. Мачта-антенна радиомаяка упала. 26 ноября 1969 года Извещением мореплавателям было объявлено об упразднении маяка, радиомаяка и резервного огня.

           Ацетиленовый светооптический аппарат марки АМ-500 в качестве навигационного огня был установлен на стальной 4-гранной башенке на крыше 2-квартирного жилого дома, о чём 3 декабря 1969 года объявило Извещение мореплавателям.

           К открытию навигации 1970 года было восстановлено электроснабжение объектов маяка. На крыше дома был установлен светооптический аппарат марки ЭМ-300, а в доме – радиомаяк КРМ-50. Об этом Извещение мореплавателям сообщило 15 июня 1970 года. Огонь был белый проблесковый  с характеристикой: свет 1 сек + темн. 4 сек – период 5 сек – 12 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была  7 миль –      13 км. Радиомаяк Набиль имел прежний опознавательный сигнал «НЛ», работал на частоте 294,5 кгц и волне длиной 1019 м. Его дальность была       50 миль -  93 км.

           В 1973 году море стало размывать основание 2-квартирного жилого дома. 14 июня 1973 года огонь вместе со  стальной башней был перенесён на крышу 4-квартирного жилого дома.

           3 декабря 1979 года из-за разрушения морем 2-квартирного жилого дома радиомаяк Набиль был упразднён.

           29 октября 1981 года 4-квартирный дом также был разрушен морем и действие маяка  Набиль прекратилось. В течении двух месяцев силами работников гидрографической службы ТОФ под руководством Я.Ф.Карпенко был изготовлен новый маяк Набиль в виде 4-гранной стальной решетчатой обшитой досками пирамидальной башни высотой 8,70 м, установленной на полозья. Это позволяло переставлять маяк в зависимости от динамики перемещения береговой черты. На башне был установлен ацетиленовый светооптический аппарат  марки АМ-300 с 45-литровой горелкой. 8 января 1982 года в Извещении мореплавателям было объявлено об установке маяка Набиль с прежней характеристикой огня и дальностью его видимости 7 миль – 13 км. Этот маяк впоследствии был переведён в разряд светящих навигационных знаков и прослужил до 4 июня 2000 года, когда разрушился. В 2004 голу он был упразднён.

           К этому времени нефтепромыслы исчерпали запасы и прекратили добычу. По результатам проведённого обследования строительство нового навигационного знака не представлялось возможным из-за заболоченности местности, отсутствия дорог, продолжающегося размыва берега и его затопления при нагонных течениях. Со стороны мореплавателей пожеланий иметь новый навигационный знак не поступало.

           Начальниками маяка были: в 1952 году – Щербинин, в 1981 году Ф.Т.Сиденко.

 

Ю.Шухин

 

 

26 января 2017 года

          

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида