Москальво маяк
Москальво маяк

 

Маяк Москальво

 

           Маяк Москальво 3 класса установлен в 8,5 кабельтова (1,6 км) к юго – западу от мыса Входной на севере острова Сахалин, в юго – восточной части берега Сахалинского залива. Мыс Входной открывает пролив Восточный проход из Сахалинского залива в залив Байкал.

           Маяк Москальво предназначен для обеспечения плавания судов на подходе к порту Москальво из Сахалинского залива.

           Маяк Москальво является также задним маяком створа Залива Байкал первый, ведущему по второму колену фарватера пролива Восточный проход.

           Радиомаяк Москальво установлен на восточном берегу пролива Восточный проход в 3,8 мили (7 км) к югу от мыса Входной.

           Штатный номер маяка Москальво по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2775. Международный номер маяка Москальво по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7910.

           Географические координаты маяка Москальво: широта  -

53  38,85 N, долгота 142  29,67 Е.

           Передний  маяк  створа Залива Байкал первый (далее – передний маяк) расположен в расстоянии 3 кабельтова (560 м) от заднего маяка.

           Штатный номер переднего маяка по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2774. Международный номер переднего маяка по издаваемому Великобританией описанию огней –

М 7909.99.

           Маяк Москальво установлен на расстоянии 920 м от береговой черты на высоте 8,70 м над  уровнем моря.

           Передний маяк установлен в расстоянии 350 м от береговой черты на высоте 3,0 м над уровнем моря.

           Оба маяка находятся в Охинском городском округе Сахалинской губернии в расстоянии 7,5 км  к северу от селения и порта Москальво и в 6,0 км к северу от маячного городка, в котором находится радиомаяк Москальво. От маячного городка до селения Москальво 1,5 км на юг по грунтовой дороге.

           Современное название   «Москальво» - искажённое название нивхского стойбища Маскалуво, ранее находившегося на месте нынешнего селения, в переводе – «Селение у Маленькой Бухты».

           В 1846 – 1848 годах залив Байкал, на берегу которого расположен порт Москальво, носил название «залив Обман». В 1849 году    залив был переименован выдающимся русским мореплавателем, тогда капитан – лейтенантом, Геннадием Ивановичем Невельским (1813 – 1876) по имени своего корабля – военного парусного транспорта «Байкал» (водоизмещение 250 тонн). Описание залива Байкал в июне того же года выполнил участник плавания подпоручик корпуса флотских штурманов Лев Александрович Попов (1819 – 1873).

           Образование поселения Москальво и создание порта было следствием обнаружения на севере Сахалина месторождений нефти в 1880 году. Добычу нефти начали японцы в 1923 году в период интервенции во время Гражданской войны. В 1932 году были построены причал треста «Сахалиннефть» и железная дорога до города Оха, которая ныне упразднена. С 1959 года порт Москальво открыт для иностранных судов. После разрушительного землетрясения порт был реконструирован в 2006 году.

           Расстояние от селения Москальво до аэропорта в Охе – 29 км. Теперь ближайшая железнодорожная станция Ноглики Сахалинского района Дальневосточной железной дороги в расстоянии 260 км.

           Маяки действуют в период навигации с 15 июня по 25 ноября.

           Впервые в 1929 году были построены два деревянных несветящих знака Первого входного створа Восточного пролива Москальво. Они представляли собой трёхгранные пирамиды с белым треугольным щитом дневной видимости с чёрной вертикальной полосой на нём. Направление створа было, как и теперь, 289 – 109 градусов. Наименьшая глубина на створе  - 22 фута (6,7 м).

           Извещением мореплавателям № 148 от 5 марта 1937 года сообщалось об установке радиомаяка Москальво, имеющего опознавательный сигнал «У» по азбуке Морзе и работавшем на частоте 314,3 кгц с длиной волны 951 м. Радиомаяк работал в автоматическом режиме. Он был установлен в 7,8 кабельтова к югу от заднего знака Третьего входного створа Москальво – там, где радиомаяк находится сейчас.

           В 1950 году радиомаяк был перенесен и установлен вблизи переднего знака Первого входного створа. Он получил новый опознавательный сигнал «МО», который носит до сих пор. Для обеспечения действия маяка были построены деревянные здания маячного городка:

- здание радиомаяка общей площадью 151 кв. м,

- одноэтажный 4-квартирный жилой дом общей площадью 295 кв. м,

- баня общей площадью 21 кв. м,

- склад маячного имущества общей площадью 210 кв. м,

- склад ГСМ в таре общей площадью 68 кв. м,

- конюшня общей площадью 30 кв. м.

           Штормами зимой 1968 – 1969 годов были разрушены тесовые кровли и дымовые трубы здания радиомаяка и жилого дома. Эти здания после приёмки в эксплуатацию нового маячного городка в 1973 году были списаны с учёта и разобраны.

           23 декабря 1954 года были приняты в эксплуатацию новые светящие стальные  передний и задний знаки Первого входного створа Москальво, построенные вместо пришедших в негодное состояние деревянных знаков. Знаки были построены в/ч 72010 Дальвоенморстроя под руководством инженер – подполковника Трирог и прораба Белякова. Это были стальные решетчатые призматические башни высотой: передний 10 м и задний 14 м по типовому проекту шифр 550р Ленинградского отделения ЦНИИ Проектстальконструкция с прямоугольным деревянными белыми щитами дневной видимости с чёрной вертикальной полосой. Первоначально знаки имели белые огни с дальностью видимости 8 миль (почти 15 км). Передний знак имел проблесковый огонь: свет 1 сек +  темнота 2 сек – период 3 сек. Задний знак имел постоянный огонь. Расстояние между знаками было 510 м. В 1964 году огни знаков для их отличия от береговых огней сделали красными с дальностью видимости 6 мили (11 км).

           В мае 1967 года были начаты работы по строительству  маяка и радиомаяка  Москальво, четырёх знаков Первого, Второго и Третьего входных створов залива Байкал и маячного городка. Строился полный комплекс объектов навигационного оборудования для обеспечения плавания судов на подходе к порту Москальво. Строительно – монтажные работы выполняла опять же в/ч 72010 ( до 1971 года – 636 Военно – морское строительство – 636 ВМС, а с 1972 года – 765 УНР) Дальвоенморстроя под руководством капитана И.И.Карцева.

           К концу 1969 года из чугунных тюбингов был собран ствол башни маяка высотой 34,5 м без фонарного сооружения, были выложены из кирпича стены и начат монтаж перекрытий из сборных железобетонных плит маячно – технического здания (МТЗ), гаража, склада маячного имущества и продовольствия,  начата кладка стен жилого дома.

           В 1970 году на башне маяка установили фонарное сооружение без штормовых стёкол, несвоевременная поставка которых сорвала сроки ввода маяка в эксплуатацию. На основных здания закончили кладку, вели монтажные и отделочные работы. В 1971 году работы продолжали, уложили наружные инженерные сети, начали установку деревянных опор ЛЭП до Москальво.

           23 декабря 1972 года были приняты в эксплуатацию:

- маячно – техническое здание (МТЗ), построенное из кирпича по типовому проекту шифр ТР-46/1-65, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ (ГПИ № 1 ВМФ). Размер здания в плане 12,88 х 10,48 м, общая площадь 97 кв. м, высота помещений 3,0 м. В здании был установлен радиомаяк марки КРМ-100 вместо действовавшего радиомаяка марки КРМ-50, который открыл действие 1 июня 1973 года. В 1989 году он был заменён на радиомаяк марки КРМ-300. Для Т-образной антенны радиомаяка были установлены две стальные мачты – опоры высотой по 30 м каждая. Здание имеет водяное отопление с двумя котлами марки ВНИИСТО, работающими на газе. Основным источником электропитания является ЛЭП от Москальво. В МТЗ установлены два резервные дизель – электрические генератора. Здание оборудовано водопроводом и канализацией;

- двухэтажный 4-квартирный жилой дом с квартирами в двух уровнях. В доме две 2-комнатные и две 3-комнатные квртиры. Размер здания в плане 15,78 х 11,28 м, толщина стен 64 см, общая площадь 255 кв. м, высота помещений в первом этаже 2,60 м, во втором этаже 2,50 м. В жилом доме центральное отопление от котельной в МТЗ, кухни с газовыми плитами и совмещённые санузлы с ванными, водопровод и канализация. Крыша плоская совмещённая. Снаружи дом оштукатурен и побелен;

- гараж на 1 автомашину,

- резервуар стальной объёмом 10 куб. м для дизельного топлива,

- резервуар железобетонный ёмкостью 50 куб. м для пожарного запаса воды,

- водопровод длиной 75 м с шахтным колодцем, оборудованным электронасосом,

- канализация длиной 150 м с септиком ёмкостью 7 куб. м и фильтрующим выпуском,

- теплотрасса длиной 55 м от МТЗ к жилому дому,

- газопровод от Москальво длиной 2 000 м,

- ЛЭП от Москальво длиной 2 000 м,

- внутренние кабельные электрическая и телефонная сети.

           В 1973 году были приняты в эксплуатацию:

- передний знак, впоследствии переведённый в разряд маяков, створа Залива Байкал первый. Это стальная решетчатая 4- гранная башня высотой 28 м. Её нижняя часть высотой 9,4 м – пирамидальная, верхняя часть – коническая. На обращённой в сторону моря грани башни установлен прямоугольный деревянный белый щит дневной видимости высотой 8 м с чёрной вертикальной полосой. Знак построен по типовому проекту шифр 550р, разработанному Ленинградским отделением ЦНИИ Проектстальконструкция (ЛО ЦНИИ ПСК). Знак установлен в расстоянии180 м от береговой черты на высоте 3,0 м над уровнем моря.  На знаке был установлен створный светооптический аппарат марки ЭМС-210. После установки более мощного аппарата марки ЭМС-350 знак был переведён в разряд маяков. Он имеет белый изофазный огонь: свет 1,5 сек + темнота 1,5 сек – период 3 сек с дальностью видимости 15 миль (28 км);

- передний и задний знаки створа Залива Байкал второй. Это стальные призматические решетчатые башни высотой соответственно 8 и 12 метров с деревянными прямоугольными щитами дневной видимости по типовому проекту шифр 550р ЛО ЦНИИ ПСК;

- передний знак створа Залива Байкал третий. Это стальная призматическая решетчатая башня высотой 14 м с деревянным прямоугольным щитом дневной видимости по типовому проекту шифр 550р ЛО ЦНИИ ПСК;

- воздушная ЛЭП от МТЗ до башни маяка длиной 7 км.

           В 1974 году была принята в эксплуатацию построенная из чугунных тюбингов с фонарным сооружением башня маяка Москальво высотой 40,41 м. Об установке и начале действия маяка Москальво было объявлено в Извещении мореплавателям № 147 часть 1 от 21 августа 1974 года. Башня высотой 34,3 м построена по типовому проекту шифр ТГ-106, разработанному ГПИ №1 ВМФ. Фонарное сооружение изготовлено по типовому проекту ТГ-103 тип 2 (12-ФС-2880-1), разработанному также ГПИ №1 ВМФ. Оно имеет штормовое двухярусное остекление общей высотой 1600 мм из 24-х прямоугольных плоских зеркальных стёкол толщиной 10 мм.  Башня окрашена в белый цвет с чёрной вертикальной полосой по линии створа. На башне установлен светооптический аппарат марки ЭМН-500 с электролампой марки ММ 110-1000 мощностью 1 квт для обеспечения кругового освещения маяка белым изофазным огнём: свет 1,5 сек + темнота 1,5 сек – период 3 сек с дальностью видимости 18 миль (более 35 км).

           Общая стоимость строительства маяка в ценах того времени составила 1 млн. 370,7 тыс. рублей. Общая продолжительность работ при экспедиционном способе ведения их – 51 месяц, в том числе осуществление высадки и эвакуации экспедиций 2,5 месяца.

           Начальником маяка в 1972 – 1979 году был П.Отрощенко.

           Весь период своего существования маяк и радиомаяк Москальво, а также створные маяк и знаки находятся в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

15.05.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида