Монерон маяк

 

           Маяк 2 класса Монерон установлен на острове Монерон в 2,2 кабельтовых  (400м) к юго – западу от мыса Обсервации – восточной оконечности острова и предназначен для обеспечения плавания судов в юго – восточной части Татарского пролива у побережья острова Сахалин и на подходе с запада к проливу Лаперуза.

           Штатный номер маяка Монерон  по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2125. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7794.

           Гористый и поросший лесом остров Монерон лежит в расстоянии 26,5 мили (49 км) к западу от южной оконечности острова Сахалин. Берега острова скалистые, окружены многочисленными рифами, камнями и скалами, некоторые расположены в расстоянии 1 мили (1,85 км) от берега. Остров имеет длину 7,15 км и ширину 4,00 км. Его площадь около 30 кв. км.

           С восточной стороны острова в расстоянии 1 миля (1,85 км) к  NNW от мыса Обсервации расположена бухта Чупрова, в которой находится частично разрушенный ковш японской постройки, доступный для захода и стоянки малых судов только при южных ветрах.

           Географические координаты маяка Монерон: широта 460  14,75 N, долгота 1410  15, 80 Е.

           Ближайший населённый пункт – город  и порт Невельск на Сахалине в расстоянии 35 миль (почти 65 км). Остров входит  в Невельский район Сахалинской области. На острове нет постоянного населения.

           Остров Монерон был нанесён  ещё на старинную японскую карту, составленную в 1644 году самураем Мураками Хироноре. В 1787 году остров был обнаружен французской кругосветной экспедицией Ж.Ф.Лаперуза (Жан - Франсуа де Гало, граф  Лаперуз,1741 - 1788) на фрегате «Буссоль», который дал острову имя участника экспедиции офицера королевского инженерного корпуса капитана Моннерона.

           Написание названия острова менялось.  В регулярно переиздающейся книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья СССР» издания 1953 года и «Справочнике по истории географических названий на побережье СССР» издания 1976 года название острова указано «Моннерон» (с двумя «Н»). В книге «Огни и знаки Тихоокеанского  побережья СССР»  издания 1982 и последующих годов название острова указано «Монерон» (с одним «Н»).

           Лаперуз не составил карту острова. Достоверная карта острова Монерон была сделана в 1867 году русским гидрографом лейтенантом Константином Степановичем Старицким (1839 – 1909). Его именем названа самая высокая гора острова  - гора Старицкого высотой 439,5 метров.

           После Русско – японской войны в 1905 году остров отошёл к Японии и стал называться Кайба – То или Тодомосири.  В этот период остров был заселён. Несмотря на сложный рельеф местности и трудности с  водой на острове было развёрнуто сельскохозяйственное производство.  Была создана также большая военная база.

           В 1945 году остров был возвращён в состав СССР и было восстановлено его первоначальное название. В послевоенные годы постоянного населения на острове не стало, он был объявлен пограничной зоной. На острове и на прилегающей акватории шириной 2 мили  теперь расположен Морской природный парк. Монерон – остров таинственный, загадочный и малоисследованный.

           1 сентября 1983 года в 55 км к северу от острова Монерон советским истребителем был сбит южнокорейский самолёт марки «Боинг-747», вторгшийся в воздушное пространство СССР.

           Впервые  маяк на острове был построен Японией в апреле 1914 года на мысе Хиноде – Бана (теперь мыс Обсервации) и назван Тодо – Сима (Todo shima). Эта деревянная 4-гранная белая башня высотой 9 метров была построена на высоте 421 фут (127 метров) над уровнем моря. На башне был установлен импортный френелевский  ацетиленовый светооптический аппарат с силой света 200 свечей и дальностью видимости огня 13 миль (24 км). Огонь был белый проблесковый с периодом 4 секунды. Маяк светил на восток в секторе от 3420 до 2260.  Маяк работал без постоянного маячного персонала.

           В 1922 году вместо деревянной башни была построена бетонная 4-гранная призматическая башня, имевшая вместе с фонарным сооружением высоту 10,2 метра. Башня была установлена на высоте 104 метра над уровнем моря в расстоянии 120 метров от береговой черты. В плане башня имела габаритный размер 3,00 х 3,00 метра. Высота самого ствола башни была 7,50 метра. Толщина стен была 50 см. Внутри башни было одно железобетонное межэтажное перекрытие и два наклонных стальных трапа.

           Фонарное сооружение диаметром 2,00 метра состояло из остеклённой части и купола. Цоколем, на который опиралась несущая рама штормового остекления, служила железобетонная монолитная стенка высотой 1,20 метра, установленная на верхней площадке башни. Штормовое остекление высотой 90 см состояло из 16-ти треугольных выпуклых стёкол. 

           На башне был установлен ацетиленовый светооптический аппарат с слой света уже 700 свечей и дальностью видимости огня 19 миль (более 35 км). Огонь остался белым, но затмевающимся (изофазным): свет 3 сек + темнота 3 сек – период 6 сек. Сектор освещения остался прежний. На маяке стал работать постоянный персонал.

           В 1924 году при маяке была установлена сирена. Сигнал сирены длительностью 3 сек повторялся через 40 сек.

           При маяке были устроены гидрометеостанция, а позднее радиомаяк. Для гидрометеостанции построили здание общей площадью 36 кв. м, а для радиомаяка здание общей площадью 102 кв. м. Для антенны радиомаяка были установлены две стальные радиобашни (без оттяжек) высотой по 20 метров.

           Для персонала маяка и гидрометеостанции построили 5 жилых двухквартирных домов общей площадью от 67 до 82 кв. м каждый. Все здания были построены из монолитного железобетона с плоскими совмещёнными крышами, за исключением здания сирены  и крытых переходов между зданиями, построенных из дерева.

           Водоснабжение маяка осуществлялось путём сбора атмосферных осадков, очищенных в специальных фильтрах, в подземном резервуаре.

           Извещением мореплавателям № 79 от 21 ноября 1945 года сообщалось о вводе в действие маяка Монерон после войны с прежней характеристикой огня.

           Извещением мореплавателям № 220 от 28 декабря 1946 года  сообщалось об установке и открытии действия радиомаяка Монерон.  Радиомаяк имел дальность действия 100 миль (185 км), опознавательный сигнал «МР» по азбуке Морзе и длину волны 978 м. Он работал в группе с радиомаяком Крильон. В ноябре 1954 года он был заменён на радиомаяк марки КРМ-250.

           Извещением мореплавателям № 158 от 26 мая 1947 года сообщалось о восстановлении действия сирены с характеристикой: звук 4 сек + тишина 40 сек – период 44 сек. Длительность звучания  была увеличена на 1 сек.

           В 1951 году было произведено  переоборудование маяка. Извещением мореплавателям № 239 от 3 августа 1951 года сообщалось о новой, группопроблесковой характеристике по-прежнему белого огня: свет 1,2 сек + темнота 5,8 сек  + свет 1,2 сек + темнота 21,8 сек – период 30 сек. Освещение по-прежнему производилось ацетиленовой горелкой, но дальность видимости огня увеличилась до 26 миль (48 км).

           Извещением мореплавателям № 294 от 9 октября 1951 года было объявлено об установке и открытии действия наутофона при маяке Монерон. Это был наутофон марки 3/Р-5 изготовленный ещё в 1949 году в ГДР тогда ещё фирмой «Юлиус Пинч». Наутофон состоял из двух дизель - электрических  генераторов переменного тока мощностью по 19 квт и трёх излучателей  марки Р-5 мощностью по 0,93 квт каждый при частоте излучаемого звука 500 гц. Излучатели были установлены на высоте 114 м над уровнем моря и в расстоянии 142 м от береговой черты. Излучение звука было направлено на восток.  Дальность слышимости звука была 3 мили (5,5 км).  Наутофон работал в 1953 году 464 часа, в 1954 году – 685 часов, в 1955 году – 1167 часов.  С вводом в действие наутофона сирена была упразднена. Наутофон был заменён новым только в 1963 году, через 12 лет работы.

           С 1961 по 1963 год была произведена реконструкция маяка Монерон. Строительно – монтажные работы выполнил УНР – 765 (в/ч 72010) Дальвоенморстроя. Руководителем организации был подполковник – инженер С.П.Елохин, производителем работ – Шубин. Проект реконструкции выполнил Военморпроект № 31 (г. Владивосток) Тихоокеанского флота.

           В процессе реконструкции была построена новая башня маяка по типовому проекту шифр ТГ-108, разработанному ГПИ № 1 ВМС. Башня была установлена на высоте 104 м над уровнем моря и в расстоянии 120 м от береговой черты. Башня 8-гранная, призматическая, бутобетонная. Габаритный размер в плане  4,60 х 4,60 м. Толщина стен  40 см. Высота ствола от отмостки  до верхней площадки  6,00 м. Лестница внутри ствола башни до отм. + 3,65 м маршевая из бетонных ступеней по стальным косоурам, выше – стальная винтовая. Башня окрашена двумя черными одной белой,  средней горизонтальными полосами высотой в 1/3 высоты башни каждая.

           На верхней железобетонной площадке башни первоначально было установлено фонарное сооружение по типовому проекту шифр ТГ-103-1 указанной выше проектной организации   в виде 12-гранной призмы высотой 4,69 м с трехъярусным остеклением высотой 1600 мм и сферической купольной крышей. Общая высота маяка была 11,00 м. В последствии, в 1980 году фонарное сооружение было заменено на выполненное по новому типовому проекту шифр МФС-2 той же проектной организации, которое эксплуатируется до сих пор.  Это 8-гранное сооружение с плоской крышей и одноярусным остеклением высотой 1800 мм трапецеидальными плоскими штормовыми стёклами толщиной 10 мм.

           Был построен 4-квартирный кирпичный жилой дом размером в плане 19,40 х 9,50 м  общей площадью 127 кв. м. В доме было 6 жилых комнат и 4 кухни. Дом имел водяное отопление от котелка в маячно – техническом здании. Водоснабжение – водопровод из колодца, канализация выгребная. 18 февраля 2011 года дом сгорел.

           Кроме того, были построены баня и павильон настройки, установлены 3 стальные резервуара по 10 куб. м каждый для дизтоплива. Реконструированы здание радиомаяка под маячно – техническое здание, здание сирены под склад маячного имущества и продовольствия и два жилых дома – все японской постройки. Разобраны за ненадобностью и из-за неудовлетворительного технического состояния старая маячная башня, два жилых дома и хозяйственное здание – все японской постройки.

           На время реконструкции огонь маяка с 4 октября 1961 года по 6 февраля 1963 года был перенесён  на вышку наутофона в 12 метрах к востоку от старой башни маяка. За это время была разобрана старая башня и на её месте построена новая башня маяка. 6 февраля 1963 года в Извещениях мореплавателям № 53 и № 57 часть 1 сообщалось о вводе в действие резервного огня маяка на балконе новой башни с дальностью действия 20 миль (37 км).

           Маяк Монерон открыл действие основным огнём 20 июля 1963 года, о чём сообщили Извещения мореплавателям № 303 и № 308 часть 1. Огонь маяка с того времени и до сих пор белый группо – проблесковый: свет 0,2 сек + темнота 3,3 сек + свет 0,2 сек + темнота 11,3 сек – период 15 сек. Дальность видимости огня маяка 26 миль (48 км). Маяк светит в секторе от 3410 до 2290. На маяке был установлен светооптический аппарат марки ЭМВ-930 с маячной электролампой накаливания марки КГММ 110-1000 мощностью 1 квт.

           Одновременно возобновил действие наутофон марки 3/Р5-52, демонтированный с маяка Астафьева в связи с переносом маяка и капитально отремонтированный.

           Ранее действовавший при маяке радиомаяк марки КРМ-250 был заменён на радиомаяк марки КРМ-100 и введён в действие 21 января 1963 года. В 1981 году был установлен новый радиомаяк марки АНРМ-150, который начал действовать с 20 июля 1981 года, о чём сообщало Извещение мореплавателям  № 226.

           В период с 1986 по 1989 год на маяке хозяйственным способом построили из бруса 1-квартирный жилой дом общей площадью 63 кв. м.

           В 1991 году радиомаяк был заменён новым марки КРМ-300.

           В 1992 году был упразднён наутофон.

           18 февраля 2011 года на маяке случился пожар. Сгорели 4-квартирный жилой дом, баня и склады. Люди не пострадали. Последствия ликвидированы. Маяк продолжает работать.

           С 1945 года маяк Монерон находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота  и обеспечивает плавание судов у юго – западного побережья Сахалина.

 

Ю.Шухин

 

24.02.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида